Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-4684/2011 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 15 ноября 2011 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,
при секретаре Ильиной И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыковой М.И., Зыкова К.М., Зыкова М.К. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности провести оценку соответствия дома установленным требованиям на предмет соответствия пригодности (непригодности) для проживания граждан,
у с т а н о в и л :
Зыкова М.В., Зыков К.М., Зыков М.К. обратились в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и просили обязать ответчика провести оценку соответствия дома, расположенного по адресу: , установленным требованиям на предмет соответствия пригодности (непригодности) для проживания граждан. Требование обосновали тем, что являются собственниками вышеуказанного жилого дома. Дальнейшее проживание в доме невозможно, поскольку состояние дома не обеспечивает безопасность для жизни и здоровья жителей дома, фактический его износ в настоящее время составляет более 80%. Дом является одноэтажным, состоит из деревянных покрытий, года постройки. Зыкова М.В., Зыков К.М., Зыков М.К. обратились в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением, в котором просили провести оценку соответствия на предмет соответствия пригодности (непригодности) для проживания граждан. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № заявителям было отказано в проведении оценки по тому основанию, что признание частных жилых помещений непригодными для проживания не входит в перечень вопросов местного значения.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Симонов А.Г., действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения аналогично изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Печерица А.В., действующий на основании доверенности, с иском не согласился. Суду пояснил, что основание, которое послужило к отказу в удовлетворении заявления истцов, является неправильным. Проведение оценки частного жилого дома на предмет пригодности (непригодности) для проживания возможно, однако заявителями не были представлены все документы. В частности свидетельства о государственной регистрации права собственности на доли в доме поступили не от всех собственников, как и само заявление. Кроме того, представитель ответчика представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просил оставить исковое заявление без рассмотрения по тому основанию, что заявление от Зыковой М.И., Зыкова К.М., Зыкова М.К. в администрацию было подано их представителем, который не имел полномочий на его подачу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» представителем Зыковой М.И., Зыкова М.К., Зыкова К.М. – Симоновым С.Г., который действовал на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, было подано заявление о проведении оценки соответствия дома (в целом), расположенного по адресу: , установленным требованиям на предмет соответствия пригодности (непригодности) для проживания граждан.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя мэра г. Йошкар-Олы А.К. Полушина заявителям было отказано в проведении оценки со ссылкой на ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по тем основаниям, что признание частных жилых помещений непригодными для проживания не входит в перечень вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ч. 4 указанной статьи жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 20 ЖК РФ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе путем принятия нормативных правовых актов по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности.
Согласно п. 2 указанной статьи государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, законодатель, наделяя государственные органы полномочиями по определению жилого помещение пригодным или непригодным для проживания, не ставит их в зависимость от принадлежности помещения к какой-либо форме собственности.
Таким образом, администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» не может отказывать гражданам, имеющим в собственности жилое помещение, в проведении его оценки на предмет соответствия пригодности (непригодности) для проживания.
Однако, в соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года (далее - Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Пунктом 42 указанного Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46 Положения).
В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащим капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В связи с чем на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» не может быть возложена обязанность по проведению оценки на предмет соответствия пригодности (непригодности) спорного дома для проживания граждан.
Кроме того, согласно п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания. В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
Судом установлено, что в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» заявителями были представлены следующие документы: заявление от Зыковой М.И., Зыкова М.К., Зыкова К.М., нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на доли в спорном доме, нотариально заверенная копия технического паспорта, нотариально заверенные копии доверенностей на Симонова А.Г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № № Зыковой М.И. принадлежит № доля в праве собственности на . Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № Зыкову К.М. принадлежит № доля в праве собственности на . Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № № Зыкову М.К. принадлежит № доля в праве собственности на . Исходя из этого, в администрацию представлены документы от собственников, общая доля которых в доме составляет №. Правоустанавливающие документы на оставшуюся долю, равно как и заявление от собственника (собственников) оставшейся доли ответчику представлены не были.
Таким образом, истцами не были соблюдены требования п. 45 Положения при подаче документов.
Довод ответчика о том, что у представителя Симонова А.Г. не было полномочий обращаться с заявлением о проведении оценки от имени Зыковой М.И., Зыкова М.К., Зыкова К.М. не может быть принят во внимание. Представленные суду доверенности от Зыковой М.И. от ДД.ММ.ГГГГ, и от Зыкова К.М., Зыкова М.К. от ДД.ММ.ГГГГ содержат указание на то, что Симонов А.Г. уполномочен от имени вышеуказанных лиц подавать заявления в компетентные органы, учреждения, организации, предприятия и расписываться в них.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленного.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Зыковой М.И., Зыкова К.М., Зыкова М.К. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности провести оценку соответствия дома установленным требованиям на предмет соответствия пригодности (непригодности) для проживания граждан отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Порфирьева
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2011 года