ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4285/2022 от 16.08.2023 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0003-01-2022-004520-36

Дело № 2-571/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2023 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Биллер Е.А., с участием истца Тарас М.В., ее представителей Евдокимовой Н.Н., Злобина А.А., представителя третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми Юзевой Е.В., представителя ответчика МКУ «Пермблагоустройство» - Афанасьевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарас М.В. к администрации г.Перми, департаменту земельных отношений администрации г. Перми, МКУ «Пермблагоустройство» о признании недействительным государственный кадастровый учет земельного участка, установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Тарас М.В., с учетом уточнения исковых требований, обратилась в суд с иском к администрации г. Перми, ДЗО администрации г. Перми, МКУ «Пермблагоустройство» о признании недействительным государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , площадью 10 514 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; об установлении границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 14 836 кв.м. в координатах поворотных точек, установленных в заключении кадастрового инженера ФИО7

В обоснование заявленных требований указано, что Тарас М.В. является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, который располагается на земельном участке с кадастровым номером , площадью 10 514 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером был образован и поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана от 13 марта 2017 года, подготовленного кадастровым инженером ФИО5 При подготовке межевого плана земельного участка с кадастровым номером не был учтен существующий проект межевания, утвержденный Постановлением Администрации г. Перми от 12 октября 2009 года и фактическое землепользование. В результате были нарушены права и законные интересы собственников многоквартирного дома по <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО7 от 2022 года. Исследование проводилось аналитическим методом, а также методом спутниковых геодезических измерений путем сопоставления сведений единого государственного реестра недвижимости, сведений ИСОГД г. Перми и геодезической съемки с составлением фото таблицы местности. Установлено, что при подготовке межевого плана от 13 марта 2017 года, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ, в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровым инженером ФИО5 не был учтен существующий проект межевания, утвержденный Постановлением Администрации г. Перми от 12 октября 2009 года «Об утверждении проекта межевания территории квартала № 3228 в жилом районе Закамск Кировского района г. Перми». В границы участка не вошли: асфальтированная площадка и подъезд к дому со стороны <адрес>; площадка под размещение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов; асфальтированная пешеходная дорожка со стороны <адрес>. Граница с восточной стороны участка ограничена объектом пригородного происхождения (оврагом) и зданием многоквартирного дома. При сравнении данных геодезической съемки и сведений ЕГРН, в отношении данной части участка, расхождений не выявлено. По результатам исследований были составлены: каталог координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровый номером в соответствии с пунктом 10 статьи 22 ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с указанием координат поворотных точек; схема земельного участка под многоквартирным жилым домом. При формировании границы учитывались: проект межевания, утвержденный Постановлением Администрации г. Перми № 681 от 12 октября 2009 года «Об утверждении проекта межевания территории квартала № 3228 в жилом районе Закамск, Кировского района Перми» (.......); фактическое землепользование, закрепленное объектами природного и искусственного происхождения (овраг и здание многоквартирного дома, площадка под контейнеры для сбора ТКО) (.......); сведения ЕГРН, отражающие границы уточненных, в соответствии с действующим земельным законодательством, смежных земельных участков (с .......). При подготовке заключения перед кадастровым инженером ФИО7 были поставлены вопросы и даны следующие ответы на них: определить допущена ли ошибка в определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ; в случае, если ошибка допущена, определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером с указанием координат поворотных точек. При подготовке межевого плана на уточнение границ земельного участка с кадастровым номером не был учтен существующий проект межевания, утвержденный Постановлением Администрации г. Перми от 12 октября 2009 года. В результате чего были ущемлены интересы собственников многоквартирного дома, находящегося по <адрес>. В ходе проведения исследования в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) был сформирован каталог координат поворотных точек границ. В каталоге отражено фактическое землепользование и учтена градостроительная документация, разработанная для данной территории. Межевой план от 13 марта 2017 года, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , кадастровым инженером ФИО5, составлен с нарушением действующего на тот момент законодательства и нарушает права и законные интересы собственников жилого дома. Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона № 189-ФЗ, следовательно истец, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме вправе требовать формирования границ земельного участка по фактическому пользованию в целях надлежащей эксплуатации такого дома в случае, если процедура межевания земельного участка проведена с нарушениями. На основании проведенного исследования и сделанного заключения ООО «.......», цель которого заключалась в установлении границ земельного участка, согласно действующему законодательству и принятым нормам и регламентам о требованиях пожарной безопасности, пожарных проездов, подъездов со стороны <адрес> к многоквартирному жилому дому по адресу: <адрес>, расположенному на земельном участке с кадастровым номером . В настоящее время в конце проезда со стороны <адрес> к многоквартирному жилому дому по <адрес>, нет площадки для разворота, что снижает возможность пожаротушения в случае возгорания на этом и соседних земельных участках, также создает неудобство для подъезда спецтранспорта: скорой помощи, газовой службы и грузового автотранспорта.

Истец Тарас М.В. в судебном заседании на иске настаивала.

