ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-617/19 от 21.05.2019 Железнодорожного городского суда (Московская область)

Дело № 2-617/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2019 года г. Балашиха

Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.А.,

при секретаре Захаровой А.А.,

с участием помощника прокурора Виноградовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огнева Романа Анатольевича к АО «Федеральная Пассажирская Компания» о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ

Огнев Р.А. обратился в суд с названным иском, указав, что он со 2 июня 2015 года работал заместителем начальника пассажирского вагонного депо Москва-Киевская Московского филиала ФИО39» (по эксплуатации). 17 декабря 2018 года с ним было прекращено действие трудового договора с работником (увольнении) и он был уволен за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей. Основанием увольнения явились приказы о применении мер дисциплинарных взысканий от 16 февраля 2018 года, от 13 марта 2018 года, от 14 сентября 2018 года, от 5 октября 2018 года и совершение нового дисциплинарного проступка. Считает, что привлечение его к дисциплинарной ответственности 17 декабря 2018 года произведено незаконно, поскольку не было достаточных оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности. Просит признать увольнение незаконным, восстановить его в прежней должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда - <данные изъяты> руб.

В судебном заседании Огнев Р.А., его представитель на удовлетворении иска настаивали, просили удовлетворить, предоставили письменные объяснения.

Ответчик - представители ФИО38» иск не признали, предоставили письменные возражения, в которых указали, что дисциплинарные взыскания в виде выговора к Огневу Р.А. были применены законно и обоснованно, с данными приказами он был ознакомлен в установленный срок, в объяснениях согласился с допущенными нарушениями. Таким образом, Огнев Р.А. был уволен по ст. 81 п. 5 ч. 1 ТК РФ на основании Приказа 12 апреля 2017 года законно.

Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск в части восстановления на работе удовлетворить, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Поскольку увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является одним из видов дисциплинарных взысканий, на него распространяется установленный ст. 193 ТК РФ порядок применения дисциплинарных взысканий.

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

В соответствии со ст. 194 ТК РФ если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.


Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Огнев Р.А. с 3 марта 2010 года работал в ФИО37

С учетом дополнительного соглашения от 9 декабря 2015 года переведен на должность заместителя начальника пассажирского вагонного депо (по эксплуатации) с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. Согласно личной подписи Огнева Р.А. с правилами внутреннего трудового распорядка и должностной инструкцией истец ознакомлен (л.д. 110-111).

Согласно трудовому договору от 5 марта 2010 года Огнев Р.А., помимо прочего, обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, исполнять нормативные документы ФИО35», распоряжения, поручения вышестоящих и непосредственных руководителей, правила внутреннего трудового распорядка и прочее.

Приказом ФИО36» от 6 апреля 2018 года установлено распределение обязанностей между начальником Депо, его заместителем и главным инженером, согласно которого Огнев Р.А. возглавляет работу и несет ответственность за организацию пассажирских перевозок, надлежащее техническое содержание пассажирских вагонов, пожарную безопасность в пути следования по кругу своих обязанностей, несет ответственность за обеспечение безопасности движения пассажирских поездов, а всего за истцом закреплены конкретизированные обязанности, изложенные в п. 1.3.1.-1.3.62 Приказа (л.д. 30-35).

В период осуществления трудовой деятельности в 2018 году Огневу Р.А. применено несколько дисциплинарных взысканий.

В соответствии с подпунктом 1.3.2 Приказа от 29.01.2018 № ФИО32 «О распределении обязанностей между начальником пассажирского вагонного депо Москва-Киевская Московского филиала ФИО33», его заместителями, главным инженером» Огнев Р.А. несет ответственность за обеспечение безопасности движения пассажирских поездов.

Приказом № ФИО34 от 16 февраля 2018 года Огневу Р.А. на основании п.2 части первой ст. 192 ТК РФ применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием для дисциплинарного взыскания послужило в нарушение п. 1.3.2 Приказа «о распределении обязанностей…» неосуществление должного контроля за работой подразделений депо осуществляющих выполнение технического обслуживания тормозного оборудования вагонов, в соответствии с действующими нормативными документами, что привело к проведению технического обслуживания поезда сообщением Москва-Брянск 7 февраля 2018 года в нарушение требований Временного руководства.

Так, 06 февраля 2018 года пассажирский поезд сообщением Москва-Брянск прибыл на станцию назначения с опозданием на 4 часа 30 минут из-за неэффективной работы автотормозного оборудования в составе поезда.

Указанный приказ вынесен на основании Акта контрольной проверки тормозов от 7 февраля 2018 года поезда 741, согласно которому причиной неудовлетворительной работы тормозов поезда в пути следования явилось наличие льда и снега в клещевых механизмах тормозного оборудования вагонов в спрессованном состоянии, препятствующим прижатию тормозных накладок к дискам (л.д.50-51 том 1).

Исходя из абзаца 3 раздела 1.4. «Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)», утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества протоколом от «21-22» мая 2009 г. при техническом обслуживании вагонов проверяется исправность автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, привода генератора, климатической установки (для пунктов формирования и оборота), наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей подвагонного оборудования.

Согласно протоколу совещания у начальника московского филиала от 9 февраля 2018 года (л.д.52-56 том 2) при разборе случая задержки пассажирского поезда 6 февраля 2018 года установлена причина неудовлетворительной работы тормозного оборудования в составе поезда № 741, указанные недостатки стали возможны по причине того, что заместитель начальника Огнев Р.А. не достаточно контролирует работу подразделений депо осуществляющих выполнение технического обслуживания тормозного оборудования вагонов.

Судом принимается во внимание, что Огнев Р.А. в объяснениях на л.д. 48 том 2 согласился с имеющимися нарушениями в части качества подготовки вагонов, довел их до причастных работников, нарушения были устранены.

Довод Огнева Р.А. о том, что указанные нарушения явились следствием неправильной работы машиниста ФИО6 согласно письму от 8 февраля 2018 года (л.д.81), не может быть принят во внимание, и не освобождает от ответственности Огнева Р.А., как руководителя депо по эксплуатации, поскольку указанное письмо фиксирует задержку пассажирского поезда в результате образования и скопления наледи в водоотводящих направляющих тормозных накладок, не устанавливая виновных лиц.

Согласно Приказу от 13 марта 2018 года 25 февраля 2018 года пассажирский поезд сообщением Москва-Брянск задержан на 01 час 08 мин. Причиной задержки поезда явился обрыв карданного вала, с последующим ударом по подводящей трубе тормозной магистрали вагона из-за возникновения реакции на скручивание, вследствие отсутствия болтов крепления кронштейна опоры момента со стороны редуктора ФИО31 отремонтированного 23 октября 2017 года ФИО30» (л.д. 129-132). В нарушение подпункта 1.3.2. Приказа «О распределении обязанностей…» заместитель начальника пассажирского вагонного депо Москва-Киевская Огнев Р.А. не осуществил должный контроль за работой подразделений депо осуществляющих выполнение технического обслуживания подвагонного оборудования вагонов при подготовке поезда сообщением Москва-Брянск 24 февраля 2018 года, что привело к его задержке. Огневу Р.А. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Согласно выписке из книги ремонта поезда линейным начальником поезда сделана отметка о неисправности привода генератора в вагоне . В своих объяснениях Работник подтверждает, что неисправность возникла в пути следования, а именно за 20 км до станции Калуга-2. При этом, расстояние от пункта технического обслуживания Москва – Киевская до станции Калуга-2 составляет 182 км, что следует из служебного расписания движения пассажирских поездов Киевского вокзала.

Выявленная в пути следования неисправность является следствием ненадлежащей подготовки состава в рейс пунктом технического обслуживания Москва-Киевская, а не работы пункта технического обслуживания транзитных станций, поскольку генератор был неисправен уже в середине пути следования поезда.

Согласно пункту 1.3 «Руководящего документа техническое обслуживание ТО-1 пассажирских вагонов на пунктах технического обслуживания железных дорог ФИО29», утвержденного Распоряжением ФИО28» от 12 января 2012 г. № 13р, работники пунктов технического обслуживания пассажирских вагонов должны своевременно в соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов производить техническое обслуживание вагонов, обеспечивающие проследование вагонов в исправном состоянии в составе поезда в пределах гарантийного участка. Ответственными за безопасность движения и проследование вагонов в исправном состоянии в составе поезда в пределах гарантийного участка являются работниками указанных пунктов.

Пунктом 1.4 установлено, что работники станций формирования и станций оборота составов несут ответственность за безопасное проследование пассажирских вагонов в составе поездов от пункта формирования до пункта расформирования (назначения поезда).

В соответствии с пунктом 2.3 Руководящего документа техническое обслуживание вагонов на ПТО железных дорог осуществляется в соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)».

Согласно абзацу 3 раздела 1.4. «Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)», утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества протоколом от «21-22» мая 2009 г. при техническом обслуживании вагонов проверяется исправность автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, привода генератора, климатической установки (для пунктов формирования и оборота), наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей подвагонного оборудования.

Таким образом, нашло подтверждение в судебном заседании, что техническое обслуживание поезда в пункте оборота, произведенное работниками пункта технического обслуживания под руководством Огнева Р.А. ненадлежащим образом, повлекло за собой образование неисправности привода генератора, что поставило под угрозу безопасность проследования пассажирского поезда сообщением Москва - Брянск.

По данному дисциплинарному взысканию Огневым Р.А. дана объяснительная на л.д.57-58.

Согласно Приказу от 14 сентября 2018 года в связи с неосуществлением контроля по модернизации тормозных башмаков на вагонах постройки ФИО21 в соответствии с требованием оперативного ФИО20» от 27 сентября 2014 года и техническим решением, а также невыполнением требования оперативного приказа ФИО19 от 1 сентября 2017 года в части запрета эксплуатации вагонов постройки ФИО22» с не модернизированными тормозными башмаками, Огневу Р.А. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д.133-135).

Согласно подпунктам 1.3.1, 1.3.17 Приказа о распределении обязанностей от 06 апреля 2018 года Огнев Р.А. обязан возглавлять работу и нести ответственность за организацию пассажирских перевозок, надлежащее техническое содержание пассажирских вагонов; контролировать вопросы ремонта автотормозов, колесных пар, расследование случаев брака и задержек поездов по их неисправностям.

В период с 13-17 августа 2018 г. в соответствии с планом профилактической работы в вопросах обеспечения безопасности движения поездов в Пассажирском вагонном депо Москва-Киевская работниками аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов и специалистами филиала состоялась техническая ревизия состояния безопасности движения поездов руководителями предприятия и выполнения требований приказов ОАО ФИО18».

Как следует из акта проверки от 13-17 августа 2018 г. (л.д.75-82) на предприятии в целом упущен контроль по модернизации тормозных башмаков на вагонах постройки ФИО16 в соответствии с требованием оперативного приказа ФИО15» от 27.04.2014 г. № и техническим решением в редакции извещения об изменении ., а также не выполнено требование оперативного приказа ФИО14 от 01.09.2017 г. в части запрета эксплуатации вагонов постройки ФИО17» с немодернизированными тормозными башмаками. Так, при проверке 14 августа 2018 г. поезда сообщением Москва-Адлер на вагонах №, были выявлены немодернизированные тормозные башмаки.

Указанные обстоятельства также подтверждаются протоколом совещания у начальника московского филиала ФИО13 от 30 августа 2018 года (л.д.56-65 том 1), согласно которому установленные нарушения при исполнении трудовых обязанностей со стороны руководителей депо, поставили под угрозу безопасность движения пассажирских поездов, поскольку немодернизированное крепление способно привести к выпадению тормозных накладок клещевого механизма дискового тормоза вагонов ФИО12». Также установлено, что руководство депо самоустранилось от выполнения должностных обязанностей и абсолютно не контролирует работу данного ПТО, в связи с чем было привлечено к дисциплинарной ответственности.

Согласно материалам, представленным в дело, контроль ремонта и технического обслуживания колесных пар не осуществлялся. При проверке колесно-роликового отделения были выявлены колесные пары № и , которые были направлены на повторную обточку из-за несоответствия поверхности катания максимальному шаблону в соответствии с требованием «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи ).

Выявленные нарушения, свидетельствующие о неудовлетворительной работе пункта технического обслуживания, контроль организации которой обязан осуществлять заместитель начальника депо (по эксплуатации) Огнев Р.А. также подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный ревизор по безопасности движения поездов Московского филиала ФИО11» ФИО7

В частности, свидетель ФИО7 подтвердил наличие многочисленных нарушений, установленных актом от 13-17 августа 2018 года, указал, что халатные действия при исполнении обязанностей руководства депо могли привести к более тяжелым последствиям. Поезда готовятся к отправке под руководством Огнева Р.А., который ставит задачу перед своей командой, у него для этого есть подчиненные. Огнев Р.А. в данном случае действует как руководитель, как организатор всех действий и как контролер. Огнев Р.А. перед проверкой ревизора не убедился в надлежащем состоянии поезда для его отправки. Все установленные нарушения были внесены в книгу технической неисправности, возможно после устранения неполадок было в дальнейшем указано, что поезд технически исправен. До проведения работ вагоны были отстранены.

Согласно Приказу от 5 октября 2018 года Огнев Р.А. не осуществлял технического обслуживания пассажирских вагонов со стороны подрядных организаций в связи с чем за нарушение подпунктов 1.3.36 (пункта 1.3) Приказа от 6 апреля 2018 года к заместителю начальника депо Огневу Р.А. в соответствии с п. 2 части 1 ст. 192 ТКРФ применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д. 136-138 том1).

Согласно подпункту 1.3.36 Приказа о распределении обязанностей от 06.04.2018 на заместителя начальника пассажирского вагонного депо (по эксплуатации) Огнева Р.А. возложена обязанность по организации работы и контролю по взаимодействию с аутсорсинговыми компаниями в части содержания вагонов в эксплуатационном состоянии, экипировки вагонов твердым топливом, водой, торфобрикетом, наружной обмывки кузовов вагонов, внутреннего ремонта и обслуживания электрооборудования, качественного технического обслуживания и ремонта экологически чистых туалетных комплексов, предоставления вагонов – ресторанов в технически исправном эксплуатационном состоянии.

В соответствии с распоряжением ФИО10 от 03.09.218 г. /р Департаментом безопасности движения ФИО9» 05 сентября 2018 года в пассажирском вагонном депо Москва – Киевская проведена проверка готовности состав поезда сообщением Москва – Париж формирования ЛВЧД -15,в ходе которой выявлен ряд нарушений: вагон - в щите управления не опломбированы блоки, на розетке, находящейся в щите управления отсутствует обозначение наминал напряжения; вагон - в котельном отделении датчик пожарной сигнализации замотан ветошью, на щите управления пожарной сигнализацией ФИО8» отсутствует пульт управления; вагон – на одном огнетушителе ОП-4(з) нарушена этикетка с данными регламентированными ГОСТом.

Ремонт и техническое обслуживание электронного и электрического оборудования пассажирских поездов проводится подрядной организацией ООО «Транспортная ремонтная компания» на основании договора № ФПК-12-66 от 16 марта 2012 года.

Причиной возникновения нарушений послужило отсутствие надлежащего контроля организации технического обслуживания пассажирского поезда № 23 сообщением Москва-Париж со стороны подрядных организаций Огневым Р.А. и, как следствие, отмена готовности состава поезда до устранения замечаний. &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?????????????????????????????&#0;&#0;????????????????h?&#0;?j&#0;??????????&#0;????????J?J?J??&#0;?j&#0;??????J?J???&#0;???????J?J?J??&#0;????????&#0;&#0;???????&#0;?????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;/&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;

Согласно Должностной инструкции мастера производственного участка, утвержденной начальником пассажирского вагонного депо Москва – Киевская от 17.03.2016 г. № 672, функция по организации и контролю за качеством технической подготовки вагонов по электрооборудованию, за их пожарную безопасность возложена на мастера производственного участка, который находится в подчинении у заместителя начальника пассажирского вагонного депо (по эксплуатации). Именно его работу должен был организовать и проконтролировать Огнев Р.А.