Дело № 2-522/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Баташевой М.В.
при секретаре Орнацкой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закусилова АА, действующего в интересах группы лиц, Плешкова ВМ, Пащенко АВ к Администрации г. Ростов-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону, ООО «ГК «Чистый город» о возложении обязанности по приведению использования территорий под полигоном твердых отходов и площадки временного накопления в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, признании действий незаконными, возложении обязанности по исполнению требований Воздушного кодекса Российской Федерации, признании не соответствующей действующем законодательству эксплуатацию площадки временного накопления твердых отходов потребления, возложении обязанности по рекультивации земель, занятых твердыми отходами потребления и производства, возложении обязанности по расторжению договора по незаконному использованию площадки временного накопления
УСТАНОВИЛ:
Закусилов А.А., действуя в своих интересах и интересах группы лиц, обратился в суд с настоящим иском, в обосновании которого указал о том, что согласно карте (схеме) границ полос воздушных подходов и зоны ограничения строительства по высоте аэродрома «Ростов-на-Дону(Центральный)» указанная группа лиц является жителями или проживают на территории г. Ростов-на-Дону, на приаэродромной территории аэродрома «Центральный», и находятся в потенциальной опасности от действий (бездействия) ответчиков.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье относится к нематериальным благам и защищаются ГК РФ.
Данные права носят абсолютный характер и дают возможность для:
•Выставления требований о воздержании от нарушения его прав в отношении неопределенного круга лиц;
•Применения мер защиты в установленном законом порядке в случае нарушения его прав.
Самолет Airbus А321 авиакомпании "Уральские авиалинии" утром 15 августа 2019 года был вынужден совершить экстренную посадку на кукурузном поле рядом с аэропортом в Жуковском на юго-востоке Москвы. Сразу после взлета в двигатели самолета попала стая птиц.
04.02.2019г на сайте 161.RU опубликована статья «Временная свалка на западном угрожает безопасности авиации» ссылку прилагается: 61. ru/text/gorod/65915251/ в которой приведен видеоролик «Городская свалка г. Ростов на Дону 2.02.2019. Массовое скопление птиц, рядом с военным аэродромом» с канала экология в Ростове-на-Дону YouTube <адрес><адрес>на котором тучи птиц реют над полигоном, расположенном в 4 километрах от аэродрома «Центральный».
В соответствии с п.1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в находится аэродром государственной авиации, и осуществляться воздушным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (далее Федеральных правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №138 от 11 марта 2010 года, запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Администрация города Ростов-на-Дону способствует негласному продолжению эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в северо-западной промзоне, эксплуатация которого прекращена в 2014 году, а мусор по факту везут.
Мусорный полигон - полигон твердых отходов производства и потребления ( расположенный на участке №) находится в собственности Администрации города Ростов-на-Дону.
26.12.2018г. ООО «ГК «Чистый город» ввело в эксплуатацию площадку временного накопления отходов (далее ПВН), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5, площадью 4,9 Га в нарушение п.п. 1,4 ст. 13.4 Закона об отходах, п.п. 4,21,22 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ 31.08.2018г. №1039, ПВН, как место накопления отходов, администрацией г. Ростов Дону не согласовала в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по заявлению предприятия не включена.
В нарушение ч.3 ст. 4 35-ФЗ от 01.07.2017г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» размещение (устройство) ПВН войсковой частью военного аэродрома не согласовано. (Ответ заместителя межрайонного природоохранного прокурора В.В. Нечепуренко от 07.03.2019г. №344-18/738 Председателю СНТ «Изумруд»).
ПВН, который находится на территории Мясниковского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (далее МЭОК), куда свозят отходы, находится в приаэродромной зоне — рядом с аэродромами Ростов-Северный и Центральный, эксплуатируемые Министерством обороны РФ и ПАО «Роствертол», а следовательно, ответчики нарушают требования НПА РФ в сфере использования приаэродромной территории, создают опасность для полетов летательных средств и угрозу жизни и здоровью.
Истцу неизвестно, как поведет себя летательный аппарат при столкновении с птицей группой птиц, но он проживает в приаэродромной зоне и противоправная деятельность ответчиков нарушает личные не имущественные права - право на телесную неприкосновенность, охрану жизни и здоровья;
ПАО «Роствертол» и ФКУ в\ч 41497 представили информацию о невозможности строительства МЭОК в границах полосы воздушного подхода и приаэродромных территорий. Размещение ПВН не согласовано. (Ответ Администрации г. Ростов-на-Дону от 16.01.2С №59-ОГ-3/73 Н.Л. Железняк копию прилагается, Заключение в\ч 41497 от 12.09.2(1 №123/1098
Установленный федеральным воздушным законодательством императивный запрет на размещение в приаэродромной территории на расстояниях ближе, чем указано в пункт Федеральных правил, объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, к которым относятся и объекты размещения отходов (свалки, полигоны и т.п.), соответствует вышеуказанному принципу и приоритету защиты общегуманистических ценностей.
Следует отметить, что по смыслу закона сам факт нахождения объекта размещения отходов, привлекающего птиц, на расстоянии менее 15 км от контрольной точки аэродрома является самостоятельным и достаточным основанием для запрета эксплуатации такого объекта и его ликвидацию а также не допущение строительства объекта для временного размещения бытовых отходов.
01.10.2019г на сайте 161.RU опубликована статья «Активисты из Левенцовки обратились в суд, чтобы из их района убрали мусорный полигон» ссь| https://161.ru/text/gorod/66255361/
Ответчики своими действиями и бездействием создают условия для возникновения чрезвычайной ситуации, которая может привести к аварии с человеческими жертвами. Истцы обоснованно опасаются за свою жизнь и здоровье.
Право на телесную неприкосновенность, охрану жизни и здоровья — фундаментальное личное неимущественное право человека, направленное на обеспечение личной неприкосновенности.
Личные неимущественные права, регулируемые нормами гражданского права, существуют независимо от их нарушения. При нарушении этих прав между управомоченным лицом и правонарушителем возникают относительные правоотношения охранительного характера. Порождающим их юридическим фактом является правонарушение.
Согласно статьям 2 и 20 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья и жилища. Признание, соблюдение и защита этого права - обязанность государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права;
восстановления положения, существующего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 150, 1069 Гражданского кодекса РФ, статьями 131-132, 151, 244.20- 244.28 ГПК РФ, просят суд:
Обязать Администрацию города Ростов-на-Дону привести в соответствие с требованиями использования территории под полигоном твердых отходов производства и потребления ТОПП) расположенный на участке № и площадки временного накопления в соответствии с требованиями воздушного кодекса, признать не соответствующим действующему законодательству эксплуатации площадки временного накопления твердых отходов потребления и производства в северо-западной промзоне г. Ростов-на-Дону расположенную на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5 площадью 4,9 Га;
Обязать ООО «ГК «Чистый город» исполнить требования воздушного кодекса, признать не соответствующим действующему законодательству - эксплуатацию площадки временного накопления твердых отходов потребления и производства в северо-западной промзоне г. Ростов-на-Дону расположенную на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5 площадью 4,9 Га - принять меры по рекультивации земель занятых твердыми отходами потребления и производства.
Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростов-на-Дону обязать расторгнуть договор по не законному использованию площадки временного накопления на участке с кадастровым номером № площадью 4,9 Га;
Ранее Плешков В.М. также обратился в суд с иском, ссылаясь на аналогичные основания, просил суд, с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, просил суд:
Обязать Администрацию города Ростов-на-Дону привести в соответствие с тря использования территории под полигоном твердых отходов производства и потребления ж временного накопления в соответствии с требованиями воздушного кодекса, соответствующим действующему законодательству эксплуатации площадки временного твердых отходов потребления и производства в северо-западной промзоне г. Росл расположенную на земельном участке с кадастровым номером № площадью 4
Обязать ООО «Чистый мир» прекратить эксплуатацию площадки временного накопления отходов потребления и производства в северо-западной промзоне г. Ростов-на-Дону расположено на земельном участке с кадастровым номером № площадью 4,9 Га;
Обязать ООО «ГК «Чистый город» исполнить требования воздушного кодекса, признать не соответствующим действующему законодательству - эксплуатацию площадки в накопления твердых отходов потребления и производства в северо-западной промзоне г. Дону расположенную на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5, площадью 4,9 Га - принять меры по рекультивации земель занятых твердыми отходами потребления и пpoизводства.
Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростов-на-Дону обязать расторгнуть договор по незаконному использованию площадки временного накопления на участке с номером № площадью 4,9 Га;
Истец Пащенко А.В. также обратился в суд с иском по аналогичным основаниям, просил суд:
Обязать Администрацию города Ростов-на-Дону привести в соответствие с требованиями использования территории под полигоном твердых отходов производства и потребления ТОПП) расположенный на участке № и площадки временного накопления в соответствии с требованиями воздушного кодекса, признать не соответствующим действующему законодательству эксплуатации площадки временного накопления твердых отходов потребления и производства в северо-западной промзоне Ростов-на-Дону расположенную на земельном участке с кадастровым № площадью 4,9 Га;
Обязать ООО «ГК «Чистый город» исполнить требования воздушного кодекса, признать не соответствующим действующему законодательству - эксплуатацию площадки временного накопления твердых отходов потребления и производства в северо-западной промзоне Ростов-на-Дону расположенную на земельном участке с кадастровым ном № площадью 4,9 Га - принять меры по рекультивации земель занятых твердыми отходами потребления и производства.
Департаменту имущественно-земельных отношений г.Ростов-на-Дону обязать расторгнуть договор по не законному использованию площадки времен накопления на участке с кадастровым номером № площадью 4,9 Га;
Указанные гражданские дела были объединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства все истцы в рамках объединенного гражданского дела исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнили, в окончательнй редакции просили суд:
Обязать Администрацию города Ростова-на-Дону привести в соответствии с требованиями использования территорий под полигоном твердых отходов на участке № - 15,7 га и площадки временного накопления, расположенной на земельном участке с №, площадью 4,9 га, в соответствии с требованиями воздушного кодекса признать не соответствующим действующему законодательству. Обязать провести рекультивацию данных земельных участков.
Обязать ООО «ГК «Чистый город»» исполнить требования воздушного кодекса, признать не соответствующей действующему законодательству эксплуатацию площадки временного накопления твердых отходов потребления и производством северо-западной промзоне г. Ростова-на-Дону, расположенной на земельном участке с № площадью 4,9 га - принять меры о рекультивации земель, занятых твердыми отходами потребления и производства.
Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону обязать расторгнуть договор по незаконному использованию площадки временного накопления, расположенного на земельном участке с № площадью 4,9 га.
СНТ «Изумруд» в ходе производства по делу было порядке ст.40 ГПК РФ привлечено к участию в деле в качестве соистца. Указанные требования, в их окончательной редакции, также поддержали.
Истцы Закусилов А.А., действуя в своих интересах и группы лиц, Пащенко А.В., представители СНТ «Изумруд» Жарких С.А. и Сизякин И.В., представители истцов Сагайда П.В., допущенный к участию в деле в порядке ст.53 ГПК РФ, адвокат Калугина Н.А., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в иске, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав при этом об отсутствии требований к ОО «Чистый мир», просили об исключении из числа ответчиков.
Истец Плешков В.М. в судебном заседании не присутствует, извещен, об отложении судебного заседания не просил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Истцы из числа группы лиц Тюкавкин С.В., Саприкин А.В., Клевакова Е.В., Саприкина И.Н., Свирепо А.Н., Леонова Ю.Н., Миронов К.В., Чугунов Е.А. в судебном заседании исковые требования также поддержали.
Истцы из числа группы лиц Лесник В.В., Лилеев В.В., Свиренко А.Н., Красовский А.В., Мирошников В.С., Зеленина Е.Н., Резван С.С., Семеников Е.М., Саглаев Д.А., Деркач Н.Л., Деркач Е.Г., Сизова Г.Ф. Сизов В.И., Клеваков А.Е., Клеваков Д.Е., Холманова Т.Н., Ваньков А.И., Ванькова Н.А., Леонов И.Ю., Григорьева Т.М., Фисун А.Ю., Хворост Е.В., Гридина Е.В., Сашенков Е.В. в судебное заседание не явились, извещались судом по адресам, указанным в иске, о причинах неявки не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания суду не представили. Дело рассмотрено в их отсутствии в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Администрации г.Ростова-на-Дону Янин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, просил оставить без удовлетворения, поддержал доводы письменных возражений.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Голубова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, просила в иске отказать, поддержала доводы письменных возражений.
Представители ответчика ООО «ГК «Чистый горд» Онжюль Д.А., Григорьева В.А., действующие на основании доверенности, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, просила в удовлетворении иска отказать, поддержала доводы письменных возражений, указали о том, что истцами выбран неверный способ защиты права.
Представитель ООО «Чистый Мир» в судебном заседании не присутствует, извещены, своего представителя не направили, извещены, об отложении судебного заседания не просили, дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель 3-го лица Министерства обороны Российской Федерации Подшибякин П.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, полагал их подлежащими удовлетворению, сослался на доводы, изложении в письменном отзыве на иск.
Представитель 3-го лица в\ч 41497 Ларионов И.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы иска поддержал, высказался аналогично позиции представителя Министерства обороны Российской Федерации, указав о том, что оба земельных участка находятся в приаэродромной зоне, что запрещено положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, скопление птиц создает угрозу деятельности аэродрома «Центральный», имели место случаи попадания двигатели летательных аппаратов птиц. Поддержал доводы письменного отзыва на иск.
Представитель 3-го лица Прокуратуры Ростовской области Долгалева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что вопрос деятельности аэродромов не относится к компетенции прокуратуры Ростовской области, а в части соблюдения прав граждан в настоящее время Советской районной прокуратурой г.Ростова-на-Дону в настоящее время проводится проверка, результаты которой неизвестны, однако по результата таковой, в случае необходимости, будут приняты меры прокурорского реагирования.
Третьи лица ФГБУ ФКП Росреестра по РО, ПАО «Роствертол», Межрайонная природоохранная прокуратура, ДАиГ г.Ростова-на-Дону, ДКСиПР г. Ростова-на-Дону, Департамент ЖКХ и энергетики в судебное заседание своих представителей не направили, извещены, дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону №706 от 17.07.2018г. принято решение о проведении акуциона на право заключения договора аренды земельного участка для строительства мусороперерабатывающего комплекса.
Предмет аукциона- право заключения договора аренды сроком на 5 лет земельного участка с категорией земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения. информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 15 7200 кв.м., №, имеющего адресный ориентир <адрес> для строительства мусороперерабатывающего комплекса.
Установлен срок предоставления – 5 лет, разрешенное использование земельного участка – мусороперерабатывающий комплекс.
В результате проведенного аукциона 03.09.2018г. между Департаментом имущественно-земельных отношений и ООО «Группа компаний «Чистый город» был заключен договор аренды земельного участка, №, имеющего адресный ориентир <адрес> для строительства мусороперерабатывающего комплекса, сроком на 5 лет с момента передачи участка, земельный участок обременен ограничениями - учетные номера 2,3 площадью по 144 кв.м. – охранная зона объектов электросетевого хозяйства.
На указанном земельном участке предполагалось строительство мусороперерабатывающего комплекса.
В Арбитражном суде Ростовской области имеется спор между сторонами по договору аренды № от 03.09.2018г. относительно его расторжения ввиду отсутствия разрешения на строительство такого мусороперерабатывающего комплекса в связи с отсутствием необходимых согласований со стороны Министерства обороны, в\ч 41497, который по существу не разрешен до настоящего времени.
Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону №93 от 08.02.2016г. было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для полигонов твердых бытовых отходов производства и потребления.
Предмет аукциона – право заключения договора аренды сроком на 5 лет земельного участка, площадью 49002 кв.м., № имеющего адресный ориентир: <адрес>, для размещения полигонов твердых отходов производства и потреблении, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения. информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Срок предоставления - 5 лет, разрешенное использование земельного участка – полигоны твердых отходов производства и потребления.
В результате проведенного аукциона 08.04.2016г. между Департаментом имущественно-земельных отношений и АО «Чистый город» был заключен договор аренды земельного участка, № имеющего адресный ориентир: <адрес> для использования в целях размещения полигонов твердых бытовых отходов производства и потребления, сроком на 5 лет с момента передачи участка.
26.07.2018г. между АО «Чистый город» и ООО «Группа компаний «Чистый город» был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды №36584 от 08.04.2016г. в отношении земельного участка № имеющего адресный ориентир: <адрес> для использования в целях размещения полигонов твердых бытовых отходов производства и потребления, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 49002 кв.м..
01.02.2019г. между ООО «Группа компаний «Чистый город» и ООО «Чистый мир» заключен договор на оказание услуг по содержанию и эксплуатацию площадки временного накопления твердых бытовых отходов.
По настоящему договору Исполнитель осуществляет услуги заказчику по эксплуатации площадки временного накопления отходов (ПВН) для использования в целях складирования отходов на срок, не превышающий 11 месяцев, обеспечивает эксплуатацию ПВН, расположенную по адресу <адрес>, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими, экологическими и техническими требованиями действующего законодательства, обеспечивает эксплуатацию своими силами и за свой счет.
Эксплуатация ПВН включает в себя материально-техническое оснащение ПВН специализированными самоходными транспортными средствами и иными транспортными средствами, принятие мер по недопущению возгорания отходов, обеспечение надлежащего складирования отходов, доставляемых на ПВН, обеспечение удаления отходов, накапливаемых на ПВН до истечения 11 месяцев для их последующего обращения (утилизации и\или обезвреживания, и\или захоронения, и\или обработки) т обеспечение надлежащего технического состояния всех конструктивных элементов ПВН..
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2019г.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что аэродром Ростов-на-Дону (Центральный) с географическими координатами контрольной точки аэродрома: в системе координат №., в системе координат №, является аэродромом государственной авиации 1 класса, передан в соответствии с :распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 г. №1034-р в ведение Министерства обороны Российской Федерации, и зарегистрирован в государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации за 86.
На аэродроме Ростов-на-Дону (Центральный) базируются войсковые части: войсковая часть 41497 - ВКС, войсковая часть 90150 - ЮВО, войсковая часть 20092 - ГШ РФ, войсковая часть 3686 - ФСВНГ России.
Старшим авиационным начальником аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный) является командир войсковой части 41497.
Земельный участок аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный) расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4955741 кв.м. по адресу: <адрес>.
Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Правил землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26 апреля 2011 г. № 87 (земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:1228 относится к зонеС-1 (зона режимных объектов) с видом разрешенного использования - специальное значение (режим использования территории определяется с учетом требований специальных нормативов и правил в соответствии с назначением объекта).
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. 455дсп «Об утверждении федеральных авиационных правил «Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации» и приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. № *59 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации» приаэродромная территория аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный) в плане имеет форму прямоугольника с размерами 30 км на 60 км и описана координатами.
Размеры участков полос воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный) установлены на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. № 455дсп «Об утверждении федеральных авиационных правил «Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации» и приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. № *59 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации».
Информация о границах приаэродромной территории и полосах воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный) размещена на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации: mil.ru - раздел «Воздушно-космические силы» - вкладка «Карта приаэродромной территорий» - аэродром Ростов-на-Дону (Центральный).
Земельный участок КН 61:44:0070108:5 расположен в границах приаэродромной территории, в полосе воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный), под траекторией маршрутов взлета и захода на посадку воздушных судов на удалении 4700 м от контрольной точки аэродрома.
Земельный участокКН 61:44:0070110:1 расположен в границах приаэродромной территории, в полосе воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный), под траекторией маршрутов взлета и захода на посадку воздушных судов на удалении 5 500 м от контрольной точки аэродрома.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы полагают о нарушении своих прав, связанных с безопасностью жизни и здоровья граждан, проживающих на прилагающей к указанным земельным участкам и аэродрому «Центральной» территории, поскольку размещение твердых коммунальных отходов влечет за собой массовое скопление птиц, возможность аварийных ситуаций в процессе деятельности летательных аппаратов в результате попадания птиц.
Пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - это нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
На основании этих положений в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 утверждены федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила № 138), которые в силу пункта 5 данных Правил обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Согласно абзацам первому и второму пункта 58 Правил № 138 для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория.
Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Также в соответствии с пунктом 59 Правил № 138 запрещается размещать в полосах душных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие мы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 47, 51 приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. № *59 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам "дарственной авиации», разработанных в порядке, предусмотренном Положением о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 360.
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса (в редакции от 06.07.2017,) проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны производиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Согласно пункту 1 статьи 47 Воздушного кодекса (в редакции от 06.07.2016) размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляется в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 47 Воздушного кодекса в редакции, действующей с 29.02.2020г. приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц
Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации.
При архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории подготавливается застройщиком, который осуществляет строительство сооружений аэродрома. Указанный проект решения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии указанного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанный проект решения также подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия указанного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчеты размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории. Согласование указанного проекта решения или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного проекта решения. В случае непредставления согласования указанного проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок указанный проект решения считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании указанного проекта решения, утверждается Правительством Российской Федерации.
Положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены ограничения прав на землю, в том числе установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342) до утверждения Правительством Российской Федерации положения о ЗОУИТ соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 342) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 342) в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона N 342 Правительством Российской Федерации для ЗОУИТ соответствующего вида.
На основании пункта 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Так, Положение об установлении запретных зон утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405.
Согласно Положению федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), принявший решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта в установленном порядке направляет в орган регистрации прав, документы для принятия органом регистрации прав соответствующего решения о внесении в ЕГРН сведений. К направляемым документам прилагаются решение межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта и решение федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) (далее - решения) об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
В целях внесения в ЕГРН сведений о запретных зонах в случае, если решения содержат информацию, составляющую государственную тайну, учитывая также положения Закона о регистрации в части отнесения сведений ЕГРН к общедоступным, к документам, направляемым в орган регистрации прав, прикладывается выписка (не содержащая информацию, составляющую государственную тайну) из решения федерального органа исполнительной власти об установлении, упразднении либо изменении границ зон.
Между тем, несмотря на то, что информация о границах приаэродромной территории и полосах воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный) размещена на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации: mil.ru - раздел «Воздушно-космические силы» - вкладка «Карта приаэродромной территорий» - аэродром Ростов-на-Дону (Центральный), до настоящего времени сведения о наличии ограничений в отношении спорных земельных участков в соответствии с действующим в настоящее время в ЕГРН не внесены.
Изменения и дополнения в ЗК РФ (в частности подпункт 5.1 пункт 8 39.11 ЗК РФ), согласно которым земельный участок не может быть предметом аукциона, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использование земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона, внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Росси Федерации».
Таким образом, требования, предусмотренные пунктом 3 стать Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», в соответствии с которыми до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов, вступили в силу с 01.07.2017.
На момент заключения договоров аренды как с целью строительства мусороперерабатывающего комплекса, так площадки накопления отходов, указанные законоположения приняты не были, договоры аренды были заключены на основании действовавшего в тот период законодательства.
Как установлено судом, целевое назначение земельных участков соответствует виду разрешенного использования.
Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с Росавиацией.
Указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 N 1055 определено, что органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта.
Таким образом, в силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, запрещена. Получение согласования на строительство у собственника аэродрома, которое по существу представляет собой специальное разрешение и носит обязательный характер, необходимо.
Как следует из материалов дела. 5 апреля 2019 г. ООО «Группа компаний «Чистый Город» обращалось в адрес командующего войсками Южного военного округа с заявлением о допустимости размещения площадки временного накопления твердых отходов потребления и производства на земельном участке с кадастровым номером № площадью 49002 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Указанное обращение ООО «Группа компаний «Чистый Город» было направлено для разрешения в ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
В целях подготовки ответа на указанное обращение, начальником ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России была истребована позиция по спорному вопросу у командира войсковой части 41497 и войсковой части 40911, и направлен предварительный ответ в адрес ООО «Группа компаний «Чистый Город» за исх. № 141/3/12-4357 от 11 апреля 2019 г.
В письме от 29 апреля 2019 г. № 123/588 командиром войсковой части 41497 был дан ответ о недопустимости размещения площадки временного накопления твердых отходов потребления и производства на земельном участке с кадастровым номером №
Аналогичного содержания был дан ответ командиром войсковой части 40911 (исх. J& 13/646 от 26 апреля 2019 г.).
Согласно дополнительному ответу ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России от 8 мая 2019 г. № 141/3/12-5352 на обращение исполнительного директора ООО «Группа компаний «Чистый Город» Пичугина Ю.С. от 28 марта 2019 г. № 6254Г/Рост, размещение площадки временного накопления твердых отходов потребления и производства на земельном участке с кадастровым номером № не допускается.
Таким образом, размещение спорной площадки временного накопления отходов с собственником военного аэродрома согласовано не было, соответствующего разрешения старшим авиационным начальником аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный) обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Чистый Город» (арендатору указанного земельного участка) не выдавалось.
До 26 декабря 2018 г. (до введения в эксплуатацию спорной площадки временного накопления твердых отходов потребления и производства), ООО «Группа компаний «Чистый Город» к командиру войсковой части 41497 по вопросу согласования размещения указанной площадки на земельном участке с кадастровым номером №, не обращалось.
При этом, 22 августа 2018 г. в войсковую часть 41497 поступали документы ООО «Группа компаний «Чистый город» за исх. № 326 от 15 августа 2018 г. на предмет согласования проектной документации размещения объектов: «Мусороперерабатывающий комплекс» и «Полигон ТКО», планируемых к размещению на земельных участках с № площадью 15,7га., участках образованных из кадастрового квартала с №, участках, граничащих с участком с № с севера, с запада, 8.8 га., 6,8 га., участка, образованного из кадастрового квартала с №, участка, граничащего с участком с № с севера, с запада 2,5 га., участка с № - 5 га., участка с № - 4,9 га., участка с №-0,3 га.
В ответ на вышеуказанное обращение было также дано отрицательное заключение командира войсковой части 41497 от 12 сентября 2018 г. № 123/1098 о недопустимости размещения вышеуказанных объектов в полосе воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный).
Оценивая представленные доказательства в части использования земельных участков с нарушением действующего законодательства, в том числе и видеозапись с иллюстрацией размещения твердых коммунальных отходов и скопления птиц, суд, учитывая в том числе доказательства, свидетельствующие о том, что земельный участок № площадью 15,7га был предоставлен по договору аренды для строительства мусороперерабатывающего комплекса, строительство которого в настоящее время не ведется, разрешение не получено, разрешается вопрос в Арбитражном суде Ростовской области о расторжении договора аренды, приходит к выводу о том, что истцами не представлено достаточных доказательств с высокой степенью достоверности свидетельствующих о том, что на данном земельном участке размещаются твердые коммунальные отходы, следовательно, отсутствуют основания для вывода о нарушении прав и законных интересов истцов.
Что касается земельного участка № - 4,9 га, то содержание видеозаписи позволяет прийти к выводу о наличии твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления, скоплению птиц.
Между тем, учитывая, что договор аренды между АО «Чистый город» и ООО «ГК «Чистый город» был заключен в соответствии с действовавшим законодательством, было получено положительное заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону о соответствии предполагаемого к предоставлению земельного участка градостроительным требованиям с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил, землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, а также наличия зон с особыми условиями использования территории, используется в настоящее время в соответствии видом разрешенного использования, срок действия договора аренды не истек, оснований для вывода о том, что режим использования носи незаконный характер у суда не имеется.
Что касается необходимости приведения в соответствие с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации в части ограничения использования земельных участков, расположенных в приаэрородромной зоне, то, учитывая редакцию исковых требований, положения ст.196 ГПК РФ, разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) "О судебном решении» о том, что согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, а заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ, суд полагает, что требования в заявленной редакции удовлетворены быть не могут, поскольку носят общий характер, не приведут в восстановлению нарушенных прав истцов, при этом, каких-либо иных исковых требований, несмотря на неоднократное уточнение их в порядке ст.39 ГПК РФ, истцами заявлено не было, не был оспорен порядок проведения аукциона продажи права аренды земельных участков, не было заявлено требований о признании сделок недействительными, не оспорены постановления (распоряжения) муниципальных органов, принятых в рамках передачи права аренды на аукцион, установления вида разрешенного использования земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 N 1055 определено, что органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов в отношении аэродромов государственной авиации является Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно ч.7 ст.47 Воздушного кодекса Российской Федерации в действующей редакции (с учетом изменений, внесенных ФЗ №135-ФЗ) в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязан уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, о нарушениях установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории
Ст.3 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Ст.8.2 предусматривает, что проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории муниципального образования, в границах которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о проведении публичных слушаний по такому проекту в соответствии с частью 11 настоящей статьи подлежит направлению в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Так, статья 8.3. гласит, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в случае, если проект правил землепользования и застройки противоречит ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, не позднее чем по истечении десяти дней с даты поступления проекта правил землепользования и застройки направляет в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание о приведении проекта правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, которое подлежит обязательному исполнению при утверждении правил землепользования и застройки.
Глава местной администрации после поступления от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти предписания, указанного в пункте 1.1 части 2 настоящей статьи, обязан принять решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Предписание, указанное в пункте 1.1 части 2 настоящей статьи, может быть обжаловано главой местной администрации в суд
Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил. В случае, если установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации приаэродромная территория полностью или частично расположена в границах муниципального образования, орган местного самоуправления такого муниципального образования не позднее чем по истечении пяти дней с даты размещения утвержденных правил землепользования и застройки в федеральной государственной информационной системе территориального планирования уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти о размещении указанных правил в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.".
Таким образом, законом предусмотрен порядок действий, обязательных к выполнению в случае обнаружения нарушения установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов.
При этом, следует учесть, что указанные действия орган муниципальной власти обязан совершить после выполнения указанных выше требований федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, а также высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
Срок для согласования схем размещения приаэродромных зон установлен до 01.01.2021г., до настоящего времени не истек, сведения об ограничении использования территорий, находящихся в пределах приаэродромной зоны, в ЕГРН не внесены, последовательность действий установлена законом, в связи с чем, дополнительного судебного понуждения посредством принятия судебного акта в настоящее время не требуется.
При этом, следует учесть, что истцами исковых требований о понуждении внесении изменений в правила землепользования и застройки в части установления вина разрешенного использования спорных земельных участков заявлено не было.
Требования о возложении обязанности на ДИЗО г.Ростова-на-Дону по расторжению договора аренды земельного участка КН 61:44:0070108:5 - 4,9 га удовлетворению не подлежа, поскольку в соответствии с положениями ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только по требованию одной из сторон.
Между тем, истцы стороной договора аренды не являются, правом требования его расторжения не обладают.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
В силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Таким образом, учитывая, что земельные участки используются в рамках договорных отношений в соответствии с видом разрешенного использования, который до настоящего времени не изменен, факт нарушения условия договора о целевом использовании земельных участков не доказан, договоры долгосрочной аренды до настоящего времени не расторгнуты, действующие, оснований для возложения обязанности по рекультивации у суда не имеется.
Каких-либо требований к ответчику ООО «Чистый мир» истцами не заявлено, требований относительно договора эксплуатации земельного участка не заявлено, оснований для удовлетворения иных требований за счет указанного ответчика не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Закусилова АА, действующего в своих интересах и интересах группы лиц, Плешкова ВМ, Пащенко АВ к Администрации г. Ростов-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону, ООО «ГК «Чистый город» о возложении обязанности по приведению использования территорий под полигоном твердых отходов и площадки временного накопления в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, признании действий незаконными, возложении обязанности по исполнению требований Воздушного кодекса Российской Федерации, признании не соответствующей действующем законодательству эксплуатации площадки временного накопления твердых отходов потребления, возложении обязанности по рекультивации земель, занятых твердыми отходами потребления и производства, возложении обязанности по расторжению договора по незаконному использованию площадки временного накопления – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме решение изготовлено 24 марта 2020г.