Представитель истца Евдокимова Н.Н. поддержала заявленные требования, указав, что для решения вопроса в части размеров земельного участка в досудебном порядке собственники МКД по <адрес> уполномочили собственника квартиры обратиться с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок образован на основании проекта межевания квартала в <адрес>, утвержденном Постановлением администрации г. Перми от 12 октября 2009 года. Собственниками дома по <адрес> для проведения межевых работ был приглашен кадастровый инженер ФИО7, которым 14 декабря 2021 года был сформирован межевой план. Из представленных заключений кадастрового инженера ФИО7 следует, что земельный участок с кадастровым номером является участком, из которого были образованы с большой степенью точности земельные участи с кадастровыми номерами и ; имеются пересечения участка с кадастровым номером с участками (МКУ «.......) и (жилой <адрес>); площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером площадью 2270 кв.м. и земельного участка составляет 552 кв.м., что составляет 24,32% всего участка с кадастровым номером . 27 декабря 2021 года получено уведомление об отказе в удовлетворении заявления по перераспределению земельного участка в соответствии с проектом межевания, утвержденном постановлением администрации г. Перми от 12 октября 2009 года. По состоянию на 01 марта 2005 года на кадастровом учете стояло 3 земельных участка: 1) земельный участок с номером , сформированный под строительство многоквартирного дома с кафе в соответствии со строительными нормами и правилами, действующими на момент строительства, поставлен на кадастровый учет 15 июня 1994 года, и с 09 марта 1995 года находящегося в бессрочном пользовании муниципалитета, как собственника общедомового имущества и не приватизированных квартиры и собственников (физических лиц) приватизированных квартир; 2) земельный участок с кадастровым номером , постановленный на учет 15 февраля 2005 года по заявлению департамента имущественных отношений администрации г. Перми, правообладателем участка в соответствии с заявлением, является департамент имущественных отношений. Участок предоставлен в адрес департамента имущественных отношений с формулировкой «для разграничения государственной собственности». Документы по разграничению государственной собственности к заявлению не приложены. Площадь участка, границы участка изменены в 2017 года. Изменение характеристик земельного участка согласовано неуполномоченными лицами; 3) земельный участок с кадастровым номером , предоставленный на основании ненормативного, недействительного Постановления администрации г. Перми, на котором в течении 20 лет было обустроено свайное поле с криво установленными сваями, фундамента не было. ООО «Общество 1» не уведомил Арбитражный суд, что земельный участок, из которого сформирован земельный участок , находится в бессрочном пользовании, а постановлением года было действительным только до 01 августа 1993 года. 17 июля 1996 года вышло постановление администрации г. Перми , согласно которому 22 августа 1996 года был сформирован и постановлен на учет земельный участок . Договор аренды строительного кооператива «.......» (в последствии ООО «Общество 1») с администрацией г. Перми отсутствует, на участке было возведено только свайное поле. Данное постановление является недействительным и ненормативным, поскольку у АО «Предприятие» отсутствуют какие-либо права на земельный участок . 09 марта 1995 года право пользования АО «Предприятие» земельным участком под МКД <адрес> прекращено. В землеустроительном деле имеется копия решения Арбитражного суда Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, относительно установления права собственности на свайное поле, возведенное на земельном участке с кадастровым номером . ООО «Общество 1» не представило Арбитражному суду достоверную информацию о земельном участке под многоквартирным домом по <адрес> с кадастровым номером ; о праве бессрочного пользования данным земельным участком, о том, что с ДД.ММ.ГГГГ право пользования данным земельным участком под МКД <адрес> у АО «Предприятие» прекращено. Согласно ответу Управления Росреестра по Пермскому краю земельный участок с кадастровым номером , 01 марта 2005 года перешел в общую долевую собственность, однако подписи собственников жилой недвижимости многоквартирного дома № <адрес> в актах нет. Нет и подписи РЭМП-Урал, хотя оно и обозначено в акте , как предприятие, которому был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером . Отсутствие подписей собственников жилой недвижимости МКД <адрес>, в актах согласования границ подтверждает, что 01 марта 2005 года земельный участок не перешел в общую долевую собственность, а являлся участком, предоставленным в аренду Предприятие 2 в срочное пользование сроком на 15 лет, в соответствии с постановлением администрации г. Перми . В силу ФЗ-189, земельный участок с кадастровым номером , с учетом наличия приватизированных квартир в МКД <адрес>, перешел в общую долевую собственность. В 2013 года на основании получения земельного участка с кадастровым номером собственник ООО «Общество 1» или его последующие владельцы изменили назначение земельного участка ЗУ с объекта общественного питания на многоквартирный жилой дом высотностью выше 4 этажей. Изменение проекта МКД <адрес> с собственниками указанного дома не согласовывалось. Новый построенный дом по адресу: <адрес> расположен на расстоянии 9 метров от стены МКД <адрес>. В настоящий момент на земельном участке возведен 16-этажный многоквартирный жилой дом. Дом введен в эксплуатацию в июне 2022 года, участок ЗУ перешел в общую долевую собственность. Новых владельцев земельного участка считает добросовестными приобретателями. Таким образом, земельный участок предоставлен в аренду, а затем продан администрацией г. Перми на основании ненормативных, недействительных документов. Ранее 11 июля 1991 года исполнительный комитет городского Совета народных депутатов принял решение отвести УПО «Предприятие» под строительство жилого дома с кафе по <адрес><адрес>) в микрорайоне <адрес> земельный участок площадью 1,8 га за счет части земель производственного жилищно - ремонтного управления и городских земель. 13 ноября 1991 года в адрес АО «Предприятие» был выдан государственный акт № А-1 , закрепляющий за указанным землепользователем право бессрочного и бесплатного пользования земельным участком по <адрес> в микрорайоне «<адрес> площадью 1,76 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. В 1992 году жилой <адрес> по адресу <адрес> сдан в эксплуатацию без кафе. На момент ввода МКД <адрес> дом построен, как самостоятельный объект недвижимости. Началась приватизация жилого фонда, с даты первой регистрации приватизации жилой недвижимости на дату ДД.ММ.ГГГГ в МКД <адрес> было приватизировано 59 квартир (ДД.ММ.ГГГГ - дата постановки на кадастровый учет земельного участка ), до конца 1998 года было приватизировано 111 квартир из 300. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующими правилами учета земельных участков, градостроительными нормами, Земельным кодексом РФ земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес><адрес> площадью 17 382,9 кв.м поставлен на учет с кадастровым номером . Земельный участок сформирован с учетом градостроительного проекта застройки микрорайона «Наименование 1», в подтверждение имеются: проект межевания микрорайона «Наименование 1» 1990 года; государственный акт № А-1 года; план земельного участка под МКД Липатова 22; акт об отводе красных линий; сведения о координатах характерных (поворотных) точек на дату 1995 года. Таким образом, дата постановки на кадастровый учет земельного участка под МКД Липатова 22, завершила процесс организации, установления границ земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом. Постановлением администрации города от 24 ноября 1994 года АО «Предприятие» было разрешено передать жилые здания, объекты социально-культурного и коммунально - бытового назначения в муниципальную собственность. В списке передаваемых объектов был указан и жилой <адрес>. В соответствии с п.8 указанного Постановления общедомовое имущество МКД <адрес>, в состав которого входит и земельный участок с кадастровым номером , должно было поступить в оперативное управление вновь созданному муниципальному предприятию «Предприятие 2». В соответствии с пунктом 5 Постановления от 24 ноября 1994 года, «Предприятие 2» должно было быть создано на базе ЖКО АО «Предприятие». Согласно вышеуказанному постановлению собственником земельного участка с кадастровым номером стал муниципалитет, как учредитель, а Предприятие 2 стал организацией (предприятием) оперативно управляющей указанным участком. Начиная с 01 марта 2005 года в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, земельный участок с кадастровым номером перешел в общедолевую собственность собственников жилой недвижимости многоквартирного <адрес>. Договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами , , после вступления в действие ФЗ № 189 между администрацией города Перми и арендаторами указанных выше участков должны быть прекращены. Предприятия Предприятие 2, ООО «Общество 1», ООО «.......» по вопросам предоставления в аренду земельных участков к собственникам жилых помещений МКД <адрес> - физическим лицам не обращались. В настоящий момент на земельном участке (ЗУ ) возведен высотный 17-этажный многоквартирный жилой дом, который введен в эксплуатацию в июне 2022 года, участок ЗУ перешел в общедолевую собственность собственников помещений в МКД. На земельном участке (ЗУ ) возведен 6-ти этажный многоквартирный жилой <адрес>, истец считает нового собственника земельного участка ООО «.......» добросовестным приобретателем. Кроме того, часть земельного участка ЗУ , расположенного по адресу <адрес>, площадью 552 кв.м., смежного с участком ЗУ , накладывается (пересекает) на . Из землеустроительных дел следует, что с собственниками жилых помещений МКД <адрес> границы участков ЗУ и ЗУ , цена реализации участков не согласовывались. Оба объекта согласованы и одобрены ФКП Росреестра, администрацией г. Перми после 01.03.2005, то есть после даты вступления в силу ЖК РФ и ФЗ №189. Администрацией города Перми, департаментами администрации города Перми, ФКП Росреестр не были соблюдены: порядок прикрепления многоквартирного <адрес> к земельному участку при постановке указанного участка на кадастровый учет; порядок перехода права собственности на земельный участок в общедолевую собственность с 01 марта 2005 года; установленный законом порядок расторжения администрацией города Перми договоров аренды, заключенных с Предприятие 2, ООО «Общество 1», ООО «.......» до 01 марта 2005 года. Ответчики превысили свои полномочия в части предоставления в аренду земельных участков под многоквартирным домом <адрес> после 01 марта 2005 года, их изъятия из общедолевой собственности собственников МКД. Ошибкой является прикрепление многоквартирного <адрес>, кадастровый , к земельному участку с кадастровым номером , присвоение статуса «архивный» земельному участку с кадастровым номером .

