ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-614/2018 от 28.04.2018 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-614/2018

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2018 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кайшева Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Кашееве Г.В.,

с участием:

помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Рамонова И.Ф.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» - Егоровой Э.К.,

представителя МТУ Ространснадзора по СКФО по доверенности Зубкова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда, гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции аварийно-восстановительных средств структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности оснастить восстановительный поезд инвентарем и оборудованием,

УСТАНОВИЛ:

Минераловодский межрайонный транспортный прокурор обратился в суд к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции аварийно-восстановительных средств структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности оснастить восстановительный поезд инвентарем и оборудованием.

Исковые требования мотивированы тем, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой была проведена проверка в соответствии с заданием Южной транспортной прокуратуры в июне 2017 года проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности восстановительного поезда ст. Минеральные Воды .............. Дирекции аварийно восстановительных средств - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - Восстановительные поезд). В ходе поверки выявлены нарушения в обозначенной сфере правовых отношений, связанные, в том числе с недостаточной оснащенностью инвентарем и оборудованием Восстановительного поезда.

Пунктом 3 ч. 1, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 17-ФЗ) определены основные принципы функционирования железнодорожного транспорта, к которым в частности относится доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. При этом владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ № 17-ФЗ железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Как следует из ст. 2 ФЗ № 17-ФЗ железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор- вагонный подвижной состав, а также иной, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

В целях оптимизации технического оснащения восстановительных поездов ОАО «РЖД», направленной на обеспечение их постоянной готовности к действиям по штатному предназначению, повышения эффективности использования, минимизации последствий при ликвидации транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций, улучшения условий и производительности труда работников восстановительных поездов на базе внедрения новых и модернизированных технических средств распоряжением ОАО «РЖД» от 30.06.2014 г. № 1560р утвержден типовой регламент оснащения восстановительных поездов ОАО «РЖД» техническими средствами, необходимыми для ведения работ по ликвидации последствий транспортных происшествий (далее - Регламент). Данный Регламент устанавливает требования по техническому оснащению восстановительных поездов ОАО «РЖД» и является обязательным для всех железных дорог - филиалов ОАО «РЖД».

Вместе с тем Восстановительный поезд вопреки требованиям Регламента не оснащен необходимыми техническими средствами и материалами. Так, в Восстановительном поезде отсутствует следующее: вагон пассажирский ЦМВ для перевозки работников ВП; кран г/п 80 т (1 шт.); автомобиль легковой полноприводный (1 шт.); гидравлическое оборудование с гидроприводом из легких металлов с набором домкратов различной грузоподъемности для подъема подвижного состава, в том числе, высокоростного (1 шт.); накаточный башмак из сплава легких металлов для рельсов Р50 (2шт.); крестовидный накаточный башмак и специальный накаточный башмак для подъемки подвижного состава на стрелочных переводах (2 шт.); комплект оборудования и приспособлений для вывода подвижного состава с перегона (балансир) (1 шт.); аварийная тележка (1 шт.); стальные специальные канаты под двойную локомотивную тягу диаметром 58-65 мм, общей длиной 100 м с петлями (2 шт.); балансировочное устройство для вывески колесной пары при отвале шейки различных модификаций (1 шт.); рельсовый якорь в сборе (2 шт.); хвостовик автосцепки с крюком (1 шт.); направляющий блок, устанавливаемый в головку автосцепки со стопорным валиком (1 шт.); лестница стеклопластиковая диэлектрическая длиной 5 м (2 шт.); керосинорез или бензорез в комплекте с резаками (2 коротких и 2 длинных) шлангами (кислородными и бензиновыми по 20м) (2 шт.); бензорез дисковый (1 шт.); шланги запасные бензиновые 20 м (1 шт.); установка осветительная «Световая башня» (1 шт.); фара ручная взрывозащитная типа ФР-ВС (11 шт.); фонарь осветительный специальный ФОС-2 (14 шт.); комплект динамического и комплект вспомогательного гидрооборудования (1 шт.); электроножницы (2 шт.); сигнальные принадлежности набор (флаги сигнальные, щиты сигнальные, петарды, свистки, буферные фонари) (2 шт.); фонарь ручной сигнальный (4 шт.); система пожарной сигнализации (1 шт.).

По данному факту Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой 02.06.2017 г. в адрес начальника Восстановительного поезда вносилось представление. Однако достаточных мер на устранения выявленных нарушений руководством Восстановительного поезда не принято. Так, согласно предоставленным в прокуратуру сведениям от 30.06.2017 г. № исх. 1012а/СКАВДАВС о принятых мерах по результатам рассмотрения представления, с момента проведение прокуратурой проверки Восстановительный поезд дооснастился следующим оборудованием: гидравлическое оборудование с гидроприводом из легких металлов с набором домкратов различной грузоподъемности для подъема подвижного состава, в том числе, высокоростного (1 шт.); рельсовый якорь в сборе (1 шт.); направляющий блок, устанавливаемый в головку автосцепки со стопорным валиком (1 шт.); шланги запасные бензиновые 20 м (1 шт.); сигнальные принадлежности набор (флаги сигнальные, щиты сигнальные, петарды, свистки, буферные фонари) (2 шт.); фонарь ручной сигнальный (1 шт.). При этом оставшимся оборудованием и инвентарем Восстановительный поезд планируется оснастить лишь в 2017-2020 гг. Данные факты свидетельствуют о ненадлежащей укомплектованности и технической оснащенности Восстановительного поезда, устранением руководства структурного подразделения РЖД от поддержания поезда в надлежащем состоянии, пригодном к выполнению аварийно-восстановительных работ.

Не принятие должных мер к укомплектованности Восстановительного 1эезда может повлечь значительные затруднения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь может способствовать нарушению конституционных прав граждан на жизнь и здоровье, закрепленных в стст. 20, 41 Конституции РФ. Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением Дирекцией аварийно - восстановительных средств структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала. ОАО «РЖД» требований федерального законодательства и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, т.к. в результате несвоевременной или некачественной ликвидации транспортных происшествий может пострадать любой из работников железнодорожного транспорта или любой гражданин, находящийся в непосредственной близости от места происшествия. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам. Статьей 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поэтому просил суд: обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить Восстановительный поезд ст. Минеральные Воды .............. Дирекции аварийно восстановительных средств - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» следующим инвентарем и оборудованием: вагон пассажирский ЦМВ для перевозки работников ВП; кран г/п 80 т (1 шт.); автомобиль легковой полноприводный (1 шт.); накаточный башмак из сплава легких металлов для рельсов Р50 (2шт.); крестовидный накаточный башмак и специальный накаточный башмак для подъемки подвижного состава на стрелочных переводах (2 шт.); комплект оборудования и приспособлений для вывода подвижного состава: перегона (балансир) (1 шт.); аварийная тележка (1 шт.); стальные специальные канаты под двойную локомотивную тягу диаметром: 58-65 мм, общей длиной 100 м с петлями (2 шт.); балансировочное устройство для вывески колесной пары при отвале шейки г пличных модификаций (1 шт.); рельсовый якорь в сборе (1 шт.); хвостовик автосцепки с крюком (1 шт.); лестница стеклопластиковая диэлектрическая длиной 5 м (2 шт.); керосинорез или бензорез в комплекте с резаками (2 коротких и 2 длинных) и шлангами (кислородными и бензиновыми по 20м) (2 шт.); бензорез дисковый (1 шт.); установка осветительная «Световая башня» (1 шт.); фара ручная взрывозащитная типа ФР-ВС (11 шт.); фонарь осветительный специальный ФОС-2 (14 шт.); комплект динамического и комплект вспомогательного гидрооборудования (1 шт.); электроножницы (2 шт.); фонарь ручной сигнальный (3 шт.); система пожарной сигнализации (1 шт.).

В судебном заседании представитель истца, помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Рамонов И.Ф. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить их по основаниях, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Егорова Э.К. заявленные исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в возражениях на иск, согласно которых проверка в июне 2017 года прокуратурой была проведена без наличия к тому законных оснований и без уведомления ОАО «РЖД», что противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и его толкованию, отраженному в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации...».

Прокурорская проверка не может быть безосновательной и беспредметной, о проведении проверки прокурором должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, которое должно быть доведено до сведения проверяемого юридического лица не позднее дня начала проверки. Вместе с тем из материалов дела не следует, что у Минераловодского межрайонного транспортного прокурора имелись законные основания для проведения проверки в отношении ОАО «РЖД» на предмет оснащенности восстановительного поезда .............. железнодорожной станции Минеральные Воды подвижным составом, грузоподъемной, тяговой, транспортной техникой и иным оборудованием; доказательств поступления в прокуратуру информации о ненадлежащей оснащенности восстановительного поезда, равно как документов, материалов, статистических и иных сведений, представленных ОАО «РЖД», свидетельствующих о ненадлежащем оснащении восстановительного поезда, в материалах дела нет. Нет в материалах дела и доказательств вынесения Минераловодским межрайонным транспортным прокурором мотивированного решения о проведении проверки ОАО «РЖД» по месту нахождения восстановительного поезда .............. железнодорожной станции Минеральные Воды и доведения его до сведения руководителя проверяемого юридического лица - ОАО «РЖД». Отсутствует в материалах дела и сам акт проверки, что не позволяет суду прийти к выводу, что предполагаемая недостаточная оснащенность восстановительного поезда установлена в ходе проверки Минераловодской межрайонной транспортной прокуратуры. С учетом изложенного результаты проверки Минераловодского межрайонного транспортного прокурора не могут быть признаны доказательствами, полученными в соответствии с требованиями закона, и не могут быть положены в основу решения суда.

