ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-548/2016 от 10.11.2016 Верхотурского районного суда (Свердловская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 10 ноября 2016 года

Верхотурский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Бобровой А.В.,

при секретаре судебного заседания Рябченко Е.Н.,

с участием:

помощника прокурора <адрес> Сухитры Р.Л.;

представителя ответчика Администрации ГО Верхотурский Чебыкиной Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика МКУ «Служба заказчика» ГО Верхотурский Васнина Р.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Верхотурский и муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика» городского округа Верхотурский о возложении обязанности произвести специальный осмотр мостового сооружения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в защите интересов неопределенного круга лиц к ответчикам, в котором просит:

Возложить на Администрацию городского округа Верхотурский обязанность в течении шести месяцев с даты вступления решение суда в законную силу из средств местного бюджета городского округа Верхотурский обеспечить финансирование проведения Муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика» городского округа Верхотурский с привлечением мостоиспытательной организации специального осмотра (обследования) железобетонного мостового сооружения, расположенного по адресу: <адрес>А, согласно требованиям «СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-86» утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, «ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах», утв. Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика» городского округа Верхотурский обязанность в течении шести месяцев с даты вступления решение суда в законную силу за счет средств местного бюджета городского округа Верхотурский с привлечением мостоиспытательной организации провести специальный осмотр (обследование) железобетонного мостового сооружения, расположенного по адресу: <адрес>А, согласно требованиям «СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-86» утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, «ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах», утв. Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ.

Требования обоснованы тем, что ответчиками не соблюдаются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», СНиП ДД.ММ.ГГГГ-86 «Мосты и трубы. Правила обследования и испытания», утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах, утв. Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского округа Верхотурский, Устава МКУ «Служба заказчика» по решению вопроса обеспечения безопасности дорожного движения, в части эксплуатации железобетонного мостового сооружения, расположенного по адресу: <адрес>А, являющегося муниципальной собственностью и закрепленного на праве оперативного управления для организации выполнения работ по его капитальному ремонту, ремонту и содержанию за МКУ «Служба заказчика». Осмотр указанного железобетонного мостового сооружения в плановом порядке с привлечением мостоиспытательных организаций не проводится, финансирования собственником на указанные цели не обеспечивается. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Сухитра Р.Л. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрация городского округа Верхотурский Чебыкина Т.Н. в судебном заседании не оспаривая нарушения указанные в иске, исковые требования не признала, пояснила, что действительно в собственности муниципального образования находится мостовое сооружение, указанное в иске, которое передано в оперативное управление МКУ «Служба заказчика», осмотр данного сооружения с привлечением мостоиспытательной организации в установленные законодательством сроки не проводился, финансовые средства МКУ «Служба заказчика» для проведения осмотра не выделялись. В настоящее время решается вопрос о передачи данного мостового сооружениям в собственность <адрес>. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Дума городского округа Верхотурский дала согласие на безвозмездную передачу указанного мостового сооружения из собственности городского округа Верхотурский в собственность <адрес>. В связи с чем считает нецелесообразным проводить осмотр данного мостового сооружения.

Представитель ответчика МКУ «Служба заказчика» <адрес> также не оспаривая основания иска, исковые требования не признал по тем же основания, что и представитель Администрации ГО Верхотурский. Пояснил, что мостовое сооружение находится в оперативном управлении МКУ «Служба заказчика» с 2001 года, за этот период специальные осмотры с привлечением мостоиспытательных организаций не проводились, данных о том, что мостовое сооружение осматривалось ранее, не имеется. Администрация ГО Верхотурский, являясь учредителем, учреждение на проведение данных видом работ не финансировало.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства и оценив их в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12, 59, 60 ГПК РФ), суд приходит к следующему:

В собственности городского округа Верхотурский находится мостовое сооружение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Как следует из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, данное мостовое сооружение транспортного назначения, расположено по адресу: <адрес>А, введено в эксплуатацию в 1965 году и имеет протяженность 107,3 м (п. 10 «Особые отметки») (л.д. 15).

Согласно инвентаризационно-технической карточки на сооружение моста, расположенного по адресу: <адрес>А, данное мостовое сооружение железобетонное и имеет транспортное назначение (л.д. 16-17).

В соответствии с постановлением Главы муниципального образования Верхотурский уезд от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальным образованием Верхотурский уезд муниципальному учреждению «ЖЭУ Верхотурского уезда», правопреемником которого в настоящее время является МКУ «Служба заказчика», на баланс и оперативное управление был передан, а муниципальным учреждением «ЖЭУ Верхотурского уезда» принят железобетонный сборный балочный мост через реку Тура, введенный в эксплуатацию в 1965 году (л.д. 13-14).

Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 13).

В соответствии с п. 1, 2, 6, 11, 12 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений; аудит безопасности дорожного движения; оценка освещенности автомобильных дорог – входят в прочие работы по содержанию автомобильных дорог (п.п. 5 п. 9).

Под искусственными дорожными сооружениями в силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Таким образом, обследование мостовых сооружений входит в прочие работы по содержанию автомобильных дорог и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 4.8. «СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-86» утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, обследования мостов и труб, находящихся в эксплуатации, следует проводить регулярно (в плановом порядке). Периодичность обследования установлена в документах по текущему содержанию сооружений.

Порядок и правила проведения работ по текущим, периодическим и специальным осмотрам мостов и труб, эксплуатируемых на автомобильных дорога регламентированы "ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах", утвержденной Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ВСН 4-81).

Согласно п. 1.2 ВСН 4-81 на всех мостах и трубах необходимо регулярно проводить осмотры текущие, периодические и специальные.

В силу п. 1.6. - 1.8. ВСН 4-81, все мосты должны быть подвергнуты специальным осмотрам с привлечением мостоиспытательных организаций или специальных комиссий, организуемых при дорожных управлениях (автодорах, управлениях дорог).

Цель специальных осмотров (обследований) мостов: определение технического состояния сооружения с выявлением дефектов, снижающих грузоподъемность, долговечность и безопасность движения; проверка качества содержания сооружения; проверка наличия и качества ведения технической документации (в том числе карточек на мост, книг искусственного сооружения и пр.); разработка предложений по устранению повреждений; определение грузоподъемности и назначение режима эксплуатации сооружений.

Специальные осмотры сооружений следует проводить в плановом порядке в следующие сроки: железобетонные мосты - 1 раз в 10 лет.

При специальных осмотрах мосты длиной более 100 м должны обследовать и испытывать мостоиспытательные станции НПО «РосдорНИИ» Минавтодора РСФСР, а также научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, имеющих соответствующий опыт работ и необходимое оборудование.

Специальные осмотры всех мостов длиной до 100 м могут проводить комиссии, образуемые при автодорах или управлениях дорог. Работы по осмотрам малых и средних мостов целесообразно осуществлять в порядке сплошного специального их осмотра на данной дороге или маршруте.

Специальный осмотр (обследование) проводят согласно требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний» и указаний настоящей инструкции.

Таким образом, в силу приведенных правовых норм находящееся в эксплуатации железобетонное мостовое сооружение, расположенное по адресу: <адрес>А, должно было быть подвергнуто специальным осмотрам, проводимым в плановом порядке исключительно с привлечением мостоиспытательных организаций в связи с тем, что длина моста более 100 м.

Вместе с тем, согласно информации Главы администрации городского округа Верхотурский от ДД.ММ.ГГГГ, информации начальника МКУ «Служба заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ, обследования и испытания железобетонного мостового сооружения, расположенного по адресу: <адрес>А, не проводились (л.д. 19-20). Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителями ответчиков.

В силу ч. 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, владельцами автомобильных дорог, под которыми в силу п. 7 ст. 3 указанного Федерального закона понимаются, в том числе, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), а также юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9.1 ч. 1 ст. 28 Устава городского округа Верхотурский, принятого Решением Верхотурского Уездного Совета от ДД.ММ.ГГГГ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление других полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации – относятся к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ. разд. 2 Устава МКУ «Служба заказчика», организация выполнения работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети в границах городского округа Верхотурский является одним из видов деятельности, осуществляемых МКУ «Служба заказчика». Согласно п. 2.2. разд. 2 Устава МКУ «Служба заказчика», целью создания учреждения является выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа.

Исходя из указанны выше норм, уполномоченным органом местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности в отношении указанного искусственного дорожного сооружения является Администрация городского округа Верхотурский. Мостовое сооружение закреплено на праве оперативного управления для организации выполнения работ по его капитальному ремонту, ремонту и содержанию за МКУ «Служба заказчика».

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, под казенным учреждением понимается, в том числе, муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Доводы ответчиков о том, что в настоящее время решается вопрос о передаче указанного мостового сооружения в собственность <адрес>, не может быть основанием для отказа в иске. В настоящее время мостовое сооружение находится в собственности муниципального образования и во владении муниципального учреждения, что не оспаривалось ответчиками. Доказательств того, что указанное недвижимое имущество имеет иного собственника либо владельца в судебное заседание не представлено. Намерения совершить действия в будущем не могут являться основанием для освобождения от исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей.

Непроведение за счет средств бюджета городского округа Верхотурский в установленные сроки в плановом порядке с привлечением мостоиспытательных организаций специальных осмотров железобетонного мостового сооружения, расположенного по адресу: <адрес>А, свидетельствует о бездействии ответчиков в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, подвергает опасности жизнь и здоровье участников дорожного движения. Таким образом заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Администрация ГО Верхотурский в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, государственная пошлина подлежит взысканию с МКУ «Служба заказчика» городского округа Верхотурский. Согласно ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерация государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов, в данном случае в бюджет городского округа Верхотурский. Суд считает возможным освободить МКУ «Служба заказчика» городского округа Верхотурский от уплаты государственной пошлины, в связи с тем, что ответчик является муниципальным учреждением, финансируется за счет средств местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Верхотурский и муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика» городского округа Верхотурский о возложении обязанности произвести специальный осмотр мостового сооружения, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Верхотурский в течении шести месяцев с даты вступления решение суда в законную силу из средств местного бюджета городского округа Верхотурский обеспечить финансирование проведения Муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика» городского округа Верхотурский с привлечением мостоиспытательной организации специального осмотра (обследования) железобетонного мостового сооружения, расположенного по адресу: <адрес>А, согласно требованиям «СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-86» утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, «ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах», утв. Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика» городского округа Верхотурский в течении шести месяцев с даты вступления решение суда в законную силу за счет средств местного бюджета городского округа Верхотурский с привлечением мостоиспытательной организации провести специальный осмотр (обследование) железобетонного мостового сооружения, расположенного по адресу: <адрес>А, согласно требованиям «СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-86» утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, «ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах», утв. Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Верхотурский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Боброва

Копия верна судья А.В. Боброва