Представитель истца Злобин А.А. на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме. Пояснил, что была допущена кадастровая ошибка в результате чего, сейчас границы земельного участка не соответствуют фактическому землепользованию и инфраструктуре жилого дома. Если общим собранием будет принято решение об установлении забора, то это решение будет невыполнимо. Проезжая часть не соответствует данным, внесенным в кадастр. Должна быть разворотная площадка 15м*15м, это не учтено.

Представитель ответчика – МКУ «Пермблагоустройство» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что осуществить образование земельного участка площадью 14 836 кв.в. не представляется возможным, поскольку это приведет к наложению границ на соседний земельный участок с кадастровым номером , который находится в собственности муниципального образования г. Пермь. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет по проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации г. Перми от 23 декабря 2016 года в границах красных линий, под территорию общего пользования. Кроме того, координаты испрашиваемые истцом в просительной части искового заявления накладываются на особо охраняемую природную территорию «Утиное болото», утвержденную Постановлением администрации г. Перми № 532 от 12 августа 2009 года «Об утверждении положения об ООПТ местного значения «Утиное болото», Решением Пермской городской Думы № 44 от 24 марта 2009 года «Об организации ООПТ местного значения «Утиное болото». По представленным координатам, указанным в просительной части искового заявления, земельный участок расположен частично на территории общего пользования, что не допустимо. Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятие площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, предусмотрен запрет передачи в частную собственность земель общего пользования, в том числе занятых проездами.

