ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4947/2 от 20.07.2011 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

                                                                                    Петрозаводский городской суд Республики Карелия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Петрозаводский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4947/2/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» июля 2011 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Лаврешиной С.А  .

при секретаре Елизаровой Н.В.

с участием истца Пановой М.А.,  представителя ответчика ООО «Жилфонд-Служба» Петрашкевич Л.С., действующей по доверенности, представителя ответчика ООО «ЦентрСервис» Алексеева Ф.С., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пановой М.А. к ООО «Жилфонд-Служба», ООО «ЦентрСервис»   о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: . Данная квартира расположена на последнем этаже жилого дома истицы. С 2006 г. из-за ненадлежащего качества кровельного покрытия над данной квартирой истица испытывает неудобства, связанные протечкой кровли. В соответствии с действующим законодательством причины протечки кровли должны быть устранены в течение суток. В связи с протечками кровли истица неоднократно обращается с письменными заявлениями к исполнителю услуг по техническому обслуживанию мест общего пользования, в которых просила принять необходимые меры по устранению протечек. ООО «ЦентрСервис» неоднократно проводил обследование кровли, составлены акты, согласно которым требуется ремонт кровли, ремонт чердачного перекрытия, а также косметический ремонт поврежденных протечками мест в квартире истице. Однако до настоящего времени никаких мер не принято, каких-либо ремонтных работ не проводилось. При этом в отношении жилого помещения истицы исполнителем устанавливался срок устранения недостатков до 01.06.2007 г. В связи с оказанием услуг и выполнением работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества, управляющая компания обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения истицы. В результате протекания воды в квартиру, косметической отделке помещения нанесен существенный вред (испорчена побелка, появились трещины, произошел обвал части штукатурки потолка и др.). Указанные повреждения зафиксированы в актах обследования, составленных 11.01.07 г., 28.04.10 г., 29.03.11 г. с участием представителей мэрии, Жилищной инспекции, Жилищного контроля и представителей ООО «Жилфонд-Служба». В первом квартиле 2011 г. исполнителем – управляющей компанией ООО «жилфонд-Служба» составлена дефектная ведомость на текущий ремонт чердачного перекрытия в отношении квартиры истицы и локальная смета № на текущий ремонт чердачного перекрытия с включением некоторых работ по косметическому ремонту залитых помещений. Согласно составленной смете, производство работ и стоимость материалов составляет 134000 руб. В связи с неисполнением на протяжении длительного времени своих обязанностей по надлежащему содержанию общедомовых конструкций дома в части проведения необходимых работ по ремонту кровли истице причинены большие неудобства: приходится постоянно во время дождя подставлять тазы и другие емкости для собирания воды, в квартире постоянная сырость, влажные испарения. С учетом данного обстоятельства истице причинен моральный вред, оцениваемый ею в размере 10000 руб. Истица просит обязать ООО «Жилфонд-Служба» выполнить в срок до 01.08.11 г. ремонт кровли над ее квартирой; обязать данного ответчика выполнить работы по ремонту чердачного перекрытия над квартирой истцы согласно составленной локальной смете № в течение 14 дней с момента окончания ремонта кровли над квартирой истицы; обязать данного ответчика в отношении истицы произвести перерасчет оплаты за содержание (техобслуживание) за период срока исковой давности, с июля 2008 г. по день устранения недостатков, установленных решением суда по данному делу, согласно п. 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества; взыскать с данного ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В последствие исковые требования были изменены, в качестве соответчика к участию в деле привлечено ООО «ЦентрСервис». Истица просила суду определить надлежащего ответчика по делу.

В судебном заседании истица требования поддержала.

Представитель ответчика ООО «Жилфонд-Служба» в судебном заседании иск в части ремонта кровли, ремонта чердачного перекрытия, морального вреда не признала, пояснив общество является управляющей компанией в отношении данного дома, при этом исполнителем по техническому обслуживанию и ремонту дома не является. До говор подряда на выполнение данных услуг заключен с ООО «ЦентрСервис». В соответствии с условиями данного договора ремонт кровли, а также чердачные перекрытия должна выполнять подрядная организация. Иск в части перерасчета оплаты за содержание (техобслуживание) жилого помещения полагала обоснованным, оплачиваемые жильцами за содержание и ремонт жилого помещения денежные средства аккумулируются в ООО «Жилфонд-Служба», а затем распределяются подрядным организациям. Сомнений в отношении состояния жилого помещения истицы и необходимости проведения ремонтных работ не имеется, соответствующая локальная смета составлена специалистами ООО «Жилфонд-Служба».

Представитель ответчика ООО «ЦентрСервис» в судебном заседании требования не признал, пояснив, что обслуживание жилого дома истицы осуществляется обществом по договору подряда с 01.05.10 г. Такое состояние жилого помещения истицы возникло в результате ненадлежащего обслуживания дома на протяжении нескольких лет. ООО «ЦентрСервис» не может в полном объеме нести ответственность за сложившуюся ситуацию, такая ответственность должна быть возложена на все обслуживающие организации, которые имели отношение к данному дому и не надлежащим образом осуществляли свои обязанности.

