ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-550/20 от 26.11.2020 Стрежевской городского суда (Томская область)

<данные изъяты>

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Стрежевой Томской области 26 ноября 2020 г.

Стрежевской городской суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Кураш Е.Н.,

при секретаре - помощнике судьи Шкорлухановой А.Г.,

с участием

представителя истца – старшего помощника прокурора г. Стрежевого Томской области Котенко Л.Н.,

представителей ответчика Акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании Мухитдинова А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Стельмака Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица ЗАО «Энерго Сервис» Бобылева А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Томскнефть» Восточной нефтяной компании о возложении обязанностей,

установил:

Прокурор Нижневартовского района обратился в Стрежевской городской суд Томской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Томскнефть» Восточной нефтяной компании (далее АО «ТН» ВНК), в котором просит суд возложить на АО «Томскнефть» ВНК обязанность в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения антитеррористической защищенности объектов ТЭК: на пункте подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения): установить нижнее дополнительное ограждение на участке основного ограждения протяженностью 2,5 метра, справа от совмещенного для прохода людей и проезда автотранспорта контрольно-пропускного пункта; оборудовать внешним предупредительным ограждением объект и все его критические элементы; оборудовать объект зоной (полосой) отторжения; оборудовать внешний рубеж всех критических элементов объекта и внутренние помещения всех критических элементов объекта системой охранной сигнализации с выводом на пульт центральной охраны; оборудовать входные двери на КПП средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения; модернизировать систему охранной сигнализации в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; оборудовать отдельную комнату для размещения оператора технических средств охраны; модернизировать систему контроля управления доступов в целях обеспечения выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации, обеспечения функции двойной идентификации с использованием биометрических данных; оборудовать точки доступа на все критические элементы объекта и обеспечить досмотр людей на входах в них; оборудовать КПП местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, указательными знаками, резервным освещением, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, лотком для приема бумаги формата А4; модернизировать систему охранного телевидения в целях обеспечения функций видеонаблюдения по сигналам срабатывания охранной сигнализации, обнаружения оставленных предметов, в случае получения сигнала срабатывания технических средств охраны (извещения о тревоге) передачу оператору изображения из охраняемой зоны для оценки характера возможного нарушения, направления движения нарушителя с целью определения оптимальных мер силового или технологического противодействия, совместной работы с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации; оборудовать объект системой охранного освещения; оборудовать объект взрывозащитными средствами. На Площадке промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения): оборудовать проход в контрольно-пропускном зале преграждающим устройством (дверь); оборудовать входные двери на КПП средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия; модернизировать систему охранной сигнализации в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; оборудовать отдельную комнату для размещения оператора технических средств охраны; модернизировать систему контроля управления доступов в целях обеспечения выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации; оборудовать КПП местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, телекамерами для наблюдения за доступом к двери. Оборудовать объект системой охранного освещения. На площадке промысловой компрессорной станции (ГКС Северного месторождения): оборудовать объект нижним дополнительным ограждением в виде металлической решетки с размером ячеи не более 15х15 см; оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом; разместить периметральные средства обнаружения «Редут» 200К в районе блоков КУВНКС и помещения КТПН внутри основного ограждения объекта; модернизировать систему охранной сигнализации в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; оборудовать объект системой охранного освещения. На газотурбинной электростанции 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения: оборудовать объект нижним дополнительным ограждением в виде сварной металлической решетки с размером ячеи не более 15 сантиметров; оборудовать проход в контрольно-пропускном зале контрольно-пропускного пункта преграждающим устройством (дверь); периметральное средство обнаружения «Фланг-125К» технических средств охраны в районе устройства дополнительной сепарации разместить внутри основного ограждения объекта; оборудовать входные двери на КПП средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения; модернизировать систему охранной сигнализации в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; оборудовать отдельную комнату для размещения оператора технических средства охраны; модернизировать систему контроля управления доступов в целях обеспечения выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации; оборудовать КПП местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, указательными знаками, резервным освещением, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, лотком для приема бумаги формата А4; оборудовать объект системой охранного освещения.

В обоснование требований указано, что в октябре 2017 <адрес> по ХМАО-Югре в отношении АО «Томскнефть» ВНК проведена документарная и выездная проверка на предмет соответствия объектов ТЭК требованиям антитеррористической защищенности, установленных федеральным законодательством и Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №458дсп «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса». Проверкой установлено, что в собственности АО «ТН» ВНК находится 4 объекта ТЭК, расположенных на территории Нижневартовского района: <адрес>; площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Северная» Северного месторождения); газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения; пункт подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения). Вышеуказанные объекты включены в перечень категорированных объектов ТЭК, утвержденный распоряжением Губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-рг. Проверкой на указанных объектах выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Федеральный закон) и Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 №458дсп «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», и, как следствие, несоответствие объектов ТЭК необходимому уровню антитеррористической защищенности. Установлены следующие нарушения: Пункт подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения): на участке основного ограждения протяженностью 2,5 метра, справа от совмещенного для прохода людей и проезда автотранспорта контрольно-пропускного пункта, установить нижнее дополнительное ограждение; объект и все его критические элементы не оборудованы внешним предупредительным ограждением; объект не оборудован зоной (полосой) отторжения; внешний рубеж всех критических элементов объекта и внутренние помещения всех критических элементов объекта не оборудован системой охранной сигнализации с выводом на пульт центральной охраны; входные двери на КПП объекта не оборудованы средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения; система охранной сигнализации не модернизирована в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; объект не оборудован отдельной комнатой для размещения оператора технических средств охраны; систему контроля управления доступов не модернизирована в целях обеспечения выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации, обеспечения функции двойной идентификации с использованием биометрических данных; объект не оборудован точками доступа на все критические элементы объекта и обеспечить досмотр людей на входах в них; КПП объекта не оборудовано местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, указательными знаками, резервным освещением, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, лотком для приема бумаги формата А4; систему охранного телевидения не модернизирована в целях обеспечения функций видеонаблюдения по сигналам срабатывания охранной сигнализации, обнаружения оставленных предметов, в случае получения сигнала срабатывания технических средств охраны (извещения о тревоге) передачу оператору изображения из охраняемой зоны для оценки характера возможного нарушения, направления движения нарушителя с целью определения оптимальных мер силового или технологического противодействия, совместной работы с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации; объект не оборудован системой охранного освещения; объект не оборудован взрывозащитными средствами. Площадка промысловой компрессорной станции <адрес> проход в контрольно-пропускном зале объекта не оборудован преграждающим устройством (дверь); входные двери на КПП объекта не оборудованы средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения; система охранной сигнализации не модернизирована в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; объект оборудован отдельной комнатой для размещения оператора технических средств охраны; система контроля управления доступов не модернизирована в целях обеспечения выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации; КПП объекта не оборудована местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, телекамерами для наблюдения за доступом к двери; объект не оборудован системой охранного освещения. Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС Северного месторождения): объект не оборудован нижним дополнительным ограждением в виде металлической решетки с размером ячеи не более 15х15 см; объект не оборудован контрольно-пропускным пунктом: на объекте отсутствуют периметральные средства обнаружения «Редут» 200К в районе блоков КУВНКС и помещения КТПН внутри основного ограждения объекта; на объекте отсутствует система охранной сигнализации в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; объект не оборудован системой охранного освещения. <адрес>: объект не оборудован нижним дополнительным ограждением в виде сварной металлической решетки с размером ячеи не более 15 сантиметров; на объекте отсутствует проход в контрольно-пропускном зале контрольно-пропускного пункта преграждающим устройством (дверь); на объекте не размещено периметральное средство обнаружения «Фланг-125К» технических средств охраны в районе устройства дополнительной сепарации внутри основного ограждения объекта; на КПП объекта не оборудованы входные двери средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения; система охранной сигнализации не модернизирована в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; объект не оборудован отдельную комнату для размещения оператора технических средства охраны; система контроля управления доступов не модернизирована в целях обеспечения выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации; КПП объекта не оборудована местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, указательными знаками, резервным освещением, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, лотком для приема бумаги формата А4; объект не оборудован системой охранного освещения. ДД.ММ.ГГГГ АО «ТН» ВНК выданы предписания с требованием устранить выявленные нарушения до ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Управлением Росгвардии по ХМАО-Югре проведена выездная внеплановая проверка вышеуказанных объектов на предмет устранения ранее выявленных нарушений. В ходе проверки установлено, что указанные ранее в предписании нарушения не устранены, в связи с чем, в декабре 2018 г. АО «ТН» ВНК привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК выданы предписания об устранении не устраненных нарушений со сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Нижневартовского района в мае-июне 2020 г. в отношении АО «ТН» ВНК проведена проверка, которой подтвердилось неустранение указанных выше нарушений. По информации АО «ТН» ВНК, представленной в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанных объектах указанные нарушения не устранены.Также ответчиком в ответе на требование прокуратуры указано, что затраты на модернизацию объектов включены в утвержденный план капитальных вложений АО «ТН» ВНК на основании инвестиционной программы «По приведению категорированных объектов АО «Томскнефть» ВНК в соответствие требованиям 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Инвестиционной программой установлен срок приведения категорированных объектов в соответствие требованиям Федерального закона – 5+ лет (<адрес>.), а также общие затраты в размере 904 млн. руб. При этом, данная инвестиционная программа разработана только в 2019 г., равно как и затраты на модернизацию объектов ТЭК включены в план капитальных вложений на 2020-2024 гг. АО «ТН» ВНК относится к объектам топливно-энергетического комплекса с пребыванием в нем работников учреждения, иных граждан и выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности препятствуют безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, так как нарушения закона создают условия для совершения террористических актов, возможных аварий на объекте топливно-энергетического комплекса, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. Таким образом, АО «ТН» ВНК на протяжении 2017-2020 гг., в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ, п. 7 ст. 4, ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 256-ФЗ, п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Президентом Российской Федерации, не приняты меры по устранению нарушений антитеррористической защищенности объектов ТЭК, принадлежащих ответчику на праве собственности. Неустранение ответчиком выявленных нарушений антитеррористической защищенности объектов ТЭК повлечет возможность возникновения неконтролируемой чрезвычайной ситуации и соответственно угрозу жизни и здоровью граждан.

Представитель истца старший помощник прокурора г. Стрежевого Томской области Котенко Л.Н. заявленные требования прокурора Нижневартовского района поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представители ответчика ОАО «ТН» ВНК Мухитдинов А.Н., Стельмак Д.В. требования прокурора не признали, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика указал, что у общества на территории <адрес> ХМАО –Югры имеется 4 объекта топливно-энергетического комплекса: <данные изъяты> В соответствии с договором аренды имущества (смешанный) от ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» предоставило во временное владение м пользование ЗАО «Энерго Сервис» объект газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения, в связи с чем считает, что исковые требования в части объекта <данные изъяты>, необоснованно предъявлены к АО «ТН» ВНК. В настоящее время объект не эксплуатируется по своему прямому назначению из-за отсутствия попутного нефтяного газа. Обществом принято решение по снижению операционных расходов путем консервации объекта, начало реализации мероприятий планируется в 2021 году. Отмечает, что в отношении критически важных объектов инфраструктуры при проводимых проверках в период <данные изъяты> гг. нарушений выявлено не было, было установлено, что объекты ТЭК не соответствуют необходимому уровню антитеррористической защищенности и обществом осуществляются мероприятия по устранению нарушений антитеррористической защищенности данных объектов, что подтверждается актами проверок и постановлениями по делам об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ Исполнение требований антитеррористической защищенности на объектах ТЭК, расположенных в <адрес>, в течение срока, указанного истцом, может привести к крайне неблагоприятным последствиям, так как обществу будет затруднительно исполнить свои обязательства перед работниками, государством, а также обязанности перед контрагентами. Обществом разрабатываются мероприятия по приведению объектов в состояние, соответствующее закону. В настоящее время обществом в экономически неблагоприятных условиях, разрабатывается программа указанных мероприятий. Выражает сове несогласие со сроком устранения нарушений антитеррористической защищенности объектов ТЭК (<данные изъяты>).

Представитель третьего лица ЗАО «Энерго Сервис» Бобылев А.В. в судебном заседании пояснил, что поддерживает позицию представителей ответчиков.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по ХМАО-Югре Федоткин Е.В., о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился. Просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. В силу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года все лица равны перед судом.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы, а согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно ч.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года каждый в случае спора и его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумных срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Таким образом, Конвенция имеет целью защиту конкретных действительных прав.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц.

Статья 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусматривает, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 2, ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это, в том числе, деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Юридические лица осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий; антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.06.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ) целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона № 256-ФЗ основным принципом обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является, в том числе, обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Антитеррористическая защищенность топливно-энергетического комплекса определяется, как состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта ТЭК, препятствующее совершению на нем террористического акта (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ).

Пунктом 14 ст. 2 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Частью 3 ст. 12 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.10.2009 Президентом Российской Федерации (далее – Концепция), целью противодействия терроризму в Российской Федерации определена защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

В силу п.11 Концепции одним из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций (п.4 ч.2 ст.12 Федерального закона от 21.07.2011 № 256).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 г. № 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми установлены требования обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов, которые являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Из материалов дела следует, что АО «Томскнефть» ВНК является собственником объектов ТЭК: площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Северная» Северного месторождения), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), Пункта подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения), свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии ежегодным планом проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2017 г., в рамках осуществления Росгвардией государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, Управлением федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по ХМАО-Югре, проведена документарная выездная проверка.

Так, актом проверки Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ на объекте ТЭК – площадка промысловой компрессорной станции (ГСК «Вахская» Вахского месторождения») установлены нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256 - ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Федеральный закон) и требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 г. №458дсп «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее Правила), а именно: в нарушение пп. «а» п. 3 приложения к Правилам в качестве преграждающих устройств используются турникеты, вместо положенных дверей; в нарушение п. 112 Правил, входные двери на КПП объекта не оборудованы средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения; в нарушение п. 170 Правил система охранной сигнализации не поддерживает сопряжение с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; в нарушение п. 175 Правил комната размещения оператора технических средств охраны расположена в одном помещении с контролером (постовым) КПП; в нарушение пп. «е», «о» п. 206 Правил система контроля управления доступов не обеспечивает выдачу извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации; в нарушение п. 118 Правил, пп. «б» п. 2 Приложения к Правилам, п. 113, п. 116 Правил КПП объекта не оборудована местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, телекамерами для наблюдения за доступом к двери; объект не оборудован системой охранного освещения. (том <данные изъяты>).

В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ на объекте ТЭК Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения, установлены следующие нарушения требования Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»: в нарушение п. 83 Правил нижнее дополнительное ограждение объекта выполнено в виде сварной решетки с размером ячейки более 15 см., фактический размер ячейки – 20 см.; на объекте в качестве преграждающих устройств используются турникеты вместо положенных дверей (пп. «а» п.3 приложения к Правилам); в нарушение п. 176 Правил, пп. «а» п. 184 Правил примененное на объекте периметральное средство обнаружения «Фланг-125К» технических средств охраны на участке на момент проверки с заданной вероятностью не обнаруживает действия нарушителя и не выдает сигнал срабатывания (извещения) о проникновении; входные двери на КПП объекта не оборудованы средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения (п. 112 Правил); управление системой охранной сигнализации осуществляется без применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению, система охранной сигнализации не поддерживает сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны - системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом (п. 114, п. 170 Правил); комната размещения оператора технических средств охраны расположена в одном помещении с контролером (постовым) КПП (п. 175 Правил); в нарушение пп. «е», «о» п. 206 Правил система контроля управления доступов не обеспечивает выдачу извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации; КПП объекта не оборудована местом (комнатой) досмотра (п. 118 Правил), досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, указательными знаками (пп. «б» п. 3 Приложения Правил), резервным освещением, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, лотком для приема бумаги формата А4 (п. 113, п. 116, п. 126 Правил); КПП не оборудовано устройствами управления оповещения и охранным освещением (п. 13 приложения Правил). (<данные изъяты>).

В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ на объекте ТЭК - площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Северная» Северного месторождения), установлены следующие нарушения: в нарушение п. 83 Правил нижнее дополнительное ограждение объекта выполнено в виде сварной решетки с размером ячейки более 15 см., фактический размер ячейки – 20 см.; в нарушение пп. «д» п. 2 приложения к Правилам п. 90, 104, 105, 106, 107, 108 правил на объекте не установлены предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки; периметральные средства обнаружения «Редут» 200К размещены в районе блоков КУВНКС и помещения КТПН установлены не замаскировано, либо скрыто, фактически расположены снаружи основного ограждения объекта (п. 181 Правил); в нарушение п. 114, п. 170 Правил управление системой охранной сигнализации осуществляется без применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению, система охранной сигнализации не поддерживает сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны - системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; в нарушение п. 3 Приложения к Правилам объект не оборудован контрольно-пропускным пунктом для прохода людей и проезда автотранспорта системой контроля и управления доступом, специальными средствами досмотра; объект не оборудован системой охранного освещения. (п. 13 приложения Правил). (<данные изъяты>).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на объекте ТЭК - Пункт подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения) установлены следующие нарушения: в нарушение (пп. «б» п. 1 приложения Правил на участке основного ограждения протяженностью 2,5 метра, справа от совмещенного для прохода людей и проезда автотранспорта контрольно-пропускного пункта отсутствует нижнее дополнительное ограждение; в нарушение пп. «в» п. 1 приложения к Правилам объект и все его критические элементы не оборудованы внешним предупредительным ограждением; в нарушение пп. «а» п. 2 приложения к Правилам объект не оборудован зоной (полосой) отторжения; в нарушение п.п. 5,6 приложения к Правилам внешний рубеж всех критических элементов объекта и внутренние помещения всех критических элементов объекта не оборудованы системой охранной сигнализации с выводом на пульт центральной охраны; входные двери на КПП объекта не оборудованы средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения (п. 112 Правил); в нарушение п. 174 Правил управление системой охранной сигнализации осуществляется без применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению; система охранной сигнализации не поддерживает сопряжение с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом (п. 170 Правил); комната размещения оператора технических средств охраны расположена в одном помещении с контролером (постовым) КПП (п. 175 Правил); в нарушение пп. «б» п. 204 Правил система контроля управления доступов не обеспечивает выдачу информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта; в нарушение пп. «е», «о» п. 206 Правил система контроля управления доступов не обеспечивает выдачу извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации; в нарушение п. «а» п. 3 приложения к Правилам отсутствуют точки доступа на критические элементы объекта; в нарушение пп. «б» п. 3 Приложения к Правилам на КПП отсутствует досмотровая площадка для автомобильного транспорта, технические средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, указательные знаки; в нарушение п. 113 Правил КПП не оборудовано устройствами управления оповещением и охранным освещением, в нарушение п. 116 Правил КПП не оборудовано переговорным устройством; в нарушение п. 126 Правил кабина контролера (постового) КПП объекта не оснащена лотком для приема бумаги формата А4; в нарушение пп. «б», «г» п. 8 приложения к Правилам система охранного телевидения не обеспечивает видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации, обнаружение оставленных предметов, в нарушение пп. «б», «и», п. 231 Правил система охранного телевидения не обеспечивает в случае получения сигнала срабатывания технических средств охраны (извещения о тревоге) передачу оператору изображения из охраняемой зоны для оценки характера возможного нарушения, направления движения нарушителя с целью определения мер силового или технического противодействия, совместную работу с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации; объект не оборудован системой охранного освещения (п. 13 приложения к Правилам); объект не оборудован взрывозащитными средствами. (п. 16 приложения к Правилам). (<данные изъяты>)

В связи с выявленными нарушениями в отношении АО «Томскнефть» ВНК ДД.ММ.ГГГГ выданы предписания с требованием устранить выявленные нарушения сроком до ДД.ММ.ГГГГ. (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росгвардии по ХМАО-Югре проведена выездная внеплановая проверка вышеуказанных объектов на предмет устранения ранее выявленных нарушений.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на объекте ТЭК – Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения АО «Томскнефть» ВНК указанные в предписании требования об устранении нарушений требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, не устранены. (<данные изъяты>).

