Дело № 2-4087/2018
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:
Председательствующего судьи Украинской О.И.
При секретаре Ереминой Ю.С.
С участием представителя истца Смотровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белгородского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Подчасову Владимиру Михайловичу о запрете эксплуатации воздушного судна,
установил:
При проведении Белгородской транспортной прокуратурой проверки, выявлено, что 14 сентября 2018 года в период с 16 до 18 часов воздушное судно, принадлежащее Подчасову В.М., совершало облет сельскохозяйственных полей КФХ ФИО5 в районе <адрес> – <адрес>.
Белгородской транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Подчасову В.М., просит запретить ответчику эксплуатацию воздушного судна типа <данные изъяты> несущего авиационный двигатель №, модель № серийный №, 2014 года производства, до государственной регистрации воздушного судна, получения свидетельства о государственной регистрации воздушного судна, сертификата летной годности, а также производство авиационных работ до получения документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил, указанных в п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при производстве авиационных работ.
Представитель истца по доверенности Смотрова Ю.В. исковые требования поддержала.
Ответчик в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, выслушав пояснения представителя истца, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 11 Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ) использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 33 ВК РФ государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда: беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее.
Согласно статье 35 ВК РФ летная годность гражданского воздушного судна - состояние гражданского воздушного судна, при котором оно соответствует типовой конструкции и способно обеспечивать его безопасную эксплуатацию.
Требования к летной годности гражданских воздушных судов, определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских воздушных судов.
В силу требований ч. 1 ст. 36 ВК РФ, гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.
Согласно Положению о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения, утв. Приказом Минтранса РФ от 17 апреля 2003 года № 118 "Об утверждении Федеральных авиационных правил", единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1-3 экземпляров, допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 ВК РФ, соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее на борту соответствующую документацию.
Согласно требованиям п. 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года № 128, при полете в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения на борту воздушных судов должны находиться соответствующие документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации, сертификат (свидетельство) эксплуатанта и сертификат летной годности.
Как следует из материалов проверки, 14 сентября 2018 года принадлежащее Подчасову В.М. воздушное судно совершало облет сельскохозяйственных полей КФХ ФИО5 в районе <адрес> – <адрес>.
Факт совершения полета воздушным судном и его принадлежность ответчику подтверждается материалами проверки КУСП №, заявлением о происшествии, объяснениями ФИО7, ФИО5, пилота ФИО8, протоколом осмотра места происшествия, пояснивших, что 14 сентября 2018 года ФИО8 по просьбе Подчасова В.М. совершал полет на самолете типа <данные изъяты> с оборудованием для авиахимработ. На воздушном судне отсутствовали опознавательные знаки, судовые документы, свидетельство о государственной регистрации воздушного судна, сертификат летной годности, сертификат эксплуатанта для производства авиахимработ. Уведомление о полете в органы воздушного движения не направлялось.
Согласно объяснениям ответчика, воздушное судно типа <данные изъяты> с авиационным двигателем №, модель № серийный №, 2014 года производства принадлежит ему на праве собственности, судно не зарегистрировано, сертификат летной годности на него отсутствует, им давалось поручение на облет воздушного судна для получения дальнейших документов. Судно предполагается в будущем использовать для авиахимработ, сертификат эксплуатанта на него отсутствует.
Согласно ч. 3 ст. 8 ВК РФ юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Как установлено ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с названной нормой права к лицу, нарушающему требования безопасности при осуществлении своей деятельности, могут применяться такие гражданско-правовые санкции, которые не являются мерами гражданско-правовой ответственности, а носят превентивный характер.
По смыслу приведенных норм положения, установленные ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлен факт эксплуатации принадлежащего ответчику воздушного судна типа «Бекас» без государственной регистрации воздушного судна, получения свидетельства о государственной регистрации воздушного судна, сертификата летной годности, сертификата эксплуатанта, ответчиком указанные обстоятельства не оспорены, доказательств иного не представлено, указанные действия ответчика противоречит воздушному законодательству и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, иск транспортного прокурора подлежит удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования городской округ «Город Белгород» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Белгородского транспортного прокурора г. Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к Подчасову Владимиру Михайловичу о запрете эксплуатации воздушного судна удовлетворить.
Запретить Подчасову Владимиру Михайловичу эксплуатацию воздушного судна типа «Бекас», несущего авиационный двигатель №, модель № серийный №, 2014 года производства, до государственной регистрации воздушного судна, получения свидетельства о государственной регистрации воздушного судна, сертификата летной годности, а также производство авиационных работ до получения документа, указанного в п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил при производстве авиационных работ.
Взыскать с Подчасова Владимира Михайловича государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «Город Белгород» в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы в Свердловский районный суд города Белгорода по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае подачи такого заявления в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья – <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>