РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2016 г. г.Белев Тульской области
Белевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Кунгурцевой Т.И.
при ведении протокола секретарем Шеламовой Ж.В.,
с участием истца Кащевского М.В.,
представителя истца, допущенного к участию в деле по заявлению в порядке п.6 ст. 53 ГПК РФ Кащевской Е.М.,
представителей ответчика МУП МО город Белев Белевского района «Белевское коммунальное хозяйство» Козловой Л.А., по доверенности Репрынцева Г.И,
представителя третьего лица администрации МО Белевский район по доверенности Жуковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 454/2016 по исковому заявлению Кащевского М.В. к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования город Белев Белевского района «Белевское коммунальное хозяйство» об обязании провести ремонт и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Кащевский М.В. обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования город Белев Белевского района «Белевское коммунальное хозяйство» ( далее – МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ») об обязании провести ремонт балконной плиты и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что Кащевский М.В. является собственником указанной квартиры на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
01 февраля 2015г. между МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» и собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> заключен договор управления многоквартирным домом №.
25 августа 2015г. его мать Кащевская Е.М., проживающая по адресу: <адрес> обратилась к ответчику с заявлением о необходимости проведения ремонта балконной плиты, которая находится в аварийном состоянии, на которое 12 октября 2015г. последовал ответ о том, что ремонт балконной плиты проводиться не будет.
На заявление на имя главы администрации МО Белевский район об оказании содействия в ремонте общего имущества собственников дома дан ответ, что с их стороны будет внесено предложение о включении дома в региональную программу капитального ремонта фасада.
В ответе прокурора Белевского района от 03 ноября 2015г. на обращение Кащевской Е.М. сообщено, что 21 сентября 2015г. состоялось комиссионное обследование балконной плиты, комиссия пришла к выводу о её аварийном состоянии. Дом внесен в программу капитального ремонта на 2016г.
Учитывая, что опасность разрушения плиты создает угрозу жизни и здоровью граждан никаких мер предпринято не было.
04 мая 2016г. Кащевская Е.М. вновь обратилась к главе администрации МО Белевский район об обязании ответчика произвести ремонт балконной плиты квартиры, поскольку при капитальном ремонте фасада ремонт плиты не предусмотрен. В ответе от 03 июня 2016г. разъяснено, что в управляющую организацию направлено письмо с указанием о проведении ремонта балконной плиты, но ответ не поступил.
Также 04 мая 2016г. было направлено обращение прокурору Белевского района об оказании содействия в ремонте балконной плиты. В ответе от 01 июня 2016г. разъяснено, что по факту обращения проведена проверка и в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений.
До настоящего времени ремонт не произведен, что приводит к ещё большему разрушению плиты. Опасность разрушения плиты создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Ссылаясь на ст. 12 ГК РФ ст. 161 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 13августа 2006г. № 491, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003г., Закон РФ «О защите прав потребителей» просил обязать провести ремонт балконной плиты в квартире по адресу: <адрес>, обратить решение к немедленному исполнению и взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Определением суда от 31 октября 2016г. к участию в гражданском деле привлечены в соответствии с ч.1 ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц администрация МО Белевский район, фонд капитального ремонта Тульской области и в соответствии со ст. 47 ГПК РФ государственная жилищная инспекция Тульской области.
В судебном заседании истец Кащевский М.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель истца Кащевская Е.М. в судебном заседании заявленные требования Кащевским М.В. поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. При этом пояснила, что до настоящего времени капитальный ремонт балконной плиты не сделан, на балкон выходить опасно.По вопросу бездействия ответчика из государственной жилищной инспекции до настоящего времени письмо не получено.
Представитель ответчика МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» по доверенности Репрынцев Г.И. в судебном заседании заявленные требования не признал. При этом пояснил, что договор управления многоквартирным домом был заключен 01 февраля 2015г. До этого в июле 2012г. от истца поступало обращение по вопросу ремонта балкона в ООО «Белевжилкомсервис». 25 августа 2015г. в заявлении истцом указано, что плита балкона вся разрушена, необходимо провести ремонт. 21 сентября 2015г. в ходе комиссионного обследования установлено, что плита балкона разрушена более 50 %, требуется капитальный ремонт по проекту. 05 ноября 2015г. ими было направлено письмо на имя главы администрации МО Белевский район о внесении изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2016г., включить ремонт фасада дома № по <адрес>. На что был получен ответ о том, что письмо в Фонд капитального ремонта по Тульской области отправлено, однако ремонт фасада указанного дома в программу на 2016г. и на 2017г. не включен. В июне 2016г. для предотвращения угрозы от разрушенной плиты балкона для жителей нижних этажей закрепили защитную сетку. Полагал, ссылаясь на положение п. 1 ст. 166 ЖК РФ, что капитальный ремонт балконной плиты проводится фондом капитального ремонта при ремонте фасада, в связи с чем необходимо обратиться для включения ремонта фасада дома (балконной плиты) в программу краткосрочного ремонта на 2017г. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме сами вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению управляющей компании, регионального оператора или собственной инициативе, либо жильцы могут сделать сами, а фонд возместит. Кроме того, возможно, денежные средства могут быть выделены администрацией МО Белевский район для проведения капитального ремонта балкона истца, такая практика имеется в г. Москве.