В соответствии с актом категорирования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным генеральным директором ОАО «Томскнефть» ВНК, паспортом объекта ТЭК – Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения АО «Томскнефть» ВНК в 2013 г. и согласованным протоколом совместного заседания Антитеррористической комиссии ХМАО-Югры и Оперативного штаба в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ дсп, объекту присвоена категория опасности «Низкая». Порядковый (реестровый) номер категорированного объекта от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела государственного контроля Управления Росгвардии по ХМАО-Югре в отношении АО «Томскнефть» ВНК выдано предписание об устранении выявленных нарушений на объекте ТЭК - Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождении:

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в несоответствии ячейки нижнего дополнительного ограждения требованиям пункта 83 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства дсп от ДД.ММ.ГГГГ (размер ячейки не более 15 см) на протяжении всего периметра объекта;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в том, что проход в контрольно-пропускном зале контрольно-пропускного пункта не оборудован преграждающим устройством (дверь), в связи с чем нарушен пп. «а» п.3 Приложения к Правилам;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в размещении периметральных средств обнаружения «Фланг-125К» технических средств охраны в районе устройства дополнительной сепарации внутри основного ограждения, нарушен п. 181 Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии возможность средств охранной сигнализации, которые выдают извещения о тревоге при попытке их вскрытия или разрушения на входных дверях контрольно-пропускного пункта, в связи с чем нарушен п. 112 Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии возможности сопряжения системы охранной сигнализации с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны (с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом, а также отсутствия возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению, в связи с чем нарушены п. 114, 170 Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии отдельной комнаты для размещения оператора технических средств охраны, в связи с чем нарушен п. 175 Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в том, что на объекте не обеспечена возможность выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации, в связи с чем нарушены п.п. «е», «о» п. 206 Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии на КПП места (комнаты) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, технических средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, устройств управления оповещением и охранным освещением, переговорного устройства, телекамер для наблюдения за доступом к двери, лотка для приема бумаги формата А4, в связи с чем нарушены пп. «б» п.3 Приложения к Правилам, п. 113, 116, 118, 126 Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии на объекте системы охранного освещения, в связи с чем нарушен п. 13 Приложения к Правилам. (<данные изъяты>).

Срок для устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением мирового судьи судебного участка Стрежевского судебного района Томской области ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Энерго Сервис» (поставщик) и АО «Томскнефть» ВНК (покупатель) заключен договор поставки электрической энергии (мощности) , в соответствии с которым поставщик вырабатывает на ГТЭС Западно-Полуденного нмр электрическую энергию (мощность), поставляет ее покупателю, а покупатель принимает т оплачивает электрическую энергию (мощность) на условиях, предусмотренных договором (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Томскнефть» ВНК (арендодатель) и ЗАО «Энерго Сервис» заключен договор аренды имущества (смешанный) , предметом которого является предоставление арендодателем за обусловленную сторонами плату во временное владение и пользование арендатору недвижимого, а также движимого имущества, которое будет использовано последним в своих производственных целях и целях получения коммерческих результатов в соответствии с конструктивными и эксплуатационными данными имущества передаваемого арендатору. (<данные изъяты>).

В соответствии с п. объектом аренды является недвижимое имущество, указанное в приложении .1, и движимое имущество, указанное в приложении .2, являющиеся неотъемлемой частью договора.

В соответствии с приложением .1 к договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, .2 к договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «Энерго Сервси» передано в аренду движимое и недвижимое имущество, находящееся на объекте ТЭК – Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения. <данные изъяты>).

Дополнительным соглашением к договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора аренды имущества (смешанный) от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

Таким образом, на основании договора аренды имущества (смешанный) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с АО «Томскнефть» ВНК, ЗАО «Энерго Сервис» является арендатором объекта ТЭК – Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения.

Согласно акту проверки на объекте ТЭК - Пункт подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения) в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ не выполнены. (<данные изъяты>).

По итогам категорирования по степени потенциальной опасности, согласно акту категорирования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом безопасности объекта ТЭК – Пункт подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения) АО «Томскнефть» ВНК, утвержденным генеральным директором ОАО «Томскнефть» ВНК в 2013 году и согласованным протоколом совместного заседания Антитеррористической комиссии ХМАО-Югры и Оперативного штаба в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ дсп, объекту присвоена категория опасности «Средняя». Порядковый (реестровый) номер категорированного объекта от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела государственного контроля Управления Росгвардии по ХМАО-Югре в отношении АО «Томскнефть» ВНК выдано предписание, в соответствии с которым на объекте ТЭК - Пункт подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения) необходимо устранить нарушения, выраженные:

- в отсутствии нижнего дополнительного ограждения на участке основного ограждения протяженностью 2,5 метра, справа от совмещенного для прохода людей и проезда автотранспорта контрольно-пропускного пункта, в связи с чем нарушен пп. «б» п. 1 приложения к Правилам;

- в несоответствии требованиям п. Правил ячейки нижнего дополнительного ограждения на протяжении всего периметра объекта;

- в отсутствии на объекте и всех его критических элементах внешнего предупредительного ограждения, в связи с чем нарушен пп. «в» п. 1 приложения к Правилам;

- в отсутствии на объекте зоны (полосы) отторжения, в связи с чем нарушен пп. «а» п. 2 приложения к Правилам;

- в отсутствии на всех критических элементах объекта и внутреннего рубежа системы охранной сигнализации, а также во внутренних помещениях всех критических элементов объекта системы охранной сигнализации с выводом на пульт центральной охраны, в связи с чем нарушены п. приложения к Правилам;

- в отсутствии средств охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения, в связи с чем нарушен п. 112 Правил;

- в отсутствии возможности сопряжения системы охранной сигнализации с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны (с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом), а также отсутствия возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению, в связи с чем нарушены п. 114, 170 Правил;

- в отсутствии отдельной комнаты для размещения оператора технических средств охраны, в связи с чем нарушен п. 175 Правил;

- в отсутствии возможности выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации, в связи с чем нарушены п.п. «е», «о» п. 206 Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в том, что на объекте не оборудованы точки доступа на все критические элементы объекта и обеспечить досмотр людей на входах в них, в связи с чем нарушен пп. «а» п. 3 приложения к Правилам;

- в отсутствии на КПП объекта места (комнаты) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, телекамерами для наблюдения за доступом к двери нет лотка для приема бумаги формата А4, в связи с чем нарушены пп. «б» п.3 Приложения к Правилам, п. Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в том, что имеющаяся систем охранного телевидения не обеспечивает следующие функции: видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации, обнаружение оставленных предметов, в случае получения сигнала срабатывания технических средств охраны (извещения о тревоге) передачу оператору изображение из охраняемой зоны для оценки характера возможного нарушения, направления движения нарушителя с целью определения оптимальных мер силового или технологического противодействия, совместной работы с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации, в связи с чем нарушены пп. «б», «г» п. 8 Приложения к Правилам, пп. «б», «и» п. 231 Правил;

- в отсутствии на объекте системы охранного освещения, в связи с чем нарушен п. Приложения к Правилам;

- в отсутствии на объекте взрывозащитных средств, в связи с чем нарушен п. Приложения к Правилам. (<данные изъяты>).

Срок для устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением мирового судьи судебного участка Стрежевского судебного района Томской области ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (<данные изъяты>).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на объекте ТЭК – Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения) в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении выявленных нарушений» не выполнены. (том 3 л.д. 46-49).

В соответствии с актом категорирования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным генеральным директором ОАО «Томскнефть» ВНК, паспортом безопасности объекта ТЭК – Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения), утвержденным генеральным директором ОАО «Томскнефть» ВНК в 2013 году и согласованным протоколом совместного заседания Антитеррористической комиссии ХМАО-Югры и Оперативного штаба в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ дсп, объекту присвоена категория опасности «Низкая». Порядковый (реестровый) номер категорированного объекта от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Томскнефть» ВНК выдано предписание об устранении выявленных нарушений на объекте ТЭК - Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения), а именно:

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в том, что проход в контрольно-пропускном зале контрольно-пропускного пункта не оборудован преграждающим устройством (дверь), в связи с чем нарушен пп. «б» п. 1 приложения к Правилам;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии средств охранной сигнализации, которые выдают извещения о тревоге арии попытке их вскрытия или разрушения на входных дверях контрольно-пропускного пункта, в связи с чем нарушен п. Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии возможности сопряжения системы охранной сигнализации с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны (с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом), а также отсутствия возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению, в связи с чем нарушены п. Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии отдельной комнаты для размещения оператора технических средств охраны, в связи с чем нарушен п. 175 Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии возможности выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации, в связи с чем нарушены п.п. «е», «о» п. 206 Правил.

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии на КПП объекта места (комнаты) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, телекамерами для наблюдения за доступом к двери нет лотка для приема бумаги формата А4, в связи с чем нарушены пп. «б» п.3 Приложения к Правилам, п. Правил;

- устранить нарушение действующего законодательства, выраженное в отсутствии на объекте системы охранного освещения, в связи с чем нарушен п. 13 Приложения к Правилам. <данные изъяты>).

Срок устранения нарушений – ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением мирового судьи судебного участка Стрежевского судебного района Томской области ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (<данные изъяты>).

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на объекте ТЭК – Площадка промысловой компрессорной станции (ГСК «Северная» Северного месторождения») АО «Томскнефть» ВНК указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ требования об устранении нарушений требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, не устранены. (<данные изъяты>).

