ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-561/2016 от 01.07.2016 Гусиноозерского городского суда (Республика Бурятия)

№ 2-561/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2016 года г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бадлуевой Е.А.,

при секретаре Вишняковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония » Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным, устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Бурятский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония » Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, УФСИН России по Республике Бурятия, Федеральной службе исполнения наказаний России. При этом прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика по неустранению указанных в исковом заявлении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, обязать ответчиков устранить следующие нарушения законодательства: обеспечить все отряды комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатами быта, постирочными и сушилками; обеспечить отряды комнатами отдыха; комнаты для хранения личных вещей всех отрядов оборудовать стеллажами с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями; камеры хранения личных вещей отрядов , оборудовать настенными вешалками; обеспечить необходимым количеством табуретов общежития отрядов , ; комнаты для умывания отрядов , оборудовать умывальниками в количестве не менее 1 умывальника на 10 осужденных; комнаты для умывания отрядов оборудовать настенными вешалками для полотенец; комнаты для умывания всех отрядов оборудовать ножными ваннами; туалеты отрядов , оборудовать унитазами в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных; туалеты всех отрядов оборудовать лотковыми писсуарами в количестве не менее 1 писсуара на 15 осужденных; привести количество осужденных в отрядах в соответствие с нормативными актами Минюста России в пределах 50-100 человек; создать не менее 6 комнат для проведения длительных свиданий; обеспечить помещение для проведения свиданий детской комнатой, кладовой и санитарным узлом при комнате ожидания. Также прокурор просил обязать ФКУ ИК УФСИН России по РБ в 2-хмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести расчет потребности в денежных средствах на создание в ФКУ ИК- УФСИН России по РБ необходимого количества вышеуказанных комнат в помещениях отрядов, инвентаря, помещений для размещения отрядов, комнат для проведения длительных свиданий, детской комнаты, кладовой и санитарным узлом при комнате ожидания, и довести его до сведения УФСИН России по РБ; при поступлении необходимого финансирования создать в ФКУ ИК УФСИН России по РБ необходимое количество комнат в помещениях отрядов, инвентаря, помещений для размещения отрядов, комнат для проведения длительных свиданий, детской комнаты, кладовой и санитарный узел при комнате ожидания. Также прокурор просил обязать УФСИН России по РБ в месячный срок со дня поступления соответствующего расчета потребности в денежных средствах запросить из ФСИН России необходимые денежные средства на создание в ФКУ ИК- УФСИН России по РБ вышеперечисленных комнат, инвентаря и помещений, незамедлительно при поступлении соответствующего финансирования выделить ФКУ ИК- УФСИН России по РБ необходимые денежные средства на создание в ФКУ ИК- УФСИН России по РБ вышеперечисленных комнат, инвентаря и помещений. Кроме того, прокурор просил обязать ФСИН России в 6-тимесячный срок выделить УФСИН России по РБ необходимые денежные средства на создание в ФКУ ИК- УФСИН России по РБ вышеперечисленных комнат, инвентаря и помещений.

В ходе судебного разбирательства, прокурор изменил исковые требования, просил признать незаконными бездействия ответчиков ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия, Федеральная служба исполнения наказаний России по не устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в части материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, содержащихся в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия, обеспечить все общежития отрядов ФКУ ИК- УФСИН России по республике комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатами быта, постирочными и сушилками, а также обеспечить мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в указанных помещениях, в соответствии с требованиями приказа Минюста России «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 27.07.2006 № 512.

Определением суда от 30.05.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков привлечено Министерство финансов РФ.

Определением суда от 01.07.2016 г. производство по делу прекращено по исковым требованиям в части оборудования камер хранения личных вещей отрядов №, настенными вешалками, обеспечения необходимым количеством табуретов общежития отрядов №, , оборудования комнат для умывания отрядов №, настенными вешалками для полотенец, оборудования камер хранения личных вещей отрядов № стеллажами с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Бельков Н.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, суду пояснил, что Администрацией исправительного учреждения не должным образом обеспечивается право осужденных на материально-бытовое обеспечение. В целях устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ выявленных в ходе ранее проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой республики в адрес начальника УФСИН России по РБ было вынесено представление об устранении допущенных нарушений. Ответчиками нарушения законодательства не устраняются. Просит удовлетворить иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Республике Бурятия по доверенности Прокудина Т.П. иск не признала, суду пояснила, что по п.1, п.2 и п.13 требований истец в исковом заявлении ссылается на нарушение приказа Минюста России от 27.07.2006 г. № 512. Считает, что данный приказ не может быть применен для оборудования здания комнатами, помещениями, так как данным приказом регламентированы нормы обеспечения оборудованием, инвентарем, а не нормы проектирования зданий.

По пункту 12 искового заявления Бурятский прокурор ссылается на не соблюдение требований со стороны Учреждения Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003г. № 130-ДСП.

Согласно п. 1.1 Инструкции ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

В п. 4.1 Инструкции прямо указано, что нормы настоящей Инструкции предназначены: для проектирования ИУ - исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений и для СУ - лечебно-профилактических учреждений, единых помещений камерного - типа, домов ребенка при женских ИК.

Нормы, установленные Инструкцией, действуют со времени издания данного приказа, то есть со 02.06.2003 г., поэтому при проектировании и строительстве зданий на территории учреждения эти нормы не могли быть соблюдены.

Исходя из технических паспортов на здания, расположенные на территории учреждения следует: общежитие - построено в 1973 году; общежитие - построено в 1973 году; общежитие на 300 мест - построено в 1986 году; комнаты длительного свидания находятся в здании КПП со штабом , которое построено в 1973 г.

Таким образом, данные здания и сооружения введены в эксплуатацию до 2003 года. Реконструкция исправительного учреждения за период с момента введения в эксплуатацию и до настоящего времени не проводилась, что подтверждается техническими паспортами.

Кроме того, ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия является исправительным учреждением с общими условиями содержания с лимитом наполнения 1038 человек. Фактически по состоянию на 25 апреля 2016 года в учреждении содержится 989 человек. В настоящее время в учреждении оборудовано и функционирует 4 комнаты длительного свидания и 2 комнаты при колонии поселении. Данное количество является достаточным для обеспечения прав осужденных и их родственников. Многие осужденные пользуются длительными свиданиями в течение 1 суток. Постоянно 1-2 комнаты свободны. Жалоб от осужденных на непредставление им права на длительное или краткосрочное свидание не поступало. Для дополнительного оборудования не менее 6 комнат длительного свидания потребуется возвести новое здание со всеми коммуникациями, так как конструкция здания, где находятся комнаты длительного свидания, не позволит дополнительно оборудовать комнаты. Здание не имеет свободной площади, в которой могли бы быть оборудованы дополнительные комнаты для свиданий с осужденными. Считает, в материалах дела отсутствуют доказательства в подтверждение доводов о нарушении прав осужденных, связанных с отказом администрации в предоставлении свиданий, как краткосрочных, так и длительных по причине отсутствия свободных помещений для свидания.

С пунктами 6, 8, 9, 10 искового заявления также не согласны, так как имеющаяся площадь зданий, помещений не позволяет установить дополнительно умывальники, писсуары, унитазы и т.п., необходима дополнительная площадь.

По пункту 11 искового заявления, УФСИН России по Республике Бурятия направлено письмо в ФСИН России от 15.04.2016 № 4/ТО/12-3166 о сокращении лимитов содержания осужденных в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия.

Требования прокурора по пунктам 3, 4, 5, 7 искового заявления исполнены, приведены в соответствии приказом Минюста России от 27.07.2006 № 512.

Считает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку обращение прокурора в суд с исковым заявлением не соответствует положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу необходимо прекратить. Согласно требованиям статьи 219 КАС РФ истцом пропущен трех месячный срок обращения с исковым заявлением в суд. Нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации выявлены в ходе проведенной прокурорской проверки 27.07.2015 г., однако данное исковое заявление подано по истечении установленного срока для обращения в суд.

Представитель ответчика УФСИН России по РБ по доверенности Насухина Е.В., представители ответчиков УФСИН России по РБ, ФСИН России по доверенностям Кохаев Д.А., Попова С.Г., Плюснина Р.Н. иск не признали, суду пояснили, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" к федеральным органам исполнительной власти отнесена, в том числе, Федеральная служба исполнения наказания.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1314, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. Одной из основных задач ФСИН России является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания.

Финансирование расходов на содержание ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

В силу статьи 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Статьей 6 БК РФ определено, что бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

Согласно части 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений е закон (решение) о бюджете: в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, - в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований; в случае изменения функций и полномочий главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, а также в связи с передачей государственного (муниципального) имущества; в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; в случае использования (перераспределения) средств резервных фондов, а также средств, иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, с указанием в законе (решении) о бюджете объема и направлений их использования; в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предоставляемых на конкурсной основе; в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом - в пределах предусмотренного законом (решением) о бюджете общего объема бюджетных ассигнований главному распорядителю бюджетных средств на оказание государственных (муниципальных) услуг на соответствующий финансовый год;

в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных средств; в случае изменения типа государственных (муниципальных) учреждений и организационно-правовой формы государственных (муниципальных) унитарных предприятий; в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом; в случае перераспределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением бюджетных ассигнований дорожных фондов) при изменении способа финансового обеспечения реализации капитальных вложений в указанный объект государственной (муниципальной) собственности после внесения изменений в решения, указанные в пункте 2 статьи 78.2 и пункте 2 статьи 79 настоящего Кодекса, государственные (муниципальные) контракты или соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений.

Средства федерального бюджета, указанные в абзаце пятом настоящего пункта, предусматриваются Министерству финансов Российской Федерации. Средства бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, указанные в абзаце пятом настоящего пункта, предусматриваются соответствующему финансовому органу либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, регулирующими бюджетные правоотношения (за исключением закона (решения) о бюджете), главному распорядителю бюджетных средств. Порядок использования (порядок принятия решений об использовании, о перераспределении) указанных в абзаце пятом настоящего пункта средств устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись по основаниям, установленным настоящим пунктом, осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, за исключением оснований, установленных абзацами восьмым и десятым настоящего пункта, в соответствии с которыми внесение изменений в сводную бюджетную роспись может осуществляться с превышением общего объема расходов, утвержденных законом (решением) о бюджете.

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.

Прокурором в иске не указан источник выделения денежных средств в условиях дефицита федерального бюджета на 2016 год согласно статье 217 БК РФ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" дефицит федерального бюджета составил <данные изъяты> тыс. рублей. На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" на систему ФСИН России выделено в 2016 году - <данные изъяты><данные изъяты> тыс. руб. Данные лимиты бюджетных обязательств ФСИН России утверждены целевым направлениям расходов согласно государственных программ Российской Федерации на основании ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2016 год, утвержденной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год". ФСИН России не вправе самопроизвольно вносить изменения в бюджетную роспись, такие действия не должны ущемлять права третьих лиц. Перераспределение ассигнований повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Считают, что надлежащим ответчиком в части выделения денежных средств является Министерство финансов РФ. Ссылку прокурора на нарушение приказа Минюста России от 27.07.2006 № 512, считают необоснованной. Приказом Минюста России от 27.07.2006 № 512 утверждена номенклатура, нормы обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Данным приказом регламентируются нормы обеспечения оборудованием, инвентарем. Следовательно, приказ Минюста России от 27.07.2006 № 512 не может быть применен как основание к оборудованию зданий соответствующими комнатами, помещениями.

Только в случае наличия свободных помещений требования прокурора в п. 1, 2, 13 могут быть исполнены. С пунктами 8, 9, 10, 12 искового заявления не согласны. В силу п. 1.1 Инструкции ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Приказ Минюста РФ от 02.06.2013 N 130-ДСП таких случаев не предусматривает, то есть не имеет обратной силы. Положения же УИК РФ не содержат указания на расчетное количество помещений, предназначенных для длительных свиданий, расчетное количество унитазов, лотковых писсуаров, ножных ванн.

Спорные здания и сооружения, указанные в иске введены в эксплуатацию до 2003 года. Реконструкция исправительного учреждения за период с момента введения в эксплуатацию и до настоящего времени не проводилась.

Считают, что прокурором не представлено никаких доказательств в подтверждение доводов о нарушении прав осужденных, связанных с отказом администрации в предоставлении свиданий, как краткосрочных, так и длительных по причине отсутствия свободных помещений для свидания.

Заявляя требования об оборудовании дополнительных помещений для длительных свиданий, прокурор признал в судебном заседании, что для этого необходимо строительство нового здания.

В пределах имеющихся зданий в исправительном учреждении свободных помещений не имеется, а, следовательно, данные мероприятия выполнить невозможно.

По пункту 11 УФСИН России по Республике Бурятия направлено письмо в ФСИН России от 15.04.2016 № 4/ТО/12-3166 о сокращении лимитов содержания осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия.

ФСИН России подготовлен и направлен проект приказа «О внесение изменений в лимиты наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Республике Бурятия, установленные приказом Минюста России от 30.11.2015 № 274» в Министерство Юстиции Российской Федерации. До настоящего времени Министерством Юстиции Российской Федерации не принято соответствующее решение по данному вопросу.

Для выполнения пунктов 1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 13 искового заявления каждый отряд следует оборудовать: комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи; комнатами быта; постирочными и сушилками; комнатами отдыха.

Для выполнения данных мероприятий необходимо наличие дополнительных площадей в следующих размерах: комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи - 30м2; комнатами быта - 8м2; помещение для сушки одежды и обуви - 5,0м2; понятие «постирочная» в Инструкции отсутствует, комната отдыха - 40м2; уборная должна содержать 7 ножных ванн, 2,8м лоткового писсуара, 7 унитазов -30м2. Следовательно в каждом отряде минимально необходимо отнять - 113 м2. Для создания 6 комнат длительных свиданий необходимо 90м2 дополнительных площадей: Кладовой - 15м2; Игровой- 15м2; Комнаты для ожидающих -12м2; Уборной с умывальником для мужчин и для женщин (1 унитаз, 1 писсуар) - 15м2. Для блока помещений комнаты длительных свиданий необходимо - 57 м2 площадей, без учета коридоров и толщины стен. В настоящее время туалет надворного типа имеется в непосредственной близости (шаговой доступности) от комнаты ожидания.

Существующая планировка зданий, в которых размещены осужденные, а также административное здание данными помещениями не располагают, соответственно, необходима перепланировка помещений из спальных помещений отрядов. Данное мероприятие возможно при сокращении лимитов наполнения учреждения, либо при расселении отрядов в другие помещения в помещение существующей столовой и помещение ОСУОНа - отряда со строгими условиями отбывания наказаний, при строительстве последних за счет средств федерального бюджета и утверждения федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы 2017-2025 годы».

УФСИН России по Республике Бурятия 15.01.2016 года №4/ТО/20-267 представило предложения в ФСИН России по включению в проект федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы 2017-2025 годы» мероприятий по строительству (реконструкции) и проектированию объектов уголовно-исполнительной системы по Республике Бурятия: 1. Строительство столовой на 300 мест ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия, г. Гусиноозерск с проведением проектно-изыскательских работ в 2019 году, строительно-монтажных работ в 2020 году; 2. Строительство универсального склада ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия, <адрес> с проведением проектно-изыскательских работ в 2020 году, строительно-монтажных работ в 2021 году; 3. Строительство отряда со строгими условиями отбывания наказаний ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия, <адрес> с проведением проектно-изыскательских работ в 2017 году, строительно-монтажных работ в 2018 году; 4. Строительство бани-санпропускника с прачечной для осужденных с количеством помывочных мест на 25 чел. ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия, <адрес> с проведением проектно-изыскательских работ в 2020 году, строительно-монтажных работ в 2021 году; 5. Реконструкция медицинской части ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия, <адрес> с проведением проектно-изыскательских работ в 2021 году, строительно-монтажных работ в 2022 году; 6. Реконструкция административного здания ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия с проведением проектно-изыскательских работ в 2020 году, строительно-монтажных работ в 2021 году. Направлено письмо в ФСИН России от 10.05.2016 № 4/ТО/20-3805, о предполагаемых сроках утверждения проекта федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы 2017-2025 годы» и объектах вошедших в программу.

Согласно ответу на данное письмо ФСИН России исх.№ 20-27681 от 17.05.2016 сообщило, что в соответствии с решением оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 27.11.2015, по вопросу «О дополнительных мерах по обеспечению прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказаний в местах лишения свободы», утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путинным 06.12.2015, ФСИН России проводится работа по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)».

В соответствии с указанным решением ФСИН России необходимо во II квартале 2016 г. представить в Правительство Российской Федерации проект федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)». Учитывая изложенное, утверждение ФЦП возможно в III квартале 2016 года.

В проект программы запланировано включение объектов ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия, в том числе: «Строительство столовой на 300 мест», «Строительство универсального склада», «Строительство отряда со строгими условиями отбывания наказаний», «Реконструкция административного здания», «Реконструкция медицинской части».

В настоящее время в Российской Федерации действует одна Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы 2007-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2006 года № 540. В перечень объектов включены мероприятия по строительству и реконструкции объектов уголовно-исполнительной системы по следственным изоляторам и исправительным учреждениям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. N 839-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы 2007-2016 годы».

Перечень мероприятий, включенных в Федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы 2007-2016 годы» по УФСИН России по Республике Бурятия представлен в Приложении 1.

Выполнение исковых требований прокурора не зависит от воли ФСИН России, УФСИН России по Республике Бурятия, следовательно, ФСИН России, УФСИН России по Республике Бурятия являются ненадлежащими ответчиками.

Просят учесть, что в настоящее время неизвестно когда Правительство Российской Федерации утвердит федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)», невозможно определить сроки выполнения исковых требований прокурора.

Более того необходимые мероприятия по устранению требований прокурора ответчиками совершены, значит бездействие со стороны ответчиков отсутствует.

С требованиями прокурора о возложении обязанности на ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия в 2-хмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести расчет потребности в денежных средствах на создание в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия необходимого количества вышеуказанных комнат в помещениях отрядов, инвентаря, помещений для размещения отрядов, комнат для проведения длительных свиданий, детской комнаты, кладовой и санитарным узлом при комнате ожидания, и довести его до сведения УФСИН России по Республике Бурятия, не согласны. Данное требование неисполнимо и незаконно заявлено, так как по своей организационно-правовой форме ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Бурятия является казенным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета.

В настоящее время в системе ФСИН России денежные средства отсутствуют на заключение государственных контрактов на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию зданий. Для выполнения перепланировки помещений отрядов необходимо выполнение проектных работ и составления сметной документации. При наличии лимитов бюджетных обязательств сами проектные работы могут быть выполнены в течение 2-х месяцев со дня опубликования закупки в плане графике.

Кроме того, считают, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты, так как признаются незаконными бездействия ответчика по не устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, нарушен срок обращения с заявлением в суд в силу статьи 219 КАС РФ.

Считают, что данный спор не подведомственен судам общей юрисдикции, поскольку иск предусматривает выделение денежных средств из федерального бюджета, значит, является экономическим спором. Просят суд в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.

В судебное заседание представитель 3-го лица Министерства финансов РФ Клишина С.Г. не явилась, извещена надлежаще, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктами 1, 2 и 5 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5479-1 «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с требованиями п. 2.1 раздела 2 Устава ФКУ ИК, утвержденного Приказом ФСИН России от 07.04.2011г. № 213, предметом и целями учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Тем самым государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защиту и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

В судебном заседании было установлено, что в ФКУ ИК- в ходе проверки, проведенной специализированной прокуратурой выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего охрану здоровья, материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, а также при предоставлении осужденным и их родственникам длительных свиданий, гарантированных ст. ст. 13, 89, 99, 110 УИК РФ.

В нарушение требований Постановления Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и приказа Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» в указанном учреждении отсутствуют комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи, комнаты быта, постирочные и сушилки; отряды , не обеспечены комнатами отдыха; в комнатах для хранения личных вещей отрядов не имеется стеллажей с закрывающимися ячейками либо шкафов с антресолями; комнаты для умывания отрядов , не оборудованы умывальниками в количестве не менее 1 на 10 осужденных; комнаты для умывания всех отрядов не оборудованы ножными ваннами; туалеты отрядов , не оборудованы унитазами в количестве не менее 1 на 15 осужденных; туалеты всех отрядов не оборудованы лотковыми писсуарами в количестве не менее 1 на 15 осужденных; количество осужденных в отрядах , не приведено в соответствие с нормативными актами Минюста России в пределах 50-100 человек; создать не менее 6 комнат для проведения длительных свиданий; помещение для проведения свиданий не обеспечено детской комнатой, кладовой и санитарным узлом при комнате ожидания.

С учетом лимита наполнения ФКУ ИК 998 человек в соответствии с п. 7.1 Инструкции вместимость комнат для проведения длительных свиданий должна составлять <данные изъяты>% от лимита наполнения, то есть 84 человека должны находится одновременно на длительном свидании, для чего должно быть оборудовано не менее 10 комнат. Однако в ФКУ ИК- имеется только 4 комнаты. В нарушение Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утв. Приказом Минюста России от 30.12.2005 № 259, в некоторых отрядах содержатся более 100 человек.

Согласно п.п. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

В соответствии с пп. 6 п. 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения порядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно ст. 9 этого же Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий её сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В нарушение требований приказа ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроком эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», где утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, выявленные нарушения не устраняются ответчиками.

В соответствии со ст. 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.

Установленные прокурором нарушения уголовно-исполнительного законодательства нарушают права осужденных отбывать наказание в условиях, установленных законом.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женева 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В решении Европейского Суда по правам человека от 25 ноября 2010 года «Дело «Р. Карасев против Российской Федерации»» указывается, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Ранее Европейский Суд указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

П. 1.1 Инструкции предусмотрено, что ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. Инструкцией фактически определены нормы материально-бытового обеспечения осужденных, улучшающие положение осужденных.

Отсутствие необходимых помещений и обеспечения необходимым инвентарем и мебелью не может быть обусловлено тем, что здания спроектированы и построены до 2003 г., так как это ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 г., что свидетельствует о нарушении прав осужденных.

Таким образом, доводы ответчиков являются несостоятельными, требования Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.

Финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих уголовное наказание на территории Республики Бурятия, осуществляет УФСИН России по РБ, в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов. С учетом объема вложений, необходимых для устранения выявленных недостатков, суд считает возможным установить срок исполнения данного решения с учетом времени необходимого для разрешения всех вопросов финансирования по выделению денежных средств для указанных целей и до окончательного исполнения.

Суд также считает, что прокурор в силу возложенных на него полномочий имеет право обращения в суд с указанным иском, поскольку выступает в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, права которых могут быть нарушены.

Вместе с тем суд считает не подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчиков, поскольку ответчиками принимались меры к устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства. Из материалов дела следует, что ответчики не уклоняются от обязанности по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, проведение всех мероприятий по устранению недостатков обеспечить не имеют возможности ввиду недостаточности выделяемых из федерального бюджета денежных средств. УФСИН России по РБ 15.01.2016 г. направлены во ФСИН России предложения в проект федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы» перечень мероприятий по строительству (реконструкции) и проектированию объектов уголовно-исполнительной системы, в котором отражены мероприятия по строительству и реконструкции зданий и помещений в ФКУ ИК- Согласно сообщению из Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России от 17.05.2016 г. в проект программы запланировано включение объектов ФКУ ИК- УФСИН России по РБ строительство столовой, универсального склада, отряда со строгими условиями отбывания наказаний, реконструкция административного здания, реконструкция медицинской части. Согласно сообщению Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России от 27.05.2016 г. направлен проект приказа «О внесении изменений в лимиты наполнения исправительных учреждений», по ФКУ ИК- предложено направить замечания и мотивированные предложения, данные о жилой площади для размещения осужденных.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония » Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия, Федеральную службу исполнения наказаний России:

- обеспечить все общежития отрядов Федерального казенного учреждения «Исправительная колония » Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатами быта, постирочными и сушилками; обеспечить мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с требованиями приказа Минюста России «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 27.07.2006 г. № 512;

- обеспечить отряды комнатами отдыха;

- комнаты для хранения личных вещей отрядов , стеллажами с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями;

- комнаты для умывания отрядов , оборудовать умывальниками в количестве не менее 1 на 10 осужденных;

- комнаты для умывания всех отрядов оборудовать ножными ваннами;

- туалеты отрядов оборудовать унитазами в количестве не менее 1 на 15 осужденных;

- туалеты всех отрядов оборудовать лотковыми писсуарами в количестве не менее 1 на 15 осужденных;

- привести количество осужденных в отрядах , в соответствие с нормативными актами Минюста России в пределах 50-100 человек;

- создать не менее 6 комнат для проведения длительных свиданий;

- обеспечить помещение для проведения свиданий детской комнатой, кладовой и санитарным узлом при комнате ожидания.

Обязать ФКУ ИК- УФСИН России по РБ в 2-хмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести расчет потребности в денежных средствах на создание в ФКУ ИК- УФСИН России по РБ необходимого количества вышеуказанных комнат в помещениях отрядов, инвентаря, помещений для размещения отрядов, комнат для проведения длительных свиданий, детской комнаты, кладовой и санитарным узлом при комнате ожидания, и довести его до сведения УФСИН России по РБ.

Обязать УФСИН России по РБ в месячный срок со дня поступления соответствующего расчета потребности в денежных средствах запросить из ФСИН России необходимые денежные средства на создание в ФКУ ИК- УФСИН России по РБ вышеперечисленных комнат, инвентаря и помещений.

Обязать ФСИН России в 6-тимесячный срок выделить УФСИН России по РБ необходимые денежные средства на создание в ФКУ ИК- УФСИН России по РБ вышеперечисленных комнат, инвентаря и помещений.

Обязать УФСИН России по РБ незамедлительно при поступлении соответствующего финансирования выделить ФКУ ИК УФСИН России по РБ необходимые денежные средства на создание в ФКУ ИК- УФСИН России по РБ вышеперечисленных комнат, инвентаря и помещений.

Обязать ФКУ ИК- УФСИН России по РБ при поступлении необходимого финансирования создать в ФКУ ИК- УФСИН России по РБ необходимое количество комнат в помещениях отрядов, инвентаря, помещений для размещения отрядов, комнат для проведения длительных; свиданий, детской комнаты, кладовой и санитарный узел при комнате ожидания.

В удовлетворении исковых требований Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными бездействия ответчиков отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06 июля 2016 г.

Председательствующий судья: Бадлуева Е.А.