Представитель Управления Роспотребнадзора по РК в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, в представленном сообщении ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования считает обоснованными.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно Постановлению Пленума Верхового Суда РФ от 29.09.94 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" на отношения, возникающие из договоров найма жилого помещения, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого фонда, по предоставлению и обеспечению нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для коммунальных услуг распространяется и законодательство о защите прав потребителей.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на получение услуг надлежащего качества. Согласно ст. 29 указанного Закона при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, соответствующего уменьшения ее цены, безвозмездного изготовления другой вещи (повторного выполнения работы), либо возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.

На основании п. 1 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителя» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) подлежит возмещению в полном объеме.

Судом установлено, что Панова М.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: . Квартира расположена на последнем этаже данного жилого дома.

С 2006 г. квартира истицы постоянно подвергнута залитию талыми водами в результате протечки кровли.

В связи с данными протечками квартира истицы неоднократно обследовалась представителями ООО «ЦентрСервис», проводилось обследование кровли, составлялись акты, согласно которым требуется ремонт кровли, ремонт чердачного перекрытия над квартирой истицы, а также косметический ремонт поврежденных протечками мест в квартире истицы.

При этом еще в 2007 г. письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр-Сервис» указывалось, что силами обслуживающей организацией текущий ремонт кровли над квартирой истицы планировался к проведению до ДД.ММ.ГГГГ

Однако до настоящего времени соответствующие работы не произведены.

В результате протекания воды в квартире истицы постоянно заливается потолок и обои в квартире, из-за чего в комнате образовались разводы, появились трещины, отвалилась штукатурка на потолке и во время дождей и таяния снега истица вынуждена подставлять емкости для сбора воды. При этом в квартире наблюдается постоянная сырость.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, актами обследования жилого помещения истицы обслуживающей компанией в 2007 г., 2010 г., 2011 г. с участием Государственной жилищной инспекции РК и МУ «Жилищный контроль», не оспариваются представителями ответчиков в судебном заседании.

С учетом вышеуказанных обстоятельств управляющей компанией ООО «Жилфонд-Служба» в первом квартале 2011 г. составлена дефектная ведомость на текущий ремонт чердачного перекрытия над квартирой истицы и локальная смета № № на текущий ремонт чердачного перекрытия с включением некоторых работ по косметическому ремонту залитых помещений, согласно которой производство работ и стоимость материалов составляет 134000 руб.

В соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г., в понятие техническое обслуживание здания входит комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его реконструкций, оборудования и технических устройств, включает работы по контролю за состоянием жилищного фонда, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.

Согласно приложению № 2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖК комплексу от 27.09. 2003 г. № 170 в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, входит обеспечение исправного состояния кровли в местах протечек, устранение протечек в отдельных местах кровли.

Судом установлено, что в настоящее время в соответствии с договором на управление многоквартирным домом техническое обслуживание жилого дома, где проживает истица, с апреля 2005 г. осуществляет ООО «Жилфонд-Служба».

Управляющая организация, осуществляющая содержание и ремонт общедомового оборудования, обязана оказывать жилищные услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем техническое обслуживание дома истца в соответствии с договором на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов с 01.05.2010 г. осуществляет ООО «ЦентрСервис» на основании договора, заключенного с ООО «Жилфонд-Служба».

В соответствии с договором от 01.05.2010 г. № Ц-3 п.2.2.6., п. 2.2.8 ООО «ЦентрСервис» осуществляет содержание и ремонт строительных конструкций зданий (фундаментов, стен, цоколей, фасадов, перекрытий, полов, перегородок, крыш, окон и дверей, лестниц, водоотводящих устройств и др.), своевременно выявляет и устраняет неисправности инженерного оборудования МКД и дефекты его конструктивных элементов.

Согласно п.2.2.14 договора на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома исполнитель по договору подряда проводит работы по поддержанию надлежащего технического и санитарного состояния чердаков, крыш, подвалов, служебных и технических помещений.

При этом ответственность за качество выполненных работ по техническому обслуживанию дома и исполнение обязательств по настоящему договору несет обслуживающая организация.

Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе крыши, плиты перекрытий.

В соответствии с п. 10 указанные Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества.

Истица своевременно и в полном объеме вносит плату за техническое обслуживание и коммунальные услуги, тем самым рассчитывая на получение выполнения техобслуживания надлежащим образом и коммунальные услуги надлежащего качества.

Вместе с тем со стороны организации, осуществляющей техническое обслуживание дома, техобслуживание имущества истицы надлежащим образом не предоставляется длительное время, чем нанесен значительный ущерб имуществу истицы.

Таким образом обслуживающей организацией нарушены права потребителя (истицы) в части исполнения своих обязательств по надлежащему содержанию и ремонту общедомового оборудования (кровли).

Представителями управляющей и обслуживающей компаний не оспаривается необходимость проведения в настоящее время надлежащего ремонта кровли и чердачного перекрытия над квартирой истицы.

В соответствии со ст. 29 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что со стороны ООО «ЦентрСервис» усматривается нарушение требований ФЗ «О защите прав потребителей», а именно некачественное предоставление услуг по содержанию кровельного покрытия над квартирой истца с момента принятия обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома, в результате которых истице причинен вред его имуществу.

Необходимость проведения капитального ремонта кровельного покрытия дома истца и отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников жилых помещений дома в отношении соответствующего обстоятельства сами по себе не могут являться основаниями для освобождения обслуживающей организации от исполнения обязательств по проведению текущего, поддерживающего или аварийного ремонта и от ответственности за причинение вреда в виду ненадлежащего исполнения обязательств по договору на содержание и текущий ремонт общего имущества.

На основании п. 1 ст. 14 Закона РФ «О Защите прав потребителя» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Договор на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома истца с обслуживающей организацией ООО «ЦентрСервис» заключен с ДД.ММ.ГГГГ, при этом представителями ответчиков не оспаривается факт залития квартиры истца в настоящее время талыми водами. С учетом данного обстоятельства суд считает необходимым возложить на данного ответчика обязанность по проведению ремонта кровли жилого дома истца над квартирой Пановой М.А.

Зафиксированные истцом факты залития водой его квартиры относятся, в том числе к периоду времени с 2010 г. по 2011 г. В указанное время обслуживание жилого дома истца осуществлялось ООО «ЦентрСервис», куда истица обращалась с требованиями устранить протечки кровли.

Истцом заявлены требования о выполнении работ по ремонту чердачного перекрытия над квартирой истицы в соответствии с локальной сметой, составленной ООО «Жилфонд-Служба».

Данная смета представителями ответчиков не оспорена, доказательства, свидетельствующие об иной стоимости ремонтных работ и объеме необходимых к выполнению работ, со стороны ответчика ООО «ЦентрСервис» не представлено.

При таких обстоятельства суд считает необходимым возложить на обслуживающую организацию обязанность по выполнению работ по ремонту чердачного перекрытия над квартирой истицы в соответствии с представлено локальной сметой.

При этом срок проведения работ суд считает необходимым определить до 01.11.11 г., учитывая обстоятельства дела, мнение участников процесса и возможность осуществления ремонтных работ, в том числе в осенний период времени до образования снежной наледи в чердачном помещении дома истицы над квартирой последней.

Кроме того, учитывая, что права истицы нарушены по содержанию и ремонту общедомовой оборудования (кровли), управляющей компанией длительное время не принимались конкретные меры к урегулированию сложившейся ситуации, тогда как со стороны истца обязанности по оплате технического обслуживания дома исполнялись надлежащим образом, задолженность за жилищно-коммунальные услуги на 01.06.2011 г. у истицы отсутствует, что подтверждается соответствующей справкой ООО «КРЦ» от 16.06.2011 г., требование истца о проведении перерасчета оплаты за содержание и ремонт (техобслуживание) за период с июля 2008 г. основано на законе и является обоснованным.

В силу ст. 156 ЖК РФ п. 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354) в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

Право потребителя на возмещение в полом объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда предусмотрено также п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.200 г. № 397.

В связи с длительным периодом нарушения прав истицы на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда.

Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю, закреплено ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Размер этой компенсации определяется судом при наличии вины со стороны причинителя вреда (ответчика), не зависит от размера возмещения имущественного вреда, стоимости товара или суммы подлежащей взысканию неустойки и должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий (ст.ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ).

С учетом обстоятельств дела, характером причиненных истице нравственных страданий, длительным периодом причинения морального вреда, объемом нарушенного права суд считает необходимым в счет компенсации морального вреда взыскать с обслуживающей организации в пользу истицы 5000 руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истец при подаче иска в суд в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, размер которой в силу ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию с ООО «ЦентрСервис» по удовлетворенным исковым требованиям материального характера в размере 400 руб. (200 руб. – требования о выполнении ремонтных работ, 200 руб. – возмещение морального вреда), с ООО «Жилфонд-Служба» по требованиям проведения перерасчета оплаты жилого помещения - 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пановой М.А. к ООО «Жилфонд-Служба», ООО «Центр-Сервис» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Обязать ООО «ЦентрСервис» выполнить в срок до 01.11.2011 г. ремонт кровли над квартирой Пановой М.А. по адресу: .

Обязать ООО «ЦентрСервис» выполнить работы по ремонту чердачного перекрытия , согласно составленной локальной смете № ЛС № в течение 14 (четырнадцать) дней с момента окончания ремонта кровли над квартирой Пановой М.А. (№ вышеуказанного дома).

Обязать ООО "Жилфонд-Служба" в отношении Пановой М.А. произвести перерасчет оплаты за содержание (техобслуживание) за период с июля 2008 г. по день проведения ремонта кровли и чердачного перекрытия над квартирой №,  в , согласно п. 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном домен ненадлежащего качества (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).

Взыскать с ООО «ЦентрСервис» в пользу Пановой М.А. в счет возмещения компенсации морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб.

Взыскать с ООО «ЦентрСервис» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.

Взыскать с ООО «Жилфонд-Служба» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья: С.А.Лаврешина

  Решение в окончательной форме изготовлено: 25.07.11 г.