ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5359/2016 от 03.03.2017 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

(заочное)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2017 года г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Батальщикова О.В.

при секретаре Тупицыне Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ВитаФарм», 3 лицо ИП Мацкевич В.В. о понуждении к совершению действий

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО «Витафарм», 3 лицо ИП Мацкевич Виктория Викторовна о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований прокурора в судебном заседании помощник прокурора Панарин Р.А. пояснил, что прокуратурой района на основании обращения ФИО6, инвалида 1 группы по зрению, проведена проверка помещения аптеки, расположенной по адресу: <адрес>.

Помещение, в котором расположена аптека, принадлежит на праве собственности Мацкевичу В.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.08.2013 года серия .

Фармацевтическую деятельность в вышеуказанном помещении осуществляет ООО «ВитаФарм» (ИНН 6168071436), на основании договора аренды нежилого помещения от 26.07.2016, заключенного между ИП Мацкевич В.В. (арендодатель) и ООО «ВитаФарм» (арендатор).

Пунктами 3.2. указанного договора предусмотрена обязанность арендатора использовать по назначению помещение, за свой счет производить текущий ремонт помещения, содержать помещение в порядке, предусмотренном санитарными, противопожарными и экологическими правилами, выполнять предписания государственных контролирующих органов в установленный срок, а за их неисполнение нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Проверкой установлено, что ООО «ВитаФарм» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии Министерства здравоохранения Ростовской области от 03.11.2015 года №ЛО-61-02-002387 и относится к объектам социальной инфраструктуры..

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ и вышеуказанного Свода правил вход в аптеку не оборудован тактильной информационной вывеской, содержащей информацию о наименовании, контактных телефонах и графике работы, не соответствует п. 4.1.3. и п. 6.21.1 ГОСТ Р 51671-2000 и для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, что не соответствует п. 7.1.12.

При этом, учитывая невозможность полностью приспособить для нужд инвалидов действующее учреждение, руководством объекта не представлены документы, подтверждающие выполнение мер, гарантирующих соответствие требованиям по предупреждению причинения вреда здоровью граждан, относящихся к маломобильным группам населения, в порядке установленном ст. 2,18, 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», тем самым на объекте не исполнены требования ч. 4 ст. 15, ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.

В силу несоответствия помещения аптеки установленным требованиям в части обеспечения доступности, создает угрозу причинения вреда и не обеспечивает выполнение лицензионных требований, предъявляемых к организациям осуществляющим фармацевтическую деятельность.

Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Просил суд обязать обязать ООО «ВитаФарм» создать для маломобильных групп населения условия для беспрепятственного доступа в помещение аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать вход тактильной информационной вывеской, содержащей информацию о наименовании, контактных телефонах и графике работы, установить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, не возражал против вынесения заочного решения.

Представитель ответчика ООО «ВитаФарм» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судебными повестками. Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Поскольку представитель истца не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 233 ГПК РФ.

3 лицо Мацкевич В.В. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судебными повестками

Выслушав представителя прокуратуры, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

В соответствии с п.2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Пунктом 4 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.01.2015) установлено, что при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа лекарственных препаратов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 указанного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

На основании п. 47 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» предусмотрено, что фармацевтической деятельностью является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими и индивидуальными предпринимателями, в сфере предназначенных для медицинского применения лекарственных препаратов определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081.

Законом о лицензировании установлено понятие лицензионных требований-совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

На основании подп. «а» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 (далее-положения о лицензировании) лицензионными требованиями являются, в том числе, наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).

В соответствии со ст. ст. 4,6,46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» нормы СНиП, СП являются обязательным и к применению.

Согласно статье 12 ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009 жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ст. 30 ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009 здания и сооружения любого назначения, а также связанные с ними процессы проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), монтажа, эксплуатации (все этапы жизненного цикла здания) должны отвечать требованиям безопасности для пользователей, в том числе требованиям доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения (пп. 6 п. 6 ст. 3).

Согласно п. 7 ст.30 указанного Технического регламента доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 605. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района на основании обращения ФИО6, инвалида 1 группы по зрению, проведена проверка помещения аптеки, расположенной по адресу: <адрес>.

Помещение, в котором расположена аптека, принадлежит на праве собственности Мацкевичу В.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.08.2013 года .

Фармацевтическую деятельность в вышеуказанном помещении осуществляет ООО «ВитаФарм» (ИНН 6168071436), на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП Мацкевич В.В. (арендодатель) и ООО «ВитаФарм» (арендатор).

Пунктами 3.2. указанного договора предусмотрена обязанность арендатора использовать по назначению помещение, за свой счет производить текущий ремонт помещения, содержать помещение в порядке, предусмотренном санитарными, противопожарными и экологическими правилами, выполнять предписания государственных контролирующих органов в установленный срок, а за их неисполнение нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Проверкой установлено, что ООО «ВитаФарм» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии Министерства здравоохранения Ростовской области от 03.11.2015 года №ЛО-61-02-002387 и относится к объектам социальной инфраструктуры.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ и вышеуказанного Свода правил вход в аптеку не оборудован тактильной информационной вывеской, содержащей информацию о наименовании, контактных телефонах и графике работы, не соответствует п. 4.1.3. и п. 6.21.1 ГОСТ Р 51671-2000 и для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, что не соответствует п. 7.1.12.

При этом, учитывая невозможность полностью приспособить для нужд инвалидов действующее учреждение, руководством объекта не представлены документы, подтверждающие выполнение мер, гарантирующих соответствие требованиям по предупреждению причинения вреда здоровью граждан, относящихся к маломобильным группам населения, в порядке установленном ст. 2,18, 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», тем самым на объекте не исполнены требования ч. 4 ст. 15, ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.

В силу несоответствия помещения аптеки установленным требованиям в части обеспечения доступности, создает угрозу причинения вреда и не обеспечивает выполнение лицензионных требований, предъявляемых к организациям осуществляющим фармацевтическую деятельность.

Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает заявленные по настоящему делу исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ВитаФарм», 3 лицо ИП Мацкевич В.В. о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать ООО «ВитаФарм» создать для маломобильных групп населения условия для беспрепятственного доступа в помещение аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать вход тактильной информационной вывеской, содержащей информацию о наименовании, контактных телефонах и графике работы, установить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано также в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 07.03.2017 г.

Судья: