ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/18Г от 27.07.2018 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2-52/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2018 года с. Кочубеевское

Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гедыгушева А.И.,

при секретаре судебного заседания Папшуовой Б.Б.,

с участием:

истца Шмагель Т.А.

представителя истца - адвоката Ишханова И.О., представившего удостоверение адвоката №1293 и ордер №049019 от 22 ноября 2017 года Офиса №2 Ставропольской краевой коллегии адвокатов,

представителя ответчика - Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» - Лавринович В.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика – администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края – Дерипаско Н.С., действующей на основании доверенности от 18.08.2017 года,

представителя ответчика – администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края – Бакшеевой О.И., действующей на основании доверенности от 01.12.2017 года,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Шмагель Т.А. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, Федеральному казенному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом,

У С Т А Н О В И Л:

Шмагель Т.А обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным к Федеральному казенному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорого «Кавказ» Федерального дорожного агентства (ФКУ Управдор «Кавказ»), Администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края и Администрации МО Ивановского сельсовета Кочубеевского района СК, с учетом уточнения от 02.07.2018 года требованиями: обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорого «Кавказ» устранить нарушение её права собственности путем демонтажа остановочного пункта и сноса части заездного кармана на остановочный пункт напротив границ земельного участка и жилого дома расположенного по адресу: РФ, <адрес>, обустроенного вне границ земельного участка с кадастровым номером 26:15:250705:515, обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорого «Кавказ» внести изменения в проектную документацию капитального ремонта автомобильной дороги Подъезд к г.Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской республикой км 13+000 – км 27+440, в <адрес>, путём исключения местоположения остановочного пункта общественного транспорта с участка напротив жилых домов расположенных по адресу: РФ, <адрес>, обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» внести изменения в проектную документацию капитального ремонта автомобильной дороги Подъезд к г.Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской республикой км 13+000 – км 27+440, в Ставропольском крае, в части обустройства тротуара выше уровня дорожного полотна на всей протяженности фасадной части земельного участка с кадастровым номером 26:15:250705:287 адрес: РФ, <адрес>, препятствующих осуществлению съезда и въезда на территорию земельного участка, обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ», Администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, Администрацию МО Ивановский сельсовет согласовать местоположение строительства остановочного пункта общественного транспорта по <адрес> в соответствии с условиями обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусной остановки, в соответствии с генеральным планом МО село Ивановское и проектом организации дорожного движения на территории МО село Ивановское, с последующим внесением согласованного местоположения в проектную документацию капитального ремонта автомобильной дороги Подъезд к г.Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской республикой км 13+000 – км 27+440, в Ставропольском крае.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что является собственником земельного участка площадью 1184 кв.м с кадастровым номером 26:15:250705:287, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, с зарегистрированным в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правом собственности и внесенными в ЕГРН записями о регистрации её права собственности и сведениями о координатах границ указанного земельного участка от 30.08.2011 года за №26-26—16/002/2011-761.