Представитель ответчика - администрация г. Перми ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В ранее представленном отзыве просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав, в связи с процедурой приобретения прав на земельные участки. Образование земельного участка, согласно приложенным координатам, приведет к наложению границ на соседний земельный участок с кадастровым номером , который находится в собственности муниципального образования г. Перми, и нерациональному использованию. Координаты, испрашиваемые истцом в просительной части искового заявления накладываются на особо охраняемую природную территорию «Утиное болото», утвержденную Постановлением администрации г. Перми № 532 от 12 августа 2009 года «Об утверждении положения об ООПТ местного значения «Утиное болото», Решением Пермской городской Думой № 44 от 24 марта 2009 года «об организации ООПТ местного значения «Утиное болото». Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте. В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Постановлением администрации г. Перми № 681 от 12 октября 2009 года утвержден проект межевания территории квартала в жилом районе <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в настоящее время указанный земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является МКУ «Пермблагоустройство».

Представитель ответчика департамента земельных отношений администрации г. Перми просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Из представленных возражений следует, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав, в связи с процедурой приобретения прав на земельный участки. По представленным истцом координатам, которые указаны в просительной части искового заявления, осуществить образование земельного участка не представляется возможным. Образование земельного участка, согласно приложенным координатам, приведет к наложению границ на соседний земельный участок с кадастровым номером и нерациональному использованию. Земельный участок находится в собственности муниципального образования г. Пермь. Кроме того, координаты накладываются на особо охраняемую природную территорию «Утиное болото», утвержденную Постановлением администрации г. Перми № 532 от 12 августа 2009 года «Об утверждении положения об ООПТ местного значения «Утиное болото», решением Пермской городской Думой № 44 от 24 марта 2009 года «Об организации ООПТ местного значения «Утиное болото». Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте. В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Постановлением администрации г. Перми № 681 от 12 октября 2009 года утвержден проект межевания территории квартала в жилом районе <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в настоящее время указанный земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, земельный участок на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 ЗК РФ). Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является МКУ «Пермблагоустройство».

Представитель третьего лица – управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в соответствии с Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ участок имел площадь существующего отводов 9488,09 кв.м. и площадь по проекту 13064,42 кв.м., с установленными координатами. Истец просит установить границы земельного участка площадью 14 836 кв.м., что значительно больше площадей (на 1771,58 кв.м.), указанных в проекте межевания, согласно которому истец просить уточнить границы земельного участка с кадастровым номером . Согласно указанному проекту межевания определены границы лесопарковой зоны, площадь которой составляет 118279,38 кв.м. Согласно представленных в уточненном иске координат поворотных точек земельный участок частично входит в границы особо охраняемой природной территории местного значения – охраняемого ландшафта «Утиное болото», созданной в соответствии с решением Пермской городской Думы от 24 марта 2009 года № 44 «Об образовании охраняемой природной территории местного значения - охраняемого ландшафта «Утиное болото». В соответствии с пунктом 4.3 Положения об ООПТ «Утиное болото», утвержденного постановлением администрации г. Перми от 12 августа 2009 года № 352, запрещается любая деятельность, противоречащая задачам и режиму охраны ООПТ, в том числе искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта; деятельность с превышением нормативов предельно допустимых уровней производственного и транспортного шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иных вредных физических воздействий на здоровье человек и окружающую природную среду; умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение мест обитания диких животных, в то числе нор, гнезд; все виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных положением; введение (интродукция) любых видом растений или животных, ранее не обитавших на ООПТ, в целях их акклиматизации; нарушение мест обитания, сбор и уничтожение видов животных и растений, включенных в красные книги Российской Федерации, Среднего Урала и Пермского края, а также лекарственных растений; самовольные посадки деревьев и кустарников, другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков ООПТ; снос зеленых насаждений, не соответствующий Правилам благоустройства территории г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277; заготовка живицы и древесных соков; проведение любых массовых мероприятий в период гнездования птиц; самовольное изменение вида разрешенного использования земельного, лесного участка или его части; самовольное занятие земельных, лесных участков; размещение нестационарных торговых объектов в границах ООПТ с нарушением установленного порядка и без согласования Управления; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием ООПТ, осуществляемые вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, за исключением транспортных средств, обеспечивающих противопожарные мероприятия; мойка автотранспорта; засыпка болота; выпуск канализационных, ливневых стоков, грунтовых вод и иных жидкостей в результате строительства и эксплуатации инженерных объектов; загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство бытовых и промышленных свалок; применение ядохимикатов, химических средств защиты растений и стимуляторов роста, кроме противоклещевой обработки территории; строительство на ООПТ складов для хранения ядохимикатов, радиоактивных веществ и любых агрессивных жидкостей; геологоразведочные работы и добыча полезных ископаемых; разведение и поддержание костров вне специально отведенных для этих целей мест; проход вне имеющихся тропинок, дорог; купание населения; купание домашних животных; сенокошение. Сведения о границах ООПТ «Утиное болото» содержаться в едином государственном реестре недвижимости, как сведения о зонах с особыми условиями использования территории. Данным сведениям присвоен реестровый . Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ (в редакции от 11 января 2009 года, действующей на момент создания ООПТ «Утиное болото») предусмотрено, что особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Кроме того, согласно представленных в уточненном иске координат поворотных точек земельный участок, частично входит в границы лесопаркового зеленого пояса города Перми, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14 октября 2019 года № СЭД-30-01-02-1374 «Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса города Перми».

