ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4726/18 от 12.07.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4726/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 12 июля 2018 года

Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края, в составе:

председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,

с участием:

прокурора Нажмитдинова У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Мегафон» о признании незаконными действий по использованию лесных участков, запрете использовать лесные участки без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, обязании разработать проект освоения лесов и получить положительное заключение государственной экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Мегафон» о признании незаконными действий по использованию лесных участков, запрете использовать лесные участки без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, обязании разработать проект освоения лесов и получить положительное заключение государственной экспертизы, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки исполнения Министерством и Управлением лесничествами законодательства при выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в возникновении природных пожаров, и взыскании причиненного ими вреда выявлено незаконное использование ПАО «Мегафон» арендованного лесного участка без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ Государственной лесной службой Забайкальского края заключен с ОАО «Мегафон» договор аренды лесного участка в целях строительства и эксплуатации линейных объектов (строительство базовой станции и подъездной дороги, строительство линий электропередач для питания базовой станции сети сотовой связи) и заготовки древесины для возможности реализации основного вида использования на трех лесных участках в квартале 219 выделах 14, 17, 18, 24 Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества в <адрес>, общей площадью 2,42 га (далее - Договор). Договор имеет государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ. По акту приема-передачи лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, три лесных участка в квартале <данные изъяты> Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества, общей площадью 2,42 га переданы арендодателем в лице и.о.руководителя Гослесслужбы ФИО3 арендатору по Договору в лице Читинского регионального отделения Дальневосточного филиала ОАО «Мегафон». В соответствии с п.п. «а» п.3.3. договора ОАО «Мегафон» обязано приступить к использованию лесного участка после разработки проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесной декларации. Арендатор ОАО «Мегафон» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано предоставить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (п.п. «в» п.3.4 Договора). ДД.ММ.ГГГГ Газимуро-Заводским лесничеством установлено, что ПАО «Мегафон» (ранее ОАО «Мегафон») использует указанные лесные участки без получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации путем строительства базовой станции, линии электропередач для ее питания, и эксплуатации их, что подтверждается актом проверки, с которым ознакомлен представитель ПАО «Мегафон» ФИО4 (по доверенности от ПАО «Мегафон» от ДД.ММ.ГГГГ). По данному факту ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Мегафон» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ. Основным видом деятельности ПАО «Мегафон», согласно Уставу, является, в том числе, предоставление услуг связи различных видов, а также управление сетями связи на территории Российской Федерации, проектирование, производство, эксплуатация, развитие и реализация технологического оборудования информационных систем, ремонт и техническое обслуживание оборудования связи. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствий со статьей 12 ЛК РФ, состав которого, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 и ч.2 ст.88 ЛК РФ). Согласно ст.89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1). Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.2). Министерство, как орган государственной власти, в пределах полномочий, определенных статьями 81-84 ЛК РФ в связи с передачей указанного лесного участка в аренду ОАО «Мегафон» (на данный момент ПАО «Мегафон»), не осуществляет на нем мероприятия по пожарной и санитарной безопасности в лесах, противопожарному обустройству лесов, охрану лесов от загрязнения, воспроизводство лесов с целью повышение продуктивности их. Обязанность осуществления этих мероприятий, на основании п.п. «а»,«г»,«ж»,«з»,«и»,«н» п.3.4 Договора лежит на ПАО «Мегафон», виды и объемы которых, в том числе, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры предусматриваются и в дальнейшем проводятся на основании проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы. Таким образом, ПАО «Мегафон» (ранее ОАО «Мегафон») использует три лесных участка в квартале 219 выделах 14, 17, 18, 24, Газимуро- Заводского участкового лесничества при отсутствии проекта освоение лесов с положительным заключением государственной экспертизы, и без предоставлении лесной декларации в нарушении требований 4.1 ст.26, ст.43, ч.8 ст.51, ч.2 ст.53, ч.З ст.53.1, ч.5 ст.60.1, ч.2 ст.60.3, ч.2 ст.60.7, ч.5 ст.60.12, ч.4 ст.61, ч.2 ст.64, ч.1 и ч.2 ст.88, ч.1 и ч.2 ст.89 Ж РФ, и не может проводить на нем противопожарные, санитарные и лесовосстановительные мероприятия, что влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для окружающей среды, в том числе для леса, в виде возникновения чрезвычайной ситуаций на территории лесного участка для возникновения лесного пожара, не воспроизводство лесных насаждений, утрату или ухудшение лесной инфраструктуры и качества леса. В случае возникновения пожара на территории лесных участков по причине невыполнения противопожарных мероприятий ПАО «Мегафон» создастся угроза возникновения чрезвычайной ситуации локального характера, а при распространении пожара за границы объекта - чрезвычайная ситуация муниципального характера. Невыполнение лесовосстановления, противопожарных и санитарных мероприятий, создающих условия для захламления, загрязнения лесов, возникновение пожара и уничтожение или повреждение деревьев, исключающее улучшение качества леса и его воспроизводство нарушает права граждан неопределенного круга на благоприятную окружающую среду, нарушает законные интересы РФ, является нарушением лесного законодательства. Защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ). Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065 ГК РФ). На основании изложенного, руководствуясь статьями 11, 12, 22, 29, 45, 31, 131, 1065 ГК РФ, статьями 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит: признать действия Публичного акционерного общества «Мегафон» в лице Дальневосточного филиала ПАО «Мегафон» по использованию лесных участков в <данные изъяты> Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества в <адрес>, общей площадью 2,42 га для строительства и эксплуатации линейных объектов (строительство базовой станции и подъездной дороги, строительство линий электропередач для питания базовой станции сети сотовой связи) и заготовки древесины для возможности реализации основного вида использования при отсутствии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, незаконным; запретить Публичному акционерному обществу «Мегафон» в лице Дальневосточного филиала ПАО «Мегафон» использовать лесные участки в <данные изъяты> Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества в <адрес>, общей площадью 2,42 га без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; обязать Дальневосточный филиал ПАО «Мегафон» разработать проект освоения лесов на арендованные лесные участки в квартале 219 выделах 14, 17, 18, 24 Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества в <адрес> и получить положительное заключение государственной экспертизы на данный проект. В дальнейшем использовать лесные участки в квартале 219 выделах 14, 17, 18, 24 Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества в <адрес>, общей площадью 2,42 га в соответствии с проектом освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

В судебном заседании прокурор исковые требования, предъявленные в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поддержал, в обоснование заявленных требований дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом уведомлявшиеся о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыли, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса по представленным доказательствам.

Выслушав прокурора, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Каждый, как это определено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Действующее на сегодняшний день в Российской Федерации природоохранное законодательство, направлено, прежде всего, на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии; сохранение благоприятной окружающей среды для ныне живущих и будущих поколений.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Кроме того, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Охрана окружающей среды, как определено в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Согласно положениям статьи 3 названного Федерального закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Согласно ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов; по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Согласно пунктов 1, 3, 5 и 6 ст. 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе, устойчивого управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; воспроизводства лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; платности использования лесов.

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) (ч.1 ст.3 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 12 ЛK РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ч. 1) с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций (ч.2). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствий со статьей 12 ЛК РФ, состав которого, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 и ч.2 ст.88 ЛК РФ).

Согласно ст.89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1). Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.2).

Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок экспертизы), которая проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ (п.2).

Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (п.3 Порядка экспертизы).

В соответствии с ч. 2 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно ч. 3 ст. 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с п. 15(11) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.

Согласно п. п. 3, 5 названных Правил предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Таким образом, использование лесного участка в отсутствие разработанного проекта освоения лесов, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Между тем, в результате проверки, проведенной Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлено незаконное использование ПАО «Мегафон» арендованного лесного участка без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Государственной лесной службой Забайкальского края заключен с ОАО «Мегафон» договор аренды лесного участка в целях строительства и эксплуатации линейных объектов (строительство базовой станции и подъездной дороги, строительство линий электропередач для питания базовой станции сети сотовой связи) и заготовки древесины для возможности реализации основного вида использования на трех лесных участках в <данные изъяты> Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества в <адрес>, общей площадью 2,42 га (далее - Договор). Договор имеет государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ.

По акту приема-передачи лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, три лесных участка в квартале <данные изъяты> Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества, общей площадью 2,42 га переданы арендодателем в лице и.о.руководителя Гослесслужбы ФИО3 арендатору по Договору в лице Читинского регионального отделения Дальневосточного филиала ОАО «Мегафон».

В соответствии с п.п. «а» п.3.3. договора ОАО «Мегафон» обязано приступить к использованию лесного участка после разработки проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесной декларации.

Арендатор ОАО «Мегафон» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано предоставить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (п.п. «в» п.3.4 Договора).

ДД.ММ.ГГГГ Газимуро-Заводским лесничеством установлено, что ПАО «Мегафон» (ранее ОАО «Мегафон») использует указанные лесные участки без получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации путем строительства базовой станции, линии электропередач для ее питания, и эксплуатации их, что подтверждается актом проверки, с которым ознакомлен представитель ПАО «Мегафон» ФИО4 (по доверенности от ПАО «Мегафон» от ДД.ММ.ГГГГ). По данному факту ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Мегафон» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.

Основным видом деятельности ПАО «Мегафон», согласно Уставу, является, в том числе, предоставление услуг связи различных видов, а также управление сетями связи на территории Российской Федерации, проектирование, производство, эксплуатация, развитие и реализация технологического оборудования информационных систем, ремонт и техническое обслуживание оборудования связи.

До 30.12.2016 г. в соответствии с п. 1 «Положения о Государственной лесной службе Забайкальского края», утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края № 4 от 14.01.2015 г. исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управления в области лесных отношений, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией, являлась Государственная лесная служба края Забайкальского края (далее - Гослесслужба).

В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 г. № 395 «О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30.09.2016 г. № 80» (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 14.12.2016 г. № 459) Государственная лесная служба Забайкальского края упразднена, при этом ее полномочия и функции переданы Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство).

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края № 503 от 27.12.2016 г. (далее - Положение) Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функций по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Министерство проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов (п. 12.18.1.2 Положения); осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов (п. 12.18.1.3 Положения).

Министерство, как орган государственной власти, в пределах полномочий, определенных статьями 81-84 ЛК РФ, в связи с передачей указанного лесного участка в аренду ОАО «Мегафон» (на данный момент ПАО «Мегафон»), не осуществляет на нем мероприятия по пожарной и санитарной безопасности в лесах, противопожарному обустройству лесов, охрану лесов от загрязнения, воспроизводство лесов с целью повышение продуктивности их, поскольку обязанность осуществления этих мероприятий, на основании п.п. «а»,«г»,«ж»,«з»,«и»,«н» п.3.4 Договора, возложена на ПАО «Мегафон».

Виды и объемы данных мероприятий, в том числе, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, предусматриваются и в дальнейшем проводятся на основании проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы.

При таких обстоятельствах суд признает установленным тот факт, что ПАО «Мегафон» использует три лесных участка в квартале 219 выделах 14, 17, 18, 24, Газимуро-Заводского участкового лесничества при отсутствии проекта освоение лесов с положительным заключением государственной экспертизы и без предоставлении лесной декларации в нарушении требований 4.1 ст.26, ст.43, ч.8 ст.51, ч.2 ст.53, ч.З ст.53.1, ч.5 ст.60.1, ч.2 ст.60.3, ч.2 ст.60.7, ч.5 ст.60.12, ч.4 ст.61, ч.2 ст.64, ч.1 и ч.2 ст.88, ч.1 и ч.2 ст.89 Ж РФ, в связи с чем не может проводить на них противопожарные, санитарные и лесовосстановительные мероприятия, что влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для окружающей среды, в том числе, для леса, в виде возникновения чрезвычайной ситуаций на территории лесного участка, лесного пожара, невоспроизводства лесных насаждений, утраты или ухудшения лесной инфраструктуры и качества леса.

Факт нарушения природоохранного законодательства ответчиком нашел свое подтверждение в судебном заседании, о чем свидетельствуют материалы прокурорской проверки. Доказательств использования лесного участка на основании проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы, ответчиком в суд не представлено.

Статьей 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст.310 ГК РФ).

Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).

Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, суд признает требования прокурора о признании незаконными действий по использованию лесных участков без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, обязании разработать проект освоения лесов и получить положительное заключение государственной экспертизы, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку в отсутствие проекта освоения лесов использование названных лесных участков противоречит нормам закона, угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд находит обоснованным также требование прокурора о запрете использовать лесные участки до устранения нарушений закона, в частности, до получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку прокурор на основании подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, следовательно, государственная пошлина при обращении в суд с указанным исковым заявлением истцом не оплачивалась.

Принимая во внимание указанное, суд приходит к выводу, что государственная пошлина, исчисленная с учетом требований подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в бюджет городского округа «Город Хабаровск».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия публичного акционерного общества «Мегафон» по использованию лесных участков квартале 219 выделах 14, 17, 18, 24 Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края, общей площадью 2,42 га, для строительства и эксплуатации линейных объектов (строительство базовой станции и подъездной дороги, строительство линий электропередач для питания базовой станции сети сотовой связи) и заготовки древесины для возможности реализации основного вида использования при отсутствии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Запретить публичному акционерному обществу «Мегафон» использовать лесные участки в <данные изъяты> Газимуро-Заводского участкового лесничества Газимуро-Заводского лесничества в <адрес>, общей площадью 2,42 га, для строительства и эксплуатации линейных объектов (строительство базовой станции и подъездной дороги, строительство линий электропередач для питания базовой станции сети сотовой связи) и заготовки древесины для возможности реализации основного вида использования, до утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать публичное акционерное общество «Мегафон» разработать проект освоения лесов лесных участков, предоставленных в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ., и получить положительное заключение государственной экспертизы на данный проект.

Взыскать с публичного акционерного общества «Мегафон» в бюджет городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 17.07.2018 года.

Председательствующий: судья А.Ю. Губанова