Непосредственно перед въездом на территорию земельного участка пролегает автодорога, сведения о границах которой также внесены в ЕГРН с площадью 9017 кв.м и кадастровым номером 26:15:250705:515. В настоящее время перед воротами, через который осуществляется выезд с принадлежащего ей земельного участка осуществлено строительство остановочного пункта общественного транспорта с заездными карманами, а также нанесена разметка в виде сплошной линии, указанное строительство препятствует владеть и распоряжаться своей собственностью без нарушения ПДД. Указанные работы выполнены по заказу Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства, в рамках капитального ремонта автомобильной дороги Подъезд к г.Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской республикой км 13+000 – км 27+440. В соответствие со ст.14 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Считает, что указанные работы выполнены с нарушением её прав, а именно капитальный ремонт автодороги произведен путем строительства дополнительных карманов вне границ земельного участка с кадастровым номером 26:15:250705:515, в границах которого должна пролегать автодорога. Указанные обстоятельства нашли своё подтверждение, в том числе и из заключения экспертов №58/2018 от 29.05.2018 года проведенной на основании определения суда. В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ). В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N196-ФЗ безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. В силу ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Согласно ст. 11 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (часть 1). Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируется Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 г. N257-ФЗ. Действие данного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (статья 1 названного Закона). Согласно пунктам 1, 13, 15 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств); полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований ч. 8 ст. 26 настоящего Федерального закона. Согласно ч. 8 ст. 26 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей. В соответствии с ч. ч. 3, 6, 10 ст. 22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов. Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Помимо того, что строительство кармана непосредственно перед въездом на принадлежащий ей земельный участок, размещение остановочного пункта общественного транспорта, не соответствует генеральному плану муниципального образования село Ивановское, проекту организации дорожного движения на территории МО село Ивановское, удобству населения, местоположение автобусной остановки определено без учета требования п.11.6 (Автобусные остановки), Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ от 24.06.2002 года №ОС-557-р, распоряжения Министерства Транспорта РФ от 28.12.2016 года № НА-197-р «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ РЕГУЛЯРНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОСЕЛЕНИЙ, ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - которой предусмотрена оценка условий и перспективы развития и размещения транспортной инфраструктуры поселения, городского округа на основе сбора и обработки мнений населения об уровне условий их обслуживания транспортной инфраструктурой поселения, городского округа. Аналогичное отражено в Письме МВД РФ от 02.08.2006 года №13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 года №01-29/5313 о направлении Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, и в соответствии со ст.13 ФЗ "О безопасности дорожного движения", приоритетным является максимальное удовлетворение потребностей участников дорожного движения и обеспечение их безопасности.

