Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-419/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 26 апреля 2011 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Булдаковой А.А., представителя ответчика – администрации городского поселения «№» Шпортеева А.В., действующего по доверенности, представителя третьего лица на стороне прокурора, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ОВД по муниципальному району Рябова Н.В., действующего по доверенности
При секретаре Мурадян О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение «№» об обязании разработать проект организации дорожного движения по дорогам на территории поселения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, согласовать их с ГИБДД ОВД по муниципальному району
У С Т А Н О В И Л :
Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования городское поселение «№» об обязании разработать проект организации дорожного движения по дорогам на территории поселения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, согласовать их с ГИБДД ОВД по муниципальному району указав в обоснование заявленных исковых требований, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения органами местного самоуправления требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» выявлены нарушения в деятельности администрации городского поселения «№», которые заключаются в том, что в нарушение требований п.5 ч.1 ст. 14 указанного Закона, п.6 ст. 13, п.п. 6,12 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.1 ч. 15 раздела 4 «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160 в администрации городского поселения «№» отсутствует проект организации дорожного движения на территории поселения, схема дислокации дорожных знаков на территории поселения согласована с ГИБДД ОВД по муниципальному району 10 лет назад и требует корректировки, схема дислокации дорожной разметки на территории поселения с ГИБДД не согласована. Бездействие администрации поселения нарушает право неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, защищенности от ДТП. На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования городское поселение «№» разработать проект организации дорожного движения по дорогам на территории поселения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, согласовать их с ГИБДД ОВД по муниципальному району.
В возражения на иск Главы администрации городского поселения «№» указал, что с иском прокурора не согласен, поскольку в администрации городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения создана и действует комиссия по безопасности дорожного движения, утверждены муниципальные целевые программы «Повышение безопасности дорожного движения в г. № на 2008-2012 года», «Мой № двор» на 2010-2012 года, «Реконструкция уличного освещения г. № на 2010-2012 года», ежегодно выделяются бюджетные средства для реализации указанных программ, осуществляется контроль за их исполнением. В целях организации пассажирского обслуживания согласованы паспорта городских автобусных маршрутов, утверждены Правила организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси на территории города, утверждены места стоянки такси. Схема дислокации дорожных знаков согласована с ГИБДД в 2001 году, действующее законодательство не содержит указания о сроках обновления этой схемы. В соответствии с выдаваемыми ГИБДД предписаниями и распоряжениями Главы города происходит установка и демонтаж дорожных знаков, нанесение дорожной разметки. В целях обеспечения безопасности дорожного движения администрацией города при принятии бюджета ежегодно предусматриваются средства на ремонт и строительство дорог. Проект организации дорожного движения на территории поселения отсутствует. Ссылки прокурора на «Классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», утвержденную приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160 считает необоснованной, поскольку она была принята во исполнение п.1 Плана мероприятий по переходу с 2008 года к финансированию автомобильных дорог федерального значения по установленным на их содержание и ремонт нормативов денежных затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 года № 539. Классификация не возлагает обязанность по разработке проекта организации дорожного движения по дорогам на территории поселения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, а лишь устанавливает состав и виды дорожных работ. На основании изложенного просил суд отказать прокурору в иске.
В письменном мнении на иск представитель третьего лица – ОВД по муниципальному району Рябов Н.В. указал, что с иском прокурора согласен, поскольку в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, содержание автомобильных дорог общего пользования в границах поселения. Согласно п.2 ст. 12 и ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, обязан обеспечить состояние дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, проведение указанных мероприятий должно осуществляться на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Такой порядок определен приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», который классифицирует работы по содержанию автомобильных дорог федерального значения и ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», где указано, что установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Оба нормативных документа направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и предусматривают оборудование автомобильных дорог дорожными знаками и нанесение дорожной разметки в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Администрация г. № активно занимается вопросами обеспечения безопасности дорожного движения на территории поселения, однако согласованной дислокации дорожной разметки в администрации поселения нет.
В судебном заседании прокурор Булдакова А.А. заявленные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении и просила суд удовлетворить иск, дополнительно пояснив, что схема дислокации дорожных знаков согласована с ГИБДД еще до образования муниципального образования городское поселение «№» с администрацией г. № района, с момента согласования схемы дислокации дорожных знаков прошло 10 лет, за это время на территории г. № были установлены новые дорожные знаки, некоторые демонтированы, в связи с чем в схему необходимо внести изменения и согласовать схему с ГИБДД, согласованной схемы дислокации разметки у администрации поселения не имеется, так же отсутствует проект организации дорожного движения, обязанность по разработке которого законом возложена на администрацию поселения.
Представитель ответчика Шпортеев А.В. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, дополнительно пояснив, что схема дислокации дорожных знаков суду представлена, администрация г. № начала свою деятельность с 01.01.2006 года, границы поселения «№» в настоящее время определены, собственной схемы дислокации дорожных знаков нет, администрация руководствуется старой схемой, вносятся ли в неё изменения при установке новых дорожных знаков или демонтаже старых, пояснить не может. Схемы дислокации дорожной разметки у администрации поселения нет. Все вопросы по установке дорожных знаков и нанесению дорожной разметки решаются комиссией по безопасности дорожного движения и на основании распоряжений Главы города. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации поселения разрабатывать проект организации дорожного движения на территории поселения, ссылки прокурора на Классификацию, утвержденную приказом Минтранса РФ, считает необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на иск. На основании изложенного просил суд отказать в иске.
Представитель третьего лица Рябов Н.В. в судебном заседании с иском прокурора был согласен и пояснил, что в администрации г. № отсутствует проект организации дорожного движения на территории поселения, именно на основании этого проекта и должны утверждаться маршруты автобусов, такси, движение пешеходов и т.п. В администрации поселения нет вообще схемы дислокации дорожной разметки. Схема дислокации дорожных знаков старая, с момента её согласования в дислокации дорожных знаком произошли большие изменения, однако эти изменения в схему не вносились. В остальном поддержал позицию, указанную в письменном мнении на иск.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования городское поселение «№» об обязании разработать проект организации дорожного движения по дорогам на территории поселения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, согласовать их с ГИБДД ОВД по муниципальному району.
Предметом исковых требований прокурора являются требования об обязании администрации г. №: 1) разработать проект организации дорожного движения по дорогам на территории поселения; 2) разработать схему дислокации дорожных знаков на территории поселения и согласовать её с ГИБДД ОВД по муниципальному району; 3) разработать схему дислокации дорожной разметки на территории поселения и согласовать её с ГИБДД ОВД по муниципальному району.
Обсудив заявленные прокурором исковые требования, суд находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.5 и 7 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно п.1 ст. 2 Устава городского поселения «№» входит в состав территории № муниципального района и является самостоятельным муниципальным образованием.
В соответствии с п.п. 5 и 7 ч.1 ст. 5 Устава, к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно ст. 34, п.1 ч.1 ст. 35 Устава, администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского поселения и обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения городского поселения в соответствии с федеральными законами и законами Хабаровского края, статьей 5 настоящего Устава в интересах городского поселения.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения», настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 2 Закона, для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины: дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
В соответствии со ст. 3 Закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 4 Закона, Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения: материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения; проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения; осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п.4 ст. 6 Закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 21 Закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом, к полномочиям администрации г. № относится решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, в том числе вопросов по организации дорожного движения на территории поселения и обеспечению безопасности этого движения путем проведения мероприятий направленных на организацию дорожного движения в границах поселения и его безопасности, которые должны осуществляться на основании нормативных актов органа местного самоуправления, проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007года №257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
Согласно п. 12 ст. 3 Закона, для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.8 ст. 6 Закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.3 ч.1, ч.9 ст. 5 Закона, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги местного значения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 14 Закона, планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии с ч.3 ст. 15 Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 17 Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007года №160 утверждена «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", действие которой распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации. Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Согласно п.1 ч.15 Классификации, в прочие работы по содержанию входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.
Таким образом, на администрации поселения лежит обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, в том числе обязанность по разработке проектов организации дорожного движения на территории поселения, разработке схем дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на автомобильных дорогах в границах поселения.
В судебном заседании установлено, что схемы дислокации дорожной разметки на автомобильных дорогах на территории поселения в администрации г. № не имеется, также отсутствует проект организации дорожного движения на территории поселения.
Что касается представленной ответчиком схемы дислокации дорожных знаков, то данная схема разработана до образования поселения «№» и фактически является схемой дислокации дорожных знаков как в г. №, так и в п. Л., а также на автомобильной дороге, ведущей в п. В.. Как таковая схема дислокации дорожных знаков на территории именно на территории поселения «№» отсутствует.
Указом Президента РФ от 15 июня 1998года №711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Как определено в п.1 названного Положения, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту2 названного Положения: Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства; решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Приказом МВД России от 8 июня 1999года №410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в целях повышения эффективности контроля со стороны ГИБДД МВД России за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 6.1 Наставления, в обязанности ДИиОД входит обеспечение государственного контроля за соблюдением юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к проектированию, строительству (реконструкции) дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к ремонту и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов; к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Таким образом, проект организации дорожного движения по дорогам на территории поселения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки, администрация г. № должна согласовать с ГИБДД ОВД по муниципальному району.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию городского поселения «№» разработать проект организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на территории поселения «№», согласовать их с ГИБДД ОВД по муниципальному району.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 апреля 2011 года.
Судья К.П. Бугаёв
Решение не вступило в законную силу.