Регламент оснащения восстановительных поездов ОАО «РЖД» техническими средствами, необходимыми для ведения работ по ликвидации последствий транспортных происшествий, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30.06,2014 г. № 1560 р, (далее - Регламент ОАО «РЖД» № 1560 р), положенного истцом в основу иска, ни законом, ни подзаконным актом не является, это внутренний документ ОАО «РЖД», в связи с чем не может являться предметом контроля прокуратуры и послужить основанием: для удовлетворения исковых требований; понуждение ответчика к исполнению внутреннего документа в отсутствие доказательств нарушения закона и является вмешательством в его оперативно-хозяйственную деятельность, поскольку согласно части 1 статьи 1 закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Регламент ОАО «РЖД» № 1560р носит необязательный, а рекомендательный характер, на что указывает прилагательное «типовой». И Положение МПС № ЦРБ-364, и Регламент ОАО «РЖД» № 1560р содержат не минимальный уровень оснащения восстановительных поездов, позволяющий выполнять возложенные на них задачи, а примерные перечни, оснащения, которое является альтернативными, взаимозаменяемым. Выбор того или иного оснащения зависит от характера обслуживаемого участка - класса железнодорожных линий и их электрификации, путевого развития, наличия, тоннелей, горных участков, а также опыта ведения, характера аварийно - восстановительных работ, производимых восстановительным поездом в зависимости от характера обслуживаем ого участка. С учетом протяженности территории страны такое оснащение может отличаться и в зависимости от климатических условий, в которых работает восстановительный поезд. Наличие технического оснащения восстановительного поезда подвижным составом и оборудованием не в точном соответствии с Примерными табелями Положения МПС № ЦРБ-364 или с Регламентом ОАО «РЖД» № 1560 р не свидетельствует об ослаблении уровня готовности восстановительного поезда к выполнению поставленных задач: не является доказательством» подтверждающим факт неукомплектованности восстановительного поезда оснащением, необходимым для проведения аварийно восстановительных работ, так как ряд позиций табеля с учетом технологии работ заменяется эквивалентным, а в ряде случаев более эффективным оборудованием.

Проведя анализ исковых требований по каждому виду оборудования, можно прийти к выводам, о том, что отсутствие в схеме формирования восстановительного поезда .............. вагона пассажирского ЦМВ для перевозки работников восстановительного поезда не может вызвать затруднений при проведении аварийно-восстановительных работ, поскольку согласно схеме формирования восстановительного поезда .............. железнодорожной станции Минеральные Воды (далее - восстановительный поезд ..............) в его составе курсируют: за порядковым номером 004 вагон штабной с санитарным отсеком, за номером 008 вагон отдыха крановых бригад, имеются автомобили «УРАЛ-32551 » («летучка»), IA3-33023, которые в случае необходимости используются для перевозки работников восстановительного поезда и вмещают в себя соответственно 16 и 6 человек. При этом согласно штатному расписанию восстановительного поезда .............. в восстановительном: поезде работает 36 человек, ликвидация транспортных происшествий производится не полным составом, а дежурной сменой в количестве 15 человек. Отсутствие вагона, в котором нет нужды, позволяет уменьшить вес восстановительного поезда и ускорить время его прибытия к месту назначения. Восстановительный поезд .............. располагает краном КЖ-971 грузоподъемностью 80 тонн на железнодорожном ходу, а также краном КЖ-1471 грузоподъемностью 125 тоны на железнодорожном ходу, в связи с чем в дополнительном оснащении еще одним краном грузоподъемностью 80 тонн нет необходимости. Положение МПС № ЦРБ-364 не предусматривает оснащение восстановительных поездов автомобилем легковым полноприводным. Рельсы типа Р-50 - устаревший тип рельсов, оставшийся: преимущественно на железнодорожных путях не общего пользования (подъездных путях промышленных предприятий), который практически вытеснен рельсами типа Р-65. Восстановительный поезд .............. оснащен 4 парами: (8 штук) накаточных башмаков из сплава легких металлов для рельсов типа Р-65, которые могут использоваться и для накатывания подвижного состава на рельсы типа Р-50. Восстановительный поезд .............. оснащен 2 крестовидными накаточными башмаками и специальными накаточными башмаками для подъемки подвижного состава на стрелочных переводах; 2-мя балансирами; 2 -мя аварийными тележками; 10 стальными тяговыми канатами диаметром: 36-42 миллиметров длиной 40 метров с петлями, а также 160 метрами стальных канатов для грузоподъемных кранов диаметром 52-65 миллиметров, которые при их удвоении и установке на одну серьгу локомотива, в равной степени могут выполнить функцию стальных специальных канатов под двойную локомотивную тягу диаметром 58-65 миллиметров; 12 стальными тяговыми канатами диаметром 46-52 миллиметров длиной 25 метров с петлями, специальными оцинкованными канатами для работы с опасными грузами грузоподъемностью до 40 тонн длиной 100 метров; 1 балансировочным устройством для вывески колесной пары при отвале шейки различных модификаций; 1 хвостовиком автосцепки с крюком; 1 направляющим блоком, устанавливаемым в головку автосцепки со стопорным валиком; 4 лестницами алюминиевыми длиной по 4 метра; 4 комплектами пропановых резаков (автоген), которые по эффективности кратно превосходят керосинорез или бензорез; 2 бензорезами дисковыми; 6 установками осветительными Световая башня», а также электроагрегатом мощностью 30-100 кВт, электроагрегатом бензиновым мощностью 1-4 кВт; фарами ручными взрывозащищенными в количестве 9 штук; фонарями осветительными специальными ФОС-2 в количестве 6 штук; 1 комплектом динамического и вспомогательного оборудования. Оба вагона восстановительного поезда ..............- вагон штабной с санитарным отсеком и вагон отдыха крановых бригад - оснащены системой пожарной сигнализации. Рельсовый якорь в сборе представляет собой приспособление, которое крепится к рельсовой колее, и за который в целях фиксации крепится какое-либо оборудование. Учитывая тот факт, что техника и оборудование, используемые при проведении аварийно-восстановительных работ, является тяжеловесной и устойчивой, наличие рельсового якоря обязательным не является. Восстановительный поезд оснащен гидравлическим оборудованием: из легких металлов с набором домкратов различной грузоподъемности для подъема подвижного состава, в том числе высокоскоростного, «Энерпред», «ХЕШ», АВСО-ЗО, 4 комплектами грузоподъемного оборудования (гидравлического) типа ГПК- 50, 2 комплектами универсального гидравлического аварийно-восстановительного инструмента и его модификации, а также комбинированным ручным аварийно- спасательным инструментом КРАСИ, ИРАС. При таких обстоятельствах, нет необходимости в формальном дооснащении восстановительного поезда еще одним комплектом динамического и вспомогательного гидрооборудования, в соответствии с Регламентом ОАО «РЖД» № 1560 р. В условиях, когда восстановительный поезд .............. оснащен 4 комплектами пропановых резаков (автоген), бензорезом дисковым; 24 переносными многоканальными радиостанциями, 2 комплектами мобильной (сотовой) связи, 2 комплектами спутниковой связи, поездной радиостанцией типа РВ-1М, нет необходимости в формальном оснащении электроножницами и 3 фонарями ручными сигнальными, соответствии с Положением МПС ЦРБ-364 и (или) Регламентом ОАО «РЖД» № 1560 р.