Представитель ответчика МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» Козлова Л.А. дополнила, что дом по адресу: <адрес> 01 февраля 2015г. был передан предприятию в связи с прекращением деятельности ООО «Белевжилкомсервис». Истцу будет выдано предписание о том, чтобы балконом не пользовались.
Представитель третьего лица администрации МО Белевский район по доверенности Жукова В.В. в судебном заседании пояснила, что в доме № по <адрес> муниципальных жилых помещений не имеется. Администрацией МО Белевский район денежные средства для проведения капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных домов не выделяются. Просила вынести решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица фонда капитального ремонта Тульской области и представитель государственной жилищной инспекции Тульской области, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица фонда капитального ремонта Тульской области и представителя государственной жилищной инспекции Тульской области
Заслушав лиц, участвовавших в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1).
В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2).
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества входят несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (пункт 2).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10).
Согласно п. п. 11, 13, 14 Правил содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Осмотры общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом проводятся лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт «а» пункта 16).
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (пункт 18).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (пункт 21).
Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 22).
В решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа ( пункт 23).
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Из п. 1.8 данных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда следует, что техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий заключается в техническом обслуживании (содержании), включая диспетчерское и аварийное; осмотрах; подготовке к сезонной эксплуатации; текущем ремонте; капитальном ремонте.
Как следует из пункта 4.2.4.2 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.2.4.3 Правил).
Из объективных материалов дела судом установлено, что Кащевский М.В. является собственником квартиры № в доме № по <адрес> (л.д.11).
01 февраля 2015г. между МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» и собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> заключен договор управления многоквартирным домом №. В соответствии с п. 1.1. настоящий договор заключен с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилых помещениях в многоквартирном доме, безопасного состояния многоквартирного дома, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения соответствия потребительских характеристик многоквартирного дома санитарным, гигиеническим, техническим и иным требованиям, предъявляемым к многоквартирным домам законодательством Российской Федерации (л.д. 103 – 106).
Согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, устава основным видом деятельности МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (л.д. 6 – 10, 84 – 97, 98 – 102).
В ответ на заявление Кащевской Е.М. от 25 августа 2015г. о проведении ремонта плиты балкона по адресу: <адрес> МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» 12 октября 2015г. сообщило, что в связи с непроведением в 2012г. ООО «Белевжилкомсервис» своевременно работ по текущему ремонту балконной плиты требуется капитальный ремонт балкона (л.д.12,13, 58). В подтверждение указанного ответчиком представлены ответ ООО «Белевжилкомсервис» от 12 июля 2012г., которое деятельность по сообщению представителя ответчика прекратило, и акт обследования балконной плиты от 21 сентября 2015г. (л.д.59, 60).
05 ноября 2015г. МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» обратилось с письмом в администрацию МО Белевский район, в котором просили внести изменения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах на 2016г., включить «Ремонт фасада <адрес>»(л.д.61, 63 – 65).
В ответ на обращение Кащевской Е.М. от 13 октября 2015г. по вопросу ремонта балкона 04 декабря 2015г. администрацией МО Белевский район дан ответ о том, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в краткосрочный план капитального ремонта на 2016г. Администрация МО Белевский район обратилась в фонд капитального ремонта по Тульской области с предложением внести в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на 2016г. «Ремонт фасада <адрес>»(л.д.14, 15).
Аналогичное сообщение администрацией МО Белевский район 07 декабря 2015г. направлено в адрес МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ»(л.д.62) и копия обращения (л.д.66).
03 ноября 2015г. аналогичное сообщение было направлено в адрес истца из прокуратуры Белевского района Тульской области по результатам проведенной проверки (л.д.16).
