ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-568/2014 от 30.04.2014 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

  Дело № 2-568/2014 г.

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 30 апреля 2014 года ст. Ессентукская

 Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

 председательствующей судьи Поливанова Д.А.,

 при секретаре судебного заседания Ершове Д.В.,

 с участием:

 помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора С.,

 представителя ответчика П., действующей на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Б. о возложении обязанности обеспечить доступ к береговой полосе озера Тамбукан.

 УСТАНОВИЛ:

 Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора К. обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Б. о возложении обязанности устранить препятствия для доступа граждан к береговой полосе озера Тамбукан, в котором указывает, что на основании постановления главы администрации Предгорного муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района ДД.ММ.ГГГГ с Б. заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с которым указанному лицу предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, цель использования - под размещение объекта недвижимости (бытовой дом с навесом).

 ДД.ММ.ГГГГ Б. обратился в администрацию Предгорного муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что на указанном земельном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности бытовой дом.

 ДД.ММ.ГГГГ администрацией Предгорного муниципального района отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность по тем основаниям, что земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, следовательно, на эти земли распространяется особый правовой режим, а именно не подлежат передаче в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота.

 Решением Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление Б.: признан незаконным отказ администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края в предоставлении Б. земельного участка в границах земель муниципального образования Этокского сельского совета Предгорного района, озеро Тамбукан, на администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края возложена обязанность разрешить Б. приобрести в собственность земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный в границах земель муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района, озеро Тамбукан с кадастровым номером № путем выкупа.

 Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исполнено администрацией Предгорного муниципального района: ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Предгорного муниципального района М. вынесено постановление № «О переоформлении права аренды земельного участка на право собственности Б.», в соответствии с которым прекращено право аренды Б. на земельный участок с кадастровым №, указанный земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, озеро Тамбукан, категория земель - земли особо охраняемых природных территорий, предоставлен в собственность на возмездной основе путем выкупа Б.

 ДД.ММ.ГГГГ управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края с Б. заключен договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенный в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, озеро Тамбукан, категория земель - земли особо охраняемых природных территорий (далее - земельный участок).

 В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности Б. на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ г., номер записи регистрации №.

 Изучением материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером № установлено, что постановлением главы администрации Предгорного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект границ земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты>., расположенного в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, х. Тамбукан, оз.Тамбукан. Категория земель: земли особо охраняемых природных территорий, цель использования: под размещение объекта недвижимости (бытовой дом с навесом).

 В соответствии с указанным проектом (раздел «Описание границ земельного участка») границы земельного участка определены узловыми и поворотными точками. При этом точки под условными обозначениями «<данные изъяты>), закреплены по урезу воды.

 Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № включает в себя территорию береговой полосы озера Тамбукан.

 Согласно информации отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ года) ширина береговой полосы озера Тамбукан составляет 20 метров.

 В результате проверки, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что Б. на земельном участке возведены строения: площадка по добыче лечебной грязи, служебные помещения (литер «В» свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №), вспомогательные помещения с бассейном (литер «Г» свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №), домик для отдыха (литер «А» свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № №), служебные помещения для охраны (литер «С» свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №). Территория земельного участка огорожена забором из металлического профиля на бетонном фундаменте, и бетонной стеной с восточной и западной сторон. Ограждение расположено по периметру земельного участка с кадастровым номером №, непосредственно до уреза воды, в связи с чем исключен доступ граждан к части береговой полосы водного объекта озера Тамбукан в границах земельного участка.

 В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

 В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 В развитие указанного конституционного права в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

 Статьей 1 Закона № 7-ФЗ установлено, что благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

 Кроме того, постановлением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 69-п «Об изменении категории особо охраняемой природной территории и переименовании памятника неживой природы «БИМ Тамбуканские озера» образован государственный природный заказник краевого значения «Озеро Тамбукан» (далее - постановление № 69-п), утверждено «Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Озеро Тамбукан». Согласно п. 5 указанного постановления, оно вступило в силу с 25.06.2007 (опубликовано в «Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края», 15.07.2007, № 24, ст. 6536).

 В соответствии с разделом 2 «Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Озеро Тамбукан», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 69-п, заказник имеет комплексный профиль и предназначен для сохранения и восстановления экологического баланса природного комплекса озер Большой и Малый Тамбукан и прилегающих к ним территорий, с присущим им растительным и животным миром.

 Таким образом, действиями Б. по установке ограждения, ограничивающего доступ к береговой полосе озера Тамбукан, нарушено право неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, иных лиц, на свободное использование береговой полосы озера Тамбукан, на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, иных лиц.

 Основанием для обращения Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в суд является необходимость устранения грубого нарушения требований федерального законодательства, повлекшего нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

 Просят суд возложить на Б. обязанность не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда устранить препятствия для доступа граждан к береговой полосе водного объекта - озера Тамбукан путем демонтажа ограждения земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенного в границах земель муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района, озеро Тамбукан.

