ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-593/2014 от 26.03.2014 Кировского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

 Дело №2-593/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 26.03.2014г.          г. Волгоград

 Кировский районный суд г.Волгограда в составе:

 Председательствующего судьи Мальцева С.Н.

 При секретаре судебного заседания Силичеве М.Н.,

 С участием представителя истца Кумицкой Т.В. – Белякова А.В., представителя ответчика администрации Кировского района Волгограда Дудкиной А.В.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 26 марта 2014 года гражданское дело по иску Кумицкой Т.В. к администрации Кировского района Волгограда, администрации Волгограда о сохранении нежилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии, возложении обязанности утвердить технический паспорт здания,

 УСТАНОВИЛ:

 Кумицкая Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о сохранении жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии, возложении обязанности утвердить технический паспорт здания. Свои требования мотивирует тем, что она является собственником нежилого помещения по адресу: <адрес>. Истцом была произведена перепланировка нежилого помещения, которая заключалась в следующем: установка металлических решеток между помещениями торговый зал №9, демонтаж ветхой ненесущей перегородки в комнате №12 длиной 4,85м., монтаж туалетной комнаты №3 площадью 1,9 кв.м., в связи с чем, общая полезная площадь помещения изменилась с 406,1 кв.м. на 401,2 кв.м. Произведенная перепланировка не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не угрожает жизни и здоровью граждан. Просит суд сохранить нежилое помещение по адресу: <адрес> встроенно-пристроенное, первый этаж, общей площадью 401,2 кв.м. в переустроенном и перепланированном состоянии; возложить обязанность на администрацию Волгограда обязанность утвердить технический паспорт здания (строения) от 12.07.2012г., выданный МУП ЦМ БТИ Кировское отделение г. Волгограда.

 Определениями Кировского районного суда г. Волгограда от <ДАТА>. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Кировского района Волгограда, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, на стороне ответчика, - МУП «ЦМ БТИ» Кировское отделение г. Волгограда.

 Истец Кумицкая Т.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, с заявлением об отложении слушания дела не обращалась.

 Представитель истца Кумицкой Т.В. – Беляков А.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

 Представитель ответчика администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался.

 Представитель ответчика администрации Кировского района Волгограда Дудкина А.В. в судебном заседании возражала против удоветворения исковых требований.

 Представитель третьего лица МУП «ЦМ БТИ» Кировское отделение г.Волгограда в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, до судебного заседания обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

 Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы гражданского дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

 Согласно ч.1 ст.29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 части 2 ст.26 ЖК РФ.

 В соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

 В соответствие с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановление администрации Волгограда от 17.04.2012г. №1082, для предоставления муниципальной услуги в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам, схемы, отображающие архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации), согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации (п.2.6). Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие документов, указанных в пункте 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента, несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, капитальный ремонт объектов капитального строительства (п.2.8).

 В судебном заседании установлено, что Кумицкая Т.В. является собственником встроенно-пристроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 04.04.2008г. на имя Кумицкой Т.В., копией технического паспорта втроенно-пристроенного нежилого помещения по состоянию на 12.07.2012г., копией выписки из ЕГРП от 19.11.2013г. № (л.д.-6, 7-13, 7-13об, 14).

 Кумицкой Т.В. без согласования с органом местного самоуправления была произведена реконструкция встроенно-пристроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которая заключалась в следующем: демонтаж деревянных перегородок в комнате №7; монтаж новых деревянных и металлических перегородок с дверными проёмами, в результате чего образовались комнаты №1,2,3,4,5,12,13, а общая площадь изменилась с 406,1 в.м. на 401,2 кв.м., что подтверждается копией заключения МУП «ЦМ БТИ» Кировское отделение г. Волгограда «О техническом состоянии конструкций нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>», копией технического паспорта магазина ТОО «<данные изъяты>» по состоянию на 14.07.1999г. (л.д.-17-23, 47-49, 47-48об).

 После реконструкции общая полезная площадь нежилого помещения составила 401,2 кв.м. (по помещениям: торговый зал №1 площадью 48,3 кв.м., подсобное №2 – 6,1 кв.м., туалет №3 – 1,9 кв.м., коридор №4 – 3,9 кв.м., торговый зал №5 – 58,4 кв.м., складское №6 – 13,0 кв.м., складское №7 – 39,9 кв.м., складское №8 – 31,4 кв.м., холодильная камера №9 – 4,4 кв.м., холодильная камера – 4,0 кв.м., коридор №11 – 12,2 кв.м., тоговый зал №12 – 56,3 кв.м., тоговый зал №13 – 63,2 кв.м., кабинет №14 – 8,2 кв.м., комната отдыха №15 – 16,0 кв.м., кабинет №16 – 7,8 кв.м., коридор №17 – 5,2 кв.м., туалет №18 – 2,2 кв.м., моечная №19 – 5,5 кв.м., коридор №20 – 11,6 кв.м., тамбур №21 – 1,7 кв.м.), что подтверждается копией заключения МУП «ЦМ БТИ» Кировское тделение г. Волгограда «О техническом состоянии конструкций нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» (л.д.-17-23).

 Адинистрацией Волгограда Кумицкой Т.В. было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию встроенно-пристроенного нежилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием документов, указанных в п.2.6, 2.8 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Волгограда от 17.04.2012г. №1082, что подтверждается копией отказа администрации Волгограда от 29.11.2013г. №05и/6876 (л.д.-15).

 Судом установлено, что истцом Кумицкой Т.В. была произведена именно реконструкция встроенно-пристроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку общая полезная площадь помещения изменилась, появились новые помещения, туалет, проведен водопровод, канализация, что подтверждается копией заключения МУП «ЦМ БТИ» Кировское тделение г. Волгограда «О техническом состоянии конструкций нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» (л.д.-17-23). Сторона истца в судебном заседании настаивала, что Кумицкой Т.В. были произведены именно переустройство и перепланировка спорного нежилого помещения.

 Судом принимается во внимание, что согласно выводов заключения МУП «ЦМ БТИ» Кировское отделение г. Волгограда «О техническом состоянии конструкций нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>», выполненная реконструкция не затрагивает интересы смежных квартир, эксплуатирующей и других организаций; не изменяет назначения и пропускную способность общедомовых коммуникаций; не влияет на санитарную и противопожарную безопасность дома в целом и самой квартиры; не ухудшает внешний вид здания; не создает угрозу жизни и здоровью граждан; не нарушает прав и законных интересов граждан, конструктивно не создает угрозу жизни или здоровью.

 У суда не имеется оснований не доверять данному заключению.

 Вместе с тем, судом установлено, что согласно административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» у администрации Волгограда отсутствуют полномочия на согласование и сохранение самовольно выполненной реконструкции нежилого помещения в отсутствие документов, установленных п.2.6 административного регламента, а именно: градостроительного плана земельного участка, сведений об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проекта организации строительства объекта капитального строительства, проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации, если такая документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса; положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч.3.4 ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч.6 ст. 49 настоящего кодекса; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. В связи с чем, истцу администрацией Волгограда отказано в согласовании выполненной ею реконструкции правомерно. Доказательств того, что истцом был предоставлен для согласования выполненной реконструкции полный пакет документов, суду истцом не предоставлено и опровергается отказом администрации Волгограда от 29.11.2013г. №05и/6876 (л.д.-15). Решение об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию самовольной перепланировки от 29.11.2013г. №05и/6876 было принято администрацией Волгограда не позднее чем через 30 дней со дня представления в администрацию документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Доказательств обратного суду не предоставлено.

 В соответствие с ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

 Таким образом, судом установлено, что истцом реконструкция была произведена самовольно, с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию спорного нежилого помещения Кумицкая Т.В. обратилась после произведения реконструкции, то есть в нарушение установленного порядка, без разрешения органа местного самоуправления, что не оспаривалось в судебном заседании участниками судебного разбирательства.

 Полномочия у администрации Кировского района Волгограда на сохранение самовольно реконструированного объекта недвижимости, отсутствуют, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что администрация Кировского района Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу.

     Кроме того, самовольно без официального разрешения была оборудована туалетная комната №4, без разрешения проведен водопровод, сделана канализация.

 Судом также установлено, что у администрации Волгограда отсутствуют полномочия на сохранение самовольно реконструированного объекта недвижимости в отсутствие полного пакета документов, установленного постановлением администрации Волгограда от 17.04.2012г. №1082.

 Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, вопрос о сохранении нежилого помещения в реконструированном состоянии может быть решен судом по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненной реконструкции нежилого помещения. Следовательно, истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав.

 Также истцом заявлены требования о возложении обязанности на администрацию Волгограда утвердить технический паспорт здания (строения) от 12.07.2012г., выданный МУП «ЦМ БТИ» Кировское отделение г. Волгограда, которые не подлежат удовлетворению, поскольку, у администрации Волгограда отсутствуют полномочия по утверждению технического паспорта здания.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кумицкой Т.В. к администрации Кировского района Волгограда, администрации Волгограда о сохранении нежилого помещения по адресу: <адрес> встроенно-пристроенного, первый этаж, общей площадью 401,2 кв.м. в переустроенном и перепланированном состоянии; возложении обязанности на администрацию Волгограда утвердить технический паспорт здания (строения) от 12.07.2012г., расположенного по адресу: <адрес> встроенно-пристроенного, первый этаж, общей площадью 401,2 кв.м., выданный МУП «ЦМ БТИ» Кировское отделение г. Волгограда.

 На основании изложенного и ст.ст.26, 29 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Кумицкой Т.В. к администрации <адрес> Волгограда, администрации Волгограда о сохранении нежилого помещения по адресу: <адрес> встроенно-пристроенного, первый этаж, общей площадью 401,2 кв.м. в переустроенном и перепланированном состоянии; возложении обязанности на администрацию Волгограда утвердить технический паспорт здания (строения) от 12.07.2012г., расположенного по адресу: <адрес> встроенно-пристроенного, первый этаж, общей площадью 401,2 кв.м., выданный МУП «ЦМ БТИ» Кировское отделение г. Волгограда –отказать.

 Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Волгоградского областного суда в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд г. Волгограда.

 Судья                                    С.Н. Мальцев