ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-431/16 от 10.05.2016 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-431/16

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2016 года город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Левиной З.А., при секретаре Сертюк К.Н., с участием помощника прокурора г.Саратова Долбилова М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Саратова <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Бонуs» о признании бездействия незаконным, о понуждении устранить нарушений требований противопожарной безопасности, возложении обязанности по запрету эксплуатации помещения, до устранения нарушений правил и норм пожарной безопасности,

установил:

первый заместитель прокурора города Саратова <данные изъяты> обратился в суд с вышеуказанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Бонуs» (далее по тексту – ООО «Бонуs», ответчик) и просил суд обязать ответчика устранить выявленные нарушения правила и нормы пожарной безопасности, запретить эксплуатацию нежилого помещения, до устранения нарушений правил и норм пожарной безопасности. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой города Саратова в соответствии с поручением прокуратуры области проведена проверка исполнения противопожарного законодательства в торговых комплексах (объектах) с массовым пребыванием граждан, в том числе территории и помещений кафе «Бар-караоке» ООО «Бонуs» по адресу: <адрес>.

В соответствии с договором субаренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Арт-Профи» передало в субаренду ООО «Бонуs» во временное пользование нежилые помещения общей площадью 1927,5 кв.м. в здании, расположенном по адресу: <адрес>

26.11.2015г. в ходе проведения проверки прокуратурой города Саратова, с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности (далее ОНД) по г.Саратову Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее ГУ МЧС России) по Саратовской области установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации вышеназванного нежилого помещения: противопожарное расстояние между зданиями общественного назначения (в котором размещены бар «Караоке» и ресторан «Опера», «Этажи») использовано под строительство веранды (пристраиваемой к зданию бара «Караоке») (фактическое противопожарное расстояние между зданием, в котором размещены ресторан «Опера», «Этажи» и одноэтажной пристройкой к зданию бара «Караоке» составляет 5 м.) в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.), п. 4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; не проведены конструктивные мероприятия по обеспечению требуемого предела огнестойкости (не менее R 45) несущих металлических конструкций (колон) здания в в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 5.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; в подсобных помещениях 1-го и 2-го этажа (в которых осуществляется хранение горючих товаров, негорючих товаров в горючей упаковке), а также чердачном этаже эксплуатируются электрические лампы освещения со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника в нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); не разделены этажи здания на противопожарные отсеки (в подвальном этаже здания размещен склад, на 1-м этаже обеденный зал, на 2-м этаже кухня, 3- й этаж технический) в нарушение ч.1 ст.6; ч. 4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 7.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; не проведена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного этажа с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) в нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); в помещениях кухни эксплуатируются электрические светильники освещения со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника в нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); на объекте под лестничной клеткой размещено подсобное помещение, в котором осуществляется хранение горючих товаров, негорючих товаров в горючей упаковке в нарушение п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.20 1 2г.); в помещении снята дверь в лестничной клетке, ведущей на 2-й этаж здания в нарушение п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта в нарушение п. 61 ППР в РФ (Постановление правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г.); у контрольно-приемного устройства автоматической пожарной сигнализации отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта - в нарушение п.п. 61, 64 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённые постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390; шлейф № 1, 3, 4 контрольно-приемного устройства автоматической пожарной сигнализации отключены в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённые постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390; руководитель организации не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму, в нарушение п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.), НПБ «Обучение мерам ПБ работников организаций» зарегистрирован в Минюсте 21.01.08г. № 10938; электрические фонари в помещениях (из расчета 1 фонарь на 50 человек) отсутствуют в нарушение п. 38 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); на объекте отсутствует (не представлена) инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в нарушение п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); в полу на путях эвакуации, у эвакуационных выходов из обеденного зала бара «Караоке» на 55 посадочных мест имеются лестницы с числом ступеней менее трех в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 6.28* СНиП 21-01-97*, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; ширина эвакуационных выходов в свету из помещений 1-го этажа бара «Караоке» (с количеством посадочных мест на 55 человек) менее 1,2 м., фактическая ширина 0,9 м. - в нарушение 4.1 ст.6; ч.4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 7.2.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; второй эвакуационный выход из обеденного зала бара «Караоке» заблокирован стульями и шкафом - в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.), ч.1 ст.6; ч.4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ширина горизонтального участка пути эвакуации из обеденного зала у второго эвакуационного выхода составляет 0,85 м. в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.), ч.1 ст.6; ч.4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; ширина в свету центрального эвакуационного выхода из зального помещения веранды бара «Караоке» составляет 1,5 м., одна из дверей которого заблокирована, фактическая ширина 0,79 м. - в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); второй эвакуационный выход из обеденного зала веранды бара «Караоке» заблокирован - в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); световые оповещатели «Выход» установленные над эвакуационными выходами из зальных помещений не исправны, в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); в дверном проеме помещения электрощитовой на 1-м этаже зального помещения бара «Караоке» не установлена противопожарная дверь с пределом огнестойкости ЕI 30 (имеется деревянная дверь с остеклением) - в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 5.5.2 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; перекрытие в помещение электрощитовой не выполнено противопожарным, с пределом огнестойкости не менее RЕI 45 - в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 5.5.2 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; в помещении электрощитовой эксплуатируется электрический светильник освещения со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренным конструкцией светильника - в нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); помещение электрощитовой не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией - в нарушение - в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 3, 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; помещения обеспечены углекислотными огнетушителями, не предназначенными для тушения пожаров класса «А» - в нарушение п. 70, приложение 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); для отделки потолка зального помещения веранды применяется горючий материал (деревянные конструкции) - в нарушение ч.1 ст.6; ч. 4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 6.25* СНиП 21-01-97*, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; в дверном проеме противопожарной стены, разделяющей помещения ООО «Бонуs» (класса функциональной пожарной опасности Ф 3.2) от помещений комитета культуры г. Саратова (класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3) не установлена противопожарная дверь с пределом огнестойкости РЛ 60 (имеется деревянная дверь) - в нарушение 4.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 7.4, 5.14*, таблица № 1, № 2 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; лестничный марш между 1-м и 2-м этажом здания деревянный - в нарушение 4.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 5.18*, таблица № 4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; коридор у кабинета директора на втором этаже здания оборудован одним дымовым пожарным извещателем - в нарушение 4.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 12.16 НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; у лестничного марша на 1-м этаже здания путь эвакуации (со 2-го этажа здания) загроможден холодильной камерой - в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012).

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой города в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник прокурора г. Саратова Долбилов М.О. уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, и просил суд признать незаконным бездействие ООО «Бонуs», по не устранению и допущению нарушений правил и норм пожарной безопасности; обязать ООО «Бонуs», в кафе «Бар-караоке» по адресу: <адрес>, устранить выявленные в ходе проверки нарушения правил и норм пожарной безопасности, которые указаны в справке от 24.11.2015г. в срок до 30.06.2016г.; обязать ООО «Бонуs», возложить обязанность не эксплуатировать помещение, расположенное по адресу: <адрес>, до устранения нарушений правил и норм пожарной безопасности. Одновременно указал на возможность рассмотрения дела в отсутствие ответчика в заочном производстве.

Данные уточнения исковых требований приняты судом в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, поскольку они не противоречат закону, и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.

Ответчик, третьи лица не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Руководствуясь положениями ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом согласия представителя истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, на основании доказательств, представленных представителем истца.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Согласно статье 37 названного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 38 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в числе прочего надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ефимовой А.А. на основании права собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес> (л.д.170-201).

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом и добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

На основании договора аренды от 01.04.2013г. (л.д. 73- 84) ИП Ефимова А.А. (арендодатель) и ООО «Арт-Профи» (арендатор) заключили договора аренды , согласно условиям которого (п.2.1), арендатор обязался принять нежилые помещения общей площадью 3603,7 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> согласно границам, обозначенным в кадастровом паспорте (приложение 1).

В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Положение ст. 608 Кодекса предусматривают, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицам, уполномоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Пунктом 1 ст. 650 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

В соответствии со ст. 651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434). Несоблюдение формы договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность (п. 1).

Из материалов дела так же усматривается, что согласно условиям договора субаренды нежилого помещения, от 18.08.2015г. № 4 (л.д.123-145), заключенного ООО «Арт-Профи» (субарендодатель) и ООО «Бонуs» (субарендатор), последний принял во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 1927,5 кв.м., расположенное по адресу <адрес> Субарендатор так же принял обязанности (п. 6.2.2) выполнять требования пропускного режима и внутри объектового режима…, нести полную ответственность технических, противопожарных, санитарных норм и правил; выполнять требования контролирующих организаций, связанных с эксплуатацией арендуемых помещений и нести ответственность за их невыполнение (п.6.2.5).

В соответствии с договором субаренды нежилых помещений от 18.08.2015г. ООО «Арт-Профи» передало в субаренду ООО «Бонуs» во временное пользование нежилые помещения общей площадью 1927,5 кв.м. в здании, расположенном по адресу: <адрес>

26.11.2015г. в ходе проведения проверки прокуратурой города Саратова, с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности (далее ОНД) по г.Саратову Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( далее ГУ МЧС России) по Саратовской области установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации вышеназванного нежилого помещения: Противопожарное расстояние между зданиями общественного назначения (в котором размещены бар «Караоке» и ресторан «Опера», «Этажи») использовано под строительство веранды (пристраиваемой к зданию бара «Караоке») (фактическое противопожарное расстояние между зданием, в котором размещены ресторан «Опера», «Этажи» и одноэтажной пристройкой к зданию бара «Караоке» составляет 5 м.) - в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.), п. 4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; не проведены конструктивные мероприятия по обеспечению требуемого предела огнестойкости (не менее R 45) несущих металлических конструкций (колон) здания - в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 5.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; в подсобных помещениях 1-го и 2-го этажа (в которых осуществляется хранение горючих товаров, негорючих товаров в горючей упаковке), а также чердачном этаже эксплуатируются электрические лампы освещения со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника - в нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); не разделены этажи здания на противопожарные отсеки (в подвальном этаже здания размещен склад, на 1-м этаже обеденный зал, на 2-м этаже кухня, 3- й этаж технический) - в нарушение ч.1 ст.6; ч. 4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 7.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; не проведена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного этажа с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) - в нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); в помещениях кухни эксплуатируются электрические светильники освещения со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника - в нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); на объекте под лестничной клеткой размещено подсобное помещение, в котором осуществляется хранение горючих товаров, негорючих товаров в горючей упаковке - в нарушение п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.20 1 2г.); в помещении снята дверь в лестничной клетке, ведущей на 2-й этаж здания - в нарушение п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта - в нарушение п. 61 ППР в РФ (Постановление правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г.); у контрольно-приемного устройства автоматической пожарной сигнализации отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта - в нарушение п.п. 61, 64 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённые постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390; шлейф № 1, 3, 4 контрольно-приемного устройства автоматической пожарной сигнализации отключены - в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённые постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390; руководитель организации не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму, в нарушение п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.), НПБ «Обучение мерам ПБ работников организаций» зарегистрирован в Минюсте 21.01.08г. № 10938; электрические фонари в помещениях (из расчета 1 фонарь на 50 человек) отсутствуют - в нарушение п. 38 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); на объекте отсутствует (не представлена) инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре - в нарушение п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); в полу на путях эвакуации, у эвакуационных выходов из обеденного зала бара «Караоке» на 55 посадочных мест имеются лестницы с числом ступеней менее трех - в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 6.28* СНиП 21-01-97*, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; ширина эвакуационных выходов в свету из помещений 1-го этажа бара «Караоке» (с количеством посадочных мест на 55 человек) менее 1,2 м., фактическая ширина 0,9 м. - в нарушение 4.1 ст.6; ч.4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 7.2.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; второй эвакуационный выход из обеденного зала бара «Караоке» заблокирован стульями и шкафом - в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.), ч.1 ст.6; ч.4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ширина горизонтального участка пути эвакуации из обеденного зала у второго эвакуационного выхода составляет 0,85 м. в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.), ч.1 ст.6; ч.4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; ширина в свету центрального эвакуационного выхода из зального помещения веранды бара «Караоке» составляет 1,5 м., одна из дверей которого заблокирована, фактическая ширина 0,79 м. - в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); второй эвакуационный выход из обеденного зала веранды бара «Караоке» заблокирован - в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); световые оповещатели «Выход» установленные над эвакуационными выходами из зальных помещений не исправны, в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); в дверном проеме помещения электрощитовой на 1-м этаже зального помещения бара «Караоке» не установлена противопожарная дверь с пределом огнестойкости ЕI 30 (имеется деревянная дверь с остеклением) - в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 5.5.2 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; перекрытие в помещение электрощитовой не выполнено противопожарным, с пределом огнестойкости не менее RЕI 45 - в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 5.5.2 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; в помещении электрощитовой эксплуатируется электрический светильник освещения со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренным конструкцией светильника - в нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); помещение электрощитовой не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией - в нарушение - в нарушение ч.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 3, 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; помещения обеспечены углекислотными огнетушителями, не предназначенными для тушения пожаров класса «А» - в нарушение п. 70, приложение 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.); для отделки потолка зального помещения веранды применяется горючий материал (деревянные конструкции) - в нарушение ч.1 ст.6; ч. 4. ст.4 Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3; п. 6.25* СНиП 21-01-97*, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; в дверном проеме противопожарной стены, разделяющей помещения ООО «Бонуs» (класса функциональной пожарной опасности Ф 3.2) от помещений комитета культуры г. Саратова (класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3) не установлена противопожарная дверь с пределом огнестойкости РЛ 60 (имеется деревянная дверь) - в нарушение 4.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 7.4, 5.14*, таблица № 1, № 2 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; лестничный марш между 1-м и 2-м этажом здания деревянный - в нарушение 4.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 5.18*, таблица № 4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; коридор у кабинета директора на втором этаже здания оборудован одним дымовым пожарным извещателем - в нарушение 4.1 ст.6; ч.4. ст.4; Федерального закона от 22.08.2008 года №123-Ф3, п. 12.16 НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; у лестничного марша на 1-м этаже здания путь эвакуации (со 2-го этажа здания) загроможден холодильной камерой - в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012). На момент проведения проверки помещения ресторана «Опера», «Этажи» не эксплуатируются (л.д.28-53).

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. заместителя главного государственного инспектора города Саратова по пожарному надзору <данные изъяты>., директор ООО «Бонуs» <данные изъяты> признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ (за нарушение выше названных правил и норм пожарной безопасности) и ему назначено наказание в виде штрафа.

Постановлением ДД.ММ.ГГГГ. заместителя главного государственного инспектора города Саратова по пожарному надзору <данные изъяты> ООО «Бонуs» признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ (за нарушение выше названных правил и норм пожарной безопасности) и ему назначено наказание в виде штрафа.

Данные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Так же, в ходе судебного разбирательства ответчиком были представлены договоры № 277 от 26.02.2014г. (л.д.85-88, 89-93) о выполнении работ по монтажу системы пожарной сигнализации, №302 от 29.08.2014г. (л.д. 94-96) о производстве монтажа системы оповещения при пожаре, акт технических средств пожарной сигнализации от 05.09.2014г. (л.д.97), в подтверждение частичного устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности.

На основании сведений ОНД по г.Саратову ГУ МЧС России по Саратовской области от 16.07.2016г. (л.д.221-226) осуществлен осмотр помещений ООО «Бонуs» в ходе которого было установлено, что нарушения указанные в справке о проверке соблюдения обязательных требований пожарной безопасности от 24.11.2015г. не устранены.

Судом так же была назначена техническая экспертиза с целью определения наличия в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве субаренды ООО «Бонуs», нарушений норм и правил пожарной безопасности и возможности их устранения. Дать заключение эксперту не представилось возможным в связи с непредставлением объекта исследования стороной ответчика.

Согласно ч. 3 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд, в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Ответчику в определении о назначении экспертизы были разъяснены положения ч. 3 ст. 79 ГПК РФ.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании изложенного, исходя из взаимной связи представленных материалов в их совокупности, суд полагает представленные вышеназванные доказательства стороны ответчика о частичном устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности, не достоверными (ст. 67 ГПК РФ). Доказательств того, что в настоящее время нежилые помещения не эксплуатируются, не имеется (ст. 56 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Закрепленное указанной нормой правило выполняет предупредительную функцию, обеспечивая охрану прав граждан и организаций.

Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Пунктами 4, 5 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" и Приказа МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности" регламентированы требования по оснащению и оборудованию помещений системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.

Согласно абз. 5 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Исходя из представленных по делу доказательств, до настоящего времени выявленные недостатки не устранены.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что субарендатором приняты обязательства по соблюдению, в том числе, и законодательства о пожарной безопасности, обеспечению условий по его реализации и требований, предусмотренных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, поскольку в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком требований пожарной безопасности, что влечет возникновение угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

Заявленные прокурором исковые требования по результатам проверки направлены на защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, не являющихся участниками предпринимательской или иной экономической деятельности, и направлено на предотвращение возможных негативных последствий от эксплуатации объекта не отвечающих требованиям пожарной безопасности.

Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нарушение требований пожарной безопасности свидетельствует о незащищенности личности, имущества от неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.

Как указано выше, правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Проверкой установлено нарушение обязательных требований как Федерального закона "О пожарной безопасности", так и иных нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований и о запрете эксплуатации названного нежилого помещения до их полного устранения.

Судом так же установлено, что здание (<адрес>) в котором расположено спорное нежилое помещение, является памятником культурного наследия (л.д.163-164).

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Как следует из содержания ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

На основании ст. 45 названного Закона, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 48 указанного Закона при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

В силу ст. 52 указанного Закона физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ст.47.3 названного закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Таким образом, устранение выявленных нарушений пожарной безопасности должны проводится в отсутствие осуществление действий, которые могут повлечь изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; при наличии согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном законом порядке, с учетом требований Федерального Закона РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования первого заместителя прокурора города Саратова <данные изъяты>. в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Бонуs» о признании бездействия незаконным, о понуждении устранить нарушений требований противопожарной безопасности, возложении обязанности по запрету эксплуатации помещения, до устранения нарушений правил и норм пожарной безопасности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Бонуs», по не устранению и допущению нарушений правил и норм пожарной безопасности.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Бонуs», в кафе «Бар-караоке» по адресу: <адрес>, устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности указанные в справке о проверке соблюдения обязательных требований пожарной безопасности от 24.11.2015г., в срок до 30.06.2016г., с учетом разработанной проектной документации, согласованной с Комитетом по охране культурного наследия Саратовской области.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Бонуs», не эксплуатировать помещение, расположенное по адресу: <адрес>, до устранения нарушений правил и норм пожарной безопасности.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения при предоставлении доказательств уважительности неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду и доказательств, которые могут повлиять на содержание заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 16 мая 2016г., по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья З.А. Левина