Дело № 2-4324/2019
УИД 75RS0001-01-2019-004712-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2019 года г. Чита Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Д.П.
при секретаре Буториной А.Н.
с участием представителя ответчика Нероновой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах Плотникова А.А. к Государственному Учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Оловяннинского района обратился в суд в интересах Плотникова А.А., ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов, проживающих на территории Оловяннинского района. В ходе проверки установлено, что Плотников А.А. является <данные изъяты> года). Согласно индивидуальной программы реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ Плотников А.А. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, а именно: костылями подмышечными с устройством противоскольжения, креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), а также протезом голени модульным (в том числе при недоразвитии), ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез без утепленной подкладкой (парой), вкладным башмачком, ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной подкладке (парой). ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении инвалиду указанных технических средств реабилитации с приложением необходимых документов подано Плотниковым А.А. в Государственное Учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, однако, до настоящего времени, в нарушение требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов, Плотников А.А. данными техническими средствами реабилитации не обеспечен. На основании изложенного заместитель прокурора просит возложить на Государственное Учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить Плотникова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации - костылями подмышечными с устройством противоскольжения, креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), а также протезом голени модульным (в том числе при недоразвитии), ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез без утепленной подкладкой (парой), вкладным башмачком, ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной подкладке (парой) в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель ответчика Государственное Учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Неронова В.С., действующая на основании доверенности, требования не признала. Суду указала на обеспечение Плотникова А.А. костылями подмышечными с устройством противоскольжения.
Заместитель прокурора Оловяннинского района, материальный истец Плотников А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение, в том числе и в связи с инвалидностью.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 11 вышеназванного закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 8 Закона № 181-ФЗ решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Исходя из содержания частей 8 и 10 статьи 11.1 закона № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Таким образом, обязанным лицом по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации является отделение Фонда социального страхования.
Право указанной категории граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган фонда.
В судебном заседании установлено, что Плотников А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное Учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, до настоящего времени не обеспечен техническими средствами реабилитации.
Согласно представленному Государственным Учреждением - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации письменного пояснения следует, что региональным отделением ДД.ММ.ГГГГ заключен Государственный контракт № на поставку технических средств реабилитации – костылей для обеспечения инвалидов в 2019 году. В рамках заключенного региональным отделением государственного контракта Плотников А.А. обеспечен костылями подмышечными с устройством противоскольжения ДД.ММ.ГГГГ. Региональным отделением заключены государственные контракты на поставку технических средств реабилитации – кресел-колясок с ручным приводом, для обеспечения инвалидов в 2019 году, на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов – обувью ортопедической, изготовленной индивидуально в 2019 году, Плотников А.А. включен в реестр получателей услуг, выданы направления, реестр передан поставщику для исполнения. В настоящее время региональным отделением проводятся конкурентные процедуры на заключение государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа инвалидов протезами нижних конечностей. После заключения государственного контракта Плотников А.А. будет обеспечен в 2019 году протезом голени модульным, потребность Плотникова А.А. в нем учтена.
Согласно акту приема-передачи товара № от ДД.ММ.ГГГГ Плотников А.А. получил такой вид технического средства реабилитации, как костыли подмышечные с устройством противоскольжения, о чем в данном акте имеется его подпись.
Согласно ст. 158 "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 145-ФЗ 1. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;
10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
3.1. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), в порядке, установленном финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, вправе принять решение о передаче:
1) своих бюджетных полномочий получателя бюджетных средств находящимся в его ведении получателям бюджетных средств или Федеральному казначейству (финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
2) полномочий получателей бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, другим получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении.
3.2. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя истца по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса в соответствии с пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации к лицам, чьи действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Бездействие Государственного Учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, нарушающее гарантированное государством право инвалида на получение технических средств реабилитации, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, является незаконным.
Не предоставление Плотникову А.А. указанных технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, не позволяет ему пройти комплексную необходимую реабилитацию – полного или частичного восстановления способностей к бытовой деятельности.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах Плотникова А.А. к Государственному Учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить технические средства реабилитации удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Плотникова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации - креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), протезом голени модульным (в том числе при недоразвитии), ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез без утепленной подкладкой (парой), вкладным башмачком, ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной подкладке (парой) в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Судья Сергеева Д.П.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2019 года.