Предъявление иска о понуждении ОАО «РЖД» оснастить восстановительный поезд грузоподъемной, тяговой, транспортной техникой, накаточным, силовым и другим оборудованием исходя из формального сопоставления фактического оснащения с примерным перечнем Положения МПС ЦРБ-364 и (или) Регламента ОАО «РЖД» № 1560р, без учета характера обслуживаемого участка - класса железнодорожных линий и их электрификации, путевого развития, наличия (отсутствия) тоннелей и горных участков, без учета характера и опыта ранее произведенных аварийно- восстановительных работ, без учета функционального назначения имеющегося и запрошенного оснащения, недопустимо, так как безосновательно и нарушает принцип соразмерности затрат на содержание восстановительного поезда с размером предотвращаемого ущерба, ведет к вмешательству в оперативно-хозяйственную деятельность ОАО «РЖД». За период с 2011 по 2018 годы восстановительный поезд .............. привлекался к проведению аварийно-восстановительных работ 5 раз. При этом каких-либо затруднений в ходе проведению работ не испытывал. Реальное исполнение заявленных истцом требований ранее чем через 4 года невозможно, поскольку процесс формирования, направления, согласования инвестиционных заявок составляет от 2 до 4 лет.

Представитель МТУ Ространснадзора по СКФО по доверенности Зубков Р.В. не возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, выяснив позицию участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В процессе состязательности суд не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Судом было распределено бремя доказывания по делу, сторонам были разъяснены последствия непредставления доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, судом были созданы сторонам все необходимые условия для полного и всестороннего исследования доказательств и установления фактических обстоятельств дела.