В судебном заседании истец Шмагель Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель истца Шмагель Т.А. – адвокат Ишханов И.О. требования истца поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика - Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» - Лавринович В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала и пояснила, что работы по обустройству остановочного пункта выполнены законно, в материалы дела представлено Положительное Заключение Северо-Кавказского филиала «Рлавгосэкспертиза России» от 30.05.2017 г. №049-17/СТЭ-0090/02 на «Капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: Капитальный ремонт автомобильной дороги подъезд к городу Черкесск от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой км 13+000-км 27+440, в Ставропольском крае». При направлении проектной документации в Северо-Кавказский филиал «Главгосэкспертиза России» для прохождения государственной экспертизы вместе с проектной документацией была направлена документация по планировке территории линейного объекта, согласованная 14.10.2016 г. с главным архитектором администрации Кочубеевского района Ставропольского края в соответствии с нормами действующего законодательства, что подтверждается разделом 2.2.2. на стр. 13 Положительного Заключения Северо-Кавказского филиала «Главгосэкспертиза России» от 30.05.2017 г. №049-17/СТЭ-0090/02 на «Капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения; Капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд к городу Черкесск от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой км 13+000-км 27+440, в Ставропольском крае», в котором указано: «представлена документация по планировке территории линейного объекта, согласованная 14.10.2016 года с главным архитектором администрации Кочубеевского района Ставропольского края». Более того, на Плане участка дороги ПК 48+85-ПК52+60, приобщенном к материалам дела, имеется печать и подпись руководителя отдела Архитектуры и градостроительства <адрес>, о согласовании расположения автомобильной дороги М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой км 13+000-км 27+440, в Ставропольском крае», с расположенными на ней линейными объектами - посадочными павильонами автобусных остановок. Таким образом, посадочные павильоны автобусной остановки не предполагаются к размещению, а располагаются, согласно Положительного Заключения Северо-Кавказского филиала «Главгосэкспертиза России» от 30.05.2017 г. №049-17/СТЭ-0090/02 в границах полосы отвода автомобильной дороги М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой км 13+000-км 27+440, в Ставропольском крае» и данное размещение линейных объектов автомобильной дороги согласовано с главным архитектором администрации Кочубеевского района Ставропольского края. Главная Государственная Экспертиза России - это федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации, в исследовании которого принимают участие различные организации и учреждения, выполняющие проектные, инженерные, изыскательские, кадастровые, технические, строительные и иные мероприятия. Более того, положительное заключение Северо-Кавказского филиала «Главгосэкспертиза России» от 30.05.2017 г. №049-17/СТЭ-0090/02 на «капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального
значения: Капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд к городу Черкесск от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой км 13+000-км 27+440, в Ставропольском крае» по настоящее время никем не оспорено. Исходя из положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по настоящему иску входят следующие обстоятельства: наличие (отсутствие) права собственности или иного вещного права либо титульного владения, а также наличие (отсутствие) фактов нарушений указанных прав, хотя бы эти нарушения иные были соединены с лишением владения. Поскольку факт размещения посадочного павильона автобусной остановки в пределах полосы отвода автомобильной дороги подтвержден материалами дела, размещение ответчиком посадочных павильонов автобусной остановки не может нарушать какие-либо права Шмагель Т.А.. Считает, что Шмагель Т.А. является собственником жилого дома с торговой точкой, расположенной на земельном участке, кадастровый номер которой 26:15:250705:287, расположенных по адресу: <адрес>, о чем в Единый Государственный Реестр прав 30.08.2011 года внесена запись № 26-26-16/002/2011-761. Обращаясь с настоящим иском к ФКУ Упрдор «Кавказ», Шмагель Т.А. ссылается на то, что работы на осуществлению капитального ремонта автомобильной дороги «Капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: капитальный ремонт автомобильной дороги подъезд к городу Черкесск от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой км 13+000-км 27+440, в Ставропольском крае» выполнялись с нарушением ее прав, а именно реконструкция автодороги произведена вне границ земельного участка, в границах которого должна пролегать автомобильная дорога. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом. В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск). Пунктами 45,46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации№ 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законноевладение. При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца. Таким образом, обращаясь с негаторным иском, истец обязан доказать противоправность действий ответчика. В соответствии со стандартом ОСТ 218.1.002.2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» определяется полный перечень элементов, которыми должна оборудоваться остановочная площадка, метраж и зона видимости в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Для дороги 2-ей категории предусмотрено расположение остановочного павильона через каждые 600 м. В соответствии с «Положительным заключением Государственной экспертизы №049-17/СТЭ-0090/02 «Капитальный ремонт действующей сети автомобильных
дорог общего пользования федерального значения: Капитальный ремонт
автомобильной дороги Подъезд к городу Черкесск от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон-Владикавказ-Грозный-Махачкала» - граница с Азербайджанской Республикой км 13+000-км 27+440, в Ставропольском крае» автобусные остановки, явившиеся предметом спора, расположены в полосе отвода автомобильной дороги, что подтверждается согласованиями со всеми заинтересованными службами, включая Администрацию Кочубеевского района Ставропольского края. Доказательств обратного истцом не представлено. По правилам части 1 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, запрещаются размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса (пункт 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В соответствии с положениями пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Согласно п. 6 ст. 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. По выданным техническим условиям Истец не разработала проектную документацию и в дальнейшем не обратилась с проектной документацией к Федеральной дирекции Северо-Кавказской автомобильной дороги за Получением согласования на примыкание от находящегося в собственности земельного участка к федеральной автомобильной дороге. Исковые требования Шмагель Т.А. об обязании ФКУ Упрдор «Кавказ» «внесения изменений в проектную документацию, путем исключения местоположения остановочного пункта общественного транспорта с участка напротив жилых домов расположенных по адресу: РФ, <адрес>», является незаконным, абсурдным, так как посадочные павильоны автобусных остановок предназначены для безопасности и удобства передвижения всех жителей с.Ивановское Кочубеевского района, а ее прихоть ликвидировать законно расположенные в полосе отвода автомобильной дороги М-4 «Дон»-Владикавказ-
Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой км 13+000-км 27+440, в Ставропольском крае, линейные объекты связаны лишь с личным желанием получения коммерческого обогащения, что, в свою очередь, нарушает вышеуказанные положения статьи 3 Федерального Закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Более того, указанные требования Истца ограничивают конституционные права, Российской Федерации как собственника, и ФКУ Упрдор «Кавказ» как владельца автомобильной дороги федерального значения Р-217 «Кавказ»- автомобильная дорога«Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской республикой км 13+000-км 27+440, в Ставропольском крае». В соответствии с пунктом 4 ст. 214 ГК РФ: «Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом», но требование внести изменения в проектную документацию лишает ФКУ Упрдор «Кавказ» права беспрепятственно распоряжаться принадлежащим ему имуществом, что нарушит конституционные права Российской Федерации, ФКУ Упрдор «Кавказ», и в случае их применения судом будет проигнорирована норма п. 2 ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Установленные в границах полосы отвода автомобильной дороги посадочные павильоны автобусной остановки влекут обеспечение надлежащих условий безопасности дорожного движения, а также расположены в удобном и доступном, для жителей с.Ивановское, месторасположении и позволяют беспрепятственно перемещаться к месту назначения.

Представитель ответчика - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края - Бакшеева О.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала и пояснила, что на основании пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 06.10.2003 года131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Автодорога по <адрес> является дорогой федерального значения и находится в федеральной собственности. Поэтому обеспечение дорожной деятельности в границе полосы отвода федеральной автодороги в полномочия АКМР СК не входит. Согласование проекта «капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: Капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд к городу Черкесск от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон»- Владикавказ-Грозный -Махачкала- граница с Азербайджанской Республикой км 13+000- км 27+440, в Ставропольском крае» разработанного обществом с ограниченной ответственностью «Донтехпроект» г.Батайск прошло согласованиев отделе архитектуры и градостроительства АКМР СК в рамках полномочий, установленных Градостроительным кодексом РФ на соответствие схемы территориального планирования Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, а также о принятии материалов топографической съемки данного участка автодороги на электронном носителе в программеAvtoCAD в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности Кочубеевского муниципального района Ставропольского края. В соответствии с п.1, ст.9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Согласование проекта со стороны АКМР СК подтверждает соответствие предъявленного проекта «Схеме территориального планирования Кочубеевского муниципального района Ставропольского края. Транспортная и инженерная инфраструктура» где указанная автодорога обозначена как «Магистральная автодорога федерального значения» и пролегает до границ населенного пункта село Ивановское. АКМР СК не согласовывало размещение остановочных пунктов, так как это не входит в компетенцию АКМРСК. Все вопросы на данном участке автодороги, связанныесо схемой транспортного обслуживая населения, безопасностью дорожного движения, благоустройства территории» а также размещение остановочных пунктов в границах поселения относятся к полномочиям Главы муниципального образования Ивановского сельсовета в соответствии с п.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Остановочные пункты не указаны на генеральном плане села Ивановское, так как частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту- ГрК РФ) предусмотрено, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения
объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Согласно ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в гш. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, Объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ). Генеральный план в виде схемы с обозначением является общедоступным нормативным правовым актом и надлежащим документом территориального планирования, размещенным на официальном сайте АКМР СК, а также на официальном сайте Минрегион России в сети интернет. Остановочные пункты не предусмотрены на генеральном плане, так как масштаб генерального плана выполнен в размере 1:5000. Кроме того генеральные планы муниципальных образований, входящих в состав Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, утверждены Решением Совета Кочубеевского муниципального района Ставропольского края третьего созыва №268 от 07 апреля 2016 года, то есть гораздо раньше чем согласовывался проект «Схема территориального планирования Кочубеевского муниципального района Ставропольского края» на капитальный ремонт автомобильной дороги.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края – Дерипаско Н.С. в судебном заседании просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством РФ, поскольку на основании пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «К вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Автодорога по улице Революционная в селе Ивановском является дорогой федерального значения и находится в федеральной собственности. Поэтому обеспечение дорожной деятельности в границе полосы отвода федеральной автодороги в полномочия администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края не входит. С утвержденной проектно-сметной документацией организации дорожного движения по улице Революционной администрация Ивановского сельсовета не до конца согласна, и уже неоднократно обращались в Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» о внесении изменений. Требования об обязании ФКУ Упрдор «Кавказ» о внесении изменений в проектную документацию капитального ремонта автомобильной дороги по <адрес> для исключения местоположения остановочного пункта общественного транспорта напротив жилых домов по адресу: <адрес> просит удовлетворить в полном объеме. По требованиям истца об обязании ФКУ Упрдор «Кавказ» о внесении изменений в проектную документацию капитального ремонта автомобильной дороги по <адрес> в части обустройства тротуара выше уровня дорожного полотна на всей протяженности фасадной части земельного участка истца просит оставить на усмотрение суда. В удовлетворении требований истца об обязании ФКУ Упрдор «Кавказ», администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, согласовать местоположение строительства остановочного пункта общественного транспорта по <адрес> в соответствии с условиями обеспечения максимального удобства пассажиров просит удовлетворить, так как 06 июля 2018 года администрацией Ивановского сельсовета был проведен сход граждан села Ивановского, где обсуждался вопрос целесообразности расположения остановочного павильона по <адрес>, напротив домовладения и присутствующие граждане все высказали свое мнение о том, что остановка не используется по назначению и принято единогласное предложение о переносе остановочного павильона.

Третье лицо - представитель Северо-Кавказского филиала Федерального автономного учреждения «Главное Управление Государственной экспертизы» Кисловодский филиал в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В суд от начальника Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» Макиева Г.К. поступили письменные объяснения по делу, согласно которым проектная документация принята в Северо-Кавказский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России» на государственную экспертизу на основании п.5.1 ст.6 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации автомобильных дорог федерального значения. Между Северо-Кавказским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ответчиком 10.03.2017 года был заключен договор №0026-17/СТЭ-0090/01/ГС/П на выполнение работ, результатом которого явилось положительное заключение от 30.05.2017 года №049-17/СТЭ-0090/02. Представленная документация по планировке территории линейного объекта, согласована 14.10.2016 года с главным архитектором администрации Кочубеевского муниципального района. Таким образом, заключение Северо-Кавказского филиала «Главгосэкспертиза России» было выдано на основании представленных ответчиком документов, содержание и комплектность которых соответствуют требованиям действующего законодательства. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителей Северо-Кавказского филиала «Главгосэкспертиза России».

Третье лицо - представитель ООО «Донтехпроект» в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, письменных отзывов или возражений, суду не представил.

Третье лицо - представитель ООО «ВМС Инжиниринг» в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, письменных отзывов или возражений, суду не представил.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд находит исковые требования Шмагель Т.А. законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Так, Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» является государственным Заказчиком в рамках Государственного контракта №742847 от 08.08.2017 года, на «Капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения «Капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд к городу Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала граница с Азербайджанской республикой км13+000-км 27+440, в Ставропольском крае». Контракт заключен с исполнителем Общество с ограниченной ответственность Инвестиционно-строительная компания «Кубанское», на основании утвержденной Северо-Кавказским филиалом Федерального автономного учреждения «Главное Управление Государственной экспертизы» проектной документации от 30.05.2017 года «Положительное заключение Государственной экспертизы №049-17/СТЭ-0090/02 «Капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: Капитальный ремонт автомобильной дороги.

В рамках капитального ремонта автодороги проходящей через границы муниципального образования село Ивановское были произведены работы по обустройству ряда автобусных остановок, в том числе напротив территорий земельных участков по адресам: РФ, <адрес>.

Шмагель Т.А. является собственником земельного участка площадью 1184 кв.м, с кадастровым номером 26:15:250705:287, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием – индивидуальные (усадебные) жилые дома; для ведения личного подсобного хозяйства; объекты розничной торговли общей площадью свыше 100 кв.м, кафе, бары, и другие предприятия общественного питания. В границах указанного земельного участка расположен индивидуальный жилой дом принадлежащий истцу, в котором истец зарегистрирована и проживает. Указанный земельный участок имеет существующий въезд на территорию земельного участка перед которым обустроен заездной карман на автобусную остановку, также нанесена разметка в виде сплошной линии, нанесена дорожная разметка «Остановка общественного транспорта», лишающие Шмагель Т.А. как собственника земельного участка владеть и распоряжаться им в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ - защита гражданских прав осуществляется пу­тем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресече­ния действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 304 ГК РФ - собственник может требовать устра­нения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В силу части 1 ст. 3 ГПК РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, уста­новленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Субъектом права на предъявление такого иска является собственник, сохраняющий вещь в своем владении.Субъектом обязанности становится нарушитель прав собственника, причем действующий незаконно. Предметомнегаторногоискаявляется требование истца об устранении нарушений,не соединенных слишением владения. Для удовлетворения негаторного иска необходимо наличие трёх условий:

- Действия третьих лиц создают препятствия для осуществления собственником правомочия пользования или права распоряжения, либо того или иного одновременно;

- Указанные действия (препятствия) неправомерны;

- Нарушения ответчиком права собственности продолжают свое существование на момент предъявления иска.