Третье лицо – Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещено, в судебное заседание своего представителя не направило. В представленном отзыве на исковое заявление указано, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 10 514 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. Работы по постановке на кадастровый учет земельного участка проводились в период действия ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Согласно требованиям к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02 октября 2002 года № П/327, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр сведения о ранее учтенных земельных участках и (или) сведения о сформированных частях земельных участков оформлялись в виде описаний земельных участков. Согласно описанию земельного участка от 03 февраля 2005 года площадь установлена как декларированная 9314,30 кв.м., координаты межевых знаков определены не с нормативной точностью. Кадастровые работы по определению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером осуществлены в 2017 году на основании заявления представления ООО «Управляющая компания» от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО5 С 01 января 2017 года кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в соответствии с ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иными федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются документы, указанные в Законе № 218-ФЗ, в том числе, межевой план. Представленный в орган регистрации прав межевой план соответствовал требованиям, действующим на момент подготовки, установленным Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плата, требований к его подготовке». В разделе «исходные данные» указан документ, на основании которого кадастровый инженер сделал вывод о местоположении уточняемого земельного участка – выкопировка с планово-картографического материала от 29 ноября 2016 года, а также в разделе «заключение кадастрового инженера» содержится ссылка на используемые при уточнении границ земельного участка исходные данные, которые могут обосновать границы вышеуказанного земельного участка на местности пятнадцать и более лет, в межевом плане приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. Акт согласования местоположения границ содержит согласование границ уточняемого земельного участка представителем собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченном на такое согласование протоколом общего собрания от 03 марта 2016 года. Площадь земельного участка при проведении кадастровых работ увеличена с 9317,30 кв.м. до 10514 кв.м. (увеличение на 1196,7 кв.м.). Таким образом, увеличение площади уточняемого участка осуществлено в пределах минимального размера земельного участка в соответствии с требованиями законодательства РФ. Согласно сведений публичного портала ИСОГД г. Перми в отношении территории, на которой расположен уточняемый участок, был утвержден постановлением администрации г. Перми № 681 от 12 октября 2009 года проект межевания территории. При анализе межевого плана установлено, что государственный кадастровый учет изменений, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка был произведен без учета утвержденного проекта межевания территории. При сравнении конфигурации уточняемого земельного участка и земельного участка согласно проекту межевания территории выявлены расхождения и в местоположении границ и в площади участка. Однако по проекту межевания площадь уточняемого участка значительно больше площади, содержащейся в ЕГРН, в связи с чем уточнение участка в соответствии с проектом межевания территории не представляется возможным (пункт 32 часть 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ). Учитывая невозможность уточнения границ земельного участка с кадастровым номером в соответствии с проектом межевания из-за значительного увеличения площади, границы установлены в в соответствии с требованиями законодательства. Управлением выполнено контрольное построение границ земельного участка с кадастровым номером по координатам, указанным в исковом заявлении, а также выполнено совмещение границ, указанного земельного участка с цифровыми ортофотопланами Единой электронной картографической основы масштаба 1:2000 на территорию г. Перми (год съемки 2017). В ходе проведения анализа установлено, что земельный участок, построенный по координатам поворотных точек, указанных в исковом заявлении, имеет следующие пересечения: зонами с особыми условиями использования территории и сооружения; с особо охраняемой природной территорией; с земельными участками. Считает, что требования истца не соответствуют положениям статьи 58 Закона № 218-ФЗ, в связи с тем, что отсутствуют сведения о методе определения координат, погрешности определения координат, системе координат, описания закрепления на местности.

Третье лицо – ООО «Новогор-Прикамье» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В представленном отзыве на исковое заявление поясняет, что ООО «Новогор-Прикамье» в соответствии с Постановлением администрации г. Перми от 24 июля 2013 года № 604 является гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории г. Перми, в связи с чем, обеспечивает на территории <адрес> бесперебойное централизованное водоснабжение и водоотведение населения, предприятий и организаций, в том числе заключает договоры на подключение объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Имущество, используемое в процессе осуществления производственной деятельности, передано истцу на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Муниципальным образованием г. Перми, МП «.......». В соответствии с приложением к данному соглашению ООО «Новогор-Прикамье» на правах владения и пользования передано следующее имущество: сеть канализации инв. ч. по <адрес>, от к9-к1, от к9-к7, д-300мм, протяженностью 188а.м.; сеть канализации инв.к по <адрес>, д-150-200 мм., протяженностью 97 п.м.; сеть канализации, инв. ч по <адрес>, <адрес>мм, протяженностью 30 п.м. Указанные сети канализации входят в состав Технологического комплекса «.......» и принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию г. Перми. Права владения и пользования ООО «Новогор-Прикамье» на указанные сети канализации подтверждены уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о проведенной регистрации ограничения (обременения) права, выданным Управлением Росреестра по <адрес>. Исходя из схемы расположения сетей (ИС ВЕГА) и схемы существующих границ земельного участка с кадастровым номером по <адрес>, следует, что в границах указанного земельного участка полностью расположены сети канализации с инв. ч, инв. к; частично расположена сеть канализации с инв. ч. Согласно исполнительной съемке указанные сети канализации построены непосредственно для обеспечения водоотведения указанного дома. В целях недопущения нарушения прав ООО «Новогор-Прикамье» по надлежащему содержанию и эксплуатации сетей канализации, расположенных в границах указанного земельного участка, собственниками жилых и нежилых помещений МКД по <адрес>, при эксплуатации земельного участка с кадастровым номером необходимо соблюдать требования «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, в части соблюдения расстояний между инженерными сетями и зданиями, сооружениями, согласно п. 12.35, таблицей 12.5 СП-расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей должны составлять от самотечной канализации до фундаментов зданий и сооружений 3м.

Третье лицо – ПАО «Россети Урал» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В представленных письменных пояснениях по делу указывает, что на территории земельного участка с кадастровым номером располагаются 3 кабельные линии электропередачи 0,4 кВ, принадлежащие на праве собственности ПАО «Россети Урал» и МП «.......». Кабельные линии электропередачи 0,4 кВ были размещены ПАО «Россети Урал» на основании решения департамента земельных отношений администрации г. Перми о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в целях обеспечения технологического присоединения энергопринимающих устройств по адресу: <адрес> к электрическим сетям сетевой организации. При этом, ПАО «Россети Урал» не устанавливалась охранная зона объектов электросетевого хозяйства в порядке, предусмотренном Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 в границах земельного участка с кадастровым номером . В отношении земельных участков, где были возведены (построены) 2 кабельные линии электропередачи 0,4 кВ не оформлялось право собственности и (или) иное законное право на такие участки для обеспечения эксплуатации соответствующих объектов, в связи с тем, что действующее законодательство не содержит требования, обязывающее лицо, владеющее подземными коммуникациями, созданными путем горизонтально-направленного бурения осуществлять действия, направленные на заключение договора (соглашения) аренды земельного участка над такими объектами. ПАО «Россети Урал» не является уполномоченными органом муниципальной и исполнительной власти, которое наделено полномочиями по уточнению границ земельных участков и не располагает информацией об ошибках, допущенных каким-либо лицом при проведении межевых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Третье лицо – департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о месте и времени рассмотрения дела извещено, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, в удовлетворении заявленных исковых требований просит отказать. В отзыве на исковое заявление указывает, что основной целью разработки и утверждения документации по планировке территории является обеспечение устойчивого развития территории для ее наиболее эффективного использования, а функция контроля за соблюдением данного принципа возложена на орган местного самоуправления при утверждении документации по планировке территории. Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории квартала в жилом районе <адрес>» утвержден проект межевания территории квартала в жилом районе <адрес>.......). Публичные слушания были назначены постановлением Главы города Перми от 15 ноября 2007 года № 158 «О назначении публичных слушаний по проекту межевания территории квартала № 3228 жилого района Закамск Кировского района г. Перми», которое опубликовано в установленном порядке в «Официально бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 20 ноября 2007 года № 86. Таким образом, граждане были извещены надлежащим образом о предстоящих публичных слушаниях по документации по планировке территории. В целях обеспечения возможности ознакомления заинтересованных лиц с документацией по проекту размещения документации (экспозиция) по теме публичных слушаний для предварительного ознакомления по адресу: <адрес>, в период с 25 ноября 2007 года по 15 января 2008 года. Мероприятия в рамках публичных слушаний состоялись 15 января 2008 года в 18 часов 30 минут по адресу: <адрес>. На публичных слушаниях по обсуждению проекта принимали участие граждане, проживающие на территории, применительно к которой осуществлялась подготовка документации по планировке территории, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лица, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией документации по планировке соответствующей территории районов г. Перми, а также разработчики проекта. При проведении публичных слушаний по документации всем участникам были обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Заинтересованные лица были вправе до 14 января 2008 года предоставить свои предложения и замечания по теме публичных слушаний в Комиссию по землепользованию и застройке города Перми. Во исполнение требований пункта 10 статьи 46 ГрК РФ по результатам проведения публичных слушаний было составлено заключение о результатах публичных слушаний, опубликованной в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 21 марта 2008 года , составлен протокол публичных слушаний. Постановление администрации г. Перми от 12 октября 2009 года «Об утверждении проекта межевания территории квартала № 3228 в жилом районе Закамск Кировского района г. Перми» было принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом протокола публичных слушаний от 15 января 2008 года, заключения о результатах публичных слушаний. Данное постановление администрации г. Перми было опубликовано на «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» от 16 октября 2009 года , «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Перми» от 02 марта 2010 года (уточнение). Согласно материалам по обоснованию проекта межевания территории, утвержденный постановлением администрации г. Перми от 12 октября 2009 года , выполнен с целью сохранения лесопарковой зоны. Проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 12 октября 2009 года , предложено частичное изменение границ ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером (на чертеже существующих земельных участков отмечен , на чертеже изменяемых земельных участков отмечен ) по адресу: <адрес>, площадью 13 064,42 кв.м. за счет городской земли под существующий жилой дом с учетом привязки к красным линиям и существующей застройке. Данное проектное решение проекта межевания территории не было реализовано. В соответствии со сведениями справочно-информационного сервиса «Публичная кадастровая карта России» границы земельного участка с кадастровым номером установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В архиве департамента имеется копия постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков ремонтно-эксплуатационному предприятию «Урал» под жилые дома в <адрес>», согласно которому земельный участок площадью 9488,09 кв.м. по <адрес>, в жилом район <адрес> был предоставлен в аренду на 15 лет под жилые дома за счет городских земель Предприятие 2».

Третьи лица ПАО «Т Плюс», АО «Газпром газораспределение Пермь» о месте и времени рассмотрения дела извещены, представителей в судебное заседание не направили.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, специалиста ФИО7, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ (ред. от 13 июня 2023 года) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно статье 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).

В силу статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 66 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным кодексом.

В пункте 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Земельные участки под многоквартирными домами в муниципальном городском округе формируются в соответствии с положениями специального законодательства, не предусматривающего правила о формировании земельного участка исходя исключительно из фактического пользования.

Судом установлено, что истец Тарас М.В. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 64, том ).

Согласно выписке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 10514+/-21 кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – под многоквартирных жилой дом; правообладатели – собственники помещений в многоквартирном доме; сведения об объекте недвижимости «актуальные, ранее учтенные» (л.д.84-88, том №1).

На указанном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером , количество этажей - 10, год завершения строительства – 1992.

Из представленных документов следует, что решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 11 июля 1991 года решено отвести УПО «Предприятие» под строительство жилого дома с кафе по <адрес> в микрорайоне <адрес> земельный участок площадью 1,8 га за счет части земель производственного жилищно - ремонтного управления и городских земель (л.д. 178, том № 2).

13 ноября 1991 года УПО «Предприятие» выдан государственный акт на право пользования землей № А-1 , на право бессрочного и бесплатного пользования земельным участком по <адрес> / <адрес> в микрорайоне «Лесной» Кировского района гор. Перми площадью 1,76 гектаров земли в границах согласно плану землепользования (л.д.173-177, том №2).

В 1992 году многоквартирный <адрес> по адресу <адрес> сдан в эксплуатацию.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии у ОАО «Галоген» земельного участка площадью 18 000 кв.м. по <адрес> и передаче его в состав городских земель, кроме того, принято решение о предоставлении в аренду на 15 лет ремонтно-эксплуатационному муниципальному предприятию «Урал» за счет городских земель земельного участка площадью 9488,09 кв.м. по <адрес> (л.д. 22, том ).

Земельный участок с кадастровым номером был сформирован ДД.ММ.ГГГГ под жилой дом с кадастровым номером до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005), поставлен на государственный кадастровый учет 16 февраля 2005 года, на основании описания земельного участка от 03 февраля 2005 года с декларированной площадью 9314,3 кв.м. В составе описания земельного участка имеется информация о значениях координат характерных точек границ земельного участка, однако координаты для земель определенного целевого назначения подлежали уточнению и установлению границ земельного участка в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством.

Именно органы государственной власти и местного самоуправления в силу части 4 статьи 16 Вводного закона, в редакции Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Частью 4.1 статьи 16 Вводного закона установлено, что образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2013 года № 12736/12 указано, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления № 12-П).

Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, каких либо нарушений при формировании 03 февраля 2005 года земельного участка с кадастровым номером судом не установлено.

Нормы Гражданского и Жилищного кодексов в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В соответствии с пунктом 66 данного Постановления, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Таким образом, именно с 01 марта 2005 года у собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> возникло право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 9 314,3 кв.м.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий; проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, границы застроенных земельных участков (пункты 4, 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

В силу предписаний части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи.

В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Кодекса).

Публичные слушания назначены постановлением Главы города Перми от 15 ноября 2007 года № 158 «О назначении публичных слушаний по проекту межевания территории квартала № 3228 жилого района Закамск Кировского района г. Перми.

Процедура публичных слушаний по обсуждению проекта межевания территории квартала № 3228 в жилом районе Закамск Кировского района г. Перми проведена в соответствии с действующим законодательством. Все заинтересованные лица были вправе предоставить свои предложения и замечания по теме публичных слушаний в комиссию по землепользованию и застройке г. Перми, а также в территориальный организационный комитет по проведению публичных слушаний при администрации <адрес>. Таких предложений от собственников помещений многоквартирного <адрес>, в том числе от истца, не поступало.

Постановлением администрации г. Перми от 12 октября 2009 года № 681 «Об утверждении проекта межевания территории квартала № 3228 в жилом районе Закамск Кировского района г. Перми» утвержден проект межевания территории квартала № 3228 в жилом районе Закамск Кировского района г. Перми (л.д. 9, том №2). Данное постановление принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом протокола публичных слушаний от 15 января 2008 года, заключения о результатах публичных слушаний.

После утверждения проекта межевания, в 2017 года площадь земельного участка с кадастровым номером была увеличена.

Так, из пояснений представителя истца – Евдокимовой Н.Н. в судебном заседании следует, что в 2016 года она узнала от председателя ТСЖ «.......» о возможности увеличить площадь существующего под многоквартирным домом по <адрес> земельного участка.

03 марта 2016 проведено общее собрание собственников помещений по адресу: <адрес> по вопросу проведения межевания земельного участка под домом, выбора лица, ответственного за проведение межевания (л.д. 142, том № 2).

Кадастровым инженером ФИО5 по заказу ООО «УК «Управляющая компания» подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-28, том № 1). В заключении кадастровый инженер указал, что в ходе проведения кадастровых работ, в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, уточнено местоположение границы данного земельного участка. Фактическая площадь участка 10 514 кв.м. При уточнении границ земельного участка площадь земельного участка больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН, на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленной в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

По результатам проведенного межевания представителем многоквартирного дома (председателем ООО «УК «Управляющая компания») ФИО8, уполномоченного собственниками помещений многоквартирного дома, 14 марта 2017 года подано заявление об изменении площади земельного участка с кадастровым номером и (или) изменении описания местоположения его границ. С заявлением представлен протокол собрания, проведенного в форме заочного голосования собственником помещений по адресу: <адрес> от 03 марта 2016 года.

Впоследствии 17 марта 2017 года по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, межевого плана от 13 марта 2017 года, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , проведена процедура государственного кадастрового учета изменений земельного участка, местоположение границ земельного участка уточнено, площадь земельного участка увеличилась с 9314,3 кв.м до 10514 кв.м.

Таким образом, кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером проведен в соответствии с требованиями законодательства (статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») на основании документов, подтверждающих внесенное в ЕГРН местоположение границ земельного участка, его площадь, представленных лицом, уполномоченным общим собранием многоквартирного дома.

После указанной даты какие-либо учетные процедуры в отношении местоположения границ, площади земельного участка не производились.

Таким образом, по состоянию на 03 марта 2016 года собственники многоквартирного дома будучи (с 1 марта 2005 года) долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером определили способ увеличения площади земельного участка под многоквартирный дом, провели установленные законом процедуры на основании чего, регистрирующим органом проведен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером площадью 10 514 кв.м. ( то есть площадь участка увеличилась).

Правовых оснований для расширения границ земельного участка и увеличения его площади до 14 836 кв.м. не имеется, поскольку решение собрания собственников от 03 марта 2016 года реализовано, государственный кадастровый учет земельного участка произведен.

Истец полагает возможным увеличить площадь земельного участка , поскольку на государственном кадастровом учете ранее состоял объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером , площадью 17 382,9 кв.м., дата постановки на кадастровый учет – 15 июня 1994 года, местоположение установлено относительно ориентира: <адрес>.

Однако на основании межевого плана от 13 марта 2017 года осуществлен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах и площади данного земельного участка. Начиная с 01 марта 2005 года каких-либо формирований, уточнений или иных процедур в отношении земельного участка с кадастровым номером не проводилось. В судебном заседании установлено, что под многоквартирный дом по <адрес> сформирован земельный участок с кадастровым номером .

Согласно информации, представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю (л.д. 41-42, том №2), в ЕГРН имеется запись об объекте недвижимости - земельный участок с кадастровым номером , категория земель - категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилой дом, декларированная площадь - 17382.9 кв.м. Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН, как о ранее учтенном земельном участке в 2006 года на основании свидетельства Архива администрации г. Перми № 555 от 15 июня 1994 года. Какие-либо изменения в характеристики участка не вносились, координаты поворотных точек отсутствовали, сведения о расположении на данном участке многоквартирного дома отсутствуют, сведения о наличии правообладателей отсутствуют. В связи с чем, 31 мая 2021 года данный земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета, путем присвоения записи об участке статуса «архивная».

Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с пунктом 12 которого статус «актуальная» присваивается записи, содержащей актуальные сведения о характеристиках объекта недвижимости на любой текущий момент времени, при принятии решения об осуществлении кадастрового учета и внесении таких сведений в кадастр недвижимости; статус "архивная" присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 14 ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);

Следовательно, основанием для кадастрового учета (постановки на учет объекта недвижимости, учета его изменений, учета его части, учета адреса правообладателя или снятия объекта недвижимости с учета) является решение об осуществлении кадастрового учета, принимаемое органом кадастрового учета по заявлению самих собственников МКД.

Земельный участок с кадастровым номером был сформирован под многоквартирный <адрес> (кадастровый ), фактические границы и площадь указанного земельного участка были учтены в установленном законом порядке, начиная с 2017 года на основании межевых работ, проведенных собственниками помещений многоквартирного дома.

Наличие в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером , площадью 17 382,9 кв.м. не свидетельствует о том, что данный земельный участок был сформирован под многоквартирный дом.

Доводы истца и ее представителя о незаконности ненормативных недействительных документов органа местного самоуправления, решения Арбитражного суда судом не принимаются, поскольку на момент уточнения границ земельного участка с кадастровым номером указанные акты не оспорены в установленном законом порядке, недействительными не признаны, таким образом в настоящее время являются действующими.

Также истец ссылается на заключение кадастрового инженера ООО «.......» ФИО7 от 2022 года, которым установлено, что в границы участка не вошли: асфальтная площадка и подъезд к дому со стороны <адрес>; площадка под размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов; асфальтированная пешеходная дорожка со стороны <адрес>. В настоящее время в конце проезда к многоквартирному жилому дому по адресу: <адрес>, со стороны <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером площадки для разворота нет, что снижает возможность пожаротушения в случае возгорания на этом и соседних земельных участках, также создает неудобство для подъезда спецтранспорта.

Относительно указанных доводов, суд отмечает, что истец не лишен возможности организации площадки для разворота путем установления сервитута, либо организации проезда с западной стороны границы указанного земельного участка.

Площадка для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных (как элемент благоустройства в силу п.9.1 Правил благоустройства территории г. Перми) может быть организована за счет городских земель путем выдачи разрешения о размещении объекта.

Асфальтированная пешеходная дорожка со стороны <адрес> расположена на территории земель общего пользования, которые в силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не могут находиться в частной собственности.

Позиция истца об увеличении площади земельного участка с кадастровым номером путем уменьшения площади земельного участка с кадастровым номером не может быть принята судом, исходя из следующего.

Судом установлено, что одним из смежных земельных участков по отношению к земельному участку с кадастровым номером является земельный участок с кадастровым номером .

Согласно выписке из ЕГРН № от 13 января 2023 года земельный участок с кадастровым номером , площадью 68481+/-92, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию г. Пермь (право собственности зарегистрировано 02 декабря 2020 года), право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за МКУ «.......» 02 декабря 2020 года (л.д.32-35, том №2).

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Любые изменения границ земельных участков в квартале должны осуществляться в соответствии с установленными статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедурами с обязательным проведением публичных слушаний; при этом истцом не представлено доказательств того, что при определении места положения границ имеет место техническая кадастровая ошибка.

Красные линии установлены проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 23 декабря 2016 года № 1159.

Изменение местоположения границ земельного участка (кадастровый ), по указанным истцом координатам, и увеличение площади данного земельного участка на 3358 кв.м. происходит за счет территории общего пользования, земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности и в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «Пермблагоустройство», а также частично за счет свободных городских земель, что противоречит принципу земельного законодательства. Увеличение площади земельного участка путем изменения местоположения границ земельного участка за счет земель муниципальной собственности законом не предусмотрено.

Анализируя изложенное, суд не находит правовых основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Тарас М.В. в удовлетворении исковых требований к администрации г.Перми, департаменту земельных отношений администрации г. Перми, МКУ «Пермблагоустройство» о признании недействительным государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , площадью 10 514 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установлении границ земельного участка в иных координатах поворотных точек.

Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Судья М.А. Терентьева