ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4397/2016 от 23.06.2016 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2-4397/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Екимовой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Лесная даль» о запрете осуществлять определенные действия,

у с т а н о в и л:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с названным иском к ответчику, мотивируя свои требования следующим. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу нарушения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в охранной зоне Государственного природного заповедника «Костомукшский». Проверкой установлено, что в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ территория лесного фонда, расположенная в кв.кв. , Ладвозерского участкового лесничества, находится в пользовании ООО «Лесная даль» (ранее ООО «Лесная биржа») с целью заготовки древесины. Проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, в кв.кв. , Ладвозерского участкового лесничества предусмотрена сплошная рубка лесных насаждений. Как следует из информации, представленной в ходе проверки ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество», ООО «Лесная даль» на основании заявленной декларации от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. 13,23 проведены сплошные рубки и построена лесная дорога. На основании заявленной декларации от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена рубка и построена лесная дорога в в. 11,18. В соответствии с заявленной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГг года по ДД.ММ.ГГГГ проведены сплошные рубки в кв. в. 27,28,33. Вместе с тем, в период 1981-1984 г.г. создание государственных природных заповедников регламентировалось ст. 9 Закона РСФСР от 27 октября 1960 года «Об охране природы в РСФСР» и постановлением Совета министров РСФСР от 05 июня 1962 года № 769 «Об утверждении Положения о государственных заповедниках РСФСР». В соответствии с п. 3 постановления Совета Министров Карельской АССР от 30 сентября 1981 года № 365 «Об организации комплексного государственного заповедника «Костомукшский» Карельской АССР вдоль северной, восточной, южной и западной границ комплексного заповедника «Костомукшский» установлена охранная зона, в том числе в составе кварталов и Лувозерского лесничества Костомукшского лесхоза. В настоящее время кв. и Лувозерского лесничества соответствует кв. и Ладвозерского участкового лесничества. Кроме того, Постановлением Правительства Республики Карелия от 06 июля 2007 года № 102-П утверждена Схема территориального планирования Республики Карелия, согласно которой предусмотрено создание охранной зоны государственного природного заповедника «Костомукшский», в том числе в кв. , Ладвозерского участкового лесничества. Указанные нормативно-правовые акты в установленном законом порядке недействующими или утратившими юридическую силу не признаны. Согласно ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Отсутствие утвержденной охранной зоны заповедника в соответствии с требованиями действующего в настоящее время законодательства, в том числе с учетом Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не лишает юридической силы ранее принятые в установленном законом порядке акты об утверждении охранной зоны заповедникам и не может умалять ее значения. Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При обследовании территории кв. , Ладвозерского участкового лесничества сотрудниками ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» обнаружено произрастание лишайника - лобарии легочной - вида, занесенного в Красную книгу Российской Федерации и Республики Карелия и проведение сплошной рубки на указанной территории лесного фонда ставит под угрозу уничтожения данного вида. В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 2.3-1829 Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия предлагало арендаторам лесных участков ООО «Беркана», ООО «Фрегат», ООО «Лесная даль» (ранее ООО «Лесная биржа»), ООО «Костомукшская строительная компания» внести изменения в проекты освоения лесов в связи с изменением лесохозяйственного регламента лесничества. Из указанного письма следует, что при разработке проекта необходимо учесть постановление Совета Министров Карельской АССР от 30 сентября 1981 года № 365 «Об организации комплексного государственного заповедника «Костомукшский» Карельской АССР», устанавливающее охранную зону заповедника, режим которой предусматривает запрет на проведение сплошных рубок; а также указано на легитимность данного постановления. Копия письма направлена, в том числе в адрес ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество». Несмотря на осведомленность государственных органов об установленных ограничениях хозяйственной деятельности в кв. , Ладвозерского участкового лесничества, ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» принимались лесные декларации от ООО «Лесная даль» (ранее ООО «Лесная биржа») на осуществление сплошной рубки в кв. , Ладвозерского участкового лесничества и только в принятии лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ отказано, в том числе по причине нахождения кв. Ладвозерского участкового лесничества в охранной зоне заповедника. При этом решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-8028/201, вступившим в законную силу отказ в приеме лесной декларации признан обоснованным и соответствующим закону. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В результате вышеуказанных незаконных действий ответчика нарушены права Российской Федерации на использование и охрану лесов в пределах земель лесного фонда, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы защиты гражданских прав, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Поскольку до настоящего времени арендуемый ООО «Лесная даль» земельный участок, расположенный в кв. 146, 147 Ладвозерского участкового лесничества ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество», входит в границы охранной зоны, где запрещено проведение сплошных рубок, в проект освоение лесов Общества изменения не внесены в части изменения вида назначенных рубок, принимая во внимание, что дальнейшие действия ответчика по рубке лесных насаждений на данном участке создают предпосылки к безвозвратной утрате лесных насаждений и, как следствие, причинение вреда окружающей среде, экологического ущерба, что влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц и государства, деятельность ООО «Лесная даль» в части проведения сплошных рубок в кв. , Ладвозерского участкового лесничества ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» является незаконной и должна быть запрещена. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.ст. 12, 1065 Гражданского кодекса РФ, истец просил признать незаконной деятельность ООО «Лесная даль» в части проведения сплошных рубок в кв. , Ладвозерского участкового лесничества ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество»; запретить ООО «Лесная даль» проведение сплошных рубок в кв. <адрес> Ладвозерского участкового лесничества ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» как самостоятельно, собственными силами, так и путем заключения договоров на такую деятельность с иными (юридическими или физическими) лицами.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточненные требования, согласно которым истец просил признать незаконной и запретить деятельность ООО «Лесная даль» в части проведения сплошных, а также выборочных рубок, за исключением вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений в кв. , Ладвозерского участкового лесничества и кв. , Костомукшского участкового лесничества ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» как самостоятельно, собственными силами, так и путем заключения договоров на такую деятельность с иными (юридическими или физическими) лицами.

В судебном заседании прокурор Миронова Д.Ю. заявленные уточненные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ООО «Лесная даль» - Тельтевская Ю.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, поддержав доводы письменных отзывов по делу.

Представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - Клюквина Ю.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований о запрете выборочных рубок, поддержав письменный отзыв.

Представитель Управления Росприроднадзора по РК - Васильева А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования прокурора.

Иные лица в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы и ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.

Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон. Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы. В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О животном мире".

В ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) определены принципы, на которых основываются лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты, в том числе принцип устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; платность использования лесов.

Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса ( ст. 10).

Согласно ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Если иное не установлено ЛК РФ, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок:

1) спелых, перестойных лесных насаждений;

2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;

3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК РФ. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно ст. 17 ЛК РФ рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Согласно ст. 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно ст. 27 ЛК РФ использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ, другими федеральными законами.

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено ЛК РФ (ст. 29 ЛК РФ).

Согласно ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ; определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий; отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ.

В соответствии со ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление в том числе следующих полномочий в области лесных отношений:

1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;

4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

Согласно ст. 85 ЛК РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;

2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ;

4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Согласно ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что в период 1981-1984 г.г. создание государственных природных заповедников регламентировалось ст. 9 Закона РСФСР от 27 октября 1960 года «Об охране природы в РСФСР» и постановлением Совета министров РСФСР от 05 июня 1962 года № 769 «Об утверждении Положения о государственных заповедниках РСФСР». В соответствии с абз.6 ст.9 Закона РСФСР «Об охране природы в РСФСР» объявление территорий государственными заповедниками и заказниками, а также охраняемыми урочищами и памятниками природы с режимом государственных заповедников производилось в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. Согласно п. 2 Положения о государственных заповедниках РСФСР государственные заповедники образуются Советом Министров РСФСР, а охранные зоны государственных заповедников согласно п. 17 указанного Положения решениями Советов Министров автономных республик. Кроме того, Решениями советов Министров автономных республик может быть введено запрещение или ограничение лесопользования и других форм эксплуатации природных ресурсов. То есть, полномочия по созданию охранных зон государственных природных заповедников и введение на их территории ограничений полностью находилось в ведении Советов Министров автономных республик.

Постановлением от 30 сентября 1981 года № 365 «Об организации комплексного государственного заповедника «Костомукшский» Карельской АССР» Совет Министров Карельской АССР просил Совет Министров РСФСР образовать Костомукшский заповедник, пунктом 3 данного постановления в пределах своих полномочий установил охранную зону Костомукшского государственного заповедника. В соответствии с п. 3 постановления Совета Министров Карельской АССР от 30 сентября 1981 года № 365 «Об организации комплексного государственного заповедника «Костомукшский» Карельской АССР вдоль северной, восточной, южной и западной границ комплексного заповедника «Костомукшский» установлена охранная зона, в том числе в составе кварталов и Лувозерского лесничества Костомукшского лесхоза. При этом в соответствии с действующим законодательством указанная зона не приведена, проведение таких работ возможно в установленном на сегодняшний день порядке.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 06 июля 2007 года № 102-П «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Карелия» было предусмотрено создание охранной зоны государственного природного заповедника «Костомукшский», в том числе в кв. , , , Ладвозерского участкового лесничества.

Лесной план Республики Карелия утвержденный распоряжением Главы РК от ДД.ММ.ГГГГ также содержал отсылку к Схеме территориального планирования Республики Карелия, которой на момент ее утверждения предусматривались мероприятия по развитию сети особо охраняемых природных территорий Карелии. Все работы планировалось осуществлять в две очереди: 1-я - до 2020 года и 2-я (расчетный срок) - до 2030 года, была создана рабочая группа по корректировке списка планируемых ООПТ. Лесной план РК при этом предусматривал, что площади и границы перспективных ООПТ, расчетный срок создания которых находится за пределами срока действия настоящего Лесного плана Республики Карелия, будут скорректированы в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Карелия.

Однако указанные работы не были выполнены в Республике Карелия, в действующей редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Карелия» указаний на охранную зону заповедника и ее создание не имеется, Схема территориального планирования таких сведений не содержит.

Согласно ст. 10 федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно письму Минприроды России от 30.03.2015 года № 189 с соответствии с Федеральным законом № 406-ФЗ от 28.12.2013 года был объявлен 2-х летний мораторий на внесение изменений в границы и режим охранных зон.

При этом в 2009 году были выполнены кадастровые работы в отношении земель заповедника, в целях проведения землеустройства составлена карта (план) охранной зоны земель ООПТ – государственного природного заповедника «Костомукшский».

На основании изложенного судом установлено, что в настоящий момент кварталы 146-147 Ладвозерского лесничества и квартал 705 Костомукшского лесничества входят в охранную зону ГПЗ «Костомукшский» в соответствии с принятыми ранее нормативными актами, имеющими юридическую силу до момента установления границ охранных зон в соответствии с действующим законодательством, квартал 704 Костомукшского лесничества в охранную зону ГПЗ не входит, решений о включении его в такую зону не принималось.

На основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Карелфинлес» по результатам лесного конкурса предоставлены в аренду лесные участки в кв. Ладвозерского лесничества, 339-340, 704-705 Костомукшского лесничества. Договор зарегистрирован в ЕГРП в установленном законом порядке. Согласно приложению к договору предусмотрены сплошные и выборочные рубки на арендуемых лесных участках. При этом согласно приложению к договору отсутствует указание на наличие охраняемых природных территорий на арендуемом участке.

Дополнительным соглашением к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена арендатора на ООО «Лесная биржа». В результате реорганизации правопреемником по указанному договору на основании дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ стало ООО «Лесная даль». Дополнительные соглашения зарегистрированы в ЕГРП в установленном порядке. Таким образом, только с ДД.ММ.ГГГГ арендатором указанных лесных участков является ответчик.

