ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4345/2023 от 30.08.2023 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-4345/ 2023

УИД 22RS0065-02-2023-003875-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2023 года г. Барнаул

Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ненашевой Д.А.,

при секретаре Фроловой Я.А.,

помощник судьи Штанакова Е.М.,

с участием представителя процессуального истца Беликовой Ю.О., представителя ответчика Жилякова Е.П., представителя третьего лица Таранова Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Алтайские авиалинии» о признании бездействия незаконным, приведении аэронавигационного паспорта посадочной площадки в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил,

установил:

Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Алтайские авиалинии» (далее ООО «Алтайские авиалинии») о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не приведении в соответствии с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) (далее - АНП) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минстранса России от 05.11.2020 №449, аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Новый мост», а также не направлении утвержденного экземпляра аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Новый мост» (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта; возложении на ООО «Алтайские авиалинии» обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 №449, аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Новый мост», а также направить утвержденный экземпляр аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Новый мост» (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

В обоснование заявленных требований указано на то, что по заданию Западно-Сибирской прокуратуры Барнаульской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения предприятиями транспортного комплекса, расположенными на территории Алтайского края, законодательства о безопасной эксплуатации воздушного транспорта, по результатам которого в деятельности ООО «Алтайские авиалинии» выявлены нарушения закона, устранение которых возможно только путем судебного понуждения.

Установлено, что ООО «Алтайские авиалинии» владеет посадочной площадкой «Новый мост», в связи с чем организации обязана обеспечить ее соответствие требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно п.4 приказа Минтранса России от 05.11.2020 №449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла» (далее - приказ №449, Порядок) АНП гражданской авиации подлежат приведению в соответствие с требованиями Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, при первом внесении в них поправок, но не позднее 1 января 2022 г.

В соответствие в п. 1 и п.11 приказа №449, разработку АНП организует владелец посадочной площадки, который впоследствии направляет утвержденные АНП (поправки к АНП) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в Сборнике аэронавигационной информации России. В случае согласования и утверждения АНП (поправок к АНП), созданных в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направление в Федеральное агентство воздушного транспорта АНП (поправок к АНП) на бумажном носителе не требуется.

Однако в нарушение указанных требований закона АНП посадочной площадки «Новый мост», утвержденный 12.09.2017 (уведомление о начале деятельности от 08.09.2017), до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями приказа №449 - не разработан, не утвержден и не направлен в Федеральное агентство воздушного транспорта.

С целью устранения вышеуказанных нарушений закона Барнаульским транспортным прокурором 16.01.2023 генеральному директору ООО «Алтайские авиалинии» внесено представление. Однако организацией оно оставлено без удовлетворения.

В российском законодательстве безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Установлено, что в течение 2021-2022 годов, за 4 месяца 2023 года посадочная площадка «Новый мост» неоднократно использовалась ООО «Алтайские авиалинии» для взлета, посадки и руления гражданских судов, при осуществлении перевозок людей, круг которых определить невозможно.

Кроме того, поскольку данная посадочная площадка является официально зарегистрированной, воспользоваться ею могут иные юридические и физические лица.

Таким образом, вмешательство транспортной прокуратуры обусловлено необходимостью принятия мер судебного понуждения в части выполнения требований к соответствию АНП посадочной площадки «Новый мост» требованиям федеральных авиационных правил. Выявленные нарушения при эксплуатации посадочной площадки создают угрозу жизни и здоровью как для ее работников и членов экипажей воздушных судов, так и иных лиц, которые могут пострадать в результате авиапроисшествия.

В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник Барнаульского транспортного прокурора Беликова Ю.О. на удовлетворении исковых требований настаивала, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Жиляков Е.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований по основаниям указанным в письменном отзыве (л.д.55-57).