 В судебном заседании помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора С. поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.

 Ответчик Б. в судебное заседание не явился, уполномочив своего представителя П. представлять его интересы.

 Представитель ответчика П. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора. В своем отзыве на исковое заявление указала, что решением Предгорного районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление Б., а именно: признан незаконным отказ администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края в предоставлении Б. земельного участка в границах земель муниципального образования Этокского сельского совета Предгорного района, озеро Тамбукан, на администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края возложена обязанность разрешить Б. приобрести в собственность земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный в границах земель муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района, озеро Тамбукан с кадастровым номером <данные изъяты> путем выкупа.

 Решение Предгорного суда Ставропольского края суда исполнено администрацией Предгорного муниципального района и ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Предгорного муниципального района М. вынесено постановление № «О переоформлении права аренды земельного участка на право собственности Б.», в соответствии с которым прекращено право аренды Б. на земельный участок с кадастровым № №, указанный земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, озеро Тамбукан, категория земель -земли особо охраняемых природных территорий, предоставлен в собственность на возмездной основе путем выкупа Б.

 Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края с Б. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли - продажи земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенный в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, озеро Тамбукан, категория земель - земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование - под размещение объекта недвижимости (далее - земельный участок).

 Согласно пояснительной записке к проекту границ земельного участка к кадастровому делу № №, и кадастровых паспортов, земельный участок принадлежащий Б. не содержит каких либо обременении и ограничений в использовании, а также земельный участок сервитутами не обременен.

 Ссылки Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, что озеро «Тамбукан» является местом общего пользования и поэтому обязаны обеспечить беспрепятственный доступ граждан не основаны на законе, а именно: Б. является собственником земельного участка. И он, как собственник земельного участка и находящихся на нем строений, установил ограждение земельного участка, т.к. в соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также в соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище гражданина неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

 Б., ясно обозначил что вход на участок без его разрешения не допускается.

 По смыслу п. 12 ст. 85 ЗК РФ запрет на приватизацию распространяется на те земельные участки, которые заняты объектами общего пользования. Таким образом, если на участке, отнесенном к землям общего пользования, в установленном порядке возведены объекты недвижимости, не являющиеся объектами общего пользования, то, согласно ст. 262 ГК РФ, с момента застройки он не может считаться землей общего пользования (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 N 09АП-6645/2011-ГК по делу N А40-135411/10-152-836).

 Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ссылается на информацию отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы). Однако, исходя из данных государственного водного реестра, озеро «Тамбукан» не относится Кубанскому бассейновому округу, а относится к Западно-Каспийскому бассейновому округу (07).

 Таким образом, данное доказательство является недопустимым и не может иметь значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

 Кроме того, возможность и законность размещения данного ограждения земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером № было проверено государственной экологической экспертизы проведенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № 288 от 20.08.2010г.), в котором указано что Предоставленные материалы «Реконструкция и благоустройство площадки по добыче и разработке лечебной грязи, домика для отдыха, служебных помещений, вспомогательных помещений и бассейна» по объему и содержанию соответствуют задачам и режиму особой охраны территории ООПТ «БИМ Тамбуканские озера», требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 Также проведен экоаудит ООО «Экопроект», о чем выдано экоаудиторское заключение № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано, что Инженерные и производственные решения, предусмотренные при проведении реконструкции «Реконструкция и благоустройство площадки по добыче и разработке лечебной грязи на озере Тамбукан», соответствуют экологическим требованиям и исключают существенное негативное влияние объекта на окружающую среду и в целом проект «Реконструкция и благоустройство площадки по добыче и разработке лечебной грязи на озере Тамбукан» соответствует природоохранным требованиям, законодательным актам по охране окружающей природной среды.

 Факт законности ограждения земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № был исследован при проведении проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведенной ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой был вынесено определение № от ДД.ММ.ГГГГ. о возбуждении дела об административном правонарушении. В отношении данного дела вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно в связи с отсутствием события административного правонарушения,

 Следует отметить, что для рассмотрения данного искового заявления поданного Ставропольским природоохранным прокурором Ставропольского края истек трехлетний срок исковой давности, предусмотренный п.1 ст. 196 ГК РФ, т.к. о наличии строений и забора на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Б. площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре было известно еще в 2010 году.

 А в соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиками, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске.

 Просит суд в удовлетворении искового заявления Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложить на Б. обязанности не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда устранить препятствия для доступа граждан к береговой полосе водного объекта - озера Тамбукан путем демонтажа ограждения земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенного в границах земель муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района, озеро Тамбукан отказать.

 Суд считает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика Б.

 Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Судом установлено, что на основании постановления главы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О переоформлении права аренды земельного участка на право собственности Б.» земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенный в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, озеро Тамбукан, категория земель - земли особо охраняемых природных территорий, предоставлен в собственность на возмездной основе путем выкупа Б. ДД.ММ.ГГГГ управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края с Б. заключен договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенный в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, озеро Тамбукан, категория земель - земли особо охраняемых природных территорий.

 В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности Б. на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ г., номер записи регистрации №.

 Согласно пояснительной записке к проекту границ земельного участка к кадастровому делу № №, и кадастровых паспортов, земельный участок, принадлежащий Б., не содержит каких-либо обременений и ограничений в использовании, а также земельный участок сервитутами не обременен.

 Как следует из материалов дела, земельный участок принадлежащий Б., площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, расположенный в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, озеро Тамбукан, относится к категории земель - земли особо охраняемых природных территорий.

 В соответствии с ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

 Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков, обязаны:использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

 Из представленного экоаудиторского заключения ООО «Экопроект» № ЭА от ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что инженерные и производственные решения, предусмотренные при проведении реконструкции «Реконструкция и благоустройство площадки по добыче и разработке лечебной грязи на озере Тамбукан», соответствуют экологическим требованиям и исключают существенное негативное влияние объекта на окружающую среду и в целом проект «Реконструкция и благоустройство площадки по добыче и разработке лечебной грязи на озере Тамбукан» соответствует природоохранным требованиям, законодательным актам по охране окружающей природной среды.

 На территории, прилегающей к данному земельному участку, располагается водный объект общего пользования – оз. Тамбукан, который не входит в состав земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ответчику Б.

 Согласно «Проекту границ земельного участка» границы земельного участка с кадастровым номером № расположенный в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, озеро Тамбукан, определены узловыми и поворотными точками. При этом точки под условными обозначениями «<данные изъяты>), закреплены по урезу воды.

 Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № включает в себя территорию береговой полосы озера Тамбукан.

 Частями 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ определено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

 В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.

 В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

 В соответствии со ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен, либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

 Однако, согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

 Таким образом, если на участке, отнесенном к землям общего пользования, в установленном порядке возведены объекты недвижимости, не являющиеся объектами общего пользования, то, согласно ст. 262 ГК РФ, с момента застройки он не может считаться землей общего пользования (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 N 09АП-6645/2011-ГК по делу N А40-135411/10-152-836).

 По смыслу ст. 262 ГК РФ собственник вправе огородить или иным способом ясно обозначить, что вход на принадлежащий ему земельный участок без его разрешения не допускается. Следовательно, ограда территории не имеет самостоятельного значения как объект прав, ее назначение - обозначение границ и ограничение доступа на земельный участок.

 Заборы и иные ограждения выполняют функцию по разграничению земельных участков, располагаются на границе смежных земельных участков и связаны с обеспечением использования земельного участка. Назначение такого объекта - обозначение границ и ограничение доступа на земельный участок, устройство для защиты или предупреждения проникновения.

 Как установлено в судебном заседании, территория земельного участка, принадлежащего Б., огорожена по периметру забором, выполненным из металлического профиля на бетонном фундаменте, и бетонной стеной с западной и восточной сторон, и доходит непосредственно до уреза воды.

 Возможность и законность размещения данного ограждения земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № было проверено Государственной экологической экспертизой, проведенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ.), в котором указано что Предоставленные материалы «Реконструкция и благоустройство площадки по добыче и разработке лечебной грязи, домика для отдыха, служебных помещений, вспомогательных помещений и бассейна» по объему и содержанию соответствуют задачам и режиму особой охраны территории ООПТ «БИМ Тамбуканские озера», требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 Факт законности ограждения земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № так же был исследован при проведении проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведенной ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой был вынесено определение № от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении в отношении Б. государственным инспектором управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю Т. вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно в связи с отсутствием события административного правонарушения.

 На основании изложенного суд считает, что демонтаж ограждения земельного участка, принадлежащего Б. нарушит его конституционные права как собственника, поскольку в силу ст. 25 Конституции РФ жилище гражданина неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Земельный участок используется в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к установленной категории земель и разрешенному способу использования; требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, при возведении ограждения были соблюдены.

 В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

 Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ, в силу которой, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

 Как усматривается из представленных материалов, срок исковой давности, предусмотренный п. 1 ст. 196 ГК РФ для рассмотрения данного искового заявления, поданного Ставропольским природоохранным прокурором Ставропольского края, истек, так как о наличии строений и забора на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Б. площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, и возбуждении в отношении Б. дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ года, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре было известно еще в 2010 году, что усматривается из искового заявления и подтверждено в судебном заседании.

 Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» п. 26, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора К. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Б. о возложении обязанности обеспечить доступ к береговой полосе озера Тамбукан – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Предгорный районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения.




 Судья: