ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-594/2021 от 05.08.2021 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело №2-594/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 августа 2021 года г. Оханск

Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе:

председательствующего судьи Томилиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Драчевой Н.Н.,

с участием представителя истца помощника прокурора Оханского района Кисилевой Т.В.,

представителя ответчика администрации Оханского городского округа ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании с применением аудиозаписи дело по иску Прокурора Оханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оханского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Оханского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оханского городского округа (с учетом уточнений) о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на обеспечение качественного и бесперебойного водоснабжения на территории г. Оханска в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обосновании иска указал, что в ходе проверки, проведенной Прокуратурой Оханского района, установлено, что на территории г. Оханска в связи с изношенностью водопроводных сетей в 2021 году произошло несколько аварий на сетях, повлекших за собой длительное отключение водоснабжения сверх установленного нормативного времени отключения. Кроме того, из-за низкого давления в водопроводных сетях в летнее время на протяжение последних нескольких лет, в многоквартирные дома на верхние этажи вода поступает только в ночное время, что влечет за собой негативный общественный резонанс среди населения г. Оханска.

Несмотря на наличие данной проблемы и острой необходимости принятия конкретных мер по обследованию водопроводных сетей с целью установления причины ненадлежащего водоснабжения, администрация Оханского городского округа в течение длительного времени никаких мер не принимала. Не устранение в кратчайшие сроки данной ситуации не только нарушит право населения г. Оханска на получение качественной и бесперебойной коммунальной услуги по водоснабжению, но и в случае аварийных ситуаций на сетях в следующий зимний период может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Прокурор Кисилева Т.В. в судебном заседании на иске с учетом уточнений настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Оханского городского округа действующая по доверенности ФИО1, в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правоотношения в сфере водоснабжения регулируются нормами Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ)

В этом же Законе определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В соответствии со ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.

В силу ст. 7 Закона № 416-ФЗ водоснабжение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договоров водоснабжения. Водоснабжение осуществляются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно разделам 1 и 2 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предельно допустимая продолжительность перерыва подачи холодной и горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течении месяца, 4 часа единовременно.

Свод правил СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84" (пункт 5.11) содержит требования к минимальному свободному напору в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли (при одноэтажной застройке не менее 10м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м).

В соответствии с п. 7 Приложения № 2 к Требованиям к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 № 437/пр (далее – Требования), оценка состояния объектов холодного водоснабжения подразделяется на 5 групп с учётом физического износа оборудования, в том числе группа «б» с состоянием износа от «16%» до «40%» - если оборудование по наработке прошло капитальный ремонт, а в межремонтные интервалы оборудование работает без аварий (допустимы незначительные сбои), а также группа «д» с состоянием износа в интервале от «81%» до «100%» - оборудование, включение которого невозможно и (или) опасно для сетей, и (или) жизни и здоровья обслуживающего персонала.

Судом установлено, что на территории г. Оханска водоснабжение осуществляется посредством водовода, общей протяженностью км. Система водоснабжения г. Оханска вводилась в эксплуатацию с 1974 года по 1989 год.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности система водоснабжения г. Оханска (станции 1-2 подъема, накопительный резервуар, наружные сети распределительного водопровода низкого давления, уличный водопровод, внутренний водопровод) числится в реестре муниципальной собственности.

Установлено, что по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Управлением экономического развития администрации города Оханска и <данные изъяты> система водоснабжения г. Оханска закреплена за <данные изъяты> на праве хозяйственного ведения.На момент передачи имущества по договору от ДД.ММ.ГГГГ износ водовода составлял 70 %.

По данным прокурорской проверки на территории Оханска в 2021 году неоднократно имело место полное отключение водоснабжения по причине аварий. При этом перерывы в водоснабжении населения неоднократно превышали установленные разделами 1 и 2 приложения № 1 Правил № 354 лимиты. На протяжении последних нескольких лет на верхние этажи многоквартирных домов вода поступает только в ночное время, из-за снижения давления в ситеме.

Согласно информации представленной <данные изъяты> за период деятельности предприятия замена, капитальный ремонт системы водоснабжения не производились.

Устранение аварий производится путем наложения металлических ободков (хомутов) на месте прорыва трубы или путем частичной вставки другой трубы на аварийном участке водопровода, что является временной мерой.

В летний период перебои с водоснабжением в многоквартирных домах возникают по причине спада давления в системе, из-за большого разбора ресурса в частном секторе во время поливочного сезона. Для изменения возникшей ситуации необходимо провести комплексную модернизацию и реконструкцию системы водоснабжения в г. Оханске.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 8 Устава Оханского муниципального района к вопросам местного значения Оханского городского округа относится в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Высокая изношенность системы водоснабжения требует надлежащей реализации мероприятий по ее ремонту в целях обеспечения качества и бесперебойности водоснабжения жителей г. Оханска. Ненадлежащее состояние системы водоснабжения, которая находится в собственности ответчика, ставит под угрозу возможность обеспечения надежным бесперебойным холодным водоснабжением потребителей города.

Вместе с тем, предпринимаемые администрацией Оханского городского округа меры по ремонту системы водоснабжения являются недостаточными.

Так, согласно представленной информации ответчика, для определения причин аварий на сетях водоснабжения в зимний период и низкого давления в летний период необходимо техническое обследование системы центрального водоснабжения г. Оханска специализированными организациями, администрация Оханского городского округа направляла запросы коммерческого предложения о стоимости проведения технического обследования системы центрального водоснабжения г. Оханска, но на текущую дату коммерческих предложений не поступило. С целью нормализации работоспособности сетей центрального водоснабжения г. Оханска решением Думы Оханского городского округа от 30.06.2021 №273/1 «О внесении изменений в решение Думы Оханского городского округа от 16.12.2020 №248/1 «О бюджете Оханского городского поселения на 2021 год и плановый период 2022-2023 голов» увеличены расходы на реализацию МП «развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства» в том числе на мероприятия в сфере коммунального хозяйства (ремонт водопроводных сетей на участках: <адрес>) на общую сумму . В настоящее время ведется работа по проектно-сметной документации для выполнения выше указанных работ.

Из изложенного следует, что до настоящего времени собственником системы водоснабжения не приняты все необходимые меры, состояние системы водоснабжения, требующей ремонта, может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей г. Оханска в жилищно-коммунальной сфере.

Администрация Оханского городского округа как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана организовать работу уполномоченных лиц в целях защиты прав неопределенного круга лиц на получение надлежащего водоснабжения.

При таких обстоятельствах, требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Оханского городского округа обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, направленные на обеспечение качественного и бесперебойного водоснабжения на территории г. Оханска, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При наличии препятствий для исполнения решения суда, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения.

Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Оханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Оханского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, направленные на обеспечение качественного и бесперебойного водоснабжения на территории г. Оханска.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 6 августа 2021 года.

Судья Е.А. Томилина