ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-414/17 от 13.11.2017 Новохоперского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-414/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Новохоперск 13 ноября 2017 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе судьи Пушиной Л.Н.

с участием помощника прокурора Новохоперского района Воронежской области Кучеровой С.Е.

при секретаре Казарьянц В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело

по исковому заявлению Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Бобровой Н.В. о запрете разносной торговли на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

УСТАНОВИЛ:

Лискинский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Бобровой Н.В. о запрете розничной торговли на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

В обоснование требований прокурор ссылается на то, что Лискинской транспортной прокуратурой в соответствии решением коллегии Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 27.06.2014г. «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей, в том числе инвалидов на объектах предприятий, учреждений и организаций железнодорожного, воздушного и водного транспорта» проведена проверка исполнения требований законодательства о торговой деятельности, о защите прав потребителей.

В ходе проверки установлено, что ответчик в нарушение требований действующего законодательства на систематической основе, осуществляет незаконную деятельность по разносной торговле пуховыми платками на перроне (пассажирских платформах) вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожный вокзалов - филиала ОАО "РЖД".

В 2017 году ответчик 5 раз привлекалась административной комиссией Администрации Россошанского муниципального района Воронежской области к административной ответственности за совершения правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 19.2 Закона Воронежской области № 74-ОЗ от 31.12.2003 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» (Торговля на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в местах посадки (высадки) пассажиров, в местах общего пребывания пассажиров, за исключением мест, установленных органами местного самоуправления) и признавался виновным в незаконной торговле с рук пуховыми платками на платформах железнодорожного вокзала Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов.

Постановлениями администрации городского поселения г. Россошь от 01.03.2011г. №85 «Об определении мест размещения нестационарных торговых объектов», от 05.02.2016 №115 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» утверждены места размещения нестационарных торговых объектов и схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области. Территория вокзала станции Россошь в указанную схему не включена, в том числе в силу запрета, установленного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65.

Кроме того, Дирекцией железнодорожных вокзалов приказом от 11.08.2009 N 118 "О мерах по упорядочению торговли на территориях вокзальных комплексов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" установлен запрет на осуществление разносной (лоточной) торговли на территории вокзальных комплексов.

Прокурор считает, что деятельность ответчика по осуществлению розничной (разносной) торговли в зоне повышенной опасности, связанной с движением железнодорожного транспорта, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неограниченного числа лиц, находящихся на пассажирских платформах вокзала ст. Россошь, в том числе пассажиров, встречающих и провожающих лиц, работников железнодорожного транспорта.

Ответчик в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована, в связи с чем установленный в публичных интересах порядок осуществления розничной торговли в нестационарных торговых объектах, обеспечивающий стабильность торговой деятельности и направленный на защиту законных интересов всех ее участников, ответчиком не соблюдается. Осуществление разносной торговли на пассажирских платформах вокзала создает препятствия в передвижении пассажиров по пассажирским платформам, может повлечь за собой падение граждан на железнодорожные пути. При покупке товаров лица, находящиеся на пассажирских платформах, утрачивают бдительность, должным образом не наблюдают за передвижением железнодорожного подвижного состава. Принятые меры по привлечению ответчика к административной ответственности не повлекли за собой прекращение противоправной деятельности. Сопроводительные документы на продаваемый товар у ответчика отсутствуют.

В связи с этим прокурор просит запретить Бобровой Н.В. осуществлять разносную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Прокурор Кучерова С.Е. в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила суд запретить Бобровой Н.В. осуществлять разносную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Ответчик Боброва Н.В. в судебное заседание не явилась, конверт с судебной повесткой и определениями суда, направленный по месту регистрации ответчика, вернулся с отметкой «адресат не проживает».

В силу ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Учитывая, что судом предприняты необходимые действия по извещению ответчика о дне и времени рассмотрения дела по адресу, указанному в исковом заявлении, и совпадающему с адресом регистрации согласно данным адресной справки <адрес>), и принимая во внимание, что риск невручения корреспонденции в данном случае несет адресат, суд считает, что ответчик надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель третьего лица - ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» в судебное заседание также не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, суд, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании прокурор поддержал иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предусмотрено статьей 45 ГПК РФ, вытекает из полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей не общего пользования).

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.

Пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает следующие формы торговли: в стационарных торговых объектах; вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлениями администрации городского поселения г. Россошь от 01.03.2011г. №85 «Об определении мест размещения нестационарных торговых объектов», от 05.02.2016 №115 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» утверждены места размещения нестационарных торговых объектов и схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области. Территория вокзала станции Россошь в эту схему не включена, в том числе в силу запрета, установленного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65.

Кроме того, Дирекцией железнодорожных вокзалов приказом от 11.08.2009г. N 118 "О мерах по упорядочению торговли на территориях вокзальных комплексов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" установлен запрет на осуществление разносной (лоточной) торговли на территории вокзальных комплексов.

Согласно пункту 11 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 г. N 18, граждане при нахождении на железнодорожных путях и пассажирских платформах обязаны: не создавать помех для движения железнодорожного подвижного состава; принимать все возможные меры для устранения помех; отходить на расстояние, при котором исключается воздействие воздушного потока, возникающего при приближении железнодорожного подвижного состава; держать детей за руку или на руках (гражданам с детьми).

Таким образом, деятельность ответчика по осуществлению розничной (разносной) торговли в зоне повышенной опасности, связанной с движением железнодорожного транспорта, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неограниченного числа лиц, находящихся на пассажирских платформах вокзала станции Россошь, в том числе пассажиров, встречающих и провожающих лиц, работников железнодорожного транспорта.

Поскольку пассажирские платформы в силу статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" являются зонами повышенной опасности, то прокурор с целью предупреждения несчастных случаев, вправе ставить вопрос о запрещении заниматься на участке повышенной опасности определенной деятельностью, в том числе торговлей.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

На основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована, осуществляла незаконную торговую деятельность, а именно: незаконно торговала пуховыми платками в неустановленном для этого месте - на перроне (пассажирских платформах) вокзала станции Россошь, чем нарушила часть 3 статьи 19.2 Закона Воронежской области №74-ОЗ от 31.12.2003 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и была неоднократно привлечена к административной ответственности.

Таким образом, принимаемые меры по привлечению ответчика к административной ответственности не повлекли за собой прекращение противоправной деятельности.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты.

На основании изложенного исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика Бобровой Н.В. следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Запретить Бобровой Н.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения осуществлять разносную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", расположенного на территории городского поселения г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области.

Взыскать с Бобровой Н.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Н. Пушина