В соответствии с актом категорирования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным генеральным директором ОАО «Томскнефть» ВНК, паспортом безопасности объекта ТЭК – Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения), утвержденным генеральным директором ОАО «Томскнефть» ВНК в 2013 году и согласованным протоколом совместного заседания Антитеррористической комиссии ХМАО-Югры и Оперативного штаба в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ дсп, объекту присвоена категория опасности «Низкая». Порядковый (реестровый) номер категорированного объекта от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, выданным заместителем начальника отдела государственного контроля Управления Росгвардии по ХМАО –Югре, в отношении АО «Томскнефть» ВНК, на объекте ТЭК – Площадка промысловой компрессорной станции (ГСК «Северная» Северного месторождения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо устранить нарушения действующего законодательства, выраженные:

- в несоответствии ячейки нижнего дополнительного ограждения требованиям п. 83 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГдсп (размер ячейки не более 15 см), на протяжении всего периметра объекта;

- в отсутствии на объекте контрольно-пропускного пункта для прохода людей и проезда автотранспорта, в связи с чем нарушен п. 3 приложения к Правилам;

- в размещении периметральных средств обнаружения РЛД «Редут-200К» технических средств охраны в районе блоков КУВНКС и помещения КТПН внутри основного ограждения объекта, в связи с чем нарушен п. 181 Правил;

- в отсутствии возможности сопряжения системы охранной сигнализации с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны (с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом, а также отсутствия возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению, в связи с чем нарушены п. 114, 170 Правил;

- в отсутствии на объекте системы охранного освещения, в связи с чем нарушен п. 13 приложения к Правилам. <данные изъяты>).

Постановлением мирового судьи судебного участка Стрежевского судебного района Томской области ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. <данные изъяты>).

Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в отношении АО «Томскнефть» направлено требование о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ информации о фактическом устранении нарушений. Указанных в предписаниях Управления Росгвардии по ХМАО-Югре. <данные изъяты>).

В ответе на требование о предоставлении документов АО «Томскнефть» ВНК от ДД.ММ.ГГГГ указало о том, что затраты на модернизацию ИТСО объектов в соответствии с инвестиционной программой по проведению категорированных объектов АО «Томскнефть» ВНК в соответствие с требованиями 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», включены в утвержденный план капитальных вложений Общества для приведения ИТСО в соответствии с требованиями Правил. В соответствии с договором заключенным между Обществом и АО «ТомскНИПИнефть» в настоящее время ведутся работы по разработке проектно-сметной документации по модернизации ИТСО объектов. (том 1 л.д. 116).

Таким образом, на протяжении длительного времени ответчиком на систематической основе не исполняются установленные законодательством требования безопасности и антитеррористической защищенности на объектах ТЭК - Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения), Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Северная» Северного месторождения), Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения, Пункт подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения).

Выявленные нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность производственных объектов, допускают возможность несанкционированного проникновения на объекты топливно-энергетических комплексов и допущены в результате неисполнения АО «Томскнефть» ВНК требований Федерального закона "О противодействии терроризму", Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Правил N 458.

Неоднократное проведение уполномоченными государственными органами контрольно-надзорных мероприятий, а также принятые по их итогам меры реагирования, направленные на устранение допущенных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности на объектах ТЭК Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения), Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Северная» Северного месторождения), Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения, Пункт подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения) АО «Томскнефть» ВНК не повлекли фактическое устранение ответчиком допущенных нарушений.

Таким образом, непринятие ответчиком на протяжении длительного времени мер по обеспечению соблюдения требований антитеррористической защищенности на объектах ТЭК - Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения), Площадка промысловой компрессорной станции (ГКС «Северная» Северного месторождения), Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения, Пункт подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения), создает угрозу жизни и здоровью граждан в случае совершения террористического акта на данном объекте.

Согласно плану мероприятий по устранению выявленных нарушений требований антитеррористической защищенности на категорированных объектах Общества, утвержденным Генеральным директором АО «Томскнефть» ВНК ДД.ММ.ГГГГ, срок выполнения мероприятий на указанных объектах запланирован в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Довод ответчика о том, что исковые требования по объекту ТЭК - Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения, необоснованно предъявлены к АО «Томскнефть» ВНК, поскольку на основании договора аренды ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Обществом и ЗАО «Энерго Сервис» последнему предоставлен спорный объект во временное владение и пользование, данный объект эксплуатируется ЗАО «Энерго Сервис», судом находит необоснованным по следующим основаниям.

В силу статьи 6 Федерального закона N 256-ФЗ от 21 июля 2011 года обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 13 статьи 2 вышеназванного Федерального закона субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с договором аренды имущества (смешанный) от ДД.ММ.ГГГГ, арендодатель обязуется передать (предоставить) арендатору имущество, предусмотренное настоящим договором, в стоянии, соответствующем условиям договора аренды, производственному назначению арендованного имущества и его пригодности для коммерческой эксплуатации. (п. 2.4 договора).

В соответствии с п. 1 ст. 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Поскольку в ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГдсп «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», объект ТЭК - Газотурбинная электростанция 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения, не соответствует необходимому уровню антитеррористической защищенности, при этом, договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между АО «Томскнефть» ВНК И ЗАО «Энерго Сервис» вопрос обеспечения антитеррористической защищенности не урегулирован, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений антитеррористической защищенности должна быть возложена на собственника имущества – АО «Томскнефть» ВНК.

Довод ответчика об отсутствии достаточных средств на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса не является юридически значимым для разрешения спора, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение собственниками таких комплексов указанных требований законодательства с их финансовыми возможностями.

Как следует из положений ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из положений ст.210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу. Учитывая, что нарушение требований законодательства в области безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, при этом установленный срок должен быть реальным для исполнения, в том числе с учетом необходимости проведения комплекса мер для устранения нарушений, необходимости значительного финансирования, суд приходит к выводу, что предложенный прокурором срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, не позднее одного года с момента вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения решения суда, доказательств невозможности исполнения решения в данный срок ответчиками не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Нижневартовского района обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика ОАО «Томскнефть» ВНК в доход муниципального образования городской округ Стрежевой государственную пошлину в размере 6 000 рублей в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Томскнефть» Восточной нефтяной компании о возложении обязанностей удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Томскнефть» Восточной нефтяной компании в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения антитеррористической защищенности объектов ТЭК:

- на пункте подготовки сбора нефти (УПН Вахского месторождения): установить нижнее дополнительное ограждение на участке основного ограждения протяженностью 2,5 метра, справа от совмещенного для прохода людей и проезда автотранспорта контрольно-пропускного пункта; оборудовать внешним предупредительным ограждением объект и все его критические элементы; оборудовать объект зоной (полосой) отторжения; оборудовать внешний рубеж всех критических элементов объекта и внутренние помещения всех критических элементов объекта системой охранной сигнализации с выводом на пульт центральной охраны; оборудовать входные двери на КПП средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения; модернизировать систему охранной сигнализации в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; оборудовать отдельную комнату для размещения оператора технических средств охраны; модернизировать систему контроля управления доступов в целях обеспечения выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации, обеспечения функции двойной идентификации с использованием биометрических данных; оборудовать точки доступа на все критические элементы объекта и обеспечить досмотр людей на входах в них; оборудовать КПП местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, указательными знаками, резервным освещением, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, лотком для приема бумаги формата А4; модернизировать систему охранного телевидения в целях обеспечения функций видеонаблюдения по сигналам срабатывания охранной сигнализации, обнаружения оставленных предметов, в случае получения сигнала срабатывания технических средств охраны (извещения о тревоге) передачу оператору изображения из охраняемой зоны для оценки характера возможного нарушения, направления движения нарушителя с целью определения оптимальных мер силового или технологического противодействия, совместной работы с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации; оборудовать объект системой охранного освещения; оборудовать объект взрывозащитными средствами.

- на Площадке промысловой компрессорной станции (ГКС «Вахская» Вахского месторождения): оборудовать проход в контрольно-пропускном зале преграждающим устройством (дверь); оборудовать входные двери на КПП средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия; модернизировать систему охранной сигнализации в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; оборудовать отдельную комнату для размещения оператора технических средств охраны; модернизировать систему контроля управления доступов в целях обеспечения выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации; оборудовать КПП местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, телекамерами для наблюдения за доступом к двери. Оборудовать объект системой охранного освещения.

- на площадке промысловой компрессорной станции (ГКС Северного месторождения): оборудовать объект нижним дополнительным ограждением в виде металлической решетки с размером ячеи не более 15х15 см; оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом; разместить периметральные средства обнаружения «Редут» 200К в районе блоков КУВНКС и помещения КТПН внутри основного ограждения объекта; модернизировать систему охранной сигнализации в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; оборудовать объект системой охранного освещения.

- на газотурбинной электростанции 7.5 МВт Западно-Полуденного нефтяного месторождения: оборудовать объект нижним дополнительным ограждением в виде сварной металлической решетки с размером ячеи не более 15 сантиметров; оборудовать проход в контрольно-пропускном зале контрольно-пропускного пункта преграждающим устройством (дверь); периметральное средство обнаружения «Фланг-125К» технических средств охраны в районе устройства дополнительной сепарации разместить внутри основного ограждения объекта; оборудовать входные двери на КПП средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения; модернизировать систему охранной сигнализации в целях обеспечения возможности применения административного пароля от несанкционированного доступа к управлению и обеспечения возможности сопряжения с другими системами комплекса инженерно-технических средства охраны, а именно: с системой охранной телевизионной, системой сбора и обработки информации, системой контроля и управления доступом; оборудовать отдельную комнату для размещения оператора технических средства охраны; модернизировать систему контроля управления доступов в целях обеспечения выдачи информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированных действий в отношении объекта, выдачи извещения о тревоге при аварийном открывании преграждающих устройств в случае несанкционированного проникновения, возможности интегрирования с системой охранной сигнализации; оборудовать КПП местом (комнатой) досмотра, досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, указательными знаками, резервным освещением, устройствами управления оповещением и охранным освещением, переговорным устройством, лотком для приема бумаги формата А4; оборудовать объект системой охранного освещения.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании в доход бюджета Муниципального образования городской округ Стрежевой государственную пошлину в размере 6000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Томский областной суд через Стрежевской городской суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья <данные изъяты> Е.Н. Кураш

<данные изъяты>

<данные изъяты>