ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/2018Г от 22.06.2018 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-420/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2018 года п. Ванино

Ванинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Романько А.М.

с участием: процессуального истца прокурора Ванинского района Ревина А.В.

представителя ответчика ООО «Социальная поддержка» Мозерова А.Ю., действующего на основании доверенности,

при секретаре Оржеховской М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ванинского района к ООО «Социальная поддержка» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, приостановлении эксплуатации здания, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Ванинского района к ООО «Социальная поддержка» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, приостановлении эксплуатации здания, удовлетворить.

Обязать ООО «Социальная поддержка» устранить нарушения требований пожарной безопасности, установленные актом проверки от 31.05.2018 г.

Приостановить эксплуатацию павильонов промышленных товаров №1,2,3 принадлежащих ООО «Социальная защита» по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, территория 36 км автодороги Ванино - Монгохто, здание 1, до устранения всех выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, с 27 июня 2018 года, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Романько А.М.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ванинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Социальная поддержка» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, приостановлении эксплуатации здания, по тем основаниям, что Прокуратурой Ванинского района Хабаровского края проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в здании вещевого рынка ООО «Социальная защита», в рамках которой установлено, что на объекте защиты - здания вещевого рынка, расположенного по адресу п. Ванино, территория 36 км автодороги Ванино - Монгохто, здание 1, согласно ст. 6 Федерального закона от 18.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность не обеспечена. Характер и количество выявленных нарушений по обеспечению пожарной безопасности проверяемого объекта защиты, позволяют сделать вывод о наличии угрозы жизни и здоровья людям, при дальнейшей эксплуатации объекта защиты.

Просил: обязать ООО «Социальная поддержка» устранить нарушения требований пожарной безопасности, установленные актом проверки от 29.03.2018г. Приостановить эксплуатацию здания вещевого рынка по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, территория 36 км автодороги Ванино - Монгохто, здание 1, до устранения всех выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Процессуальный истец - прокурор Ванинского района Ревин А.В. в судебном заседании исковые требования, с учетом повторно проведенной проверки, уточнил, просил обязать ООО «Социальная поддержка» устранить нарушения требований пожарной безопасности, установленные актом проверки от 31.05.2018г., приостановить эксплуатацию здания вещевого рынка, павильонов 1,2 4 по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, территория 36 км автодороги Ванино - Монгохто, здание 1, до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которые к моменту повторной проверки и на момент рассмотрения дела судом не были устранены, что следует из акта от 31.05.2018 года, по основаниям изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Социальная поддержка» Мозеров А.Ю. в судебном заседании против требований прокурора об обязании устранить оставшиеся нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте от 31.05.2018 года, однако возражал против требований о приостановлении эксплуатации здания вещевого рынка, павильонов 1,2 4 по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, территория 36 км автодороги Ванино - Монгохто, здание 1, до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которые к моменту повторной проверки не были устранены.

Допрошенный судом в качестве свидетеля Алексеев А.Ю., инспектор ОНД ИПР по р.п.Ванино и Ванинскому муниципальному району УНД ИПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю суду пояснил, что он участвовал в проведении совместно с прокуратурой проверки соблюдения требований пожарной безопасности здания вещевого рынка, павильонов 1,2 4 по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, территория 36 км автодороги Ванино - Монгохто, здание 1, 29.03.2018 года и повторно 31.05.2018 года. Оставшиеся невыполненными нарушения требований пожарной безопасности носят капитальный характер, эксплуатация зданий павильонов при указанных нарушениях невозможна, так как они носят существенный характер, а их устранение требует значительного времени.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОНДиПР по Ванинскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в судебное заседание не прибыл, ходатайств не заявил.

Выслушав пояснения сторон, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 35 противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в числе прочего, на таких принципах как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 38 указанного выше Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.09.2016 г., павильоны вещевого рынка №№ 1,2,4, расположенные по адресу п. Ванино, территория 36 км автодороги Ванино - Монгохто, здание 1, принадлежат на праве собственности ООО «Социальная поддержка» (л.д.21-23).

Из Акта от 29.03.2018 г. следует, что здание торгового центра размером в плане 32,3*33,8 метров, двухэтажное, 2 степени огнестойкости. Класс конструктивной пожарной опасности - СО. Класс пожарной опасности строительных конструкций - КО. Класс функциональной пожарной опасности - Ф3.1. Здание разделено на 3 самостоятельных пожарный отсека (Блок «А», блок «Б», блок «В»), Здание обеспечено наружным противопожарным водоснабжением, в здании имеется внутренний противопожарный водопровод. Здание оборудовано АПС и СОУЭ 3 типа (частично).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2, 3, 12, 14, 21, 33, 42, 43, 55, 61, 117, 475, 478, 480 Правил - лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

В отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.

Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты.

На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты.

Руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках. Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено".

Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Запрещается:

б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;

г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, предусмотренных нормативным:- документами по пожарной безопасности. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных противодымных дверей (устройств).

Запрещается хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления, за исключением случаев, разрешенных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер.

Руководитель организации обеспечивает наличие и: исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.

Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ принят "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно п. 1 ст. 52 Регламента, защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага.

Согласно ст. 53 Регламента, каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч.13 ст. 82 Регламента, правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях и сооружениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются техническими регламентами для данной продукции, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч. 10 ст. 83 Регламента, требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 84 Регламента, оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться включением эвакуационного (аварийного) освещения.

Согласно ч. 6 ст. 134 Регламента, область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

Согласно ч. 18 ст. 134 Регламента, в торговых залах зданий подкласса Ф3.1 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ.

Согласно п. 12.48 НПБ 88-01, приборы приемно-контрольные, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа.

Согласно п. 12.49 НПБ 88-01, приборы приемно-контрольные и приборы управления следует устанавливать на стенах, перегородках и конструкциях, изготовленных из негорючих материалов. Установка указанного оборудования допускается на конструкциях, выполненных из горючих материалов, при условии защиты этих конструкций стальным листом толщиной не менее 1 мм или другим листовым негорючим материалом толщиной не менее 10 мм. При этом листовой материал должен выступать за контур устанавливаемого оборудования не менее чем на 100 мм.

Согласно п. 12.55 НПБ 88-01, помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками:

площадь, как правило, не менее 15 м2;

температура воздуха в пределах 18-25 °С при относительной влажности не более 80 %;

наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать СНиП 23.05-95;

освещенность помещений:

при естественном освещении - не менее 100 лк;

от люминесцентных ламп - не менее 150 лк;

от ламп накаливания - не менее 100 лк;

при аварийном освещении - не менее 50 лк;

наличие естественной или искусственной вентиляции согласно СНиП 2.04.05-91;

наличие телефонной связи с пожарной частью объекта или населенного пункта.

В данных помещениях не должны устанавливаться аккумуляторные батареи резервного питания кроме герметизированных.

Согласно п. 12.56 НПБ 88-01, в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении основного освещения.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Согласно п. 2.12.17. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования (приложение 3).

Согласно п. 7.1 СНиП 21-01-97 предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся: конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями; ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации; снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий; наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения; сигнализация и оповещение о пожаре.

Согласно п. 4.1.32 СП 09.13130.2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» на объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей.

Согласно п. 99 Приказа МЧС России от 25.10.2017 N 467 "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах", в целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень организаций и сельских населенных пунктов, на которые должны составляться планы и карточки тушения пожаров (приложение N 9 к настоящему Положению) (далее - Перечень).

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.

В ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в здании вещевого рынка ООО «Социальная защита», выявлены следующие нарушения (л.д.14-19).

В нарушение п. 2 Правил - отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с разделом XVIII ил противопожарного режима в РФ;

В нарушение п. 3 Правил - у руководителя отсутствует удостоверение о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума; не определен порядок проведения инструктажей о мерах пожарной безопасности с работниками и арендаторами помещений; не проводится инструктаж о мерах пожарной безопасности с работниками организации и арендаторами помещений, с отметкой в журнале инструктажей, журнал инструктажей не заполнен;

В нарушение п. 4 Правил - не определено лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности на объекте;

В нарушение п. 12 Правил - отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также отсутствуют документы, подтверждающие проведение практических тренировок по эвакуации;

В нарушение п. 14 Правил - отсутствует приказ о запрете курения в помещениях, а также определении мест для курения;

В нарушение п. 21 Правил - деревянные перекрытия и металлические конструкции опор не обработаны огнезащитным составом;

В нарушение п. 33 Правил - в павильоне «Б» дверь эвакуационного выхода на втором этаже открывается не по ходу эвакуации; второй эвакуационный выход из подвального помещения не соответствует требованиям; потолок и стены на путях эвакуации из подвального помещения выполнены из материалов, по пожарной опасности более чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ и Г2, ВЗ, ДЗ, Т2; потолок и стены на путях эвакуации из блока «В» выполнены из материалов, по пожарной опасности более чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ и Г2, ВЗ, ДЗ, Т2 по деревянной обрешетке, блок «В» не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; пути эвакуации в блоках «А», «Б», и «В» не оборудованы аварийным освещением;

В нарушение п. 42 - в подвальном помещении допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции (склад магазина «Спецодежда»);

В нарушение п. 42 «г» Правил - допускается эксплуатация электрочайников без устройств тепловой защиты (офисные помещения);

В нарушение п. 42 «б» Правил - допускается использование электрических розеток и выключателей в разобранном виде;

В нарушение п. 43 Правил - не все места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности;

В нарушение п. 55 Правил - отсутствуют акты проверок внутреннего противопожарного водопровода; отсутствуют акты проверок пожарного гидранта, расположенного на территории;

В нарушение п. 61 Правил - для эксплуатации и содержания в технически исправном состоянии установок пожарной автоматики (пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией) приказом/распоряжением руководителя не назначены лица, ответственные за эксплуатацию установок пожарной автоматики, оперативный (дежурный) персонал контроля над состоянием установок;

в подвальном помещении отсутствует световое табло «Выход», второе световое табло «Выход» не исправно; не все подвальные помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; отсутствует договор на обслуживание систем противопожарной защиты (АПС и СОУЭ); последняя проверка специализированной АПС и СОУЭ была проведена в 2015 году;

В нарушение п. 62 Правил - на момент проверки приемно- контрольный пожарный прибор был отключен;

В нарушение п. 64 Правил - в помещении диспетчерского пункта пожарного поста) отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок противопожарной защиты;

В нарушение п. 65 Правил - в помещении диспетчерского пункта (пожарный пост) отсутствует аварийное освещение;

В нарушение п. 117 Правил - в подвальном помещении без оконных проемов или шахт дымоудаления хранятся горючие товары;

В нарушение п. 475 Правил - на имеющиеся огнетушители отсутствуют эксплуатационные паспорта;

В нарушение п. 478 Правил - имеющиеся огнетушители не проходили периодическое освидетельствование (последнее переосвидетельствование в июне 2017 года); имеющиеся огнетушители не проходили квартальный осмотр с отметкой в журнале; журнал учета огнетушителей отсутствует; не все имеющиеся огнетушители исправны (показания манометра в красной зоне);

В нарушение п. 480 Правил - не все огнетушители расположены на видных, легкодоступных местах;

В нарушение п. 4.1.32 СП 09.13130.2009 и п. 5.33 НПБ 166-97 - не определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей (на объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей) (не предоставлено);

В нарушение ч. 13 ст. 82 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 5.1 ФЗ-184 «О техническом регулировании», ст. 36 Фз-384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 2.12.17 ПТЭЭП «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», ст. 6 ФЗ-184 «О техническом регулировании» - не производились замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, отсутствует технический отчет от специализированной организации;

В нарушение п. 1 ст. 52 Регламента - объемно-планировочные решения не обеспечивают ограничения распространения опасных факторов пожара между этажами здания;

В нарушение ст. 53 Регламента и абз. «и» п. 8.2 СНиП 41-01-2003 - подвальное помещение не оборудовано системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения;

В нарушение ст. 83 Регламента - подвальное помещение не оборудовано автоматической системой пожаротушения;

В нарушение ч. 1 ст. 83 Регламента - на имеющуюся систему противопожарной защиты (АПС и СОУЭ) отсутствует проектная и техническая документация;

В нарушение ч. 7 ст. 83 Регламента и п. 12.48 НПБ 88-01 - диспетчерский пункт (пожарный пост) без постоянного нахождения персонала, закрыт на ключ;

В нарушение ч. 10 ст. 83 Регламента и п. п. 12.56, 12.49 НПБ 88-01 - в помещении диспетчерского пункта (пожарный пост) отсутствует аварийное освещение; прибор приемно-контрольной пожарный установлен на горючее основание, доступ ограничен торговым оборудованием;

В нарушение п.4 ч. 1 ст. 84 Регламента - пути эвакуации из подвального помещения не оборудованы аварийным освещением;

В нарушение ч. 18 ст. 137 Регламента, п. 7.1 СНиП 21-01-97 - потолок в торговых помещениях подвального помещения выполнен из горючих материалов по деревянному основанию;

В нарушение п. 99 Приказа МЧС России № 467 - руководством объекта не предоставлены необходимые данные в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которой находится объект, для составления карточки тушения пожара.

При повторной проверке 31.05.2018 года остались не выполненными требования пожарной безопасности, содержащиеся в ч.1 ст.83 Регламента, на имеющуюся систему противопожарной защиты (АПС и СОУЭ) отсутствует проектная и техническая документация, п.61 Правил противопожарного режима в РФ, отсутствует договор на обслуживание систем противопожарной защиты (АПС и СОУЭ), не все подвальное помещение оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; п.99 Приказа МЧС России № 467 - руководством объекта не предоставлены необходимые данные в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которой находится объект, для составления карточки тушения пожара; ч. 10 ст. 83 Регламента и п. п. 12.56, 12.49 НПБ 88-01 - в помещении диспетчерского пункта (пожарный пост) отсутствует аварийное освещение; прибор приемно-контрольной пожарный установлен на горючее основание, доступ ограничен торговым оборудованием; помещение диспетчерского пункта не соответствует требованиям; ч. 7 ст. 83 Регламента и п. 12.48 НПБ 88-01 - диспетчерский пункт (пожарный пост) без постоянного нахождения персонала, закрыт на ключ; п. 64 Правил - в помещении диспетчерского пункта пожарного поста) отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок противопожарной защиты; п. 33 Правил - в павильоне «2» второй эвакуационный выход из подвального помещения не соответствует требованиям; ст. 83 Регламента - подвальное помещение не оборудовано автоматической системой пожаротушения; ст. 53 Регламента и абз. «и» п. 8.2 СНиП 41-01-2003 - подвальное помещение не оборудовано системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения; п. 117 Правил - в подвальном помещении без оконных проемов или шахт дымоудаления хранятся горючие товары; п.84.ч.1 п.1 подвальное помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ( отсутствует звуковой сигнал о пожаре) (павильон 2); п. 21 Правил - деревянные перекрытия и металлические конструкции опор не обработаны огнезащитным составом (частично); п.4 ч. 1 ст. 84 Регламента- павильон 2 не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; п. 1 ст. 52 Регламента - объемно-планировочные решения не обеспечивают ограничения распространения опасных факторов пожара между этажами здания. Из пояснений свидетеля Алексеева А.Ю., следует, что выявленные и не устраненные к рассмотрению дела нарушения носят существенный характер, эксплуатировать здания при таком нарушении- нельзя. Указанные нарушения к моменту рассмотрения дела судом не устранены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают грозу обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, отрицательно влияют на предупреждение терроризма, минимизацию и ликвидацию последствий проявлений терроризма. Характер и количество выявленных нарушений по обеспечению пожарной безопасности проверяемого объекта защиты, позволяют сделать вывод о наличии угрозы жизни и здоровья людям, при дальнейшей эксплуатации объекта защиты, до полного их устранения.

Согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Ванинского района требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Ванинского района к ООО «Социальная поддержка» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, приостановлении эксплуатации здания, удовлетворить.

Обязать ООО «Социальная поддержка» устранить нарушения требований пожарной безопасности, установленные актом проверки от 31.05.2018 г.

Приостановить эксплуатацию павильонов промышленных товаров №1,2,3 принадлежащих ООО «Социальная защита» по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, территория 36 км автодороги Ванино - Монгохто, здание 1, до устранения всех выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Романько А.М.