Переходя к правовому анализу и оценке сложившейся спорной ситуации, суд исходит, из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владелец инфраструктуры и перевозчик принимают незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта. Для принятия указанных в настоящем пункте мер владелец инфраструктуры и перевозчик за счет собственных средств должны содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями. Порядок действий участников перевозочного процесса при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом грузоотправитель, грузополучатель (отправитель, получатель в случае повагонной отправки грузобагажа) обязаны обеспечить немедленное направление мобильного подразделения или своих представителей на место транспортного происшествия в зависимости от его тяжести.. Федеральный орган исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказывают владельцам инфраструктур и перевозчикам помощь в ликвидации последствий таких ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владельцы инфраструктур и перевозчики входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Положением о восстановительных поездах на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утв. первым заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации 02.02.1996 г. № ЦРБ-364 (далее Положение № ЦРБ-364) восстановительные поезда на железнодорожном транспорте создаются на отделениях железных дорог и относятся к специальным формированиям Министерства путей сообщения Российской Федерации, которые предназначаются для ликвидации последствий сходов с рельсов и столкновений подвижного состава, а также оказания помощи при стихийных бедствиях. Восстановительные поезда участвуют в составе единой Российской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве аварийно - восстановительных сил и средств. Восстановительный поезд формируется подвижным составом в соответствии с Примерным табелем оснащения восстановительного поезда (Приложение 2, пункт 1). Схема формирования восстановительного поезда утверждается главным ревизором железной дороги по безопасности движения поездов или его заместителем, ведающим восстановительными средствами железной дороги.

В пункте 2.1 Положения о восстановительных поездах железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 31.08.2006 г. № 1807р указано, что восстановительный поезд оснащается железнодорожным подвижным составом, техническими средствами, укомплектовывается спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, противопожарным и кухонно-столовым инвентарем, горюче-смазочными и другими материалами в соответствии с Примерным табелем оснащения восстановительного поезда, прилагаемым к Положению о восстановительных поездах на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденным Министерством путей сообщения Российской Федерации 2 февраля 1996 г. № ЦРБ-364.

30 июня 2014 года распоряжением ОАО «РЖД» № 1560р был утвержден Регламент оснащения восстановительных поездов ОАО «РЖД» техническими средствами, необходимыми для ведения работ по ликвидации последствий транспортных происшествий, который устанавливает требования по техническому оснащению восстановительных поездов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») и является обязательным для всех железных дорог - филиалов ОАО «РЖД», а также устанавливает унифицированный подход к техническому оснащению восстановительных поездов, в связи с чем, предусматривается единая схема формирования восстановительного поезда, общая для всех дирекций аварийно-восстановительных средств.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Судом установлено, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой в соответствии с заданием Южной транспортной прокуратуры была проведена исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности восстановительного поезда ст. Минеральные Воды .............. Дирекции аварийно-восстановительных средства – филиала ОАО «РЖД».

По результатам проверки было вынесено представление .............. от 02.06.2017 г., которое стало предметом рассмотрения на совещании у начальника дирекции аварийно-восстановительных средств СКЖД. В протоколе совещания от 30 июня 2017 года № СКАВ ДАВС -150пр указано, что восстановительный поезд вопреки требованиям Регламента не оснащен необходимыми техническими средствами и материалами, так в восстановительном поезде отсутствуют следующее: вагон пассажирский ЦМВ для перевозки работников ВП (1шт.); кран г/п 80 т (1 шт.); автомобиль легковой полноприводный (1 шт.); гидравлическое оборудование с гидроприводом из легких металлов с набором домкратов различной грузоподъемности для подъема подвижного состава, в том числе, высокоскоростного (1 шт.); накаточный башмак из сплава легких металлов для рельсов Р50 (2шт.); крестовидный накаточный башмак и специальный накаточный башмак для подъемки подвижного состава на стрелочных переводах (2 шт.); комплект оборудования и приспособлений для вывода подвижного состава: перегона (балансир) (1 шт.); аварийная тележка (1 шт.); стальные специальные канаты под двойную локомотивную тягу диаметром: 58-65 мм, общей длиной 100 м с петлями (2 шт.); балансировочное устройство для вывески колесной пары при отвале шейки г пличных модификаций (1 шт.); рельсовый якорь в сборе (1 шт.); хвостовик автосцепки с крюком (1 шт.); направляющий блок, устанавливаемый в головку автосцепки со стопорным валиком (1 шт.); лестница стеклопластиковая диэлектрическая длиной 5 м (2 шт.); керосинорез или бензорез в комплекте с резаками (2 коротких и 2 длинных) и шлангами (кислородными и бензиновыми по 20м) (2 шт.); бензорез дисковый (1 шт.); шланги запасные бензиновые 20 м (1 шт.); установка осветительная «Световая башня» (1 шт.); фара ручная взрывозащитная типа ФР-ВС (11 шт.); фонарь осветительный специальный ФОС-2 (14 шт.); комплект динамического и комплект вспомогательного гидрооборудования (1 шт.); электроножницы (2 шт.); сигнальные принадлежности набор (флаги сигнальные, щиты сигнальные, петарды, свистки, буферные фонари) (2 шт.); фонарь ручной сигнальный (4 шт.); система пожарной сигнализации (1 шт.). По состоянию на 30.06.2017 г. оснащенность восстановительного поезда составляет 96,4 % в соотвестви с Регламентом. По недостающим позициям таким как: вагон пассажирский ЦМВ для перевозки работников ВП - 1шт.; кран г/п 80 т. - 1 шт. С целью уменьшения веса подвижного состава восстановительного поезда, скорейшего времени отправления с места дислокации для ведения аварийно – восстановительных работ руководством дирекции аварийно-восстановительных средств и Северо- Кавказской железной дороги в 2014 г. принято решение об уменьшении длины состава всех восстановительных поездов за счет оптимизации количества пассажирских вагонов ЦМВ для перевозки работников ВП на одну единицу. Краны на гусеничном ходу г/п 80 т. не целесообразны к использованию на инфраструктуре СКЖД, так как имеются четвертую верхнею степень негабаритности, при их выгрузке (погрузке) с железнодорожных платформ на месте ведения аварийно-восстановительных работ имелась проблема со специальным отведением высоковольтного контактного провода на электрифицированных участках пути, что в свою очередь негативно сказывалось на времени ликвидации последствий транспортных происшествий в сторону его увеличения. С момента проведения проверки Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой от 02.06.2017 г. восстановительный поезд дооснастился следующим оборудованием и инвентарем: гидравлическим оборудованием с гидроприводом из легких металлов с набором домкратов различной грузоподъемности для подъема подвижного состава, в том числе, высокоскоростного - 1 шт.; рельсовым якорем в сборе - 1 шт.; направляющим блоком, устанавливаемый в головку автосцепки со стопорным валиком - 1 шт.; шлангами запасными бензиновыми 20 м - 1 шт.; сигнальными принадлежностями наборами (флаги сигнальные, щиты сигнальные, петарды, свистки, буферные фонари) - 2 к-та; фонарем ручным сигнальным – 1 шт., оставшееся оборудование и инвентарь будет получен восстановительным поездом в соотвестви с инвестиционными программами Северо- Кавказской железной дороги и Департамента безопасности движения поездов ОАО «РЖД» в период 2017-2020 г.г.

Заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов Северо - Кавказской железной дороги по территориальному управлению (г. Минеральный Воды) ФИО8 в письме исх. .............. от 21.03.2018 г. указал, что формирование подвижным составом и оснащение грузоподъемной, тяговой, транспортной техникой, накаточным, силовым и другим оборудованием, в том числе оборудованием для резки и сварки металла, электрооборудованием, съемными грузозахватными приспособлениями, приборами, материалами, инструментом, инвентарем, средствами связи и сигнализации восстановительного поезда .............. железнодорожной станции Минеральные Воды - структурного подразделения дирекции аварийно-восстановительных средств Северо-Кавказской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является достаточным для ликвидации последствий стихийных бедствий и транспортных происшествий (сходов с рельсов и столкновений подвижного состава) любого характера. За период с 2011 по 2018 годы восстановительный поезд .............. железнодорожной станции Минеральные Воды пять раз привлекался к проведению аварийно-восстановительных работ, при этом каких-либо затруднений при ликвидации последствий транспортных происшествий не испытывал.

Суд, анализирую заявленные требования истца об оснащении восстановительного поезда ст. Минеральные Воды .............. Дирекции аварийно восстановительных средств - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» инвентарем и оборудованием, указанным в исковом заявлении, с требованиями Положения № ЦРБ-364 и паспортом восстановительного поезда .............. станции Минеральные Воды, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а именно в части дооснащения восстановительного поезда следующим инвентарем и оборудованием: стальными специальными канатами под двойную локомотивную тягу диаметром 58-65 мм, общей длиной 100 м с петлями (2 шт.); балансировочным устройством для вывески колесной пары при отвале шейки различных модификаций (1 шт.); электроножницами (2 шт.) по следующим основаниям.

В приложении 2 к Положению № ЦРБ -364 указано: п. 3.18 - стальные специальные канаты под двойную локомотивную тягу диаметром 58-65 мм, общей длиной 100 м с петлями - 2 шт.; п. 3.31 - балансировочное устройство для вывески колесной пары при отвале шейки различных модификаций – 2 комплекта; п. 6.9 – электроножницы - 2 шт. В паспорте восстановительного поезда .............. станции Минеральные Воды стальные специальные канаты под двойную локомотивную тягу диаметром 58-65 мм, общей длиной 100 м с петлями - отсутствуют; п. 43 - балансировочное устройство для вывески колесной пары – 2 шт.; электроножницы – отсутствуют. Поскольку в судебном заседании нашел факт оснащения восстановительного поезда 1-им балансировочным устройством для вывески колесной пары, то дооснастить поезд необходимо еще одним устройством.

Кроме того, судом отмечается, что факт необходимости дооснащения восстановительного поезда стальными специальными канатами под двойную локомотивную тягу диаметром 58-65 мм, общей длиной 100 м с петлями (2 шт.); балансировочным устройством для вывески колесной пары при отвале шейки различных модификаций (1 шт.); электроножницами (2 шт.) нашел своё подтверждение на совещании у начальника дирекции аварийно-восстановительных средств СКЖД (протокол совещания от .............. № СКАВ ДАВС -150пр).

В части возложений обязанностей на ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить восстановительный поезд ............................ инвентарем и оборудованием: вагон пассажирский ЦМВ для перевозки работников ВП; кран г/п 80 т (1 шт.); автомобиль легковой полноприводный (1 шт.); накаточный башмак из сплава легких металлов для рельсов Р50 (2шт.); крестовидный накаточный башмак и специальный накаточный башмак для подъемки подвижного состава на стрелочных переводах (2 шт.); комплект оборудования и приспособлений для вывода подвижного состава с перегона (балансир) (1 шт.); аварийная тележка (1 шт.); рельсовый якорь в сборе (1 шт.); хвостовик автосцепки с крюком (1 шт.); лестница стеклопластиковая диэлектрическая длиной 5 м (2 шт.); керосинорез или бензорез в комплекте с резаками (2 коротких и 2 длинных) и шлангами (кислородными и бензиновыми по 20м) (2 шт.); бензорез дисковый (1 шт.); установка осветительная «Световая башня» (1 шт.); фара ручная взрывозащитная типа ФР-ВС (11 шт.); фонарь осветительный специальный ФОС-2 (14 шт.); комплект динамического и комплект вспомогательного гидрооборудования (1 шт.); фонарь ручной сигнальный (3 шт.); система пожарной сигнализации (1 шт.), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, в связи с не предоставлением истцом суду доказательств необходимости такого дооснащения, а также его обоснованность.

Необходимо отказать истцу в дооснащении восстановительного поезда

- вагоном пассажирским ЦМВ для перевозки работников ВП, поскольку в п. 1.8. приложения 2 Положения № ЦРБ -364 указано «пассажирский вагон ЦМВ для перевозки дополнительной рабочей силы; в 2014 году дирекцией аварийно-восстановительных средств СКЖД принято решение об уменьшении длины состава всех восстановительных поездов за счет оптимизации количества пассажирских вагонов ЦМВ для перевозки работников ВП на одну единицу, с целью уменьшения веса подвижного состава восстановительного поезда и скорейшего времени отправления с места дислокации для ведения аварийно – восстановительных работ;

- краном г/п 80 т., так как краны на гусеничном ходу не целесообразны к использованию на инфраструктуре СКЖД, так как имеется четвертая верхнея степень негабаритности, при их выгрузке (погрузке) с железнодорожных платформ на месте ведения аварийно-восстановительных работ имелась проблема со специальным отведением высоковольтного контактного провода на электрифицированных участках пути, что в свою очередь негативно сказывалось на времени ликвидации последствий транспортных происшествий в сторону его увеличения; имеются техника на гусеничном ходу бульдозеры Т-330, Б-170, ДЭТ -400;

- автомобилем легковым полноприводный, поскольку Положением № ЦРБ-364 не предусмотрено оснащение восстановительного поезда автомобилем легковым полноприводным, и имеется автомобиль легковой «хендэ соната»);

- накаточным башмаком из сплава легких металлов для рельсов Р50 в количестве 2 шт., т.к. в приложении 2 Положения № ЦРБ -364 указано - п. 2.8. – накаточный башмак из сплава легких металлов – 16 пар, по 4 пары на каждый тип рельсов, находящихся в эксплуатации, Р-75, Р-65, Р-50, Р-43. Рельсы типа Р-50 - устаревший тип рельсов, оставшийся: преимущественно на железнодорожных путях необщего пользования (подъездных путях промышленных предприятий), который практически вытеснен рельсами типа Р-65. Восстановительный поезд оснащен 4 парами: (8 штук) накаточных башмаков из сплава легких металлов для рельсов типа Р-65, которые могут использоваться и для накатывания подвижного состава на рельсы типа Р-50;

- крестовидным накаточным башмаком и специальный накаточным башмаком для подъемки подвижного состава на стрелочных переводах (2 шт.), поскольку восстановительный поезд оснащен 2 комплектами данного оборудования, как предусмотрено паспортом восстановительного поезда (п. 4 паспорта);

- комплектом оборудования и приспособлений для вывода подвижного состава с перегона (балансиром) в количестве 1 шт., т.к. Положением № ЦРБ-364 не предусмотрено оснащение восстановительного поезда таким комплектом, и восстановительный поезд оснащен 2 балансирами;

- аварийной тележкой, поскольку восстановительный поезд оснащен 2 аварийными тележками;

- рельсовым якорем в сборе, т.к. в приложении 2 Положения № ЦРБ -364 указано п. 3.37- рельсовый якорь в сборе 1 комплект; восстановительный поезд после проверки был дооснащен данным видом оборудования;

- хвостовиком автосцепки с крюком, поскольку он имеется в восстановительном поезде в количестве 1 шт., как предусмотрено п. 3.38 приложения 2 Положения № ЦРБ -364);