В соответствие со ст.14 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии сГрадостроительным кодексомРоссийской Федерации, нормативом финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (часть 1).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируется Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ. Действие данного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (статья 1 названного Закона).

Согласно пунктам 1, 13, 15 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств); полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований ч. 8 ст. 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 8 ст. 26 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

В соответствии с ч. ч. 3, 6, 10 ст. 22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов. Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Установлено, что обустройство остановочного пункта общественного транспорта перед единственным въездом на территорию земельного участка истца нарушает его право, а именно у истца отсутствует возможность въезда на территорию своего земельного участка или выезда с территории своего земельного участка без нарушения Правил дорожного движения, так в соответствии с п.8.12 Правил Дорожного движения (утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090):

- Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил. Согласно п.8.11 ПДД Разворот запрещается - в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Согласно п.12.4 ПДД Остановка запрещается: ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси.

Разметка 1.17 (цвет - желтый) - обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси.

Действия ответчика по созданию препятствий для истца неправомерны. По смыслу ст. 304 ГК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153, негаторный иск может быть удовлетворен, если действия ответчика являются неправомерными. (Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2015 N 309-ЭС15-6673 по делу N А60-25477/2013 (Судебная коллегия по экономическим спорам).

Из исследованных в ходе рассмотрения дела письменных доказательств следует, что строительство и установка автобусной остановки с заездными карманами осуществлялось на основании раздела 4 проектной документации «Здания, строения и сооружения входящие в инфраструктуры линейного объекта» 17/2015-ИЛО Том 4 – из которого следует, что автопавильон выполняет функцию обозначения места остановки общественного транспорта, в заключении к проекту на л.д.15 указано, что проектная документация на капитальный ремонт автомобильной дороги соответствует требованиям задания на проектирование, согласованиям с заинтересованными организациями и решениями местных органов власти. Однако, ФКУ Упрдор «Кавказ» ещё до начала строительства остановочного пункта, как органом местного самоуправления Администрацией МО Ивановского сельсовета (письмо от 20.12.2017 года №1813) так и Администрацией Кочубеевского муниципального района (письмо от 10.01.2018 года №67) уведомлялся о том, что предполагаемое строительство автобусной остановки запланировано не на том перекрестке и не в том направлении, в котором нуждаются пассажиры, запланированная остановка выпадает из схемы транспортного обслуживания населения и создает угрозу жизни и здоровью пассажиров.

Согласование было произведено на право капитального ремонта автодороги, понятие капитальный ремонт закреплено в п.п.10 п.1 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и предусматривает комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Производство работ по обустройству новых автобусных остановок, которых ранее на указанном участке автодороги не имелось, не подпадают под критерии понятия капитальный ремонт.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела ранее в указанном месте автобусной остановки не имелось, при этом как проектом работ, так и положительным заключением государственной экспертизы (на л.д. 51) – описано, что на ПК52+11 вправо, предусмотрено устройство автобусной остановки.

Таким образом, работы по устройству автобусной остановки выполнены на основании разрешения на производство капитального ремонта автодороги, тогда как обустройство автобусной остановки может быть выполнено лишь на основании разрешения на строительство, поскольку согласно ч.4 ст.14 ФЗ №257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В соответствии с п.п. В п.4 части 3 главы II - Классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402) - При капитальном ремонте проводятся работы по обустройству недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках.

Довод ответчика, что обустройство автобусной остановки не предполагает получения разрешения поскольку может быть произведено в рамках работ по капитальному ремонту автодороги судом признан несостоятельным, поскольку комплекс работ разрешенных к выполнению в рамках капитального ремонта автодороги закреплен в ч.4 ст.14 ФЗ №257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно Классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402) глава II часть 3 п.п.4 - При капитальном ремонте проводятся следующие работы:

К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы:

4) по элементам обустройства автомобильных дорог:

в) устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями.

Таким образом, капитальный ремонт допускает установку автопавильона на уже имевшейся автобусной остановке, а не оборудование новой автобусной остановки, как установлено в ходе рассмотрения дела в указанном месте ранее автобусной остановки не имелось.

При этом согласование размещения новой автобусной остановки с органом местного самоуправления проведено не было, как того требует п.11.6 (Автобусные остановки) Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ от 24.06.2002 года №ОС-557-р, распоряжения Министерства Транспорта РФ от 28.12.2016 года № НА-197-р «Об утверждении примерной программы регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации» - которой предусмотрена оценка условий и перспективы развития и размещения транспортной инфраструктуры поселения, городского округа на основе сбора и обработки мнений населения об уровне условий их обслуживания транспортной инфраструктурой поселения, городского округа и Письма МВД РФ от 02.08.2006 года №13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 года №01-29/5313 о направлении Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, и в соответствии со ст.13 ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно требованиям которого, приоритетным является максимальное удовлетворение потребностей участников дорожного движения и обеспечение их безопасности, таким образом, помимо вышеуказанных нарушений в настоящее время остановочный пункт и заездные карманы незаконно размещены на территории общего пользования администрации МО Ивановского, без согласования с собственником земельного участка.

Довод ответчика о согласовании проекта с администрацией Кочубеевского муниципального района несостоятелен, так как в рамках своих полномочий, руководствуясь вышеуказанной схемой тер. планирования района, отделом архитектуры и градостроительства администрации Кочубеевского муниципального района был рассмотрен проект на «капитальный ремонт а/д Подъезд к г. Черкесску км 13+000 - 27+440» разработанный ООО «Донтехпроект» г. Батайск. Поэтому на проекте поставлен штамп согласования отдела архитектуры и градостроительства от 20.04.2016 года на соответствие схемы территориального планирования Кочубеевского муниципального района. Ссылка представителя «Росавтодор» о законности действия в связи с тем, что проект был согласован с главным архитектором Кочубеевского района не может служить бесспорным доказательством обоснованности обустройства остановочного пункта в указанном месте, поскольку было проведено согласование проекта выполненного ООО «Донтехпроект», при этом работы выполняются в том числе на основании проекта изготовленного ООО «ВМС Инжиниринг», помимо этого согласование подтверждает соответствие предъявленного проекта «Схеме территориального планирования Кочубеевского муниципального района Ставропольского края. Транспортная и инженерная инфраструктура», где указанная автодорога обозначена как «Магистральная автодорога федерального значения» и пролегает до границ муниципального образования село Ивановское.

Все вопросы на данном участке автодороги, связанные со схемой транспортного обслуживания населения, безопасностью дорожного движения, благоустройства территории, а также размещение остановочных пунктов в границах поселения относятся к полномочиям главы муниципального образования Ивановского сельсовета.

Из представленных ответчиком проектов следует, что строительство и установка автобусной остановки с заездными карманами осуществлялось на основании раздела 4 проектной документации «Здания, строения и сооружения входящие в инфраструктуры линейного объекта» 17/2015-ИЛО Том 4 – из которого следует, что автопавильон выполняет функцию обозначения места остановки общественного транспорта, в заключении к проекту на л.д.15 указано что проектная документация на капитальный ремонт автомобильной дороги соответствует требованиям задания на проектирование, согласованиям с заинтересованными организациями и решениями местных органов власти.

В ходе рассмотрения дела установлено несоответствие заключения действительности и решениям местных органов власти, так как установлено, что орган местного самоуправления возражал против установки автопавильона в указанном месте, поскольку в указанном месте он не выполняет возложенную на него функцию обозначения места остановки общественного транспорта и отступает от схемы транспортного потока МО Ивановского сельсовета. При этом в проекте установлено, что на участке ПК 46+18 – ПК 58+13 автомобильная дорога проходит через село Ивановское Кочубеевского района. На данном участке проектирование выполнено со СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СНиП 2.07.01.89* по параметрам магистральной дороги регулируемого движения. Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что указанные требования при проектировании не выполнены.

Согласно пункту 8.1.2. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования Ивановского сельсовета, утвержденного Решением Совета депутатов МО Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края четвертого созыва №100 от 13.07.2012 года, в вопросах порядка содержания элементов внешнего благоустройства строительство и установка оград, заборов, газонных и тротуарных ограждений, киосков, палаток, павильонов, ларьков, стендов для объявлений и других устройств допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановского сельсовета.

При проектировании местоположения автобусной остановки в результате не согласования её местоположения с органом местного самоуправления нарушен ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, согласно п.5.3.1. Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

Как установлено в судебном заседании, регулярное движение транспортных средств с промежуточными остановками, организовано за перекрестком, перед которым оборудована спорная автобусная остановка.

По ходатайству истца судом была проведена судебная землеустроительная экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос: - Соответствуют ли размеры и границы дорожного полотна с тротуарами и предполагаемыми к размещению остановочными пунктами, автомобильной дороги Подъезд к г.Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон – Владикавказ – Грозный – Махачкала - граница с Азербайджанской республикой км 13 000 – км 27 +440 в Ставропольском крае» на участке напротив жилых домов, расположенных по адресам: РФ, <адрес>, границам земельного участка с кадастровым номером 26:15:250705:515. Производство экспертизы было поручено ООО «Региональное бюро судебных экспертиз».

Заключением экспертизы №58/2018 от 29.05.2018 года (проведенного до установки остановочного павильона), принятого судом, установлено, что размеры и границы дорожного полотна с тротуарами и предполагаемыми к размещению остановочными пунктами, автомобильной дороги Подъезд к г.Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон – Владикавказ – Грозный – Махачкала - граница с Азербайджанской республикой км 13 000 – км 27 +440 в Ставропольском крае» на участке напротив жилых домов, расположенных по адресам: РФ, <адрес>, не соответствуют границам земельного участка с кадастровым номером 26:15:250705:515, объекты и элементы дорожных сооружений выходят на земли общего пользования администрации МО Ивановского сельсовета Кочубеевского района.

Помимо нарушения прав истца установлено, что 06.07.2018 года по инициативе Администрации МО Ивановского сельсовета было инициировано собрание жителей села Ивановское с повесткой дня целесообразности размещения остановочного павильона на автодороге по <адрес>, напротив домовладения , собрание состоялось и протоколом №5 от 06.07.2018 года присутствующие единогласно высказались о нецелесообразности размещения остановочного пункта в указанном месте в связи с отсутствием трафика движения маршрутных транспортных средств. Было принято решение о ходатайстве в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и ФКУ «Упрдор «Кавказ» о переносе остановочного пункта.

Также судом установлено, что по состоянию на день принятия судебного решения остановочный павильон установлен таким образом, что на указанном участке отсутствует пешеходная дорожка, левая стенка остановочного павильона полностью преграждает возможность прохода пешеходами по улице, и для обхода установленного остановочного павильона пешеходам необходимо выйти на проезжую часть, что не соответствует принципу, закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" согласно которому - одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шмагель Т.А. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, Федеральному казенному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорого «Кавказ» устранить нарушение права собственности Шмагель Т.А. путем демонтажа остановочного пункта и сноса части заездного кармана на остановочный пункт напротив границ земельного участка и жилого дома расположенного по адресу: РФ, <адрес>, обустроенного вне границ земельного участка с кадастровым номером 26:15:250705:515.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорого «Кавказ» внести изменения в проектную документацию капитального ремонта автомобильной дороги Подъезд к г.Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской республикой км 13+000 – км 27+440, в Ставропольском крае, путём исключения местоположения остановочного пункта общественного транспорта с участка напротив жилых домов расположенных по адресу: РФ, <адрес>.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорого «Кавказ» внести изменения в проектную документацию капитального ремонта автомобильной дороги Подъезд к г.Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской республикой км 13+000 – км 27+440, в Ставропольском крае, в части обустройства тротуара выше уровня дорожного полотна на всей протяженности фасадной части земельного участка с кадастровым номером 26:15:250705:287 адрес: РФ, <адрес>, препятствующих осуществлению съезда и въезда на территорию земельного участка.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорого «Кавказ», Администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, Администрацию МО Ивановский сельсовет согласовать местоположение строительства остановочного пункта общественного транспорта по <адрес> в соответствии с условиями обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусной остановки, в соответствии с генеральным планом МО село Ивановское и проектом организации дорожного движения на территории МО село Ивановское, с последующим внесением согласованного местоположения в проектную документацию капитального ремонта автомобильной дороги Подъезд к г.Черкесску от Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской республикой км 13+000 – км 27+440, в Ставропольском крае.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 31 июля 2018 года.

Судья: А.И. Гедыгушев