Представитель третьего лица Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта - Таранов Г.М., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования, пояснил, что согласно п.4 приказа №449 порядок разработки аэронавигационного паспорта обязателен для исполнения. Форма аэронавигационного паспорта отражена в приказе №449.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствие с ч.7 ст.40 Воздушного кодекса Российской Федерации, посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно частям 2, 5 и 6 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.

Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.

Пунктами 26, 27 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138, предусмотрено, что для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, разрабатывается аэронавигационный паспорт аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), порядок разработки и применения которого устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 31 октября 2014 года № 305 утвержден Порядок разработки и правил предоставления аэронавигационной информации, в силу пунктов 1 и 5 которого данный порядок обязателен для исполнения физическими, юридическими лицами, владеющими аэродромом (вертодромом, посадочной площадкой) на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующими его в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также организациями, осуществляющими эксплуатацию аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации.

Пунктом 4 приказа Минтранса России от 5 ноября 2020 года № 449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла» предусмотрено, что аэронавигационные паспорта аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) гражданской авиации подлежат приведению в соответствие с требованиями Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, при первом внесении в них поправок, но не позднее 1 января 2022 г.

В силу п.п.1, 2 приложения №1 к Порядку разработку АНП организует оператор аэродрома (вертодрома), владелец посадочной площадки. Разработка АНП включает в себя процесс формирования аэронавигационных данных, их согласование и оформление в соответствии с типовой схемой аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) согласно приложению № 2 к данному приказу.

В соответствие с п.5 приложения №1 к Порядку, операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок обеспечивают достоверность и полноту аэронавигационных данных, содержащихся в АНП.

АНП утверждается оператором аэродрома (вертодрома), владельцем посадочной площадки при наличии согласований и (или) отчетных материалов от организаций, представивших аэронавигационные данные в АНП (п.6 приложения №1 к Порядку).

Пунктами 11, 12, 13 приложения №1 к Порядку предусмотрено, что операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок направляют утвержденные АНП (поправки к АНП) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России. В случае согласования и утверждения АНП (поправок к АНП), созданных в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направление в Федеральное агентство воздушного транспорта АНП (поправок к АНП) на бумажном носителе не требуется.

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет проверку полученных АНП (поправок к АНП) на предмет их соответствия требованиям настоящего Порядка в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты их поступления.

При отсутствии замечаний по результатам проверки Федеральное агентство воздушного транспорта в срок не превышающий 7 календарных дней с даты завершения проверки, направляет АНП (поправки к АНП) на официальное опубликование в АИП России.

При рассмотрении дела судом установлено, что посадочной площадкой «Новый мост» владеет ООО «Алтайские авиалинии».

Барнаульской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения предприятиями транспортного комплекса, расположенными на территории Алтайского края, законодательства о безопасности полетов, по результатам которого в деятельности ООО «Алтайские авиалинии» выявлены нарушения закона.

Установлено, что в течение 2021-2022 годов посадочная площадка «Новый мост» неоднократно использовалась для взлета, посадки и руления гражданских судов. Также установлено, что ООО «Алтайские авиалинии» 12.09.2017 утвержден аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Новый мост» (л.д.12-45). Уведомление о начале деятельности 08.09.2017.

Ответчиком до настоящего времени аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Новый мост» не приведен в соответствие с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 №449, соответствующий экземпляр аэронавигационного паспорта на бумажном носителе и его копия на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта не направлены, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных норм.

Барнаульским транспортным прокурором 16.01.2023 генеральному директору ООО «Алтайские авиалинии» внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени данные нарушения закона не устранены (л.д.8-9).

16.02.2023 ответчиком ООО «Алтайские авиалинии» дан ответ прокурору, согласно которому ответчик пояснил, что на посадочную площадку «Новый мост», принадлежащую ООО «Алтайские авиалинии» аэронавигационный паспорт, разрешенный к опубликованию не разрабатывался, так как аэронавигационный паспорт посадочный площадки является документом, не требующимся в обязательном порядке для эксплуатации и выполнения полетов на посадочной площадке (п.5 ст.49 Воздушного кодекса Российской Федерации). Приказ №449 устанавливает лишь порядок разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, а не обязанность владельца посадочной площадки публиковать аэронавигационные данные посадочных площадок в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. Требования п.4 приказа Минтранса России от 05.11.2020 №449 установлены для посадочных площадок, аэронавигационная информация о которых публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. На посадочную площадку «Новый мост» аэронавигационная информация не публиковалась и не публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации (сборник АИП Российской Федерации). Действующим законодательством не регламентировано, что владельцы посадочных площадок обязаны публиковать аэронавигационные данные посадочных площадок в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, также запрет на полеты на посадочные площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

В Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года №138, установлены некоторые правила полетов воздушных судов на посадочные площадки, расположенные в границах населенных пунктах сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации (пункты 48, 49).

Деятельность на посадочных площадках осуществляется согласно ст.48 Воздушного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 04.03.2011 №69 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», п.5 ст.49 Воздушного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 19.08.2015 №250 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации».

В течение 2021-2022 годов посадочная площадка «Новый мост» использовались только для взлета и посадок воздушных судов. Руление воздушных судов на посадочной площадки не производится. Полеты на указанной посадочной площадке проводились в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охране здоровья людей, согласно п.48 Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138, которым разрешается посадка (взлет) в границах населенных пунктов на площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, при обеспечении безопасности ее выполнения уполномоченным лицом, организующим такие полеты. Безопасность выполнения полетов возложена на командира воздушных судов, который действует согласно руководству по летней эксплуатации воздушных судов Ми-8Т и Ми-8МТВ (полеты с подбором посадочных площадок с воздуха), что в свою очередь обеспечивает приемлемый уровень риска причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу.

Учитывая, что посадочная площадка «Новый мост» использовалась согласно п.48 Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, руководству по летной эксплуатации воздушных судов Ми-8Т и Ми-8МТВ (полеты с подбором посадочных площадок с воздуха), ответчик считает, что отсутствуют лица виновные в нарушении законодательства о безопасности полетов и привлечь лиц к дисциплинарной ответственности не представляется возможным (л.д.10-11).

В письменном отзыве на исковое заявление (л.д.55-57) указаны аналогичные доводы, что и в вышеуказанном ответе ООО «Алтайские авиалинии» от 16.02.2023.

Ссылка на пункт 48 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 не может быть принята во внимание, поскольку относится к исключительным случаям, не распространяется на регулярные полеты с использованием постоянно действующей посадочной площадки, какая возведена у ответчика.

Бездействие ООО «Алтайские авиалинии» выразилось в не приведение аэронавигационного паспорта в соответствие с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации в срок не позднее 1 января 2022 г., и последующем направлении экземпляра аэронавигационного паспорта на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

Таким образом, указанное бездействие ответчика противоречит требованиям законодательства о безопасности полетов, создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующимися услугами воздушного транспорта, безопасности государства.

При таких обстоятельствах исковые требования Барнаульского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.204, ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая во внимание наличие временных затрат для устранения нарушений, полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Барнаульского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Алтайские авиалинии» (ИНН 2222853317), выразившееся в не приведении в соответствии с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Новый мост», а также не направлении утвержденного экземпляра аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Новый мост» (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

Возложить на ООО «Алтайские авиалинии» (ИНН 2222853317) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 №449, аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Новый мост», а также направить утвержденный экземпляр аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Новый мост» (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

Взыскать с ООО «Алтайские авиалинии» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула.

Судья Д.А. Ненашева

Решение в окончательной форме изготовлено 6 сентября 2023 года.

Верно, судья

Д.А. Ненашева

Секретарь судебного заседания

Я.А. Фролова

Решение не вступило в законную силу на 07.09.2023,

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-4345/2023 Индустриального районного суда города Барнаула

Секретарь судебного заседания

Я.А. Фролова