- лестницей стеклопластиковой диэлектрической длиной 5 м. (2 шт.), т.к. Положением № ЦРБ-364 не предусмотрено оснащение восстановительного поезда такими лестницами, а восстановительный поезд оснащен 4 алюминиевыми лестницами длиной по 4 метра, как предусмотрено п. 58 паспорта восстановительного поезда;

- керосинорезом или бензорезом в комплекте с резаками (2 коротких и 2 длинных) и шлангами (кислородными и бензиновыми по 20м) (2 шт.), поскольку данное оборудование является устаревшим и не предусмотрено паспортом восстановительного поезда, кроме того оснащен 4 комплектами пропановых резаков (автоген), которые по своей эффективности превосходят керосинорез или бензорез;

- бензорезом дисковым, т.к. восстановительный поезд оснащен 2 бензорезами дисковыми, что предусмотрено п. 70 паспорта восстановительного поезда;

- установкой осветительной «Световая башня», поскольку восстановительный поезд оснащен 6 такими установками (п. 78 паспорта восстановительного поезда;

- фарами ручными взрывозащитными типа ФР-ВС в количестве 11 шт. и фонарями осветительными специальными ФОС-2 в количестве 14 шт., т.к. Положением № ЦРБ-364 это не предусмотрено, а восстановительный поезд оснащен такими фарами (9 штук) и фонарями (6 штук), и при необходимости освещения могут быть использованы установки осветительные «Световая башня», «Жираф», электроагрегат мощностью 30-100 кВт, электроагрегат бензиновый мощностью 1 -4 кВт, которыми оснащен восстановительный поезд ..............;

- комплектом динамическим и комплектом гидрооборудования, поскольку восстановительный поезд оснащен такими комплектами, что предусмотрено п. 96 паспорта восстановительного поезда;

- фонарем ручной сигнальный (3 шт.), т.к. в приложении 2 Положения № ЦРБ -364 указано п. 7.17 – фонарь ручной сигнализации – 1 шт., а восстановительный поезд оснащен 1 таким фонарем, что предусмотрено п. 129 паспорта восстановительного поезда;

- системой пожарной сигнализации, поскольку Положением № ЦРБ-364 это не предусмотрено, а оба вагона восстановительного поезда (вагон штабной с санитарным отсеком и вагон отдыха крановых бригад) оснащены системой пожарной сигнализации.

Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о незаконности проверки, поскольку ни сама проверка, ни её результат в установленном законом порядке ответчиком не оспорено, кроме того представление .............. от 02.06.2017 г. рассматривалось на совещании у начальника дирекции аварийно-восстановительных средств СКЖД (протокол совещания от 30.06.2017 г. № СКАВ ДАВС -150пр) и по нему принималось решение, в том числе в части дооснащения оборудованием восстановительного поезда в течении этого времени.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С учетом пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет Минераловодского городского округа Ставропольского края государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции аварийно-восстановительных средств структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности оснастить восстановительный поезд инвентарем и оборудованием удовлетворить частично.

Обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить Восстановительный поезд ст. Минеральные Воды .............. Дирекции аварийно восстановительных средств - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» следующим инвентарем и оборудованием:

- стальные специальные канаты под двойную локомотивную тягу диаметром 58-65 мм, общей длиной 100 м с петлями (2 шт.);

- балансировочное устройство для вывески колесной пары при отвале шейки различных модификаций (1 шт.);

- электроножницы (2 шт.).

Отказать в удовлетворении требования в части возложений обязанностей на ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить Восстановительный поезд ст. Минеральные Воды .............. Дирекции аварийно восстановительных средств - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» следующим инвентарем и оборудованием:

- вагон пассажирский ЦМВ для перевозки работников ВП;

- кран г/п 80 т (1 шт.);

- автомобиль легковой полноприводный (1 шт.);

- накаточный башмак из сплава легких металлов для рельсов Р50 (2шт.);

- крестовидный накаточный башмак и специальный накаточный башмак для подъемки подвижного состава на стрелочных переводах (2 шт.);

- комплект оборудования и приспособлений для вывода подвижного состава с перегона (балансир) (1 шт.);

- аварийная тележка (1 шт.);

- рельсовый якорь в сборе (1 шт.);

- хвостовик автосцепки с крюком (1 шт.);

- лестница стеклопластиковая диэлектрическая длиной 5 м (2 шт.);

- керосинорез или бензорез в комплекте с резаками (2 коротких и 2 длинных) и шлангами (кислородными и бензиновыми по 20м) (2 шт.);

- бензорез дисковый (1 шт.);

- установка осветительная «Световая башня» (1 шт.);

- фара ручная взрывозащитная типа ФР-ВС (11 шт.);

- фонарь осветительный специальный ФОС-2 (14 шт.);

- комплект динамического и комплект вспомогательного гидрооборудования (1 шт.);

- фонарь ручной сигнальный (3 шт.);

- система пожарной сигнализации (1 шт.).

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в бюджет Минераловодского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение принято судом в окончательной форме 03 мая 2017 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд.

Председательствующий: