ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-395/17 от 14.12.2017 Бутурлинского районного суда (Нижегородская область)

Мотивированное решение по делу № 2-395\2017

изготовлено 14.12.2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

12 декабря 2017 г.

Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Зиминой Е.Е.,

при секретаре Гороховой А.С.,

а так же с участием представителя истца заместителя прокурора Бутурлинского района Назаркина А.Н., представителя третьего лица администрации Бутурлинского муниципального района Круглова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Бутурлино гражданское дело по иску прокурора Бутурлинского района, поданного в интересах Российской Федерации к ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» о прекращении деятельности по эксплуатации нефте-перерабатывающей установки,

у с т а н о в и л :

Исполняющий обязанности прокурора Бутурлинского района Назаркин А.Н. обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации с иском к ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП», в котором просит:

Признать деятельность ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» по эксплуатации нефте-перерабатывающей малогабаритной установки н-60, заводской номер H60.10.00.00.00, 2012 года выпуска, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, уч. 2, осуществляемой в нарушение требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, незаконной.

Обязать ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» прекратить деятельность по эксплуатации нефте-перерабатывающей малогабаритной установки н-60, заводской номер H60.10.00.00.00, 2012 года выпуска, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, уч. 2, по вступлении решения суда в законную силу.

Обязать ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» в целях устранения выявленных нарушений действующего земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды осуществить демонтаж нефте-перерабатывающей малогабаритной установки н-60, заводской номер H60.10.00.00.00, 2012 года выпуска, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, уч. 2, по вступлении решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Бутурлинского района в связи с обращением жителей ул. Пристанционная р.п. Бутурлино проведена проверка соблюдения законодательства по факту функционирования на территории городского поселения р.п. Бутурлино нефтеперегонного производства на земельном участке по адресу: <адрес>, р.<адрес>, уч. 2.

Проверкой установлено, что согласно договора купли - продажи имущества с рассрочкой платежа от 07 июля 2017 года, заключенного между АО «ВОКБАНК» (продавец) и ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» (покупатель) собственником земельного участка по адресу: <адрес>, р.<адрес>, уч. № 2, а также установки нефте-перерабатывающей малогабаритной н-60 (заводской номер Н60.10.00.00.00, инвентарный номер 330049, 2012 года выпуска) является хозяйственное общество - ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП».

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.10.2017 дополнительным видом деятельности ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» является деятельность по производству нефтепродуктов.

Решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 21 апреля 2016 года по гражданскому делу № 2-89/2016 установлено, что на территории городского поселения р.п. Бутурлино разработан генеральный план застройки и землепользования. На территории р.п. Бутурлино имеется земельный участок по адресу: <адрес>, р.<адрес>, уч. № 2, который относится к производственной зоне П5, т.е. на этой зоне размещаются предприятия пятого класса вредности. Проводилось зонирование, на основании генерального плана, выявлялись, какие предприятия там были размещены, что там находилось. Было определено, что он относится к пятому классу вредности. К пятому классу отнесено размещение складов, баз и других предприятий пятого класса вредности. Классификация по классу вредности определена СанПиНом. Согласно этой классификации предприятия по переработке нефти и нефтепродуктов, относятся к третьему классу вредности, соответственно под пятый класс размещение в этой зоне таких предприятий не допускается. Для определения классов предприятий и санитарно-защитной зоны должен разрабатываться проект, так как проект определяет класс вредности предприятия, какие выбросы оно делает и на основании этого устанавливается, какая санитарно-защитная зона должна быть.

В ходе проведённой проверки установлено, что в настоящее время, а именно в октябре 2017 года на вышеуказанном земельном участке ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» осуществляется деятельность по закупке, переработке и реализации нефтепродуктов.

Данная деятельность осуществляется вопреки требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в отсутствие нормативно-экологической документации по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно в отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны предприятия ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП», в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в нарушение требований ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Кроме того, указанная деятельность ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» нарушает требования ст.ст. 42, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, т.к. земельный участок по адресу: <адрес>, р.<адрес>, уч. № 2, собственником которого является ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» используется не по целевому назначению, для приёма, хранения и реализации нефтепродуктов, а для осуществления деятельности по переработке нефтепродуктов, что также противоречит требованиям установленного для данной зоны градостроительного регламента, установленного генеральным планом и правилами землепользования и застройки городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района.

Выявленные нарушения действующего законодательства создают угрозу жизни и здоровью людей, опасность причинения существенного вреда состоянию окружающей среды.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Бутурлинского района Нижегородской области Назаркин А.Н. исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» в судебное заседание не явился, конверт с судебной повесткой направлялся ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, согласно отчета, сформированного ФГУП «Почта России» 08.12.2017 г. почтовое отправление выслано обратно отправителю и телефонограмме, полученной от сотрудника почтового отделения, о том, что конверт возвращается в суд с отметкой об истечении срока хранения.

Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", информация о времени, дате и месте рассмотрения дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Бутурлинского районного суда Нижегородской области и была общедоступной.

Принимая во внимание положения ст. 167, 233-235 ГПК РФ, отсутствие доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание представителя ответчика, суд пришел к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся в деле доказательствам, с тем, что бы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений, имела возможность обратиться в суд с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие.

Представитель третьего лица администрации Бутурлинского муниципального района по доверенности Круглов Г.В. исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что он 2 года курирует в администрации района вопросы экологии. Неоднократно за данное время в администрацию поступали жалобы жителей улиц Пристанционной и Кочеткова р.п. Бутурлино на резкий и удушливый запах, исходящий с территории нефтеперерабатывающего завода, расположенного на <адрес> в р.<адрес> и на большой шум, так же исходящий с территории данного завода. Территория нефтеперерабатывающего завода находится в границах р.п. Бутурлино, в непосредственной близости, в районе 50 м., находятся жилые дома, чуть дальше - школа, дом престарелых. Согласно деления р.п. Бутурлино на зоны, на ул. Пристанционная в районе нефтеперерабатывающего завода определена зона «П-5», на ней предусмотрено размещение производственных, коммунальных объектов, объектов производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и иных объектов 5 класса опасности, складских баз, с низким уровнем шума и загрязнения. При этом санитарно-защитная зона для объектов, размещенных в зоне «П-5» составляет 50 м. Нефтеперерабатывающее производство относится к 1-2 классу опасности и может располагаться в зоне «П-1» или «П-2», при этом санитарно-защитная зона увеличивается до 500 м. и больше. Согласно разрешенному использованию земельного участка, на котором находится нефтеперерабатывающий завод, участок может быть использован для хранения и реализации нефтепродуктов, а не для производства и переработки нефтепродуктов.

По ходатайству истца в судебном заседании были допрошены специалисты.

Специалист Назаров С.Б. пояснил, что он работает заместителем начальника отдела капитального строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Бутурлинского муниципального района. Генеральным планом установлены зоны землепользования и застройки. Для каждой территории установлены определенные зоны застройки, установлено разрешенное использование земельных участков. В районе <адрес> уч. 2 в р.<адрес>, зона застройки «П-5». Данная зона предусматривает возможность размещения производственных, коммунальных объектов, объектов производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и иных объектов 5 класса опасности. П-5 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных предприятий, сельскохозяйственных предприятий и складских баз, имеющих санитарно-защитную зону 50 метров, с низким уровнем шума и загрязнения. В зоне менее чем 100 м. от границ земельного участка по адресу: р.<адрес> уч. 2 находятся жилые дома. В зоне «П-5» не могут находиться предприятия и установки по нефтепереработке. Администрация района выдает разрешения на размещение на территории района нефтеперерабатывающих установок лишь при условии, что данные установки являются капитальными строениями, в остальных случаях разрешения не требуется. ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» в администрацию Бутурлинского муниципального района с заявлением о размещении на земельном участке в р.п. Бутурлино нефтеперерабатывающей установки, не обращалось. ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» в администрацию района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка не обращалось, при его изменении потребовалось бы внесение изменений в генеральный план.

Специалист Пупыгин В.К. в судебном заседании пояснил, что он является государственным инспектором, главным специалистом Юго-Восточного МРО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минэкологии Нижегородской области. В октябре 2017 г. он был приглашен сотрудниками полиции для проведения осмотра места нахождения нефтеперерабатывающего производства, расположенного по адресу: <адрес> р.<адрес> уч. 2. В ходе данного осмотра они с сотрудниками полиции находились на территории промышленной площадки нефтебазы, территория огорожена, на ней расположена нефтеперегонная установка модульного типа, емкости для хранения нефтесырья и готовой продукции, складские, подсобные помещения, здание операторской. На момент осмотра нефтеперегонная установка работала, в операторской на компьютере отражался ход технологического процесса переработки нефти. За работой установки следили рабочие, находящиеся на территории нефтебазы, там же находился заместитель директора ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» Клюев Ю.В., который представил им правоустанавливающие документы, другие имеющиеся у ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» документы, и пояснил, что данная нефтеперерабатывающая установка была приобретена по договору купли-продажи у банка, работает с октября 2017 г., на нефтебазе осуществляется деятельность по закупке нефтепродуктов, которые привозят в автоцистернах, а так же осуществляется деятельность по переработке нефти и реализации готовой продукции. Клюев Ю.В. им так же пояснил, что было закуплено 200 тонн нефтесырца, который был переработан за 3 дня, в момент осмотра нефтеперерабатывающая установка производит дизельное топливо. Специалист Пупыгин В.К. так же пояснил, что при переработке нефти в атмосферу выбрасываются углеводороды, сероводород, диоксид серы, оксид углерода, которые входят в перечень загрязняющих веществ, однако со слов Клюева Ю.В. известно, что проект санитарно-защитной зоны предприятия, проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - не разработаны. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» не выдавалось, данное предприятие на учете, как вредное производство в области охраны окружающей среды, не стоит. Нефтеперерабатывающее производство не может относиться к 5 классу опасности, санитарно-защитная зона должна составлять не менее 300-500 м., однако с границами земельного участка, на котором находится нефтеперерабатывающее предприятие, граничит жилая застройка и земельный участок жилого дома. Пупыгин В.К. так же пояснил, что для разогрева нефтеперерабатывающей установки используется мазут, который так же выделяет в атмосферный воздух загрязняющие вещества, загрязняющие и вредные вещества поступают в воздух так же при перекачивании насосами нефти из автоцистерн до ее переработки и при перекачке готовой продукции. Сама нефтеперерабатывающая установка не предназначена для хранения нефти и нефтепродуктов, для этого на территории имеются емкости, она используется лишь для переработки нефти.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, а также ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено:

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи имущества с рассрочкой платежа от 07 июля 2017 г. ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» приобрело в собственность у АО «ВОЛГО-ОКСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК» недвижимое имущество: сооружение производственное (промышленное), находящееся по адресу: <адрес> р.<адрес> уч. 2; 2 нежилых здания, находящихся по указанному адресу; земельный участок общей площадью 32 941 кв.м., кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для приема, хранения и реализации нефтепродуктов, адрес: <адрес> р.<адрес> уч. 2; а так же оборудование - установку нефте-перерабатывающую малогабаритную н-60, заводской номер Н60.10.00.00.00, 2012 года выпуска.

По условиям договора, покупатель приобретает право собственности на указанное в договоре имущество с момента государственной регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и внесения записей в Единый реестр недвижимости.

Данное имущество было передано АО «ВОКБАНК» ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» 07.07.2017 г. по акту приема-передачи имущества.

Указанный договор прошел государственную регистрацию 21.08.2017 г., о чем имеется указание в представленной суду выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» зарегистрировано 17.04.2017 г., основным видом деятельности является торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, к дополнительным видам деятельности отнесена деятельность, в том числе по производству нефтепродуктов, транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки и т.д. Сведений о прекращении деятельности, не имеется.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости - земельный участок с кадастровым номером площадью 32941 кв.м., расположенный по адресу: ориентир участок № 2, почтовый адрес ориентира: <адрес> р.<адрес>, правообладателем которого является ООО ПЕТРОЛ ГРУПП», вид, номер и дата государственной регистрации права: от ДД.ММ.ГГГГ, имеет вид разрешенного использования - для приема, хранения и реализации нефтепродуктов, категория земель - земли населенных пунктов.

Судом из пояснений специалиста Пупыгина В.К. и материала проверки об отказе в возбуждении уголовного дела № 956\170 установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> р.<адрес> уч. 2, функционирует нефтеперерабатывающее производство, а именно, установка нефте-перерабатывающая малогабаритная н-60, заводской номер Н60.10.00.00.00, год выпуска - 2012. Данные обстоятельства подтверждены протоколом осмотра места происшествия от 19.10.2017 г. с фототаблицей к нему, из которого следует, что на момент осмотра (с 09 час. 10 мин. по 10 час. 20 мин. 19.10.2017 г.) малогабаритная нефтеперерабатывающая установка работала; объяснениями Клюева Ю.В., полученными в соответствии со ст. 13 ФЗ «О полиции» в ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками полиции, в которых он пояснял, что работает в ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» в должности заместителя директора. Предприятие находится в р.<адрес> уч. 2, они занимаются переработкой, хранением, закупкой, продажей нефтепродуктов. В р.п. Бутурлино расположена нефтеперегонная установка, которая занимается переработкой нефтепродуктов. Организация надлежащим образом зарегистрирована и все необходимые документы на работу получены; объяснениями Мортина А.А., полученными в соответствии со ст. 13 ФЗ «О полиции» в ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками полиции, в которых он пояснял, что работает в ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» рабочим. Предприятие расположено на ул. Пристанционная, предприятие занимается переработкой нефти в дизельное топливо на мини нефтеперерабатывающей установке, он выполняет работу оператора. Во время работы приезжают автоцистерны с нефтью, на заводе она перегоняется в дизельное топливо; объяснениями Калигина Р.А., полученными в соответствии со ст. 13 ФЗ «О полиции» в ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками полиции, в которых он пояснял, что работает в ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» рабочим с августа 2017 г. Предприятие находится по адресу р.п. Бутурлино ул. Пристанционная на территории бывшей нефтебазы и занимается переработкой нефти на минизаводе в дизельное топливо и бензин. Для этого привозят нефть, на минизаводе она перерабатывается в бензин и дизельное топливо. Сегодня, 19.10.2017 г. завод работает с 8 час., завод работает до полного использования сырья.