В ответе на запрос от 16 сентября 2016г. администрация МО Белевский район 22 сентября 2016г. сообщила, что в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2016г. «Ремонт балконной плиты квартиры № в доме № по <адрес>» не включен (л.д. 123)
При повторном обращении в администрацию МО Белевский район 04 мая 2016г. об обязании ответчика провести ремонт балконной плиты, 03 июня 2016г. Кащевской Е.М. сообщили, что в МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» направлено письмо с указанием проведения ремонта балконной плиты (л.д. 17, 18).
По результатам рассмотрения повторного обращения 04 мая 2016г. и проведенной проверки прокуратурой Белевского района 01 июня 2016г. сообщено, что в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений жилищно – коммунального законодательства в части ненадлежащего содержания общедомового имущества многоквартирного дома (л.д. 19, 20).
По результатам рассмотрения представления от 01 июня 2016г. МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» 30 июня 2016г. сообщило, что 14 июня 2016г. по <адрес> было произведено крепление защитной сетки к плите балкона, все остальные работы должны проводиться за счет капитального ремонта дома. За выявленное нарушение начальнику ЖЭУ Пучкову А.А. объявлено замечание (л.д.54, 55).
Из материала, предоставленного прокуратурой Белевского района следует, что по результатам рассмотрения обращения, проведения проверки по обращению Кащевской Е.М. от 29 июля 2016г. в администрацию МО Белевский район внесено представление об устранении нарушений жилищно – коммунального законодательства в части ненадлежащего формирования перечня работ при проведении капитального ремонта общедомового имущества многоквартирного дома (л.д. 36 – 53)
Согласно акта обследования балконной плиты квартиры № дома № по <адрес> от 21 сентября 2015г. было установлено, что балконная плита находится в аварийном состоянии, её нижняя часть разрушена, высыпается бетон, по всей плите выступают прутья арматуры, арматура проржавела. Комиссия пришла к выводу, что требуется капитальный ремонт балконной плиты, так как дом 1961 г. постройки и железобетонные конструкции под действием влаги, природных факторов, нагрузки пришли в негодность. Текущий ремонт балконной плиты не производился с момента постройки дома(л.д.33).
Из постановления администрации МО Белевский район № 111 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома» от 17 февраля 2015г. и приложения к нему установлено, что на 2016г. в план по адресу: <адрес> включены работы по ремонту крыши, водоснабжение горячее и холодное, ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения и водоотведения (л.д. 31 – 32).
По результатам рассмотрения поступившего обращения 19 августа 2016г. в адрес истца из министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Тульской области направлено письмо № ОГ /14337, в котором сообщается, что выполнение демонтажа и (или) полной замены балконной плиты, находящейся в аварийном состоянии, в рамках краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2015 – 2017г.г. не представляется возможным, в связи с тем, что стоимость выполнения данных видов работ существенно превышает размер утвержденной предельной стоимости ремонта балконных плит. По вопросу бездействия управляющей компании будете проинформированы государственной жилищной инспекцией дополнительно (л.д.109).
Согласно акта визуального осмотра технического состояния балконной плиты по адресу: <адрес> от 21 сентября 2016г. комиссия установила, что при визуальном осмотре балконной плиты не представляется возможным определить перечни требуемых работ, так как необходимо привлечение экспертных организаций(л.д.111).
Для определения технического состояния балконной плиты, возможности проведения восстановительного ремонта и его стоимости, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО « Эксперт Центр».
Из заключения эксперта № по состоянию на 06 октября 2016г. следует, что общее техническое состояние балконной плиты многоквартирного жилого дома в целом оценено как аварийное – значительное разрушение бетона балконной плиты (частичное обрушение); коррозия металлических несущих конструкций (консолей, кронштейнов); оголение, коррозия арматуры, разрушение защитного слоя бетона; в результате испытания, фактическая марка бетона балконной плиты определена как М75 (класс бетона по прочности В5)- данный класс бетона по прочности недостаточен для конструкции балконной плиты. Характер работ, необходимых для устранения дефектов (повреждений) балконной плиты определен как капитальный ремонт, так как целью проведения ремонтно – восстановительных работ является замена и восстановление строительных конструкций и их элементов. Согласно определенного экспертом объема необходимых восстановительных работ балконной плиты стоимость составляет 42646 руб. 77 коп. (л.д. 138 – 171)
Оснований не доверять указанному заключению эксперта у суда не имеется, поскольку эксперт, проводивший исследование, имеет соответствующее образование, стаж экспертной работы, обладает необходимыми навыками, компетентность и незаинтересованность которого, сомнений у суда не вызывает, его выводы обоснованны, содержат ответы на поставленные вопросы, эксперт в установленном законом порядке предупрежден судом об уголовной ответственности, а потому суд признает это заключение допустимым и достоверным доказательством по делу.
