ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-49/20 от 27.02.2020 Лысковского районного суда (Нижегородская область)

№ 2-49/2020

УИД:52RS0039-01-2019-000917-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Лысково 27 февраля 2020 года

Лысковский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Пескова В.В.,

при секретаре судебного заседания Колумбаевой С.В.,

с участием представителя истца, ст. помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Бахтина Н.А.,

представителя ответчика, МУП «БОС» Соболева Л.В. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации МО «город Лысково» Нижегородской области Гришагина А.С. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Кореловой Л.Р. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, НФ ФГБНУ «ВНИРО» Моисеева А.В. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Биологические очистные сооружения» о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Лысковский районный суд Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Биологические очистные сооружения» о возмещении ущерба, указав в обоснование заявленных исковых требований, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2019 году проведена проверка по факту сверхнормативного сброса МУП «Биологические очистные сооружения» со сточными водами загрязняющих веществ в реку Сундовик в Лысковском районе Нижегородской области, в ходе которой установлено, что сточные воды от населения, организаций и предприятий города Лысково отводятся на биологические очистные сооружения канализации, находящиеся в эксплуатации МУП «Биологические очистные сооружения» и сбрасываются в водный объект - реку Сундовик.

ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование акватории реки Сундовик Лысковского района Нижегородской области, которым установлено, что в акватории реки Сундовик на расстоянии около 2 500 м. выше по течению от села Исады Лысковского района и на расстоянии около 2 000 м. от выпуска сточных вод с биологических очистных сооружений города Лысково, эксплуатируемых МУП «Биологические очистные сооружения», вдоль берегов реки выявлена массовая гибель рыбы. Вода по цветности мутная, присутствуют сторонние запахи. В ходе проверки установлено, что ниже водовыпуска с биологических очистных сооружений города Лысково, закрепленных за МУП «Биологические очистные сооружения» на праве хозяйственного ведения, в соответствии с актом планового (рейдового) осмотра, обследования подведомственной территории Лысковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ другие источники загрязнения отсутствуют.

Истец утверждает, что в результате массового замора рыбы, водным биоресурсам нанесен ущерб в размере 1 026 093 рубля 68 копеек. Замор произошел вследствие сброса сточных вод с очистных сооружений МУП «Биологические очистные сооружения» со значительным превышением содержания загрязняющих веществ.

Ссылаясь на ст. ст. 76, 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом уточнения исковых требований просит суд взыскать с МУП «Биологические очистные сооружения» ущерб, нанесенный водным биологическим ресурсам в результате сброса с очистных сооружений, загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект реку Сундовик в Лысковском районе Нижегородской области, в размере 1 026 093 рубля 68 копеек.

В судебном заседании представитель истца, ст. помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Бахтин Н.А., заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Биологические очистные сооружения» Соболев Л.В. в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации МО «город Лысково» Нижегородской области Гришагин А.С. в судебном заседании посчитал исковые требования неподлежащими удовлетворению.

Представитель министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Корелов Л.Р., в судебном заседании пояснила, что считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, НФ ФГБНУ «ВНИРО» Моисеев А.В. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснил, что согласно заключению «НижегородНИРО» от ДД.ММ.ГГГГ сделан прямой вывод, что исходя из представленных в адрес филиала материалов, гибель рыбы вызвана отравлением токсическими веществами в летальных для водных биоресурсов концентрациях (аммоний ион, фенолы, железо) и недостатком растворенного кислорода, что явилось следствием комплексного загрязнения участка реки Сундовик в результате сброса сточных вод по выпуску МУП «Биологические очистные сооружения».

Выслушав явившихся представителей сторон, третьих лиц, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования прокурора, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Закону об охране окружающей среды).

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктами 1, 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, законодательством в области охраны окружающей среды.

При использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов (ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сточных водах и (или) дренажных водах при сбросе в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Частью 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с положениями ст. ст. 68, 69 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 15, 1064 ГК РФ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу ч. 1 ст. 53 Федерального закона Российской Федерации от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

В силу ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации исчисление размера вреда, причиненного водному объекту, производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что канализационные сети и очистные сооружения в городе Лысково Нижегородской области являются собственностью Лысковского муниципального района Нижегородской области, в 2013 году переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Биологические очистные сооружения» в целях обеспечения водоотведения потребителей (л.д. 7-13).

Решением Министерства экологии природных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.003-Р-РСБХ-С-2019-03347/00 МУП «Биологические очистные сооружения» было предоставлено право использования объекта реки Валава для сброса сточных вод в городе Лысково Нижегородской области. Согласно п. 13 данного разрешения вода в реке Валава в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать определенным требованиям, указанным в данном разрешении. Согласно п. 1 разрешения при использовании вышеуказанного объекта не допускается нарушение прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде. Не допускается ухудшение качества воды в водном объекте (п. 14); не допускается осуществление действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (п.17); не допускается сброс сточных вод с превышением показателей ПДК загрязняющих веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения, принятых решением о предоставлении водного объекта в пользование (п. 29).

Таким образом, МУП «Биологические очистные сооружения» несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в реку Сундовик Лысковского района Нижегородской области, которое должно соответствовать установленным нормативам.

Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту сверхнормативного сброса МУП «Биологические очистные сооружения» со сточными водами загрязняющих веществ в реку Сундовик в Лысковском районе Нижегородской области.

В ходе проверки, установлено, что сточные воды от населения, организаций и предприятий города Лысково отводятся на биологические очистные сооружения канализации, находящиеся в эксплуатации МУП «Биологические очистные сооружения», и сбрасываются в водный объект - реку Сундовик, в которую впадает река Валава, являющаяся правым притоком реки Сундовик.

ДД.ММ.ГГГГ при обследовании акватории реки Сундовик Лысковского района Нижегородской области, установлено, что в акватории реки Сундовик на расстоянии около 2 500 м. выше по течению от села Исады Лысковского района и на расстоянии около 2 000 м. от выпуска сточных вод с биологических очистных сооружений города Лысково, эксплуатируемых МУП «Биологические очистные сооружения», вдоль берегов реки, выявлена массовая гибель рыбы в количестве: плотва - 5 350 штук; щука - 7 штук; карась - 13 штук; окунь - 1 штука. Вода по цветности мутная, присутствуют сторонние запахи.

Иные источники загрязнения ниже водовыпуска с биологических очистных сооружений города Лысково, закрепленных за МУП «Биологические очистные сооружения» на праве хозяйственного ведения, отсутствуют.

Согласно протоколу исследования природной воды испытательной аналитической лабораторией ООО «ЗИВЕРТ-Н» от ДД.ММ.ГГГГ отмечаются критические для водных биоресурсов значения гидрохимических показателей, таких как растворенный кислород, БПК5, фенол, аммоний ион, железо, СПАВ, жиры, фосфаты со следующими гидрохимическими показателями, превышающими предельно допустимые концентрации для рыбохозяйственного водоема, утвержденные приказом Федерального Агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Минсельхоза Росси от 1ДД.ММ.ГГГГ5 года : БПК5 - превышение норматива в 48,6 раза, растворенный кислород в 10 раз ниже норматива, сульфит ион 1,4 ПДК, нитраты 1,3 ПДК, железо 34 ПДК нефтепродукты 2,6 ПДК, фенол 1460 ПДК, СПАВ 15,7 ПДК. Также по данным исследований в воде отмечено содержание азота аммонийного как более 8 ПДК, так и более 35 ПДК.

Результаты исследований воды свидетельствуют, что ниже выпуска сточных вод МУП «Биологические очистные сооружения» уровень загрязнения реки Сундовик существенно возрастает (л.д. 14-16).

В соответствии с заключениями Нижегородского филиала ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» от ДД.ММ.ГГГГ9 года , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ гибель рыбы, зафиксированная ДД.ММ.ГГГГ на реке Сундовик ниже выпуска сточных вод с биологических очистных сооружений г. Лысково, является массовой, причиной гибели рыбы является сброс загрязненных сточных вод с очистных сооружений г. Лысково МУП «Биологические очистные сооружения» в реку Сундовик, в том числе - токсичными веществами в летальных для водных биоресурсов концентрациях (л.д. 17-33, 34-37, 53-63).

Постановлением начальника Юго-Восточного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Биологические очистные сооружения» (с учетом апелляционного решения Лысковского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ - нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей (л.д. 120-124).

Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в старом русле реки Сундовик, в которое впадает река Валава, являющаяся правым притоком реки Сундовик, вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод с МУП «Биологические очистные сооружения» города Лысково наблюдается ухудшение качества природной воды в вышеуказанном водоеме ниже сброса и выше сброса стоков. Сброс загрязняющих веществ в месте водовыпуска с очистных сооружений в водоем осуществляется с превышением нормативов, утвержденных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 19 апреля 2019 года № 52-08.01.04.008-Р РСБХ-с-2019-03347/00: взвешенные вещества - в 9,49 раз; БПК - в 34 раза; аммоний-ион - в 8 раз; фосфат-ион - в 147 раз; нитрат-ион - в 1,27 раза; нефтепродукты - в 2,6 раза; СПАВы анионактивные - в 7,85 раза. Концентрация в месте водовыпуска жиров составляет 14,7 мг/дм, сброс которых в водоемы запрещен, тем самым,МУП «Биологические очистные сооружения» нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

Постановлением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Биологические очистные сооружения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Основанием вынесения указанного постановления послужили действия МУП «Биологические очистные сооружения», которыми водным биологическим ресурсам нанесен ущерб, размер которого, рассчитан в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25 ноября 2011 года № 1166, общая сумма ущерба водным биоресурсам реки Сундовик, составил 1 026 093 рубля 68 копеек.

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Доказательств того, что вышеприведенные постановления на дату рассмотрения настоящего дела судом отменены, ответчиком не представлено, доказательств того, что массовая гибель рыбы произошла вследствие непреодолимой силы, действий третьих лиц также не представлено и не установлено.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании с МУП «Биологические очистные сооружения» вреда, причиненного водному объекту, в размере 1 026 093 рубля 68 копеек, как виновника.

Доводы, представителя ответчика, об отсутствии причинно-следственной связи между вменяемым ущербом и возможностью массовой гибели водных биологических ресурсов, опровергаются вышеприведенными доказательствами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абз. 2 п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии с Приказом Росрыболовства от 12 ноября 2012 года № 895 «Об осуществлении территориальными управлениями Росрыболовства полномочий главных администраторов доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» полномочия главного администратора зачисления сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в бюджеты муниципальных районов и городских округов в Нижегородской области осуществляет Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

Согласно пп. «д» п. 3.2 Порядка осуществления территориальными управлениями Росрыболовства полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утвержденного Приказом Росрыболовства от 12 ноября 2012 года № 895, в целях исполнения полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов территориальные управления Росрыболовства определяют порядок действий при принудительном взыскании с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе определение перечня необходимой для заполнения платежного документа информации, которую необходимо довести до суда (мирового судьи) и (или) судебного пристава-исполнителя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Минфина России).

Учитывая вышеприведенные нормы права, сумма ущерба подлежит зачислению в бюджет Лысковского муниципального района Нижегородской области по месту причинения ущерба, а информация, необходимая для заполнения исполнительного листа в части реквизитов счета, на который подлежит зачислению сумма, подлежит определению Московско-Окским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству как главным администратором доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к МУП «Биологические очистные сооружения» о возмещении ущерба, удовлетворить.

Взыскать с МУП «Биологические очистные сооружения» (ИНН 5222005009, ОГРН 1095222000235) в бюджет Лысковского муниципального района Нижегородской области в счет возмещения ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам Российской Федерации 1 026 093 рубля 68 копеек.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.

Судья: В.В. Песков