ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6431/13 от 06.11.2013 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2-6431/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 ноября 2013 года

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего        М.Ю.Овсянниковой

при секретаре            Е.В.Окольздаевой,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

    Заявитель обратился в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Центральную сельскую администрацию Центрального района г.Барнаула с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) по .... с целью реализации права на возведение индивидуального жилого дома и получения разрешения на его возведение. К заявлению были приложены копии свидетельства о государственной регистрации права и кадастрового паспорта на земельный участок. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю предложено обратиться за подготовкой ГПЗУ в Управление архитектуры и градостроительства или в администрацию Центрального района г.Барнаула. Подобные действия считает незаконными, поскольку ГПЗУ выдается на основании заявления физического или юридического лица. Для его выдачи не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Администрация уклонилась от выполнения своих непосредственных обязанностей по выдаче ГПЗУ. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Центральной сельской администрации, выразившееся в нарушении сроков осуществления подготовки и утверждения ГПЗУ, невыдаче его заявителю без взимания платы в сроки, установленные ч.17 ст.46 ГрК РФ, обязать Центральную сельскую администрацию выдать заявителю ГПЗУ.

    В судебном заседании заявитель на удовлетворении требований настаивал, дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ получил сообщение администрации Центрального района г.Барнаула, в котором для подготовки ГПЗУ предлагалось представить ряд документов. Полагает, что такое истребование не соответствует закону, поскольку ГрК РФ не предусматривает истребование каких-либо дополнительных документов для получения ГПЗУ. При обращении в администрацию им также был представлен паспорт, однако ему пояснили, что копия его не требуется, и он не стал ее приобщать.

    Представители заинтересованных лиц Центральной сельской администрации, администрации Центрального района г.Барнаула, Комитета по архитектуре и развитию г.Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

    Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно п. 28 указанного Постановления суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

    В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Центральную сельскую администрацию Центрального района г.Барнаула с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка по ..... К заявлению им были приложены копии свидетельства о праве собственности и кадастрового паспорта земельного участка.

    ДД.ММ.ГГГГ заявителю администрацией Центрального района г.Барнаула дан ответ о том, что обращение о выдаче ГПЗУ направлено для решения по принадлежности в управление архитектуры и градостроительства.

    ДД.ММ.ГГГГ администрацией Центрального района г.Барнаула заявителю сообщено, что основанием для предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков на индивидуальные жилые дома» является заявление, к которому должны быть приложены копии документов, удостоверяющих личность заявителя, чертеж ГПЗУ, правоустанавливающие документы на земельный участок и иные объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технические условия на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения). Все документы предоставляются в подлинниках (для сверки) и в копиях.

    В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением администрации города Барнаула от 10.05.2011 №1443 "Об утверждении Порядка разработки, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края», постановлением Администрации города Барнаула от 26.07.2012 №2129 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков на индивидуальные жилые дома» предоставление муниципальной услуги осуществляется администрациями районов города Барнаула по месту нахождения земельного участка.

    Земельный участок истца располагается в Центральном районе г.Барнаула, в связи с чем обязанность по предоставлению муниципальной услуги в силу приведенных выше норм возложена на администрацию Центрального района г.Барнаула, в состав которой входит Центральная сельская администрация.

В разделе 6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков на индивидуальные жилые дома» перечислены те же документы, которые указаны в ответе заявителю от ДД.ММ.ГГГГ, являющиеся основанием для предоставления муниципальной услуги. При этом в разделе 5 административного регламента указано, что предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ; приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 №207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

    В соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Из ст. 51 данного Кодекса следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. КонсультантПлюс: примечание.

Минрегион России на основании ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 5.2.3. Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. №40, издал приказ от 10 мая 2011 г. №207, которым утвердил Форму градостроительного плана земельного участка.

Данная Форма предусматривает строки для заполнения оснований подготовки градостроительного плана в виде реквизитов заявления обратившегося физического или юридического лица и, соответственно, указание их фамилии, имени, отчества и наименования, отражает лишь факт поступления обращения и никаких предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, чертежа ГПЗУ, технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, на вынос сетей, не содержит, что полностью согласуется с положениями пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Данный запрет распространяется на действия уполномоченных органов и не исключает возможность добровольного предоставления заявителем документов, принудительное истребование которых запрещено.

Соответствующие выводы об отсутствии у заявителя обязанности предоставлять, а у органа местного самоуправления - права истребовать в целях подготовки и выдачи градостроительного плана на земельный участок какие-либо иные документы, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица (паспорта гражданина или учредительных документов юридического лица) содержатся, в частности, в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2012 г. №АКПИ12-290, оставленном без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09 августа 2012 г. АПЛ12-449 по делу об оспаривании нормативного правового акта.

    В соответствии со ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

    С учетом изложенного суда приходит к выводу, что положения административного регламента, предусматривающего истребование от заявителя дополнительных документов (за исключением удостоверяющих личность обратившегося) для выдачи ГПЗУ, не соответствуют федеральному закону – Градостроительному кодексу РФ, в связи с чем при разрешении данного дела суд применяет нормы федерального закона.

    Вместе с тем, суд полагает, что истребование копии документа, удостоверяющего личность заявителя, является правомерным, поскольку подтверждает личность обратившегося, согласуется с федеральным законодательством. Таким образом, органом местного самоуправления обоснованно предложено заявителю представить копию документа, удостоверяющего личность, с подлинником для сверки. Как установлено в судебном заседании, такой документ заявителем не представлен при первоначальном обращении, что следует из его заявления, в подтверждение доводов об обратном доказательств не представлено.

    Поскольку при обращении заявителем не представлен документ, предоставление которого обязательно в силу действующего законодательства, ему обоснованно не выдан ГПЗУ, предложено представить данный документ.

    При установленных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья                                    М.Ю.Овсянникова

....

....

....