ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-471/18 от 17.08.2018 Кизилюртовского районного суда (Республика Дагестан)

Гр.дело № 2-471/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"17 " августа 2018 г. Кизилюртовский районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

с участием помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Зиявдинова С.В.,

при секретаре Нугаевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Алиеву Т.О. о приостановлении деятельности по реализации горюче-смазочного материала до устранений нарушений требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Алиеву Т.О. о приостановлении деятельности по реализации горюче-смазочного материала до устранений нарушений требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности. При этом прокурор ссылается на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности индивидуальным предпринимателем Алиевым Т.О., осуществляющим розничную продажу сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) на автозаправочной станции «F-1» (далее - АЗС), расположенной на ФАД «Кавказ М-29», в результате которой установлено, что индивидуальным предпринимателем Алиевым Т.О. в нарушение ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - №116-ФЗ), п. 12 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляется реализация СУГ на вышеназванной автозаправочной станции без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.

Вопреки требованиям №116-ФЗ индивидуальный предприниматель Алиев Т.О. договор об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями не заключил, собственные профессиональные аварийно-спасательные службы не создал, положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности не принял, не разработал план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, аттестацию не прошел.

Кроме того, опасный производственный объект (АЗС), эксплуатируемый индивидуальным предпринимателем Алиевым Т.О., в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности не числится, не имеются нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

В нарушение ч. 1 ст.9 116-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.

Вместе с этим, выявлены нарушения Правил противопожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года (далее - ПИР). Так, на территории АЗГС отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII п.2 Правил противопожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года (далее - ППР); лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п.З ППР); не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР); руководителем не обеспечено размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» (п. 14 ППР); не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания операторной в соответствии с инструкцией изготовителя и не составлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (п.21 ППР); светильники в помещениях для персонала АГЗС (кафе, технический центр, молитвенная комната) эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42 ППР); при заправке транспортных средств топливом не соблюдаются следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп.в п.450 ППР); АГЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС (п.455 ППР); для автозаправочной станции не предусмотрено наличие не менее 2 передвижных воздушно-пенных огнетушителей вместимостью не менее 100 литров каждый (п.456 ППР); заправочный островок не оснащен не менее чем 2 передвижными огнетушителями (п.457 ППР); огнетушители не имеют паспортов завода-изготовителя и порядковые номера (п.475 ППР); не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале произвольной формы (п.478 ППР); пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (лом, лопаты, багор) (п.482 ППР); планировка АГЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АГЗС, так и за её пределы (п.9 Норм пожарной безопасности (далее - НПБ 1 1 1-98*); на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п.9 НПБ 111-98*); расстояние от здания операторной до топливо-раздаточной колонки (СУГ) составляет менее 9 метров (таблица П.6.2 НПБ 111-98*); АГЗС не оснащена телефонной или радиосвязью (п.43 НПБ 111-98*); АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п.43 НПБ 111-98*); Для наружного пожаротушения АГЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м' (п.94* НПБ 1 1 1-98*); помещения АГЗС (кафе, молитвенная комната) не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п.96* НПБ 111-98*); на одном заправочном островке СУГ допускается единовременная заправка более одного автомобиля (п. 13* раздел 2 НПБ 111-98*); между заправочными островками с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бегом, кирпич) высотой не менее 2 м (приложение 6 п. 13 НПБ 1 1 1-98*); отсутствует автоматическая система противоаварийной защиты, обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п. 19.4 НПБ 111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п.20.5 НПБ I 1 1-98*); резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. (п.54 НПБ 1 1 1-98*); заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п.20.9 (НПБ 1 11-98*); сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п.20.10 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п.24* НПБ 1 I 1-98*); не представлена документация, определяющую категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (н.З ст.24 №123-Ф3); не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п.336 ППР); не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п.439 ППР); площадка для автоцистерны с СУГ не оборудовано наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (приложение 6 п. 14* НПБ 111- 98*); не представлена декларация пожарной безопасности (ст.64 №123-Ф3); не представлен договор обязательного страхования опасного объекта (п.3 статьи 5 №225-ФЗ); не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 №123-Ф3); не представлена документация на электрооборудование АЗС, указывающую ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности; отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (статья 20 №123-Ф3); не представлен паспорт безопасности опасного объекта.

Дальнейшая эксплуатация АЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности.

В этой связи, нарушаются права граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду, установленные ст.ст.7, 20, 41 Конституции Российской Федерации. В интересах обеспечения прав граждан на здоровье и благополучную окружающую среду необходимо обратиться в суд с постановкой вопроса о приостановлении незаконной деятельности АЗС, эксплуатируемой индивидуальным предпринимателем Алиевым Т.О.

Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется.

Помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Зиявдинов С.В. требования, изложенные в заявлении прокурора, полностью поддержал и просил их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика Алиева Т.О., Мустафаев Т.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск признал частично и пояснил, что указанные в иске нарушения правил пожарной безопасности имели место, основная часть их к настоящему времени устранена, часть нарушений не смогли устранить по объективным причинам, а именно в настоящее время не имеется реальной возможности приобрести огнетушители, они будут приобретены по мере возникновения такой возможности, и в ближайшее время будут устранены все указанные в иске нарушения правил пожарной безопасности. Другой представитель ответчика Абдулгалимов Р.М. для участия в рассмотрении дела не явился, с согласия явившегося представителя ответчика Мустафаева А.М. и прокурора Зиявдинова дело рассмотрено без участия второго представителя ответчика Абдулгалимова.

Заслушав объяснения прокурора и исследовав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным и основанным на законе, в связи, с чем подлежит удовлетворению.

Так, судом установлено, что индивидуальным предпринимателем Алиевым Т.О. в нарушение ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - №116-ФЗ), п. 12 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляется реализация СУГ на вышеназванной автозаправочной станции без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, договор об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями не заключен, собственные профессиональные аварийно-спасательные службы не созданы, положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности не принято, не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, аттестацию не прошел.

Кроме того, опасный производственный объект (АЗС), эксплуатируемый индивидуальным предпринимателем Алиевым Т.О., в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности не числится, не имеются нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

В нарушение ч. 1 ст.9 116-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.

Вместе с этим, выявлены нарушения Правил противопожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года (далее - ППР). Так, территории АЗГС отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII п.2 Правил противопожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года (далее - ППР); лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п.3 ППР); не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР); руководителем не обеспечено размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» (п. 14 ППР); не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) здания операторной в соответствии с инструкцией изготовителя и не составлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (п.21 ППР); светильники в помещениях для персонала АГЗС (кафе, технический центр, молитвенная комната) эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42 ППР); при заправке транспортных средств топливом не соблюдаются следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп.в п.450 ППР); АГЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС (п.455 ППР); для автозаправочной станции не предусмотрено наличие не менее 2 передвижных воздушно-пенных огнетушителей вместимостью не менее 100 литров каждый (п.456 ППР); заправочный островок не оснащен не менее чем 2 передвижными огнетушителями (п.457 ППР); огнетушители не имеют паспортов завода-изготовителя и порядковые номера (п.475 ППР); не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале произвольной формы (п.478 ППР); пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (лом, лопаты, багор) (п.482 ППР); планировка АГЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АГЗС, так и за её пределы (п.9 Норм пожарной безопасности (далее - НПБ 111-98*); на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п.9 НПБ 111-98*); расстояние от здания операторной до топливо-раздаточной колонки (СУГ) составляет менее 9 метров (таблица П.6.2 НПБ 111-98*); АГЗС не оснащена телефонной или радиосвязью (п.43 НПБ 111-98*); АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п.43 НПБ 111-98*); Для наружного пожаротушения АГЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м' (п.94* НПБ 111-98*); помещения АГЗС (кафе, молитвенная комната) не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п.96* НПБ 111-98*); на одном заправочном островке СУГ допускается единовременная заправка более одного автомобиля (п. 13* раздел 2 НПБ 111-98*); между заправочными островками с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бегом, кирпич) высотой не менее 2 м (приложение 6 п. 13 НПБ 111-98*); отсутствует автоматическая система противоаварийной защиты, обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п. 19.4 НПБ 111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п.20.5 НПБ 111-98*); резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. (п.54 НПБ 111-98*); заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п.20.9 (НПБ 111-98*); сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п.20.10 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п.24* НПБ 1I1-98*); не представлена документация, определяющую категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п.3 ст.24 №123-Ф3); не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п.336 ППР); не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п.439 ППР); площадка для автоцистерны с СУГ не оборудовано наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (приложение 6 п. 14* НПБ 111-98*); не представлена декларация пожарной безопасности (ст.64 №123-Ф3); не представлен договор обязательного страхования опасного объекта (п.3 статьи 5 №225-ФЗ); не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 №123-Ф3); не представлена документация на электрооборудование АЗС, указывающую ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности; отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (статья 20 №123-Ф3); не представлен паспорт безопасности опасного объекта.

Дальнейшая эксплуатация АЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности. В этой связи, нарушаются права граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду, установленные ст.ст.7, 20, 41 Конституции Российской Федерации.

Ответчик каких-либо доказательств устранения указанных в исковом заявлении нарушений норм и правил пожарной и промышленной безопасности не представил, хотя ссылается на то, что основная часть этих нарушений устранена.

Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Таким образом, требования прокурора основаны на законе и обоснованы представленными доказательствами, в связи с чем суд находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199, 254-257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Алиеву Т.О., приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Алиева Т.О. автозаправочной станции «F-1», расположенной на ФАД «Кавказ М-29», по реализации горюче-смазочных материалов до устранений нарушений требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: