ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4883/2021 от 19.10.2021 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2-4883/2021

УИД 42RS0019-01-2021-008090-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Колчиной Ю.В.

при секретаре Корховой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке Кемеровской области 19 октября 2021г.

гражданское дело по иску прокурора города Новокузнецка действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному нетиповому общеобразовательному учреждению «Лицей 84 им. В.А. Власова», Администрации города Новокузнецка о понуждении к исполнению обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Новокузнецка обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБНОУ «Лицей № 84 им. В.А. Власова», Администрации города Новокузнецка о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с поручением прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности муниципального нетипового бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 84 им. В.А. Власова», в ходе которой установлено, что в данной образовательной организации требуется проведение капитального ремонта. Согласно решения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокузнецка «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным нетиповым бюджетным образовательным учреждением «Многопрофильный лицей № 84» от ДД.ММ.ГГГГ отдельно стоящее нежилое здание школы по адресу: <адрес> передано на праве оперативного управления МБНОУ «Лицей №84». С ДД.ММ.ГГГГ - даты технического обследования здания МБНОУ «Лицей № 84» по настоящее время создана существенная угроза жизни и здоровью, обучающихся и работников данной образовательной организации. С учетом изложенного просили: обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное нетиповое учреждение «Лицей № 84 им. В.А. Власова» провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: <адрес>, создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации в здании по указанному адресу путем устранения дефектов и повреждений конструкций согласно ведомости дефектов и повреждений здания по объекту: «Капитальный ремонт зданий МБНОУ «Лицей № 84 им. Власова», а именно: 1) по несущим стенам: демонтировать существующую кладку заложенных окон и выполнить бетонирование на всю толщину стены с устройством гидроизоляции в месте соприкосновения с грунтом; по фасаду здания в осях «3-2» в районе карнизного узла выполнить штукатурку по сетке высокомарочным раствором; по фасадам здания расшить и выполнить мероприятия по заделке трещин в наружной версте керамического кирпича толщиной раскрытия до 2 мм методом инъецирования цементно - полимерным составом; выполнить штукатурку фасада, в местах разрушения кирпича выполнить штукатурку по сетке высокомарочным раствором; 2) по перекрытиям: зачистить поверхность арматуры металлическими щетками, обработать «Бетон-контактом», нанести специальную ремонтную бетонную смесь; 3) по кровли: заменить стропильную систему и покрытие;

4) по лестничным клеткам: зачистить поверхность арматуры металлическими щетками, обработать «Бетон-контактом», нанести специальную ремонтную бетонную смесь; зачистить поверхность металлических площадных балок и металлических косоуров лестниц подвала металлическими щетками, обезжирить, покрыть грунтовой ГФ-021 за 2 раза. Выполнить работы по огнезащите (при необходимости), заменить ступени либо выполнить декоративное покрытие; 5) заменить отмостки; 6) заменить окна и двери, 7) заменить полы 2,3,4 этажей здания, 8) по инженерным коммуникациям: заменить инженерные системы, или организовать образовательный процесс в ином здании, соответствующем установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации. Возложить на Администрацию города Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения МБНОУ «Лицей № 84» вышеуказанных требований. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации города Новокузнецка и МБНОУ «Лицей № 84» срок до 01.09.2022г., в течение которого указанные действия должны быть совершены.

В судебном заседании помощник прокурора города Новокузнецка Бойко О.А. требования поддержала.

Директор МБНОУ «Лицей № 84» Фоменко Н.А. исковые требования поддержала, но сослалась на отсутствие финансирования. Суду пояснила, что после проведения технического обследования здания за счет средств учреждения были приняты меры по выполнению страховочных мероприятий накосной ноги, тем самым устранены причины представляющие угрозу и отнесенные к недопустимому состоянию кровли. В целом учреждение требует ремонта, ими принимаются меры по бесперебойному функционированию данного здания. Полагает, что определенный прокурором срок для выполнения обязанности является недостаточным, с учетом времени необходимого для разработки проектной документации и ее утверждения, составления необходимых смет и решения вопроса по финансированию.

Представитель ответчика Администрации г. Новокузнецка Богрецова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований считая себя не надлежащим ответчиком, поскольку согласно Уставу МБНОУ «Лицей № 84 им. В.А. Власова» учредителем и собственником имущества является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка. Просила в удовлетворении требований прокурора, предъявленных к администрации г. Новокузнецка отказать в полном объеме. Указала на то, что предлагаемый прокурорам срок выполнения ремонта является не достаточным.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки Администрации г. Новокузнецка – Кузбасса, Богрецова Е.А., действующая на основании доверенности, суду е пояснила, что Комитетом, как учредителем принимаются все зависящие от него меры для бесперебойного функционирования подведомственных учреждений, в том числе в части устранения нарушений действующего законодательства в соответствии с предписаниями надзорных органов. Деятельность органов местного самоуправления осуществляется в строго соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета осуществляется в соответствии с нормами бюджетного законодательства РФ, с соблюдением установленными Бюджетным Кодексом РФ принципами. В целях проведения капитального ремонта в 2019 году за счет средств местного бюджета было проведено обследование здания лицея, в ходе которого видимой угрозы обрушения не выявлено, состояние здания угрозы жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения не представляет. В 2020 году из бюджета Новокузнецкого городского округа на изыскание (пред проектные работы) и на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонта МБНОУ «Лицей № 84» должно быть выделено 3 736 288,34 руб. В настоящее время Комитетом осуществляется планирование и подготовка проекта бюджета на 2022 год для внесения на рассмотрение Главе городе с включением расходов для проведения мероприятий по приведению здания МБНОУ «Лицей № 84» по адресу пер. Кулакова 3 в работоспособное состояние.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с частью первой статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 I №2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии со статьями 27, 35 упомянутого Федерального закона прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц ли интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьёй 3 Конвенции ООН о правах ребёнка, действующей на территории Российской Федерации с 15.09.90, регламентировано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно пункту 3 СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятого Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.08.2003 № 153, категория технического состояния - это степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или здания и сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что МБНОУ «Лицей № 84 им. В.А. Власова» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии , выданной ДД.ММ.ГГГГ. Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области по основным общеобразовательным программам основного общего, среднего общего образования (п. 2.4 Устава МБНОУ «Лицей № 84»).

Согласно решения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокузнецка «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным нетиповым бюджетным образовательным учреждением «Многопрофильный лицей № 84» от ДД.ММ.ГГГГ отдельно стоящее нежилое здание школы по адресу: <адрес> передано на праве оперативного управления МБНОУ «Лицей №84», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. № .

В соответствии с п. 1.2. Устава МБНОУ «Лицей № 84» собственником и учредителем имущества Учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ, функции и полномочия которого осуществляет Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка.

Прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности муниципального нетипового бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 84 им. В.А. Власова», в ходе которой установлено, что в данной образовательной организации требуется проведение капитального ремонта.

В частности, в 2019г. специалистами ООО «Центр Обследования Реконструкции и Строительства Зданий» проведено обследование технического состояния строительных конструкций здания МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова».

ДД.ММ.ГГГГ. выполнено Техническое обследование здания МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова», согласно которому несущие стены, перекрытия, лестничные клетки, отмостки, окна и двери, полы и инженерные коммуникации (система водоснабжения и канализация; система электроснабжения и освещения; система отопления и вентиляции) признаны ограниченно работоспособные. Износ системы водоснабжения, электроснабжения, отопления и вентиляции составил 100%.

В результате проведенного технического обследования здания МБНОУ «Лицей № 84» сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта здания с комплексом мер по устранению дефектов и повреждений конструкций согласно ведомости дефектов и повреждений здания по объекту: «Капитальный ремонт зданий МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова», а именно:

по несущим стенам: -демонтировать существующую кладку заложенных окон и выполнить бетонирование на всю толщину стены с устройством гидроизоляции в месте соприкосновения с грунтом,

по фасаду здания в осях «3-2» в районе карнизного узла выполнить штукатурку по сетке высокомарочным раствором, - по фасадам здания расшить и выполнить мероприятия по заделке трещин в наружной версте керамического кирпича толщиной раскрытия до 2мм методом инъецирования цементно - полимерным составом, -выполнить штукатурку фасада, в местах разрушения кирпича выполнить, штукатурку по сетке высокомарочным раствором;

по перекрытиям: -зачистить поверхность арматуры металлическими щетками, обработать «Бетон-контактом», нанести специальную ремонтную бетонную смесь;

по кровли: -заменить стропильную систему и покрытие; по лестничным клеткам: -зачистить поверхность арматуры металлическими щетками, обработать «Бетон-контактом», нанести специальную ремонтную бетонную смесь, -зачистить поверхность металлических площадных балок и металлических косоуров лестниц подвала металлическими щетками, обезжирить, покрыть грунтовой ГФ-021 за 2 раза. Выполнить работы по огнезащите (при необходимости), - заменить ступени либо выполнить декоративное покрытие; заменить отмостки; заменить окна двери, заменить полы 2,3,4 этажей здания,

по инженерным коммуникациям: - заменить инженерные системы.

Из данного заключения следует, что по кровле обнаружено отсутствие элементов стропильной системы, сквозная гниль накосной ноги осях «Б-В/3». В связи с чем, специалистами указано на недопустимое состояние кровли и на необходимость замены стропильной системы и проведение страховочных мероприятий.

ДД.ММ.ГГГГ. директор МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова» обратилась в МАУ РЭУ с заявкой об осмотре кровли и выполнении ремонта стропильной балки, находящейся в аварийном состоянии. ДД.ММ.ГГГГ. в ответ на данное обращение сообщено о том, что муниципальным заданием выполнение указанных видов работ не предусмотрено. После чего, МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова» за счет своих средств выполнил страховочные мероприятия по усилению строительных конструкций, о чем составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства в качестве специалиста была допрошена начальник отдела по надзору за состоянием и эксплуатацией нежилого фонда МАУ «РЭУ» Александрова А.Н., которая указала о том, что состояние здания лицея оценивается как ограничено-работоспособное, нуждается в проведении капитального ремонта, но не представляет угрозу для жизни и здоровью для находящихся в нем.

Кроме того, ответчиками были приняты меры по расчету сметной стоимости капитального ремонта здания, размер которой был утвержден и получил положительное заключение ДД.ММ.ГГГГ. ГАУ «Госэкспертиза Кузбасса»

Так же установлено, что Прокурором г. Новокузнецка в адрес Главы города Новокузнецка вносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано о сохранении существенной угрозы жизни и здоровья, обучающихся в период образовательного процесса при отсутствии капитального ремонта в МБНОУ «Лицей № 84» и об устранении данного нарушения. Как следует из ответа на данное представление, отсутствие дополнительных бюджетных ассигнований не позволяет Администрации г. Новокузнецка принять меры по выполнению всех требований изложенных в нем.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно абз. 2 пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ государственное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения МБНОУ «Лицей № 84» является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются комитетом образования и науки (администрации города Новокузнецка (п. 1.2 Устава МБНОУ «Лицей № 84).

В соответствии с пунктами 1.7., 1.8., решением Новокузнецкого городского совета народных депутатов от 23.06.2011 №6/103 «Об утверждении положения о Комитете образования и науки администрации города Новокузнецка" Комитету подведомственны муниципальные образовательные организации и иные муниципальные учреждения, осуществляющие функции по их обслуживанию; Комитет является главным распорядителем средств бюджета Новокузнецкого городского округа, а также администратором доходов бюджета Новокузнецкого городского округа, закрепляемых в решении о бюджете Новокузнецкого городского округа.

С учетом исследованных доказательств в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

Вывод суда основан на том, что необходимость проведения капитального ремонта здания лицея подтверждается техническим заключением специалистов ООО «ЦОРиСЗ», а также пояснениями представителей ответчиков.

В частности, определение специалистами состояния здания как ограничено-работоспособное свидетельствует о том, что в техническом состоянии конструкций имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности. Согласно выводам специалистов содержащихся в исследовательской части отчета следует, что износ инженерных коммуникаций, энергоснабжения, отопления и вентиляции составляет 100 %.

Таким образом, несмотря на отнесение выявленных недостатков к категории ограниченно работоспособной, не влекущей внезапного разрушения и возможном функционировании конструкций при осуществлении контроля за состоянием, продолжительности эксплуатации, в целом состояние здания лицея требует проведение капитального ремонта.

При этом, с декабря 2019г. по настоящее время ни учреждением, ни его собственником не предпринято соответствующих мер по приведению здания учреждения в технически годное состояние.

Довод о том, что проведение капитального ремонта невозможно в виду отсутствия финансирования, суд считает несостоятельным, поскольку в своей деятельности ответчик обязан соотносить свои интересы с интересами граждан, обучающихся в данном образовательном учреждении, а также педагогических работников с тем, чтобы деятельность по эксплуатации здания не создавала предпосылок угрозы их жизни и здоровью.

Анализируя представленные доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятие МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова», Администрацией города Новокузнецка мер по исполнению требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона № 273-ФЗ, чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних, создающие реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и работников образовательной организации.

При этом, МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова» необходимо создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации в здании по указанному адресу путем восстановления работоспособности технического состояния несущих стен, перекрытий, кровли, лестничных клеток, отмостков, окон и дверей, полов и инженерных коммуникаций.

Таким образом, руководствуясь положениями ст. ст. 9, 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлено, что техническое состояние здание лицея имеет многочисленные нарушения, собственником имущества и учредителем лицея является муниципальное образование, в связи с этим, ответчики обязаны принимать меры по обеспечению безопасности неопределенного круга лиц (обучающихся, сотрудников (работников), посетителей образовательного учреждения), поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения с нарушениями таких требований объективно невозможно, а приостановление образовательного процесса влечет неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Из этого следует, что обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на образовательное учреждение, которому предано здание в оперативное управление, поскольку создание необходимых условий для предоставления образования включает в себя, в том числе проведение капитального ремонта объектов учреждений, оказывающих образовательные услуги.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об организации образовательного процесса в ином здании, соответствующем установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации, как альтернативных на случай невозможности проведения ремонта, поскольку судебное решение, как акт правоприменения направлен на реализацию правовых норм, которые имеют государственно-властный характер, общеобязательны и гарантируются возможностью государственного принуждения. В связи с чем, вступившие в законную силу судебное решение являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России, а потому должно быть исполнимо. Удовлетворение вышеуказанного требования с учетом ранее удовлетворенного требования о проведении капитального ремонта лицея нарушит принцип исполнимости судебного решения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 8 Устава г. Новокузнецка в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Поскольку в соответствии со статьей 8 Устава г. Новокузнецка к вопросам местного значения городского округа относятся составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа, то отсутствие финансирования не освобождает ответчика от исполнения своих обязанностей по содержанию имущества в надлежащем виде, и обеспечению детей и работников безопасности.

Суд учитывает, что на Администрацию г. Новокузнецка, как на орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, организации школьного образования, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Несоответствие муниципальных образовательных организаций обязательным требованиям безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком данных публично-правовых обязанностей и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.

Возлагая на Администрацию города Новокузнецка обязанность по финансированию мероприятий капитального ремонта суд учитывает отсутствие достаточных средств у образовательного учреждения, поскольку по ранее утвержденной смете стоимость капитального ремонта определена в сумме 133 327, 71 тыс. руб. Указанное свидетельствует о том, что финансирование непосредственно самим лицеем будет недостаточным.

Суд считает несостоятельным довод представителя ответчика о том, что Администрация г. Новокузнецка является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Положением о Комитете образования и науки администрации г. Новокузнецка, утвержденным решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23 июня 2011 г. № 6/103, установлено, что финансовое обеспечение деятельности комитета осуществляется за счет бюджета Новокузнецкого городского округа в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (п. 1.5 Положения).

При этом в силу пункта 1.1 Положения о Комитете образования и науке администрации г. Новокузнецка, последний является отраслевым органом администрации г. Новокузнецка, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Поскольку здание учреждения эксплуатируется ответчиком МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова», то обязанность по финансированию мероприятий в целях соблюдения безопасности строительных конструкций и основания здания в деятельности Учреждения возложена на Администрацию города Новокузнецка как исполнительно-распорядительный орган.

Финансирование администрацией общеобразовательных учреждений в соответствии с муниципальным заданием не освобождает орган местного самоуправления от обязанности, предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Определяя срок для исполнения решения суда в части возложения на образовательное учреждение обязанности по выполнению капитального ремонта здания лицея, а на Администрацию г. Новокузнецка - обязанности по обеспечению образовательного учреждения денежными средствами для выполнения данных работ, суд учитывает характер допускаемого нарушения, объем мероприятий, подлежащих выполнению и необходимое для этого время, также срок для составления и утверждения сметы, время для проведения государственной экспертизы проектной документации в части определения сметной стоимости, по решению вопроса о включении расходов необходимых для проведения капитального ремонта лицея при формировании и утверждении местного бюджета. Таким образом, полагает установить срок до 31.12.2022г., который является разумным и достаточным для исполнения решения.

Возможность установления судом такого срока предусмотрена требованиями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Новокузнецка, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова», Администрации города Новокузнецка о понуждении к исполнению обязанности удовлетворить частично.

Обязать МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова» провести капитальный ремонт здания по <адрес>, создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивающие жизнь и здоровье детей, работников организации в здании по данному адресу путем устранения дефектов и повреждений здания, а именно:

По несущим стенам: демонтировать существующую кладку заложенных окон и выполнить бетонирование на всю толщину стены с устройством гидроизоляции в месте соприкосновения с грунтом; по фасаду здания в осях «3-2» в районе карнизного узла выполнить штукатурку по сетке высокомарочным раствором; по фасадам здания расшить и выполнить мероприятия по заделке трещин в наружной версте керамического кирпича толщиной раскрытия до 2мм методом инъецирования цементно - полимерным составом; выполнить штукатурку фасада, в местах разрушения кирпича выполнить штукатурку по сетке высокомарочным раствором;

2) по перекрытиям: зачистить поверхность арматуры металлическими щетками, обработать «Бетон-контактом», нанести специальную ремонтную бетонную смесь;

3) по кровли: заменить стропильную систему и покрытие;

4) по лестничным клеткам: зачистить поверхность арматуры металлическими щетками, обработать «Бетон-контактом», нанести специальную ремонтную бетонную смесь; зачистить поверхность металлических площадных балок и металлических косоуров лестниц подвала металлическими щетками, обезжирить, покрыть грунтовой ГФ-021 за 2 раза; выполнить работы по огнезащите (при необходимости); заменить ступени либо выполнить декоративное покрытие;

заменить отмостки;

заменить окна и двери,

заменить полы 2,3,4 этажей здания,

по инженерным коммуникациям: заменить инженерные системы.

Возложить на Администрацию города Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова» мероприятий по проведению капитального ремонта.

Установить МБНОУ «Лицей 84 им. В.А. Власова» и Администрации г. Новокузнецка срок для совершения указанных действий до 31.12.2022г.

В удовлетворении остальных требований истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Новокузнецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2021 г.

Председательствующий (подпись) Колчина Ю.В.

Копия верна

Судья Колчина Ю.В.