Из свидетельства о регистрации А40-19017, находящегося в материале проверки, следует, что площадка нефтеперерабатывающей установки ООО «Петрол Групп», эксплуатируемая ООО «Петрол Групп» внесена 25.09.2017 г. в государственный реестр опасных производственных объектов Волжско-Окским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Из справки от 19.10.2017 г., составленной главным специалистом Юго-Восточного МРО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Пупыгиным В.К. следует, что ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» нарушило требования природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха:

-требование ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду …

- требование ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» - выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух…

- требование ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» - юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Изучив представленные истом суду доказательства, суд находит их относимыми, допустимыми и достоверными.

Совокупность представленных доказательств свидетельствует о нарушении ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» требований Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требований Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и положений Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в том, что ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП», являясь собственником установки нефте-перерабатывающей малогабаритной, расположенной на земельном участке по адресу: <адрес> р.<адрес> уч. 2, занимается деятельностью по переработке нефтепродуктов, в результате которой в атмосферный воздух попадают вредные вещества, не имеет при этом разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не осуществляет инвентаризацию данных выбросов и не разработало предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Кроме того, ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП», являясь собственником земельного участка № 2 по адресу: р.<адрес>, который имеет вид разрешенного использования «для приема, хранения и реализации нефтепродуктов», использует данный участок не по целевому назначению, а именно, осуществляет на данном участке деятельность по переработке нефтепродуктов с использованием установки нефте-перерабатывающей малогабаритной.

Статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).

Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

Судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).

Суд вправе отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности (например, деятельности очистных сооружений и т.д.) при условии, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в удовлетворении таких требований не лишает потерпевших права на возмещение вреда, причиненного этой деятельностью.

Исходя из изложенного, суд находит исковые требования прокурора в части признания незаконной деятельности ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» по эксплуатации нефте-перерабатывающей малогабаритной установки н-60, заводской номер Н60.10.00.00.00, 2012 года выпуска, расположенной по адресу: <адрес> р.<адрес> уч. 2, осуществляемой в нарушение требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды и в части возложения на ответчика обязанности прекратить деятельность по эксплуатации указанной нефте-перерабатывающей малогабаритной установки - подлежащими удовлетворению, при этом суд отмечает, что прекращение деятельности ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» по эксплуатации нефте-перерабатывающей установки общественным интересам не противоречит.

Обсуждая требования истца о возложении на ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» обязанности осуществить демонтаж нефте- перерабатывающей установки по адресу: <адрес> р.<адрес> уч. 2, суд находит, что данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании не установлено фактов нарушения законодательства в области охраны окружающей среды при нахождении неработающей нефте- перерабатывающей установки на земельном участке, без ее эксплуатации, а эксплуатация судом запрещена данным решением. В случае не исполнения решения суда в части возложения обязанности прекратить деятельность по эксплуатации нефте-перерабатывающей установки, может наступить ответственность, вплоть до уголовной.

В соответствии со ст. 98, 103 ГПК РФ, исходя из положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб., учитывая, что истцом были заявлены требования неимущественного характера, и они судом удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 223 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать деятельность ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» по эксплуатации нефте-перерабатывающей малогабаритной установки н-60, заводской номер Н60.10.00.00.00, 2012 года выпуска, расположенной по адресу: <адрес> р.<адрес> уч. 2, осуществляемой в нарушение требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, незаконной.

Обязать ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» прекратить деятельность по эксплуатации нефте-перерабатывающей малогабаритной установки н-60, заводской номер Н60.10.00.00.00, 2012 года выпуска, расположенной по адресу: <адрес> р.<адрес> уч. 2, по вступлению решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований о возложении на ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» обязанности осуществить демонтаж нефте-перерабатывающей малогабаритной установки н-60, заводской номер Н60.10.00.00.00, 2012 года выпуска, расположенной по адресу: <адрес> р.<адрес> уч. 2, отказать.

Взыскать с ООО «ПЕТРОЛ ГРУПП» в местный бюджет расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.

Ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в Бутурлинский районный суд в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано также сторонами в Нижегородский областной суд через Бутурлинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.Е. Зимина