ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-594/20 от 11.11.2020 Малопургинского районного суда (Удмуртская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-594/2020

УИД 18RS0022-01-2020-000763-41

11 ноября 2020 года с. Малая Пурга УР

Малопургинский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Прохоровой Т.В.

при секретаре Шадриной М.В., секретаре – помощнике судьи Уржумове М.Б.

с участием представителя истца Администрации МО «Малопургинский район» Вершинина И.Б., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, ответчика Колодкиной С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО «Малопургинский район» к Колодкиной Светлане Ивановне о взыскании ущерба

Установил

Истец Администрация МО «Малопургинский район» обратилась в суд с иском к Колодкиной С.И. о взыскании ущерба. Требования мотивирует тем, что приговором Малопургинского районного суда УР от 26.12.2017 года Колодкина С.И. привлечена к ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. Согласно тексту приговора Колодкина С.И., Глава Администрации Муниципального образования «Малопургинский район» Колодкина С.И., наделенная указанными выше организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в Администрации района, являлась должностным лицом органа местного самоуправления злоупотребила должностными полномочиями. Постановлением Правительства УР от 15.04.2013 № 169 утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в УР на 2013-2017 годы (далее - Программа), финансируемая за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) и средств бюджета УР. Колодкина С.И. в связи с исполнением ею на принципах единоначалия служебных обязанностей Главы Администрации МО «Малопургинский район», являлась должностным лицом, ответственным за надлежащую реализацию в установленные сроки социально значимой Программы на обслуживаемой территории Малопургинского района УР, будучи должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченным в соответствии со ст. 33 Устава, заключать муниципальные контракты на строительство жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья во исполнение Программы и организовывать контроль за ее надлежащей реализацией в установленные сроки, Колодкина С.И. несла всю полноту ответственности за достижение задач государственной жилищной политики по соблюдению прав граждан на достойное и комфортное жилье. В ходе реализации этапа Программы на 2014 год, срок окончания которого установлен до 31.12.2015, Глава Администрации района Колодкина С.И., используя предоставленные ей ст. 33 Устава, п. № трудового контракта служебные полномочия, действуя от имени органа местного самоуправления, для переселения граждан, проживающих в аварийных домах, заключила муниципальные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов в Малопургинском районе УР: от 27.11.2014 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой контракта 1 880 760 руб.; от 22.12.2014 года на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов в <адрес> с ценой контракта 7 551 600 рублей; от 26.12.2014 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой 8 315 160 рублей; от 26.12.2014 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой контракта 6 880 160 рублей; от 30.07.2015 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой контракта 1 908 200 рублей; от 30.07.2015 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой контракта 1 695 120 рублей. Согласно условиям заключенных муниципальных контрактов после завершения строительства многоквартирных жилых домов и получения разрешения на ввод их в эксплуатацию ООО ПСФ «Постольский» обязалось передать Администрации МО «Малопургинский район» 25 качественно построенных жилых помещений, соответствующих требованиям, установленным Сводом правил СП 54.13330.2011 «СНИП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», утвержденному приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 № 778, условиям муниципальных контрактов, требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», требованиям технических и градостроительных регламентов, а также иным обязательным нормам, правилам и требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, и иным установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В соответствии с техническим заданием (приложение к заключенным Колодкиной С.И. муниципальным контрактам (далее по тексту - техническое задание) предусмотрены обязательные для исполнения застройщиком требования к возводимым многоквартирным домам: наличие отопления поквартирного газового (индивидуального газового котла) с технологическим подключением к существующим сетям газоснабжения, либо, в случае отсутствия технологической возможности, наличие электрического котла либо дровяной отопительной печи; наличие водоотведения с технологическим подключением к существующим сетям водоотведения, либо, в случае отсутствия технической возможности, наличие общедомовой емкости для сбора жидких бытовых отходов, достаточного объема, определенного расчетным методом; наличие горячего водоснабжения от индивидуального газового котла; пригодность жилых помещений для постоянного проживания граждан и их соответствие требованиям Свода правил СП 54.13330.2011 «СНИП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные». Согласно п. 3.2.1 указанных выше муниципальных контрактов муниципальный заказчик – участник долевого строительства Администрация Муниципального образования «Малопургинский район», возглавляемая Колодкиной С.И., приняла на себя обязательство осуществить приемку жилого помещения (квартиры) и подписать акт приема-передачи в течение пяти рабочих дней с момента уведомления Застройщиком, в случае соответствия требованиям, установленным контрактом, или предоставить Застройщику в указанный срок в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта приема-передачи. Глава Администрации МО «Малопургинский район» Колодкина С.И., вследствие многолетнего опыта работы на муниципальной службе, реализации предыдущего этапа Программы на 2013 год, достоверно знала требования указанных выше нормативных актов, цели, для достижения которых Правительством Удмуртской Республики утверждена Программа, и о своей обязанности руководителя органа местного самоуправления обеспечить переселение нуждающихся граждан во вновь построенные многоквартирные дома, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям и требованиям муниципальных контрактов, соблюсти тем самым права граждан на достойные и комфортные условия проживания, а также интересы государства при реализации жилищной политики. Во исполнение заключенных Колодкиной С.И. от имени органа местного самоуправления муниципальных контрактов в целях реализации этапа Программы на 2014 год, строительной организацией ООО ПСФ «Постольский» как собственными силами, так и с привлечением субподрядной организации - ООО «Малопургинская МСО» в период с 27.11.2014 г. по 27.11.2015 г. выполнено строительство 8 многоквартирных жилых домов, расположенных по указанным адресам. Застройщиком указанные многоквартирные дома возведены с нарушением строительных норм и правил. Вместе с тем застройщиком, вопреки требованиям муниципальных контрактов и технических заданий к ним, строительство многоквартирных жилых домов выполнено с многочисленными существенными нарушениями условий муниципальных контрактов, санитарных норм, правил, строительных регламентов и Градостроительного кодекса РФ, а именно: Администрации района о ходе и реализации этапа Программы на 2014 год, Колодкина С.И. достоверно знала о строительстве 8 многоквартирных жилых домов с указанными выше грубыми нарушениями условий муниципальных контрактов, санитарных норм, правил, регламентов и Градостроительного кодекса РФ, которые препятствовали заселению и проживанию в них граждан - переселенцев из аварийного жилья, и являлись заведомо для Колодкиной С.И. непригодными для проживания. При этом Колодкина С.И. понимала, что для устранения указанных нарушений законодательства и приведения построенных многоквартирных жилых домов в соответствие с муниципальными контрактами потребуется дополнительное время, что неминуемо повлечет за собой срыв срока реализации этапа Программы на 2014 год - до 31.12.2015, и, как следствие, административные и дисциплинарные санкции, критику в ее адрес со стороны руководства Министерства энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики. Не желая наступления для себя указанных негативных последствий, Глава Администрации МО «Малопургинский район» Колодкина С.И., являясь должностным лицом органа местного самоуправления, из иной личной заинтересованности решила злоупотребить своими должностными полномочиями и одновременно не исполнять свою обязанность, предусмотренную п. 3.2.1 муниципальных контрактов, в направлении застройщику мотивированного отказа в приемке домов до устранения допущенных нарушений. В период с 27.11.2014 по 04.08.2015 Колодкина С.И., достоверно осведомленная в силу занимаемого должностного положения и многолетнего опыта работы в органах местного самоуправления, что Застройщиком не выполнены требования муниципальных контрактов в части строительства многоквартирных жилых домов надлежащего качества и соблюдением установленных контрактами технических заданий, а также, что построенные в рамках Программы жилые помещения не благоустроены и не пригодны для проживания граждан, вопреки требованиям ст. 7, 40 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ и трудового контракта, желая извлечь для себя выгоду неимущественного характера, обусловленную карьеризмом, намерением создать о себе благоприятное мнение среди руководства Министерства энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, местных жителей и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Малопургинский район» посредством создания видимости своевременной и надлежащей реализации этапа Программы на 2014 год, а также намерением занять вышестоящую должность Главы муниципального образования «Малопургинский район» (далее - Глава района), решила использовать свои служебные полномочия, предусмотренные ст. 33 Устава, и трудового контракта, муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов в Малопургинском районе Удмуртской Республики, вопреки интересам службы, и осуществить незаконную приемку в муниципальную собственность 25 жилых помещений в указанных выше 8 многоквартирных жилых домах, построенных в рамках Программы, и не соответствующих муниципальным контрактам и установленным санитарным и техническим требованиям, а также организовать передачу жилых помещений гражданам - переселенцам из аварийного жилья, путем заключения соответствующих договоров мены и социального найма, то есть совершить умышленные действия, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением Колодкиной С.И. своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к органам местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо Колодкина С.И. была наделена соответствующими должностными полномочиями. Ответчик, используя свое служебное положение и служебные полномочия, предоставленные ей ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ст. 33 Устава, вопреки интересам службы, достоверно зная о допущенных с ее ведома нарушениях при строительстве 8 многоквартирных жилых домов, построенных в рамках Программы, и не пригодности указанных домов для проживания граждан, умышленно, из иной личной заинтересованности, совершая входящие в круг ее должностных полномочий действия в отсутствие обязательных условий и оснований для их совершения, подписала разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении указанных выше построенных объектов капитального строительства (далее - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), поручила подчиненным работникам Администрации района, входящим в состав Комиссии по приемке (проверке объемов и качества выполненных работ) законченных строительством домов, а также приобретаемых жилых помещений во вновь построенных домах в рамках Программы переселения (далее - Комиссия по приемке), подписать акты приема-передачи жилого помещения (квартиры) - приложение к муниципальным контрактам, а также акты о приеме-передаче здания (сооружения) - унифицированная форма № ОС-1а жилых помещений в указанных выше многоквартирных жилых домах. В последующем указанные жилые помещения были приняты в муниципальную собственность, всего 25 жилых помещений. Зная о неисполнении застройщиком в полном объеме условий муниципальных контрактов, Колодкина С.И. организовала за счет средств бюджета полную оплату ООО ПСФ «Постольский», в том числе за невыполненные работы по обеспечению жилых помещений горячим водоснабжением от индивидуального газового котла, отоплением от индивидуального газового котла, либо, в случае отсутствия технологической возможности, от электрического котла или дровяной отопительной печи. В этой связи, умышленные преступные действия Колодкиной С.И. повлекли причинение бюджетной системе Российской Федерации имущественного ущерба в размере 5 609 056,84 рублей, обусловленного необходимостью устранения допущенных Застройщиком в ходе строительства нарушений и приведения жилых помещений в соответствие с требованиями муниципальных контрактов, а также повлекли причинение существенного вреда охраняемых законом интересам общества и государства, службе в органах местного самоуправления, выразившегося в подрыве авторитета муниципальных органов власти среди населения вследствие не выполнения фактических целей и задач Программы по обеспечению комфортных условий проживания населения при достаточном финансировании со стороны органов власти Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Таким образом обстоятельства принятия указанных жилых помещений в муниципальную собственность, последующую передачу в собственность граждан и несоответствие жилых помещений требованиям строительных норм и правил доказыванию по настоящему исковому заявлению не подлежат. После приемки указанных жилых помещений в собственность граждан на основании решений Малопургинского районного суда УР дела № 2-227/2018, 2-228/2018, 2-229/2018, 2-230/2018, 2-231/2018, 2-232/2018, от 18.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров от улицы до жилого дома, в соответствии с п.3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 26.12.2014; провести газоснабжение квартиры, с установкой котла, газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п.6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 26.12.2014; установить стационарные источники теплоснабжения в квартире, с целью обеспечения эффективной работы системы естественной вентиляции жилого дома, теплоизоляции ограждающих конструкций жилого дома (стен и перекрытий), температурно-влажностного режима в помещениях жилого дома, поступления влажного воздуха из подполья, гидроизоляционной защиты балок пола от грунтовой влаги, вентиляционных отверстий для воздухообмена, мероприятий по защите подпольного помещения от переувлажнения, и как следствие образования грибка и плесени на поверхности деревянных балок пола под квартирами жилого дома, гниения и ослаблении несущих деревянных балок, образования плесени в углах жилых помещений и оконных конструкциях, отслоения обоев в нижней части стен, преждевременному старению конструкций дома, в соответствии с п. 6.1, п. 9.1, п. 9.4, п. 9.5, п. 9.18 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01- 2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778), п.4.1, п.4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), статей 7, 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; На основании решений Малопургинского районного суда УР дела № 2-232/2018, 2-233/2018 от 18.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>: - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров от улицы до входа в подъезд, в соответствии с п.3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту № 106 от 26.12.2014; - провести газоснабжение квартир, с установкой котла, газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п.6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01- 2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 26.12.2014; - разместить помещение санузла, умывальника фаянсового со смесителем унитаза санфаянсового со смывным бачком, в соответствии с п. 5.3 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 г. № 778), раздела «Жилое помещение должно быть оборудовано» технического задания к муниципальному контракту № 106 МО от 26.12.2014 года. На основании решений Малопургинского районного суда УР дела № 2-365/2018, 2- 366/2018 от 18.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров от улицы до жилого дома, в соответствии с п.3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 22.12.2014; провести газоснабжение квартиры, с установкой котла, газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п.6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 22.12.2014; установить стационарный источник теплоснабжения в квартире, с целью обеспечения эффективной работы системы естественной вентиляции жилого дома, теплоизоляции ограждающих конструкций жилого дома (стен и перекрытий), температурно-влажностного режима в помещениях жилого дома, поступления влажного воздуха из подполья, гидроизоляционной защиты балок пола от грунтовой влаги, вентиляционных отверстий для воздухообмена, мероприятий по защите подпольного помещения от переувлажнения, и как следствие образования грибка и плесени на поверхности деревянных балок пола под квартирами жилого дома, гниения и ослаблении несущих деревянных балок, образования плесени в углах жилых помещений и оконных конструкциях, отслоения обоев в нижней части стен, преждевременному старению конструкций дома, в соответствии с и. 6.1, п. 9.1, п. 9.4, п. 9.5, п. 9.18 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778), п.4.1, п.4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), статей 7, 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; провести работы по подключению жилого помещения к централизованной канализации. На основании решений Малопургинского районного суда УР дела № 2-367/2018, 2- 368/2018, 2-369/2018 от 18.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров (твердого дорожного покрытия) от улицы до жилого дома, в соответствии с п. 3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 22.12.2014; провести работы по газоснабжению квартиры, с установкой индивидуального газового котла и газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п.6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 22.12.2014; выполнить работы по установке стационарные стационарных источников теплоснабжения в квартире, с целью обеспечения благоприятного микроклимата в квартирах жилого дома и поддержания санитарно- эпидемиологических норм в жилых помещениях, и как следствие образовании плесени на поверхности отделочных покрытий в квартире жилого дома, в соответствии с п. 9.1, п. 9.4, п. 9.5, п. 9.18 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778), п.4.1, п.4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), статей 7, 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На основании решения Малопургинского районного суда УР дело № 2-372/2018 от 16.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров от улицы до жилого дома, в соответствии с п.3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту № 30 МО от 30.07.2015; провести газоснабжение квартиры, с установкой котла, газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п. 6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту № 30 МО от 30.07.2015; установить стационарные источники теплоснабжения в квартирах, с целью обеспечения эффективной работы системы естественной вентиляции жилого дома, теплоизоляции ограждающих конструкций жилого дома (стен и перекрытий), температурно-влажностного режима в помещениях жилого дома, поступления влажного воздуха из подполья, гидроизоляционной защиты балок пола от грунтовой влаги, вентиляционных отверстий для воздухообмена, мероприятий по защите подпольного помещения от переувлажнения, и как следствие образования грибка и плесени на поверхности деревянных балок пола под квартирами жилого дома, гниения и ослаблении несущих деревянных балок, образования плесени в углах жилых помещений и оконных конструкциях, отслоения обоев в нижней части стен, преждевременному старению конструкций дома, в соответствии с п. 6.1, п. 9.1, п. 9.4, п. 9.5, п. 9.18 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778), п.4.1, п.4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), статей 7, 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На основании решения Малопургинского районного суда УР дело № 2-370/2018, 2- 371/2018 от 29.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> Администрацией муниципального образования «Малопургинский район» была произведена оплата строительно-монтажных работ установке и монтажу газового оборудования и системы отопления гражданам в размере 176 267 руб., 163 046 руб. (оплачены платежными поручениями № 8211, 8213 от 08.10.2018). На основании решения Малопургинского районного суда УР дело № 2-715/2018 от 26.06.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Собственником были произведены строительно-монтажные работы по газоснабжению с установкой газового котла и газовой плиты, оплата расходов на изготовление проекта газоснабжения, за технологическое присоединения к газораспределительным сетям, на приобретение котла газового с дымоходом, на материалы для монтажа системы отопления на сумму 66 196,70 руб. Во исполнение решений Малопургинского районного суда УР истцом также понесены следующие расходы: в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - монтаж оборудования поквартирных систем отопления - квартиры на сумму 99 692,00 рублей; переустройство систем электроснабжения и водоснабжения на сумму 99 907 рублей; переустройство систем отопления на сумму 99 837,00 рублей; переустройство системы водоснабжения на сумму 99 837,00 рублей; монтаж электрооборудования на сумму 99 988 рублей; подключение объекта к сетям газораспределения на сумму 83 679,31 рублей; расходы по техническому надзору 9 185,12 рублей; технадзор на объекте на сумму 19 618,68 рублей; газоснабжение многоквартирного дома на сумму 637 715,00 рублей; газоснабжение 42 000 рублей; ввод в эксплуатацию сетей газоснабжения на сумму 52 899,60 рублей; качели детские для благоустройства территории жилого дома 16 300,00 рублей; электроремонтные работы и благоустройство 184 940,40 рублей; в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>: технадзор на сумму 6 201,20 рублей; ввод в эксплуатацию сети газоснабжения на сумму 5 042,73 рублей; выполнение работ по монтажу системы газоснабжения, отопления и устройство перегородок квартиры на сумму 149 848,90 рублей; техническое присоединение объекта капитального строительства на сумму 18 700 рублей; газификация и ремонтные работы на сумму 142 890,00 рублей; в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>: ввод в эксплуатацию сети газоснабжения на сумму 2 407,20 рублей; в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>: подключение объекта к сетям газораспределения на сумму на сумму 38 800 рублей; выполнение работ по монтажу системы газоснабжения, отопления на сумму 119 725,00 рублей; техническое присоединение объекта капитального строительства 19 400,00 рублей; ввод в эксплуатацию сети газопотребления на сумму 12 045,60 рублей; в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>: газоснабжение и отопление на сумму 793 913,00 рублей; технический надзор 13 358,59 рублей; ввод в эксплуатацию сетей газопотребления 57 205,20 рублей; работы по ремонту многоквартирного дома на сумму 1 005 876,00 рублей. Кроме того, на основании решения Малопургинского районного суда УР от 19.06.2019 года Администрацией муниципального образования «Малопургинский район» выплачено в пользу КГП 62 175,00 рублей платежным поручением №7049 от 05.08.2019 года. Администрацией муниципального образования «Малопургинский район» понесены расходы на общую сумму 176 267 руб. + 163 046 руб. + 66 196,70 руб. + 99 692,00 рублей + 99 907 рублей + 99 837,00 рублей + 99 837,00 рублей + 99 988 рублей + 83 679,31 рублей + 9 185,12 рублей + 19 618,68 рублей + 637 715,00 рублей + 42 000 рублей + 52 899,60 рублей + 16 300,00 рублей + 184 940,40 рублей + 6 201,20 рублей + 5 042,73 рублей + 149 848,90 рублей + 18 700 рублей + 18 700 рублей + 142 890,00 рублей + 2 407,20 рублей + 2 407,20 рублей + 38 800 рублей + 119 725,00 рублей + 19 400,00 рублей + 12 045,60 рублей +793 913,00 рублей + 13 358,59 рублей + 57 205,20 рублей + 1 005 876,00 рублей + 62 175,00 рублей = 4 419 804,43 рублей. Просит взыскать с Колодкиной С. И. в пользу Администрации муниципального образования «Малопургинский район» убытки в размере 4 419 804,43 рублей.

В последующем Администрация муниципального образования «Малопургинский район» исковые требования уточнила, просит взыскать с Колодкиной С. И. в пользу Администрации муниципального образования «Малопургинский район» убытки в размере 4 855 136,32 рублей.

В судебном заседании:

Представитель истца Администрации МО «Малопургинский район» Вершинин И.Б. уточненные исковые требования поддержал.

Ответчик Колодкина С.И. с исковыми требованиями не согласна, представила возражение на исковое заявление, согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать, также представила ходатайство о применении срока исковой давности, просит применить последствия пропуска истцом срока исковой давности. Также просит учесть материальное положение и снизить размер ущерба.

Суд, согласно ст. 67 ГПК РФ всесторонне, полно, объективно и непосредственно исследовав представленные доказательства, пришел к следующему выводу.

Исковые требования Администрации МО «Малопургинский район» к Колодкиной С. И. о взыскании ущерба подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно приговора Малопургинского районного суда УР от 26.12.2017 года Колодкина С. И. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Согласно тексту приговора Колодкина С.И., Глава Администрации Муниципального образования «Малопургинский район» Колодкина С.И., наделенная указанными выше организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в Администрации района, являлась должностным лицом органа местного самоуправления злоупотребила должностными полномочиями. Постановлением Правительства УР от 15.04.2013 № 169 утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в УР на 2013-2017 годы (далее - Программа), финансируемая за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) и средств бюджета УР. Колодкина С.И., в связи с исполнением ею на принципах единоначалия служебных обязанностей Главы Администрации МО «Малопургинский район», являлась должностным лицом, ответственным за надлежащую реализацию в установленные сроки социально значимой Программы на обслуживаемой территории Малопургинского района УР, будучи должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченным в соответствии со ст. 33 Устава, заключать муниципальные контракты на строительство жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья во исполнение Программы и организовывать контроль за ее надлежащей реализацией в установленные сроки, Колодкина С.И. несла всю полноту ответственности за достижение задач государственной жилищной политики по соблюдению прав граждан на достойное и комфортное жилье. В ходе реализации этапа Программы на 2014 год, срок окончания которого установлен до 31.12.2015, Глава Администрации района Колодкина С.И., используя предоставленные ей ст. 33 Устава, п. № трудового контракта служебные полномочия, действуя от имени органа местного самоуправления, для переселения граждан, проживающих в аварийных домах, заключила муниципальные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов в Малопургинском районе УР: от 27.11.2014 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой контракта 1 880 760 руб.; от 22.12.2014 года на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов в <адрес> с ценой контракта 7 551 600 рублей; от 26.12.2014 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой 8 315 160 рублей; от 26.12.2014 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой контракта 6 880 160 рублей; от 30.07.2015 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой контракта 1 908 200 рублей; от 30.07.2015 года на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с ценой контракта 1 695 120 рублей. Согласно условиям заключенных муниципальных контрактов после завершения строительства многоквартирных жилых домов и получения разрешения на ввод их в эксплуатацию ООО ПСФ «Постольский» обязалось передать Администрации МО «Малопургинский район» 25 качественно построенных жилых помещений, соответствующих требованиям, установленным Сводом правил СП 54.13330.2011 «СНИП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», утвержденному приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 № 778, условиям муниципальных контрактов, требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», требованиям технических и градостроительных регламентов, а также иным обязательным нормам, правилам и требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, и иным установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В соответствии с техническим заданием (приложение к заключенным Колодкиной С.И. муниципальным контрактам (далее по тексту - техническое задание) предусмотрены обязательные для исполнения застройщиком требования к возводимым многоквартирным домам: наличие отопления поквартирного газового (индивидуального газового котла) с технологическим подключением к существующим сетям газоснабжения, либо, в случае отсутствия технологической возможности, наличие электрического котла либо дровяной отопительной печи; наличие водоотведения с технологическим подключением к существующим сетям водоотведения, либо, в случае отсутствия технической возможности, наличие общедомовой емкости для сбора жидких бытовых отходов, достаточного объема, определенного расчетным методом; наличие горячего водоснабжения от индивидуального газового котла; пригодность жилых помещений для постоянного проживания граждан и их соответствие требованиям Свода правил СП 54.13330.2011 «СНИП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные». Согласно п. 3.2.1 указанных выше муниципальных контрактов муниципальный заказчик – участник долевого строительства Администрация Муниципального образования «Малопургинский район», возглавляемая Колодкиной С.И., приняла на себя обязательство осуществить приемку жилого помещения (квартиры) и подписать акт приема-передачи в течение пяти рабочих дней с момента уведомления Застройщиком, в случае соответствия требованиям, установленным контрактом, или предоставить Застройщику в указанный срок в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта приема-передачи. Глава Администрации МО «Малопургинский район» Колодкина С.И., вследствие многолетнего опыта работы на муниципальной службе, реализации предыдущего этапа Программы на 2013 год, достоверно знала требования указанных выше нормативных актов, цели, для достижения которых Правительством Удмуртской Республики утверждена Программа, и о своей обязанности руководителя органа местного самоуправления обеспечить переселение нуждающихся граждан во вновь построенные многоквартирные дома, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям и требованиям муниципальных контрактов, соблюсти тем самым права граждан на достойные и комфортные условия проживания, а также интересы государства при реализации жилищной политики. Во исполнение заключенных Колодкиной С.И. от имени органа местного самоуправления муниципальных контрактов в целях реализации этапа Программы на 2014 год, строительной организацией ООО ПСФ «Постольский» как собственными силами, так и с привлечением субподрядной организации - ООО «Малопургинская МСО» в период с 27.11.2014 г. по 27.11.2015 г. выполнено строительство 8 многоквартирных жилых домов, расположенных по указанным адресам. Застройщиком указанные многоквартирные дома возведены с нарушением строительных норм и правил. Вместе с тем застройщиком, вопреки требованиям муниципальных контрактов и технических заданий к ним, строительство многоквартирных жилых домов выполнено с многочисленными существенными нарушениями условий муниципальных контрактов, санитарных норм, правил, строительных регламентов и Градостроительного кодекса РФ, а именно: Администрации района о ходе и реализации этапа Программы на 2014 год, Колодкина С.И. достоверно знала о строительстве 8 многоквартирных жилых домов с указанными выше грубыми нарушениями условий муниципальных контрактов, санитарных норм, правил, регламентов и Градостроительного кодекса РФ, которые препятствовали заселению и проживанию в них граждан - переселенцев из аварийного жилья, и являлись заведомо для Колодкиной С.И. непригодными для проживания. При этом Колодкина С.И. понимала, что для устранения указанных нарушений законодательства и приведения построенных многоквартирных жилых домов в соответствие с муниципальными контрактами потребуется дополнительное время, что неминуемо повлечет за собой срыв срока реализации этапа Программы на 2014 год - до 31.12.2015, и, как следствие, административные и дисциплинарные санкции, критику в ее адрес со стороны руководства Министерства энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики. Не желая наступления для себя указанных негативных последствий, Глава Администрации МО «Малопургинский район» Колодкина С.И., являясь должностным лицом органа местного самоуправления, из иной личной заинтересованности решила злоупотребить своими должностными полномочиями и одновременно не исполнять свою обязанность, предусмотренную п. 3.2.1 муниципальных контрактов, в направлении застройщику мотивированного отказа в приемке домов до устранения допущенных нарушений. В период с 27.11.2014 по 04.08.2015 Колодкина С.И., достоверно осведомленная в силу занимаемого должностного положения и многолетнего опыта работы в органах местного самоуправления, что Застройщиком не выполнены требования муниципальных контрактов в части строительства многоквартирных жилых домов надлежащего качества и соблюдением установленных контрактами технических заданий, а также, что построенные в рамках Программы жилые помещения не благоустроены и не пригодны для проживания граждан, вопреки требованиям ст. 7, 40 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ и трудового контракта, желая извлечь для себя выгоду неимущественного характера, обусловленную карьеризмом, намерением создать о себе благоприятное мнение среди руководства Министерства энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, местных жителей и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Малопургинский район» посредством создания видимости своевременной и надлежащей реализации этапа Программы на 2014 год, а также намерением занять вышестоящую должность Главы муниципального образования «Малопургинский район» (далее - Глава района), решила использовать свои служебные полномочия, предусмотренные ст. 33 Устава, и трудового контракта, муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов в Малопургинском районе Удмуртской Республики, вопреки интересам службы, и осуществить незаконную приемку в муниципальную собственность 25 жилых помещений в указанных выше 8 многоквартирных жилых домах, построенных в рамках Программы, и не соответствующих муниципальным контрактам и установленным санитарным и техническим требованиям, а также организовать передачу жилых помещений гражданам - переселенцам из аварийного жилья, путем заключения соответствующих договоров мены и социального найма, то есть совершить умышленные действия, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением Колодкиной С.И. своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к органам местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо Колодкина С.И. была наделена соответствующими должностными полномочиями.

Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Таким образом обстоятельства принятия указанных жилых помещений в муниципальную собственность, последующую передачу в собственность граждан и несоответствие жилых помещений требованиям строительных норм и правил доказыванию по настоящему исковому заявлению не подлежат.

На основании решений Малопургинского районного суда УР дела № 2-227/2018, 2-228/2018, 2-229/2018, 2-230/2018, 2-231/2018, 2-232/2018, от 18.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров от улицы до жилого дома, в соответствии с п.3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 26.12.2014; провести газоснабжение квартиры, с установкой котла, газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п.6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 26.12.2014; установить стационарные источники теплоснабжения в квартире, с целью обеспечения эффективной работы системы естественной вентиляции жилого дома, теплоизоляции ограждающих конструкций жилого дома (стен и перекрытий), температурно-влажностного режима в помещениях жилого дома, поступления влажного воздуха из подполья, гидроизоляционной защиты балок пола от грунтовой влаги, вентиляционных отверстий для воздухообмена, мероприятий по защите подпольного помещения от переувлажнения, и как следствие образования грибка и плесени на поверхности деревянных балок пола под квартирами жилого дома, гниения и ослаблении несущих деревянных балок, образования плесени в углах жилых помещений и оконных конструкциях, отслоения обоев в нижней части стен, преждевременному старению конструкций дома, в соответствии с п. 6.1, п. 9.1, п. 9.4, п. 9.5, п. 9.18 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01- 2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778), п.4.1, п.4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), статей 7, 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании решения Малопургинского районного суда УР дела № 2-233/2018 от 18.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>: - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров от улицы до входа в подъезд, в соответствии с п.3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 26.12.2014; - провести газоснабжение квартир, с установкой котла, газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п.6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01- 2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 26.12.2014; - разместить помещение санузла, умывальника фаянсового со смесителем унитаза санфаянсового со смывным бачком, в соответствии с п. 5.3 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 г. № 778), раздела «Жилое помещение должно быть оборудовано» технического задания к муниципальному контракту от 26.12.2014 года.

На основании решений Малопургинского районного суда УР дела № 2-365/2018, 2-366/2018 от 18.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров от улицы до жилого дома, в соответствии с п.3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 22.12.2014; провести газоснабжение квартиры, с установкой котла, газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п.6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 22.12.2014; установить стационарный источник теплоснабжения в квартире, с целью обеспечения эффективной работы системы естественной вентиляции жилого дома, теплоизоляции ограждающих конструкций жилого дома (стен и перекрытий), температурно-влажностного режима в помещениях жилого дома, поступления влажного воздуха из подполья, гидроизоляционной защиты балок пола от грунтовой влаги, вентиляционных отверстий для воздухообмена, мероприятий по защите подпольного помещения от переувлажнения, и как следствие образования грибка и плесени на поверхности деревянных балок пола под квартирами жилого дома, гниения и ослаблении несущих деревянных балок, образования плесени в углах жилых помещений и оконных конструкциях, отслоения обоев в нижней части стен, преждевременному старению конструкций дома, в соответствии с и. 6.1, п. 9.1, п. 9.4, п. 9.5, п. 9.18 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778), п.4.1, п.4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), статей 7, 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; провести работы по подключению жилого помещения к централизованной канализации.

На основании решений Малопургинского районного суда УР дела № 2-367/2018, 2- 368/2018, 2-369/2018 от 18.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров (твердого дорожного покрытия) от улицы до жилого дома, в соответствии с п. 3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту № 100 от 22.12.2014; провести работы по газоснабжению квартиры, с установкой индивидуального газового котла и газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п.6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 22.12.2014; выполнить работы по установке стационарные стационарных источников теплоснабжения в квартире, с целью обеспечения благоприятного микроклимата в квартирах жилого дома и поддержания санитарно- эпидемиологических норм в жилых помещениях, и как следствие образовании плесени на поверхности отделочных покрытий в квартире жилого дома, в соответствии с п. 9.1, п. 9.4, п. 9.5, п. 9.18 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778), п.4.1, п.4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), статей 7, 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании решения Малопургинского районного суда УР дело № 2-372/2018 от 16.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению следующих мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - выполнить работы по устранению трещин на отмостке жилого дома и обустройству тротуаров от улицы до жилого дома, в соответствии с п.3.26 главы 10 СП 82.13330.2015 «Благоустройство территорий», раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 30.07.2015; провести газоснабжение квартиры, с установкой котла, газовой плиты, с монтажом системы отопления, в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п. 6.1.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N2 279), п.4.1, п.4.2, п.4.5, п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N64), раздела «Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности» технического задания к муниципальному контракту от 30.07.2015; установить стационарные источники теплоснабжения в квартирах, с целью обеспечения эффективной работы системы естественной вентиляции жилого дома, теплоизоляции ограждающих конструкций жилого дома (стен и перекрытий), температурно-влажностного режима в помещениях жилого дома, поступления влажного воздуха из подполья, гидроизоляционной защиты балок пола от грунтовой влаги, вентиляционных отверстий для воздухообмена, мероприятий по защите подпольного помещения от переувлажнения, и как следствие образования грибка и плесени на поверхности деревянных балок пола под квартирами жилого дома, гниения и ослаблении несущих деревянных балок, образования плесени в углах жилых помещений и оконных конструкциях, отслоения обоев в нижней части стен, преждевременному старению конструкций дома, в соответствии с п. 6.1, п. 9.1, п. 9.4, п. 9.5, п. 9.18 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778), п.4.1, п.4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), статей 7, 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании решений Малопургинского районного суда УР дело № 2-370/2018, 2-371/2018 от 29.05.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Администрацией муниципального образования «Малопургинский район» была произведена оплата строительно-монтажных работ установке и монтажу газового оборудования и системы отопления гражданам в размере 176 267 руб., 163 046 руб. (оплачены платежными поручениями № 8211, 8213 от 08.10.2018).

На основании решения Малопургинского районного суда УР дело № 2-715/2018 от 26.06.2018 года на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» были возложены обязанности по проведению мероприятий в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Истцом Администрацией МО «Малопургинский район» понесены расходы для проведения работ по устранению недостатков в жилых помещениях, определенных в вышеуказанных судебных решениях на общую сумму 4 357 629 руб. 43 коп.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что приговором Малопургинского районного суда УР от 26.12.2017 года Колодкина С. И. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа, на момент причинения ущерба ответчик являлась Главой Администрации МО «Малопургинский район».

На основании статьи 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Согласно п.5 ч.1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника при причинении ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.

Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Таким образом, начало течения годичного срока для обращения работодателя в суд с иском о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, определяется в соответствии с названной нормой днем обнаружения работодателем такого ущерба.

Суд приходит к выводу, что требования о возмещении ущерба на общую сумму 4 357 629 руб. 43 коп. в связи с исполнением решений Малопургинского районного суда УР от 18.05.2018 года (вступивших в законную силу 26.06.2018 года) по делам №2-227/2018, 2-228/2018, 2-229/2018, 2-230/2018, 2-231/2018, 2-232/2018, 2-233/2018, 2-365/2018, 2-366/2018, 2-367/2018, 2-368/2018, 2-369/2018, по решению Малопургинского районного суда УР от 16.05.2018 года (вступившего в законную силу 22.06.2018 года) по делу №2-372/2018, решений Малопургинского районного суда УР от 29.05.2018 (вступивших в законную силу 05.07.2018 года) по делам №2-370/2018, №2-371/2018, решению Малопургинского районного суда УР от 29.05.2018 (вступившего в законную силу 03.08.2018 года) по делу 2-715/2018, предъявлены по истечении одного года с момента начала течения срока исковой давности, то есть с момента вступления в силу решений данных судов срок исковой давности по заявленным требованиям пропущен, так как исковое заявление предъявлено в Малопургинский районный суд УР 12.05.2020 года, в связи с чем исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Доводы представителя истца о том, что суммы ущерба были определены по истечении произведенных работ по устранению недостатков в жилых помещениях, указанных в судебных решениях, судом не принимаются, так как размер ущерба должен быть установлен сметной документацией по производству работ, в связи с чем днем обнаружения работодателем такого ущерба являются дни вступления в законную силу вышеуказанных решений Малопургинского районного суда УР, подлежащие обязательному исполнению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", если работодатель пропустил срок для обращения в суд, судья вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если о пропуске срока до вынесения судом решения заявлено ответчиком и истцом не будут представлены доказательства уважительности причин пропуска срока, которые могут служить основанием для его восстановления (часть третья статьи 392 ТК РФ). К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствовавшие подаче искового заявления.

Таких исключительных обстоятельств истцом не представлено.

Истцом предъявлены требования о взыскании ущерба без пропуска срока исковой давности по нижеследующим судебным решениям.

Согласно решению Малопургинского районного суда УР от 19.06.2019 года по делу №2-446/2019 взысканы с администрации муниципального образования «Малопургинский район» УР в пользу КГП убытки по монтажу системы газоснабжения в жилом помещении по адресу <адрес> в размере 62 175 рублей.

Согласно решению Малопургинского районного суда УР от 20.01.2020 года по делу №2-129/2020 взысканы с Администрации муниципального образования «Малопургинский район» в пользу ВЛА убытки в сумме 162 417 руб. 87 коп.

Согласно решению Малопургинского районного суда УР от 11.03.2020 года по делу №2-164/2020 взысканы с Администрации МО «Малопургинский район» в пользу БНН в счет возмещения убытков денежные средства в размере 129 595 руб. 92 коп.

Согласно решению Малопургинского районного суда УР от 14.05.2020 года по делу №2-435/2020 взысканы с Администрации муниципального образования «Малопургинский район» в пользу ИНА убытки в сумме 143 318 руб. 10 коп.

По данным решениям Администрацией МО «Малопургинский район» понесены расходы на сумму: 62 175 рублей + 162 417 руб. 87 коп. + 129 595 руб. 92 коп. + 143 318 руб. 10 коп. = 497 506 руб. 89 коп., данная сумма подлежит взысканию с Колодкиной С.И. в пользу Администрации МО «Малопургинский район».

Согласно ст.250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

Приговором Малопургинского районного суда УР от 26.12.2017 года Колодкина С.И. привлечена к ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 285 УК РФ - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Приговором Малопургинского районного суда УР от 26.12.2017 года с учетом позиции государственного обвинителя действия Колодкиной С.И. квалифицированы по ч.1 ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, таким образом, судом установлено, что преступление совершено не в корыстных целях.

Приведенные положения закона направлены на обеспечения баланса интересов работодателя и работника - причинителя вреда и не исключают возможности защиты прав последнего, находящегося в тяжелом материальном положении, путем уменьшения размера причиненного вреда в целях сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

Ответчик ссылается на тяжелое имущественное положение, представила доказательства, подтверждающие о наличии дохода в размере, который не позволяет ей в полном объеме выполнить обязательства по возмещению истцу причиненного материального ущерба.

Суд учитывает, что среднемесячный доход ответчика составляет 28 223 руб. 67 коп., годовой доход супруга составляет 36 060 руб., на иждивении ответчика находится несовершеннолетняя дочь Колодкина А. АлексА.наДД.ММ.ГГГГ года рождения, также суд учитывает наличие кредитных обязательств ответчика в ПАО «Сбербанк России», поэтому полагает необходимым уменьшение суммы размера ущерба.

Таким образом, судом сумма в размере 497 506 руб. 89 коп расценена чрезмерно обременительной, в связи с чем согласно ст. 250 ТК РФ подлежит уменьшению до 335 000 руб. 00 коп.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Администрация МО «Малопургинский район» освобождена от уплаты госпошлины в соответствии с п.8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, поэтому необходимо в связи с частичным удовлетворением исковых требований взыскать госпошлину с ответчика в размере 6 550 руб. 00 коп. в пользу бюджета МО «Малопургинский район».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации МО «Малопургинский район» удовлетворить частично.

Взыскать с Колодкиной С. И. в пользу Администрации МО «Малопургинский район» сумму ущерба в размере 335 000 руб. 00 коп., в остальной части в удовлетворении исковых требований Администрации МО «Малопургинский район» к Колодкиной Светлане Ивановне о взыскании ущерба в размере 4 357 629 руб. 43 коп. – отказать.

Взыскать с Колодкиной С. И. в пользу бюджета МО «Малопургинский район» госпошлину в размере 6 550 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 16.12.2020 года.

Председательствующий: Т.В. Прохорова