Дело № 2-491/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2016 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Ключук И.С., с участием помощника Енисейского транспортного прокурора Оришич В.А., представителя ответчика ФИО7, представителя третьего лица ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья» о признании незаконным бездействия по оснащению служб авиационной безопасности служебным оружием, возложении обязанности оснастить службы авиационной безопасности служебным оружием,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский транспортный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья», в котором после уточнения просит обязать ФКУ «Аэропорты Красноярья» оснастить службы авиационной безопасности аэропортов «Кодинск», «Подкаменная Тунгуска», «Северо-Енисейск», «Туруханск» служебным оружием и патронами к нему (л.д. 91-95).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на п. 5 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (ред. от 16.09.2015), о том, что САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
По мнению Енисейского транспортного прокурора обязанность по оснащению всех служб авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему возникает у ответчика на основании данного пункта, а также на основании п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 40, 83, 84 Воздушного кодекса РФ, п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", ст.ст. 4, 10, 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».
В судебном заседании помощник Енисейского транспортного прокурора Оришич В.А. иск поддержал, в обоснование привел изложенные в нем доводы, пояснив, что вид оружия, его количество ответчик будет определять самостоятельно.
Представитель ответчика ФИО7 иск не признала, поддержала письменные возражения на иск, в которых ФКУ «Аэропорты Красноярья» в удовлетворении заявленных требований просит отказать, ссылаясь на то, что действующим законодательством РФ не определены ни виды, типы, модели и количество служебного оружия служб авиационной безопасности, ни нормы его выдачи таким службам, ни порядок его применения при исполнении ими возложенных на них обязанностей; ФКП «Аэропорты Красноярья» финансируется Росавиацией из средств федерального бюджета; при этом, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и утвержденным Правительством РФ уставом предприятия установлено, что предприятие обязано расходовать выделенные денежные средства в строгом соответствии с программой деятельности и сметой доходов и расходов предприятия; исходя из этого, ФКУ «Аэропорты Красноярья» не вправе включить, и Росавиация не выделит предприятию денежные средства на приобретение служебного оружия, виды и нормы приобретения которого не установлены действующим законодательством РФ; по этой же причине – отсутствие законодательного регулирования ФКУ «Аэропорты Красноярья» не может подать заявление на получение лицензии в лицензирующий орган, так как в нем в обязательном порядке указываются сведения о количестве и видах планируемого к приобретению оружия, его основных частях и патронах; частью 11 Приказа МВД России от 11 мая 2011 года № 501 установлено, что отсутствие в заявлении предусмотренных названным приказом сведений является основанием для отказа в приеме документов; приобретение же оружия и патронов к нему возможно только после получения соответствующей лицензии; помимо этого, Федеральный закон «О транспортной безопасности» не регулирует порядок обеспечения служб авиационной безопасности служебным оружием; в соответствии с частью 1 статьи 12.3 названного закона только подразделения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры первой и второй категории имеют право на приобретение, хранение и ношение специальных средств и служебного огнестрельного оружия; аэропорты-филиалы предприятия «Кодинск», «Подкаменная Тунгуска», «Северо-Енисейск», «Туруханск» отнесены к объектам транспортной инфраструктуры четвертой категории; помимо этого, указанное прокуратурой Постановление Правительства РФ № 460 от 22 апреля 1997 года не может быть применено в отношении ФКУ «Аэропорты Красноярья», так как установленные в нем правила, если иной порядок не установлен Правительством Российской Федерации, регулируют отношения, возникающие в связи с получением юридическими лицами с особыми уставными задачами и их территориальными подразделениями в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему для исполнения возложенных на них соответствующим федеральным законом обязанностей по охране объектов, связанных с производством и хранением оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной <данные изъяты>, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной <данные изъяты> ФКУ «Аэропорты Красноярья» не осуществляет ни один из вышеуказанных видов деятельности; предприятие осуществляет деятельность по аэропортовскому и наземному обслуживанию полетов; иных обязанностей на него каким-либо федеральным законом не возложено; таким образом, по мнению ответчика у него отсутствует обязанность по оснащению САБ служебным оружием и специальными средствами (л.д. 51-52, 96-97).
Представитель третьего лица Сибирского ЛУ МВД России ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что для получения ответчиком оружия требуется всего лишь создание и оборудование в каждом аэропорту комнат для хранения оружия, после чего они обратятся в Сибирское ЛУ МВД России, где им выдадут и лицензию, и оружие с патронами; при этом оружие с патронами будет выдано в безвозмездное пользование; вид и количество оружия будет определять само ЛУ.
Выслушав объяснений сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья» основано на праве оперативного управления и образовано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 1978-р путем выделения из федерального государственного унитарного предприятия «Авиапредприятие Черемшанка»; правомочия собственника имущества предприятия осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов, аэропортовского обслуживания авиационных перевозок и выполнения авиационных работ на территории Красноярского края; предметом деятельности является осуществление аэропортовской и сопутствующей деятельности; для достижения целей, указанных в п. 9 Устава предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке, в том числе, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты, грузов; обеспечение авиационной безопасности (л.д. 8-16).
Согласно Уставу ФКП «Аэропорты Красноярья»
- п. 12 имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления;
- п. 14 источником формирования имущества предприятия являются:
1) имущество, закрепленное за предприятием собственником,
2) доходы предприятия от его деятельности,
3) иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- п. 19 предприятие организует свою финансово-хозяйственную деятельность, исходя из необходимости выполнения работ и оказания услуг в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметой доходов и расходов, а также программой деятельности предприятия; распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в установленном порядке (л.д. 11-13).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ответчик имеет несколько аэропортов, в том числе: «Кодинск», «Подкаменная Тунгуска», «Северо-Енисейск», «Туруханск» (л.д. 75-76).
Согласно выписке из реестра категированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в части объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых ФКП «Аэропорты Красноярья» по состоянию на 25 октября 2012 года, которая является приложением к письму Росавиации от 12 ноября 2012 года № 8.06-342, аэропорты «Кодинск», «Подкаменная Тунгуска», «Северо-Енисейск», «Туруханск» отнесены к IV категории (л.д. 99-100).
Из объяснений представителя ответчика ФИО7, письменных объяснений начальника службы авиационной безопасности ФКП «Аэропорты Красноярья» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, отобранных помощником Енисейского транспортного прокурора Оришич В.А., следует, что структура САБ состоит из головного подразделения службы, а также служб в 4 филиалах (аэропортах); в аэропортах «Северо-Енисейск» и «Кодинск» имеются подразделения СФ УВО Минтранса, которые обеспечены служебным оружием и отвечают за предотвращение проникновения в контролируемые зоны аэропортов через периметр запрещенных предметов и веществ, а также ненадлежащих лиц; на САБ возложены полномочия по контролю пропускного режима и досмотровые мероприятия; в филиалах, где подразделения УВО Минтранса отсутствуют, все охранные функции возложены на САБ; служебным оружием подразделения САБ не оснащены и никогда не оснащались (л.д. 7).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.
Статьей 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" установлено, что право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют:
1) государственные военизированные организации;
2) юридические лица с особыми уставными задачами.
В силу ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 20 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, юридические лица с особыми уставными задачами приобретают оружие и патроны в соответствии с установленными нормами их обеспечения. Приобретение патронов взамен израсходованных осуществляется указанными юридическими лицами с разрешения органов внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Воздушный кодекс РФ определяет авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции";
5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов;
6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.
Согласно пункту 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
В силу пунктов 3, 4 статьи 84 Воздушного кодекса РФ сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами. Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В силу пункта 5 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (ред. от 16.09.2015) САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Таким образом, приведенные выше нормативные правовые акты и нормы закона прямой обязанности для Аэропортов Красноярья по оснащению служб авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему, а равно и обязанности иметь это оружие не предусматривают.
Кроме того, возможность оснащения САБ оружием и патронами к нему связана с наличием у ответчика этого оружия; приобрести оружие ответчик может только тогда, когда получит соответствующую лицензию; получение же последней зависит от решения лицензирующего органа, то есть органа внутренних дел; решение о выдаче лицензии органом внутренних дел возможно при наличии у юридического лица соответствующих лицензионным требованиям условий для обеспечения надлежащего учета, сохранности и безопасного их хранения.
Помимо этого, в ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" установлено, что выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия.
Как пояснила представитель ответчика ФИО7, в САБ аэропортов такие работники отсутствуют.
В силу ст. 198 ГПК РФ и в соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (абз. 1). В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
В силу ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, должны быть указаны эти действия.
В свою очередь п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "Об исполнительном производстве" предусматривает, что в исполнительном документе, должна быть указана резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
От правильности и точности формулировки судом резолютивной части зависят эффективность и результативность исполнительных действий.
Таким образом, исполнимость судебного акта напрямую зависит от того, как будет сформулирована его резолютивная часть.
Резолютивная часть дословно переносится в исполнительный лист и указывает порядок действий, определяющий содержание принудительного исполнения в рамках возбужденного исполнительного производства по конкретному исполнительному листу.
При этом недопустимо вынесение решений и формулирование их резолютивной части таким образом, когда исполнение решения будет ставиться в зависимость от наступления (или ненаступления) определенных условий.
В рассматриваемом деле вынесение решения в соответствии с вышеуказанными требованиями не представляется возможным, поскольку оно явно будет неисполнимым, так как на момент рассмотрения дела у ответчика нет ни условий для хранения оружия, ни лицензии на его приобретение, ни работников, которым это оружие может быть выдано.
Поскольку принятие неисполнимого решения не обеспечивает защиты гражданских прав, оно не будет соответствовать задачам судопроизводства, изложенным в статье 2 ГПК РФ.
В определении суда от 20 апреля 2016 года прокурору разъяснялось о необходимости уточнить заявленные требования и их обоснование, однако это сделано не было; в том числе, не указано, каким конкретно оружием и в каком количестве должны быть оснащены САБ.
Ссылка Енисейского транспортного прокурора на судебный акт по другому делу не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают конкретные обстоятельства каждого дела и доказательства, представленные сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимается судебный акт.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности по оснащению оружием и патронами САБ своих филиалов.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Енисейского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья» о возложении обязанности оснастить службы авиационной безопасности аэропортов «Кодинск», «Подкаменная Тунгуска», «Северо-Енисейск», «Туруханск» служебным оружием и патронами к нему отказать полностью.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 22 июня 2016 года.
Председательствующий: