ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-477/2016 от 08.07.2016 Калининского районного суда (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Калининский районный суд в составе председательствующего Ч.Г.Н.., при секретаре БЛВ, с участием заместителя прокурора <адрес>ШАВ, представителя ответчицы ИП ДЛФ по доверенности ДВА, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ИП ДЛФ о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд с исковым заявлением к ИП ДЛФ о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, в котором указано, что прокуратурой края с участием прокуратуры района с привлечением специалистов ОГПН и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> и Росстардарта ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка автозаправочных станций (далее – АЗС) ИП ДЛФ, расположенных по адресам <адрес>; <адрес>; <адрес> б/н; <адрес>, автодорога Калининская - Новотитаровская, км 11+950 (справа).

Установлено, что на указанных объектах предпринимателем в соответствии с имеющимся разрешенным видом экономической деятельности (Код по ОКВЭД 50.50) осуществляется розничная торговля моторным топливом для автомобилей.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

В соответствии с п.п.1,3 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Установлено, что ИП ДЛФ допускаются нарушения вышеуказанного законодательства, что выражается в следующем:

1) АЗС по адресу <адрес>:

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС. (нарушение п.9 Норм пожарной безопасности от 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (далее по тексту - НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средстве пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №123-ФЗ, п.20 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» (далее по тексту - ППР);

- на покрытии дорог АЭС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п. 450 ППР);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п.55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п.455 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п. 35 НПБ 111-98*);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п.42 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п.481 ППР).

2) АЗС по адресу <адрес>, автодорога Калининская - Новотитаровская, км 11+950 (справа):

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение п.9 НПБ 111- 98*);

- не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (нарушение п.13* таблица 2 НПБ 111-98*);

- не выдержано противопожарное расстояние от АЗС (площадка АЦ) до края проезжей части автомобильной дороги общей сети (нарушение п.12* НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №123-ФЗ, п.20 ППР;

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источникам противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п.55 ППР);

- заправочные островки АЗС не укомплектованы одним воздушно-пенным огнетушителем (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) (нарушение п.457 ППР);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- на АЗС заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не укомплектован 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый) (нарушение п. 457 ППР);

- площадка для автоцистерны не укомплектована 2 передвижными порошковыми огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый) (нарушение п.457 ППР);

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п.450 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п.455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п.481 ППР).

3) АЗС по адресу <адрес>:

- не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (нарушение п.13* таблица 2 НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №123-ФЗ, п.20 ППР;

- на территорию АЗС не предусмотрены раздельные въезд и выезд (нарушение п.17* НПБ 111-98*);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п.55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п.455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п.481 ППР);

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п.450 ППР);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п.42 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п.35 НПБ 111-98*);

4) АЗС по адресу <адрес> б/н:

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение п.9 НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №129-ФЗ п.20 ППР;

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п.450 ППР);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п.55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п.455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п.481 ППР);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п.42 ППР);

- не обеспечена очистка территории АЗС от горючих отходов, мусора, тары (нарушение п.77 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п.35 НПБ 111-98*).

Данные нарушения отражены в информации начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Перечень вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности является не окончательным, так как ИП ДЛФ не обеспечила доступ в помещения АЗС и к технологическому оборудованию, а также не предоставила технико-эксплуатационную документацию на АЗС и используемое на нем технологическое оборудование, в том числе проектную документацию на здания, сооружения (технический паспорт), расположенные на АЗС; распорядительные документы (приказы, распоряжения) о назначении ответственного за пожарную безопасность; документы подтверждающие прохождение обучения по пожарно - техническому минимуму работников АЗС; распорядительные документы (приказы, инструкции, распоряжения и тд.) по обеспечению пожарной безопасности на АЗС; журналы учета первичных средств пожаротушения на АЗС и проведения противопожарного инструктажа с работниками АЗС; документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию систем противопожарной защиты АЗС и договор на техническое обслуживание и испытания данных систем; документы, подтверждающие соответствие требованиям нормативных документов состояния огнезащиты строительных конструкций зданий АЗС; расчеты категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и наружных установок АЗС; деклараций по пожарной безопасности на АЗС.

В связи с указанными обстоятельствами прокуратурой района направлялись запросы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика о предоставлении вышеуказанных документов, однако к указанным срокам они в прокуратуру не предоставлены, что указывает на их отсутствие.

Таким образом, ИП ДЛФ в настоящее время осуществляет деятельность на территории <адрес> с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности.

Кроме того, в настоящее время на АЗС по адресу <адрес> б/н, под объектами недвижимости отсутствует сформированный и поставленный на кадастр в установленном законом порядке земельный участок, в связи с чем в настоящее время невозможно установить его правообладателя, а также вид разрешенного использования под указанные на нем цели.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-ФЗ), правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Статьей 2 Закона №35-ФЗ предусмотрено, что одним из принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон №68-ФЗ) основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

В силу положений ст.14 Закона №68-ФЗ организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального значения от чрезвычайных ситуаций, а также планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Автозаправочные станции относятся к хозяйственным объектам, обладающим повышенной возможностью террористического посягательства, где в результате взрыва, поджога или иных действий создается опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, в результате которых может быть нарушена общественная безопасность, либо произойти устрашение населения, а также оказано воздействие на принятие решений органами власти.

Невыполнение ИП ДЛФ требований законодательства о пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму нарушает правовые, экономические и социальные основы обеспечения нормальной эксплуатации потенциально опасных объектов, а также указывает на отсутствие у предпринимателя готовности к предупреждению возможных аварий их локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Частью 1 ст.1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты права закрепляется пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор просит суд:

1) Обязать ИП ДЛФ устранить вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности, отраженные в информации начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

2) Запретить эксплуатацию АЗС ИП ДЛФ расположенных по адресам <адрес>; <адрес>; <адрес> б/н; <адрес>, автодорога Калининская - Новотитаровская, км 11+950 (справа), осуществляющих хозяйственную деятельность по розничной реализации моторного топлива на территории <адрес>, до полного устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

3) Решение суда обратить к немедленному исполнению на основании ч.1 ст.212 ГПК РФ, так как замедление его исполнения может причинить вред неопределенному кругу лиц.

Ответчик ИП ДЛФ, а также представитель третьего лица - ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КК Управление надзорной деятельности и профилактической работы извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Представитель ответчицы ИП ДЛФ по доверенности ДВА просил рассмотреть дело в отсутствие представляемой им ответчицы ИП ДЛФ извещенной о времени и месте судебного разбирательства с его участием.

Представитель третьего лица в телефонограмме просил рассмотреть дело без участия стороны третьего лица.

При указанных обстоятельствах, суд в порядке ст.167 ГПК РФ, а также учитывая наличие у представителя ответчицы полномочий, предусмотренных ст.ст.53,54 ГПК РФ, принял решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчицы и представителя третьего лица, с участием представителя ответчицы.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ШАВ заявленные требования и доводы указанные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, дал объяснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчицы ИП ДЛФ по доверенности ДВА возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований, поддержал доводы письменного ходатайства, в котором содержится просьба об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований, поскольку в настоящее время все нарушения законодательства о пожарной безопасности устранены.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> с участием прокуратуры <адрес> с привлечением специалистов ОГПН и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> и Росстандарта ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка автозаправочных станций (далее - АЗС) ИП ДЛФ, расположенных по адресам <адрес>; <адрес>; <адрес> б/н; <адрес>, автодорога Калининская - Новотитаровская, км 11+950 (справа), по результатам которой установлено, что на указанных объектах ответчиком в соответствии с имеющимся разрешенным видом экономической деятельности (Код по ОКВЭД 50.50) осуществляется розничная торговля моторным топливом для автомобилей, при этом ответчиком допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

1) АЗС по адресу <адрес>:

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС. (нарушение п.9 Норм пожарной безопасности от 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (далее по тексту - НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*); - для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средстве пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №123-ФЗ, п.20 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» (далее по тексту - ППР);

- на покрытии дорог АЭС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п. 450 ППР);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п.55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п.455 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п. 35 НПБ 111-98*);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п.42 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п.481 ППР).

2) АЗС по адресу <адрес>, автодорога Калининская - Новотитаровская, км 11+950 (справа):

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение п.9 НПБ 111- 98*);

- не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (нарушение п.13* таблица 2 НПБ 111-98*);

- не выдержано противопожарное расстояние от АЗС (площадка АЦ) до края проезжей части автомобильной дороги общей сети (нарушение п.12* НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №123-ФЗ, п.20 ППР;

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источникам противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п.55 ППР);

- заправочные островки АЗС не укомплектованы одним воздушно-пенным огнетушителем (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) (нарушение п.457 ППР);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- на АЗС заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не укомплектован 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый) (нарушение п. 457 ППР);

- площадка для автоцистерны не укомплектована 2 передвижными порошковыми огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый) (нарушение п.457 ППР);

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п.450 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п.455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п.481 ППР).

3) АЗС по адресу <адрес>:

- не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (нарушение п.13* таблица 2 НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №123-ФЗ, п.20 ППР;

- на территорию АЗС не предусмотрены раздельные въезд и выезд (нарушение п.17* НПБ 111-98*);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п.55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п.455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п.481 ППР);

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п.450 ППР);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п.42 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п.35 НПБ 111-98*);

4) АЗС по адресу <адрес> б/н:

- на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение п.9 НПБ 111-98*);

- топливо раздаточные колонки жидкого моторного топлива не оснащены самосрабатывающими огнетушителями (нарушение п.97 НПБ 111-98*);

- для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены первичные средства пожаротушения (нарушение п.92 НПБ 111-98*);

- на наружных установках отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, что противоречит требованиям глав 5,7 и 8 Закона №129-ФЗ п.20 ППР;

- на покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели, в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (нарушение п.450 ППР);

- направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п.55 ППР);

- АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (нарушение п.455 ППР);

- территория АЗС не оборудована пожарным щитом (нарушение п.481 ППР);

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п.42 ППР);

- не обеспечена очистка территории АЗС от горючих отходов, мусора, тары (нарушение п.77 ППР);

- АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (нарушение п.35 НПБ 111-98*), при этом перечень вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности является не окончательным, так как ИП ДЛФ не обеспечила доступ в помещения АЗС и к технологическому оборудованию, а также не предоставила технико-эксплуатационную документацию на АЗС и используемое на нем технологическое оборудование, в том числе проектную документацию на здания, сооружения (технический паспорт), расположенные на АЗС; распорядительные документы (приказы, распоряжения) о назначении ответственного за пожарную безопасность; документы подтверждающие прохождение обучения по пожарно - техническому минимуму работников АЗС; распорядительные документы (приказы, инструкции, распоряжения и тд.) по обеспечению пожарной безопасности на АЗС; журналы учета первичных средств пожаротушения на АЗС и проведения противопожарного инструктажа с работниками АЗС; документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию систем противопожарной защиты АЗС и договор на техническое обслуживание и испытания данных систем; документы, подтверждающие соответствие требованиям нормативных документов состояния огнезащиты строительных конструкций зданий АЗС; расчеты категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и наружных установок АЗС; деклараций по пожарной безопасности на АЗС, что подтверждается информацией начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Также в судебном заседании установлено, что на АЗС по адресу <адрес> б/н, под объектами недвижимости отсутствует сформированный и поставленный на кадастр в установленном законом порядке земельный участок, в связи с чем в настоящее время невозможно установить его правообладателя, а также вид разрешенного использования под указанные на нем цели.

Согласно информации начальника ОНД и ПР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования территорий АЗС ИП ДЛФ по адресам: - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>, б/н; - <адрес>, автодорога Калининская - Новотатаровская, км 11+950 (справа), установлено, что –

1) АЗС по адресу <адрес>: - АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (п.35 НПБ 111-98*);

2) АЗС по адресу <адрес>, автодорога Калининская - Новотатаровская, км 11+950 (справа): - Противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания согласно требований п.13* табл.2 НПБ 111-98* должно составлять 9 метров, по факту - 9 метров 35 сантиметров, - Противопожарное расстояние от АЗС (площадка АЦ до края проезжей части автомобильной дороги общей сети согласно требований п.12* НПБ 111-98* должно составлять 12 метров, по факту - 13 метров 40 сантиметров;

3) АЗС по адресу <адрес>: - Не выдержано противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания сервисного обслуживания (п.13 табл.2 НПБ 111- 98*) (ведется строительство здания операторской и сервисного обслуживания, после ввода в эксплуатацию которого, противопожарные разрывы до топливораздаточных колонок будут соответствовать вышеуказанным требованиям), - На покрытии дорог АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели в целях обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории (п.450 ППР РФ) (гравийное покрытие территории АЗС не позволяет нанести отличительную разметку), - АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (п.35 НПБ 111-98*) (строительство данной площадки выполнено на 70% готовности);

4) АЗС по адресу <адрес> б/н: - АЗС не оборудована площадкой для слива АЦ с жидким моторным топливом (п.35 НПБ 111-98*).

При указанных обстоятельствах, учитывая вышеуказанные результаты проведенной по поручению суда в рамках настоящего дела проверки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчик осуществляет деятельность на территории <адрес> с нарушениями требований пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Согласно п.п.1,3 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что одним из принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Согласно ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального значения от чрезвычайных ситуаций, а также планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

При указанных обстоятельствах, ИП ДЛФ несет обязанность по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, посещающих вышеуказанные АЗС, охране их жизни и здоровья, а также оборудования АЗС в соответствии с требованиями пожарной безопасности, поскольку автозаправочные станции относятся к хозяйственным объектам, обладающим повышенной возможностью террористического посягательства, где в результате взрыва, поджога или иных действий создается опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, в результате которых может быть нарушена общественная безопасность, а также оказано воздействие на принятие решений органами власти. В результате нарушений требований пожарной безопасности перечисленных в информации начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также информации начальника ОНД и ПР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение соблюдения которых возложено вышеуказанными положениями закона и правилами пожарной безопасности на владельца АЗС ИП ДЛФ, влечет наличие постоянной возможности для возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут повлечь за собой реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих АЗС и работающих на них.

Согласно п.1 ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлено несоблюдение ИП ДЛФ требований правил пожарной безопасности указанных в информации начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также в информации начальника ОНД и ПР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при эксплуатации АЗС, и такая эксплуатация АЗС, влечет нарушение прав и охраняемые законом интересов неопределенного круга лиц, посещающих АЗС и работающих в нем, создает опасность причинения вреда в будущем жизни и здоровью людей, при условии, что невыполнение ИП ДЛФ требований законодательства о пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму фактически указывает на отсутствие у предпринимателя готовности к предупреждению возможных аварий их локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информации начальника ОНД и ПР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также о запрете такой деятельности до полного устранения нарушений правил пожарной безопасности, обоснованны и в указанной части подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования прокурора об обращении к немедленному исполнению решение суда, суд, учитывая характер спорных правоотношений, а также работу проведенную стороной ответчика по устранению нарушений требований пожарной безопасности после поступления дела в суд и перечень нарушений, существующих на АЗС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении указанного требования, поскольку в суд не представлено в порядке ст.212 ГПК РФ особых обстоятельств, позволяющих обратить к немедленному исполнению решение, также как и не представлено обстоятельств невозможности исполнения решения после его вступления в законную силу.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. При указанных обстоятельствах, с ИП ДЛФ в доход федерального бюджета <адрес> подлежит взысканию 300,0 рублей государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1) Обязать ИП ДЛФ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; информации начальника ОНД и ПР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

2) Запретить эксплуатацию АЗС ИП ДЛФ по адресам:

- <адрес><адрес>;

- <адрес><адрес>;

- <адрес>, б/н <адрес>;

- автодорога Калининская - Новотатаровская, км 11+950 (справа) <адрес>,

осуществляющих хозяйственную деятельность по розничной реализации моторного топлива на территории <адрес>, до полного устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

3) Взыскать с ИП ДЛФ в доход федерального бюджета <адрес> 300,0 рублей государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.