Дело №2-4366//2023
22RS0065-02-2023-003874-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Т.С. Морозовой,
при секретаре А.В. Кирдьяновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Алтайские авиалинии» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Барнаульский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к «Алтайские авиалинии», в котором просит признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Алтайские авиалинии», выразившееся в неприведении в соответствии с Порядком разработки и применении аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449, аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Барнаул», а также ненаправлении утвержденного экземпляра аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Барнаул» (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно - Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта; обязать общество с ограниченной ответственностью «Алтайские авиалинии» (ИНН 2222853317) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с Порядком разработки и применении аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449, аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Барнаул», а также направить утвержденный экземпляр аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Барнаул» (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно - Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
В обоснование иска ссылался на то, что по заданию Западно-Сибирской прокуратуры Барнаульской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения предприятиями транспортного комплекса, расположенными на территории Алтайского края, законодательства о безопасной эксплуатации воздушного транспорта, по результатам которого в деятельности ООО «Алтайские авиалинии» выявлены нарушения закона, устранение которых возможно только путем судебного понуждения.
ООО «Алтайские авиалинии» владеет посадочной площадкой «Барнаул», в связи, с чем организация обязана обеспечить ее соответствие требованиям федеральных авиационных правил.
В силу пунктов 26,27 ФП ИВП для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, разрабатывается аэронавигационный паспорт аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), порядок разработки и применения которого устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема АНП утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно п. 4 приказа Минтранса России от 05.11.2020 №449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла» АНП гражданской авиации подлежат приведению в соответствие c требованиями Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация o котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, при первом внесении в них поправок, но не позднее 01.01.2022.
B соответствии c пунктами 1 и 11 Порядка разработку АНП организует владелец посадочной площадки, который впоследствии направляет утвержденные АНП (поправки к АНП) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в Сборнике аэронавигационной информации России. B случае согласования и утверждения АНП (поправок к АНП), созданных в форме электронных документов c использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направление в Федеральное агентство воздушного транспорта АНП (поправок к АНП) на бумажном носителе не требуется.
Однако в нарушение требований закона АНП посадочной площадки «Барнаул», утвержденный 24.01.2013 (уведомление о начале деятельности от 07.02.2013), до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями приказа № 449 - не разработан, не утвержден и не направлен в Федеральное агентство воздушного транспорта.
С целью устранения вышеуказанных нарушений закона Барнаульским транспортным прокурором 16.01.2023 генеральному директору ООО «Алтайские авиалинии» вынесено представление. Однако организацией оно оставлено без удовлетворения.
Исковое заявление подано транспортным прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как не представляется возможным определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с бездействием ООО «Алтайские авиалинии», выразившимся в непринятии должны мер, направленных на обеспечение аэронавигационного паспорта посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил.
В течение 2021 - 2022 годов, за 4 месяца 2023 года посадочная площадка «Барнаул» неоднократно использовалась ООО «Алтайские авиалинии» для взлета, посадки и руления гражданских судов, при осуществлении перевозок людей, круг которых определить невозможно. Данная посадочная площадка является официально зарегистрированной, воспользоваться ею могут иные юридические и физические лица.
Таким образом, вмешательство транспортной прокуратуры обусловлено необходимостью принятия мер судебного понуждения в части выполнения требований к соответствию АНП посадочной площадки «Барнаул» требованиям федеральных авиационных правил. Выявленные нарушения при эксплуатации посадочной площадки создают угрозу жизни и здоровью как для ее работников и членов экипажей воздушных судов, так и иных лиц, которые могут пострадать в результате авиапроисшествия.
Представитель истца, помощник Барнаульского транспортног прокурора Западно - Сибирской транспортной прокуратуры ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что на посадочную площадку «Барнаул» АНП был разработан и подписан в 2013, дополнений и изменений не вносилось. С 2017 данная площадка находится на земельном участке ООО «Алтайские авиалинии» в аэропорту. Площадка предназначена только для вертолетов. Посадить другое судно возможно, но только с разрешения ООО «Алтайские авиалинии» и при наличии посадочных мест. Пользоваться данной площадкой могут и третьи лица, но только с разрешения ООО «Алтайские авиалинии».
Представитель третьего лица ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ5 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что владельцы площадок обязаны предоставлять информацию о площадках, а также вносить изменения в АНП в соответствии с новыми положениями. Считает, что ответчик утаивает информацию о наличии посадочной площадки, в связи, с чем иные лица не могут воспользоваться данной площадкой.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.2 Воздушного кодекса Российской Федерации федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 24 постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" пользователи воздушного пространства Российской Федерации, экипажи воздушных судов при выполнении полетов и диспетчеры управления воздушным движением при обслуживании воздушного движения руководствуются аэронавигационной информацией. Аэронавигационная информация предоставляется пользователям воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта. Порядок разработки аэронавигационной информации, а также правила предоставления аэронавигационной информации устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии ч.7 ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" предусмотрено, что для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, разрабатывается аэронавигационный паспорт аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), порядок разработки и применения которого устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (п.27).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.11.2020 №449 утвержден Порядок разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, который вступил в законную силу с 01.01.2021.
Согласно п.4 Порядка аэронавигационные паспорта аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) гражданской авиации подлежат приведению в соответствие с требованиями Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, при первом внесении в них поправок, но не позднее 1 января 2022 г.
В соответствии с п. 1 приложения №1 к Порядку разработку аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации (далее - АНП) организует оператор аэродрома (вертодрома), владелец посадочной площадки.
Разработка АНП включает в себя процесс формирования аэронавигационных данных, их согласование и оформление в соответствии с типовой схемой аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) согласно приложению N 2 к настоящему приказу (п.2 приложения №1 к Порядку).
В силу п. 5,11 приложения №1 к Порядку операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок обеспечивают достоверность и полноту аэронавигационных данных, содержащихся в АНП. Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок направляют утвержденные АНП (поправки к АНП) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России. В случае согласования и утверждения АНП (поправок к АНП), созданных в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направление в Федеральное агентство воздушного транспорта АНП (поправок к АНП) на бумажном носителе не требуется.
Согласно информации Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта собственником посадочной площадки «Барнаул» является Алтайское краевое государственное унитарное предприятие «Алтайские авиалинии».
24.01.2013 АКГУП «Алтайские авиалинии» утвержден аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Барнаул».
07.02.2013 паспорт регистрирован Западно-Сибирским МТУ ВТ Росавиации за №СП3-338.
Барнаульской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения предприятиями транспортного комплекса, расположенными на территории Алтайского края, законодательства о безопасности полетов, по результатам которого в деятельности ООО «Алтайские авиалинии» выявлены нарушения закона, требующие безотлагательного устранения.
16.01.2023 Барнаульской транспортной прокуратурой в адрес ООО «Алтайские авиалинии» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов.
До настоящего времени ООО «Алтайские авиалинии», как владельцем посадочной площадкой «Барнаул», не исполнена возложенная законом обязанность привести в соответствие с Порядком разработки и применении аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449, аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Барнаул».
Бездействие ООО «Алтайские авиалинии» выразилось в неприведении аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Барнаул» в соответствии с вышеуказанным Порядком разработки и применении аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449, а также ненаправлении утвержденного экземпляра аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Барнаул» (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно - Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
Таким образом, указанное бездействие ответчика противоречит требованиям законодательства о безопасности полетов, создает угрозу жизни, здоровью как для их работников и членов экипажей воздушных судов, так и иных лиц, которые могут пострадать в результате авиапроисшествия.
Доводы представления ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которым на посадочную площадку «Барнаул» аэронавигационная информация никогда не публиковалась и не публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, в связи с чем, отсутствует необходимость внесения изменений в аэронавигационный паспорт аэродромной площадки, отклоняются судом, поскольку в соответствии с п.10 Приказа Минтранса России от 31.10.2014 N 305 "Об утверждении Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации" операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок представляют в орган аэронавигационной информации исходные аэронавигационные данные, исходную аэронавигационную информацию в соответствии с требованиями, указанными в приложении N 2, пунктах 1 - 15.3 и 17 - 21 приложения N 6 и пунктах 1 - 9 приложения N 7 к настоящему Порядку. По посадочным площадкам информация по препятствиям представляется по району, устанавливаемому пунктом 7 приложения N 7 к настоящему Порядку. Данные по посадочным площадкам, на которых полеты выполняются по правилам визуальных полетов, представляются с точностью, устанавливаемой в приложении N 7 к настоящему Порядку.
В силу п.5 указанного Приказа настоящий Порядок обязателен для исполнения, в том числе, физическими, юридическими лицами, владеющими аэродромом (вертодромом, посадочной площадкой) на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующими его в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также организациями, осуществляющими эксплуатацию аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации (далее - операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок);
При таких обстоятельствах исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Алтайские авиалинии» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по совершению определенных действий подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Алтайские авиалинии», выразившееся в неприведении в соответствии с Порядком разработки и применении аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449, аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Барнаул», а также ненаправлении утвержденного экземпляра аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Барнаул» (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно - Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Алтайские авиалинии» (ИНН ***) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с Порядком разработки и применении аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449, аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Барнаул», а также направить утвержденный экземпляр аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Барнаул» (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Западно - Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.С. Морозова
Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2023 года.
Верно, судья | Т.С.Морозова |
Секретарь судебного заседания | А.В.Кирдьянова |
По состоянию на 05 сентября 2023 года решение суда в законную силу не вступило | |
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-4366/2023 Индустриального районного суда города Барнаула | |
Секретарь судебного заседания | А.В.Кирдьянова |