С учетом приведенных положений закона и имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что разрушение балконной плиты в принадлежащей Кащевскому М.В. квартире произошло в результате неисполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Управляющая компания на возмездной основе отвечает за безопасную эксплуатацию общего имущества многоквартирных домов и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах.
Доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении управляющей компанией МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» обязательств по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> и выполнении работ по ремонту спорной балконной плиты, являющейся ограждающей несущей конструкцией многоквартирного жилого дома и в связи с этим включенной в состав общего имущества в соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, подп. «в» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, ответчиком суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что для восстановления балконной плиты требуется капитальный ремонт, проведение которого осуществляется только по решению собственников помещений, отклоняется как несостоятельный.
В силу ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1).
Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме принимается по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).
Аналогичные положения содержатся в п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
Между тем как следует из материалов дела управляющая компания МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ» не приняла немедленно меры к устранению выявленных дефектов, с предложением о принятии решения о проведении ремонта балконной плиты к собственникам многоквартирного жилого дома не обратилась, выход на балкон не закрыла и не опломбировала (предписание жильцам квартиры не выдала), охранные работы провела по истечении определенного периода времени на основании представления прокурора Белевского района.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают также из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности, в связи с чем отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома о проведении капитального ремонта само по себе не является препятствием для возникновения соответствующих жилищных прав и обязанностей на основании решения суда.
Кроме того, законом не предусмотрена возможность исполнения (неисполнения) обязательных норм в зависимости от наличия, либо отсутствия денежных средств, если неисполнение обязательных требований законодательства создает угрозу для жизни или здоровья людей и может причинить существенный имущественный вред.
Довод о проведения капитального ремонта в рамках региональной программы, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, несостоятелен, поскольку согласно письма из министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Тульской области выполнение демонтажа и (или) полной замены балконной плиты, находящейся в аварийном состоянии, в рамках краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2015 – 2017г.г. не представляется возможным, и в случае включения вышеуказанного жилого дома в региональную программу по капитальному ремонту жилого фонда в 2017 г. не освобождает ответчика от выполнения обязанности по проведению капитального ремонта балкона как общего имущества в многоквартирном доме, не исполненного до настоящего времени. На этом основании подлежит отклонению и довод о самостоятельном ремонте балкона истцом, с последующем возмещением фондом.
Вместе с тем, представитель администрации МО Белевский район в судебном заседании пояснила, что денежные средства администрацией МО Белевский район на проведение капитального ремонта общедомового имущества не выделяются.
В связи с изложенным суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность выполнить ремонт балконной плиты в принадлежащей истцу квартире № по адресу: <адрес>, требование истца удовлетворить.
При этом в ст. 211 ГПК РФ указаны решения, подлежащие немедленному исполнению, в перечень которых решение об обязании провести ремонтные работы не входит.
Статьей 212 ГПК РФ предусмотрено право суда обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание аварийное состояние балконной плиты, суд учитывает, что охранные меры ответчиком приняты, работы по проведению ремонта должны выполняться по проекту, для чего потребуются временные затраты, полагает возможным и достаточным установить срок - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами (ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п.3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьями 151, 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 46 Постановления от 28.06.2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию с ответчика в пользу потребителя независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Поскольку судом было установлено, что в добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены, суд считает, что в пользу истца с ответчика надлежит взыскать штраф в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>). При этом, оснований для применения ст. 333 ГК РФ для уменьшения размера штрафа суд не усматривает.
На основании ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены судом частично, Кащевский М.В. освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика МУП МО г. Белев Белевского района «БКХ», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования Белевский район в размере <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. ( <данные изъяты>).
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кащевского М.В. к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования город Белев Белевского района «Белевское коммунальное хозяйство» об обязании провести ремонт и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Белев Белевского района «Белевское коммунальное хозяйство» провести ремонт балконной плиты в квартире по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Белев Белевского района «Белевское коммунальное хозяйство» в пользу Кащевского М.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а всего <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Белев Белевского района «Белевское коммунальное хозяйство» государственную пошлину в бюджет муниципального образования Белевский район в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Белёвский районный суд Тульской области
Председательствующий Т.И.Кунгурцева
Мотивированное решение изготовлено 18.11.2016 года.