Как следует из информации, представленной ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество», ООО «Лесная биржа» на основании заявленной декларации от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кв. в. 13,23 проведены сплошные рубки и построена лесная дорога. На основании заявленной декларации от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена рубка и построена лесная дорога в в. 11,18. В соответствии с заявленной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГг года по ДД.ММ.ГГГГ проведены сплошные рубки в кв. в. ,,.

В принятии лесной декларации ООО «Лесная даль» от ДД.ММ.ГГГГ (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) отказано, в том числе по причине нахождения <адрес> Ладвозерского участкового лесничества в охранной зоне заповедника. При этом решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу № , вступившим в законную силу отказ в приеме лесной декларации признан обоснованным и соответствующим закону.

Согласно действующему лесохозяйственному регламенту Костомукшского лесничества РК на период 2012-2021 года охранная зона ГПЗ «Костомукшский» определена в составе, в том числе кварталов 146-147 Ладвозерского участкового лесничества, кв. Костомукшского участкового лесничества. В охранной зоне проводятся все виды рубок, за исключением сплошных рубок спелых и перестойных насаждений. При этом до декабря 2015 года указанный регламент не содержал указания на охранную зону ГПЗ и ограничения по видам рубок в ней.

В отношении арендуемых участков в 2010 году был подготовлен проект освоения лесов, не содержащий ограничений по рубкам, заключение о государственной экспертизе которого утверждено приказом Министерства природопользования и экологии Республики Карелия от 16.12.2010 года № 290. При этом в проекте было указано, что опять же согласно Схеме территориального планирования Республики Карелия до 2025 года планируется создание на арендованном лесном участке охранной зоны ГПС «Костомукшский» в кварталах 146-147, 704-705 Ладвозерского участкового лесничества. В 2011, 2013, 2015 годах в указанный проект были внесены изменения, также имеющие положительное заключение государственной экспертизы. При этом запрета на сплошные или выборочные рубки в спорных кварталах проект не содержит.

Прокурор обосновывает свои требования тем, что в соответствии с п.7 ч.3 ст. 102 ЛК РФ леса, расположенные на территориях 146,147 Ладвозерского участкового лесничества и кв., Костомукшского участкового лесничества относятся к особо защитным участкам лесов. Однако указанные доводы опровергаются материалами дела и установленными по делу обстоятельствами. Так согласно представленным в материалы дела сведениям государственного лесного реестра, по результатам лесоустройства 2002 года (последнее в Республике Карелия) кв., Ладвозерского участкового лесничества и кв., Костомукшского участкового лесничества не отнесены к особо защитным участкам лесов. Согласно ст. 81 ЛК РФ проектирование особо защитных участков лесов, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений. На момент рассмотрения настоящего дела таких решений уполномоченным органом в отношении спорных лесных участков не принималось, утверждение истца необоснованно и противоречит положениям ЛК РФ.

Ссылка истца на Лесоустроительную инструкцию, утвержденную Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (Зарегистрирована в Минюсте РФ 06.03.2012 № 23413) не является доказательством отнесения спорных кварталов к особо защитным участкам лесов, так как в настоящий момент действуют результаты лесоустройства 2002 года, указанная инструкция может быть применена при проведении лесоустройства, в случае принятия уполномоченным органом решения о проведении таких работ. Однако на момент рассмотрения настоящего дела уполномоченным органом такого решения не принималось.

Довод истца о том, что в спорных кварталах обнаружены единичные экземпляры растений, внесенных в красную книги Республики Карелия и Российской Федерации также не свидетельствует о необходимости запрета хозяйственной деятельности во всем квартале, включающем тысячи га лесов, порядок выявления и сохранения краснокнижных растений при проведении рубок урегулирован действующим законодательством (согласно подпункту «е» пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с Правилами и лесным законодательством Российской Федерации) и позволяет обеспечить их сохранность. Кроме того, нахождение в указанных лесных кварталах таких растений может являться основанием для обоснования необходимости изменения границ ГПЗ или его охранной зоны в установленном законом порядке в случае проведения соответствующих работ.

Представленные в материалы дела сведения государственного лесного реестра содержат указание на наличие в спорных кварталах (конкретных выделах) защитных и эксплуатационных лесов, указанные сведения аналогичным сведениям проекта освоения лесов. Таким образом, в указанных кварталах имеются установленные надлежащим образом участки защитных лесов (в том числе нерестоохранные зоны и т.д.), что надлежащим образом отражено в лесохозяйственном регламенте и проекте освоения лесов, при этом доказательств осуществления или планирования в них рубок вопреки лесохозяйственному регламенту и проекту освоения лесов ответчиком суду не представлено, так же как отнесения всей территории кварталов к защитным или особо защитным участкам лесов. Так в квартире определена площадь эксплуатационных лесов га, в квартале – га и т.д.

При таких обстоятельствах, суд приходит к следующим выводам. Территории кв. , Ладвозерского участкового лесничества и 705 Костомукшского участкового лесничества находятся в охранной зоне ГПЗ «Костомукшский», что не оспаривается лицами, участвующими в деле, при этом в соответствии с действующим лесным планом РК, лесохозяйственным регламентом лесничества на указанной территории запрещены только сплошные рубки, ограничений по выборочным рубкам не установлено. Квартал 704 Костомукшского участкового лесничества в настоящий момент не включен в охранную зону ГПЗ «Костомукшский», а лишь запланирован к включению в нее, установленных ограничений по осуществлению сплошных или выборочных рубок в указанном квартале (за исключением также защитных лесов, указанных в лесохозяйственном регламенте) не имеется.

Судом также установлено, что действия по проведению сплошных, а также выборочных рубок в кв. , Ладвозерского участкового лесничества и кв. , Костомукшского участкового лесничества ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» ответчиком не осуществляются и не осуществлялись, ввиду отсутствия принятых деклараций (за ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не заявлено ни одной декларации). Отсутствие указанных действий также подтверждается выданным в адрес ответчика претензионным письмом Министерства природопользования и экологии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ и поданным в Арбитражный суд РК иском о расторжении договора аренды с ответчиком именно ввиду отсутствия деятельности по реализации договора аренды лесных участков. При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания деятельности ответчика по проведению сплошных или выборочных рубок в указанных кварталах незаконной ввиду отсутствия доказательств осуществления такой деятельности.

В части требований о запрете ответчику деятельности по проведению сплошных, а также выборочных рубок в кв. , Ладвозерского участкового лесничества и кв. , Костомукшского участкового лесничества ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» суд также считает необходимым отказать. Так как нормативного запрета на осуществление выборочных рубок в кв. Ладвозерского участкового лесничества и Костомукшского участкового лесничества в настоящий момент не установлено. В отношении кв. Костомукшского участкового лесничества не установлены такие ограничение и на проведение сплошных рубок.

Прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, при этом доказательств нарушения прав РФ или неопределенного круга лиц суду не представлено. Требования истца о запрете деятельности ответчика не основаны на положениях действующего законодательства, противоречат интересам РФ (как собственнику и лесов, так и собственнику ГПЗ «Костомукшский»), от имени которой распоряжается лесными ресурсами в Республике Карелия Министерство природопользования и экологии Республики Карелия, решения относительно ГПЗ принимает Министерство природных ресурсов Российской Федерации, так как заготовка древесины является источником пополнения бюджета, на изменение режима охранных зон ГПЗ действует мораторий. При этом порядок определения режима охранных зон ГПЗ действующим законодательством установлен, отнесен к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации и не может быть истолкован произвольно. Доказательств ненадлежащего исполнения органами исполнительной власти РФ своих полномочий суду не представлено, необоснованное вмешательство в указанную деятельность недопустимо.

Согласно ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что каких-либо действий противоречащих лесохозяйственному регламенту ответчиком не осуществлялось и не планировалось осуществлять, при таких обстоятельствах оснований для применения положения ст. 1065 ГК РФ у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Б.Малова

Мотивированное решение суда изготовлено 27 июня 2016 года.