ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-471/19 от 15.04.2019 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Гражданское дело № 2-471/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснодарский край, г. Апшеронск 15 апреля 2019 года

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бахмутова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой О.А.

с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Апшеронского района Величко Д.Б.

представителей администрации ... городского поселения Апшеронского района Краснодарского края Рыленко Г.А., действующей на основании доверенности от 25.03.2019 г., Федотовой А.В., действующей на основании доверенности от 08.02.2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края исковое заявление прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации ... городского поселения Апшеронского района Краснодарского края об устранении нарушений жилищного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

18.02.2019 года прокурор Апшеронского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с иском о понуждении администрации ... городского поселения Апшеронского района Краснодарского края (далее по тексту «Администрация») составления реестра жилых помещений, признанных аварийными, и возложения на орган исполнительной власти обязанности по разработке и утверждению муниципальной программы по переселению граждан из жилых помещений, признанных аварийными в срок до 01.12.2019 г.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Апшеронского района Краснодарского края проведена проверка состояния законности при реализации органами местного самоуправления полномочий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Апшеронского района Краснодарского края, в ходе которой было установлено, что на территории ... городского поселения Апшеронского района расположено десять многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном законом порядке после 01.01.2012 года и не попавших в краевую адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда.

Из пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, следует, что признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит. В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. В силу норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ к правоотношениям о переселении из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, в котором проживают наниматели жилых помещений, также подлежат по аналогии применению положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.

По итогам выявленных нарушений закона прокурором в адрес администрации ... городского поселения Апшеронского района внесено представление. Однако Администрацией мер, направленных на изъятие жилых помещений, многоквартирных домов, признанных аварийными, не принято, просит суд обязать администрацию ... городского поселения Апшеронского района составить реестр жилых помещений, признанных аварийными, а так же возложить на ответчика обязанность в срок до 01.12.2019 года разработать и утвердить муниципальную программу по переселению граждан из жилых помещений, признанных в установленном законом порядке аварийными.

Представитель процессуального истца - помощник прокурора Апшеронского района Величко Д.Б. в судебном заседании на удовлетворении уточненного иска настаивал в полном объеме.

Представители администрации ... городского поселения Апшеронского района Рыленко Г.А., и Федотова А.В. в судебном заседании иск прокурора не признали, указав, что расселение многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, было запланировано Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Во исполнение Указа, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р был утвержден Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда. В целях координации деятельности и методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31 января 2019 г. № 65/пр утверждены методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года. В целях методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» правление Фонда своим Решением от 11 марта 2019 г. утвердило Рекомендации по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года. В соответствии с пунктом 2.1. утвержденных Фондом рекомендаций приложением №1 к Заявке является Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная субъектом Российской Федерации на период 2019 - 2025 годов, подготовленная в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденными приказом Минстроя России от 31 января 2019 года № 65/пр. Согласно Методическим рекомендациям разработка приложений к программе переселения осуществляется в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ». Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная субъектом Российской Федерации на период 2019-2025 годов, подготовленная в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденными приказом Минстроя России от 31 января 2019 года № 65/пр, в настоящее время находится в этапе ее завершения и со слов кураторов поселения будет утверждена в апреле 2019 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Головков А.Г. с доводами, по которым ответчик не признает иск прокурора, согласился, посчитав иск не обоснованным и преждевременным, в виду отсутствия утвержденной региональной адресной программы.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ответчика к совершению действий направленных на устранение действующего жилищного законодательства подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище.

Пунктами 3, 6, 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основные начала жилищного законодательства, которое основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих - иные помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Согласно ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федераций.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а равно иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Как установлено ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением внеочередного предоставления, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, что подтверждается, в том числе сложившейся судебной практикой (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012).

Из пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 следует, что признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.

В силу норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ к правоотношениям о переселении из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, в котором проживают наниматели жилых помещений, также подлежат по аналогии применению положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.

Судом установлено, что на территории ... городского поселения Апшеронского района расположено 10 многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 и не попавших в краевую адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда, расположенных по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Коммунальная, д., Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Советская, д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Советская, , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Коммунальная, д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Советская, д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Коммунальная,д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Победы, д., Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Горького, д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Гаражная, д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Горная, д. , в которых согласно представленного реестра проживают 63 семьи.

Данный факт был установлен в ходе проведенной прокурором Апшеронского района проверки, а так же подтвержден представленными ответчиком документами по каждым объектам недвижимости, признанным аварийными и подлежащими сносу.

До настоящего времени муниципальные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Администрацией не приняты.

В этой связи прокурором 05.10.2018 года адрес Администрации вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Однако до настоящего времени меры, направленные на устранение нарушения действующего жилищного законодательства, указанным органом исполнительной власти не приняты.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 6, 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 179, ст. 65, ч. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление, формирование расходных обязательств, включая долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Реализация на своей территории программ муниципальных образований по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда является собственными расходами муниципальных образований. При этом каждое участвующее в реализации областной адресной Программы муниципальное образование использует собственные, а также федеральные и областные бюджетные средства в своих интересах.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, что означает самостоятельное осуществление бюджетного процесса, наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (ст. 31 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В силу части 1 статьи 16 названного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном настоящим Законом; обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; планируемые показатели выполнения региональной адресной программы; размер предельной стоимости одного квадратного метра общей площади помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Законом.

Жилищное законодательство исходит из необходимости обеспечить безопасность жилища. Используя доступные праву средства, оно должно способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан. Если жилое помещение оказалось в таком состоянии, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья и т.д. Соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам (п. 6 ст. 2 ЖК РФ), за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве (п. 7 ст. 2 ЖК РФ). Жилищное законодательство признает жилым помещением только помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ). Законодательством предписывается, что при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ). Закон предусматривает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (ст. 85 ЖК РФ).

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, с учетом вышеприведенных норм, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на ответчика обязанности по разработке и принятию муниципальной программы, регулирующей вопросы переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа на территории ... городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, так как опасность проживания жителей в указанных многоквартирных домах на территории ... городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, признанных аварийными и подлежащими сносу, является очевидной и несет угрозу жизни и здоровья жильцам указанных домов по причине их аварийного состояния.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Срок, указанный в уточенном иске прокурора, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.

При этом суд не находит оснований к удовлетворению требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности по составлению реестра жилых помещений, признанных аварийными, с указанием их площади, так как указанный реестр был составлен ответчиком и передан представителями ответчика прокурору Величко Д.Б. в судебном заседании. Здесь же суд отмечает, что указанный реестр аварийных многоквартирных домов был сформирован ответчиком до подачи прокурором иска в суд, что следует, как из текста самого реестра представленного суду, так и из ответа ответчика на представление прокурора от 18.10.2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Апшеронского района Краснодарского края удовлетворить частично.

Возложить на администрацию ... городского поселения Апшеронского района Краснодарского края обязанность в срок до 01.12.2019 года разработать и утвердить муниципальную программу по переселению граждан из жилых помещений, признанных в установленном законом порядке аварийными, в отношении следующих многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Коммунальная, д., Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Советская, д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Советская, , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Коммунальная, д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Советская, д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Коммунальная,д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Победы, д., Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Горького, д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Гаражная. д. , Краснодарский край, Апшеронский район, ..., ул. Горная, д. .

В удовлетворении остальной части иска прокурору отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Бахмутов

На день публикации решение не вступило в законную силу.