ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6530/17 от 13.12.2017 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-6530/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2017 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах Российской Федерации, Республики Татарстан, Пестречинского муниципального района РТ и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром сжиженный газ» о запрете эксплуатации автомобильной газозаправочной станции до устранения выявленных нарушений,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Пестречинского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, Республики Татарстан, Пестречинского муниципального района РТ и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром сжиженный газ» о запрете эксплуатации автомобильной газозаправочной станции (далее по тексту – АГЗС), принадлежащей ООО «Газпром сжиженный газ», расположенной <адрес>, до устранения выявленных нарушений.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Пестречинского района Республики Татарстан проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства, допущенные при размещении АГЗС, принадлежащей ООО «Газпром сжиженный газ», расположенной <адрес>. Вышеуказанной проверкой установлено, что АГЗС не соответствует предъявляемым требованиям, а именно: съезд с автомобильной дороги общего пользования является несанкционированным; отсутствуют переходно-скоростные полосы; отсутствует стационарное электрическое освещение; на примыкании не в полном объеме установлены соответствующие дорожные знаки. Данные нарушения зафиксированы в акте обследования объектов дорожного сервиса от 10 ноября 2016 года, протоколе об административном правонарушении от 15 декабря 2016 года, постановлении по делу об административном правонарушении от 26 декабря 2016 года. Также выявлены нарушения требований пожарной безопасности при функционировании АГЗС, а именно: не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности; не представлены документы о прохождении работниками АГЗС обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума; напольные дорожки, расположенные на пути эвакуации, не закреплены к полу; допускается применение на путях эвакуации горючих отделочных материалов; отсутствует жесткая буксировочная штанга длиной не менее трех метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС; на территории допускается размещение воздушной линии электропередач; отсутствует наружное противопожарное водоснабжение. Указанные нарушения создают реальную угрозу жизни, здоровью и безопасности неопределенного круга лиц, причинения вреда их имуществу в результате возникновения и распространения пожара. Функционирование АГЗС с выявленными нарушениями негативно сказывается на безопасности дорожного движения, что в случае дорожно-транспортного происшествия может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан. Функционирование АГЗС с существенными нарушениями технических норм безопасности дорожного движения создает потенциальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий и его общественно опасных последствий на участке автомобильной дороги.

Определением Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2017 года данное дело передано по подсудности в Приволжский районный суд г. Казани.

В судебном заседании представитель прокурора Пестречинского района Республики Татарстан заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика – ООО «Газпром сжиженный газ» с предъявленными требованиями не согласился.

Представитель третьего лица – МВД по РТ, привлеченного к участию в деле судом, с заявленными требованиями согласилась.

Представитель третьего лица – ОНД по Пестречинскому району УНД ГУ МЧС России по РТ, привлеченного к участию в деле судом, с заявленными требованиями согласился.

Представитель третьего лица – ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», привлеченного к участию в деле судом, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие (том 2 л.д. 2, 4).

Представитель третьего лица – ГБУ «Безопасность дорожного движения» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (том 2 л.д. 1).

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

В ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

13) объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

15) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

16) придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Согласно ч. 1-6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Материалами дела установлено, что 30 января 2009 года между ООО «Юнисаф» (продавец) и ООО по поставкам и реализации сжиженного газа «Сжиженный газ» (покупатель) заключен договор купли-продажи , согласно которому продавец передает в собственность покупателю АГЗС (имущество), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него покупную цену в порядке, предусмотренном условиями договора (п. 1.1).

Согласно п. 1.2 договора указанным имуществом является Автомобильная газозаправочная станция, общей площадью 38,4 кв. м, инвентарные , лит. , расположенная по адресу: <адрес>.

Покупателю также передается право собственности на земельный участок, на котором расположена АГЗС.

Право собственности на АГЗС общей площадью 38,4 кв. м, инвентарные , лит. , расположенную по адресу: <адрес>, было зарегистрировано за ООО «Юнисаф» на основании акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 01 марта 2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02 июля 2008 года.

14 марта 2009 года за ООО «Сжиженный газ» (в настоящее время ООО «Газпром сжиженный газ») на основании договора купли-продажи от 30 января 2009 года зарегистрировано право собственности на вышеуказанную АГЗС и земельный участок общей площадью 800 кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 24 марта 2009 года.

10 ноября 2016 года представителем ГБУ «Безопасность дорожного движения» специалистом I категории ОПП ФИО3, представителем УГИБДД МВД по РТ ФИО4, представителем ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» ФИО5 в отношении ООО «Сжиженный газ», являющегося собственником АГЗС, проведено обследование на соответствие требованиям документов, регламентирующих функционирование объектов, размещенных в пределах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.

Согласно данному акту обследования, АГЗС не соответствует требованиям пп. «н» и «п» п. 3.1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01 декабря 2008 года N 841 «О полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования».

15 декабря 2016 года государственным инспектором дорожного надзора штаба 1 роты отдельного батальона ДПС ГИБДД МВД по РТ ФИО6 в отношении ООО «Газпром сжиженный газ» составлен протокол , согласно которому ООО «Газпром сжиженный газ» допущено нарушение ч. 6 ст. 22, ч. 8 ст. 26 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». ООО «Газпром сжиженный газ» как собственник АГЗС не принял меры по согласованию и оборудованию примыкания к объекту дорожного сервиса, расположенного в границах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения переходно-скоростными полосами, стационарным электрическим освещением и техническими средствами организации движения, то есть на выезде с примыкания отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», что создает угрозу безопасности дорожного движения на данном участке автомобильной дороги.

По факту выявленных нарушений временно исполняющим обязанности заместителя командира отдельного батальона ДПС ГИБДД МВД по РТ ФИО7 вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 26 декабря 2016 года о привлечении ООО «Газпром сжиженный газ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, административный штраф оплачен.

Из адресованного прокурору Пестречинского района Республики Татарстан обращения начальника УГИБДД МВД по РТ ФИО8 от 11 января 2017 года следует, что в результате проведенного обследования <адрес> выявлен несанкционированный съезд с автомобильной дороги общего пользования к АГЗС, собственником которой является ООО «Газпром сжиженный газ».

При эксплуатации вышеуказанного объекта выявлены нарушения действующего законодательства, а именно: 1) съезд с автомобильной дороги общего пользования является несанкционированным (АГЗС должным образом не присоединена к автомобильной дороге); 2) отсутствуют переходно-скоростные полосы; 3) отсутствует стационарное электрическое освещение; 4) на примыкании не в полном объеме установлены соответствующие технические знаки.

Помощником прокурора Пестречинского района Республики Татарстан ФИО9 совместно с начальником ОНД Пестречинского района ФИО11 с выездом на место проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности при функционировании АГЗС, принадлежащей ООО «Газпром сжиженный газ», расположенной <адрес>.

Согласно акту проверки от 17 февраля 2017 года, выявлены следующие нарушения: не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности; не представлены документы о прохождении работниками АГЗС обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума; напольные дорожки, расположенные на пути эвакуации, не закреплены к полу; допускается применение на путях эвакуации горючих отделочных материалов; отсутствует жесткая буксировочная штанга длиной не менее трех метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС; на территории допускается размещение воздушной линии электропередач; отсутствует наружное противопожарное водоснабжение.

Согласно ч. 1, 2, 3, 6, 10 и 11 ст. 22 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

В соответствии с ч. 8 ст. 26 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

В соответствии с п. 3.1 Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, утверждённых Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01 декабря 2008 года N 841 «О полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования», размещение объектов в пределах полос отвода и придорожных полос разрешается при соблюдении следующих условий:

н) объекты дорожного сервиса необходимо отделять от автомобильной дороги обособленной разделительной полосой шириной 6 - 20 метров. При размещении объектов дорожного сервиса минимально допустимое расстояние от кромки проезжей части должно быть не менее 25 метров. Указанные расстояния следует принимать от ближайших элементов конструкций, относящихся к объекту;

п) объекты дорожного сервиса и иные сооружения должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги. При примыкании к автомобильным дорогам общего пользования подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Параметры переходно-скоростных полос в зависимости от категории дороги и интенсивности съезжающего движения принимают по нормам СНиП 2.05.02-85.

Из п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» следует, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусмотрено на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток.

В соответствии с п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль.

Согласно ст. 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05 мая 2014 года N 221 утвержден Свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».

Согласно п. 6.35, 6.37 Свода правил для целей пожаротушения АЗС следует предусматривать: первичные средства пожаротушения; стационарные установки пожаротушения (в том числе автоматические); наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар)

Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.

Определением Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2017 года по данному делу была назначена землеустроительная экспертиза с постановкой следующих вопросов: 1) возможно ли обустройство переходно-скоростной полосы к АГЗС, расположенной <адрес>, с учетом нахождения стационарного пункта весового контроля Кольцо-2, принадлежащего ГБУ «Безопасность дорожного движения»? 2) размещена ли АГЗС, <адрес>, в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги М-7 «Волга»? Проведение судебной экспертизы поручено АО «РКЦ «Земля».

В заключении от 06 сентября 2017 года ведущий эксперт АО «РКЦ «Земля» ФИО10 пришла к следующим выводам.

По первому вопросу: полоса отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» по сведениям государственного кадастра недвижимости не установлена в соответствии с земельным законодательством, то есть местоположение границ ориентировочное, а площадь декларированная. При проведении геодезической съемки в натуре было выявлено, что указатель (знак) полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» установлен со смещением в сторону АГЗС на 0,57 м. Операторская АГЗС расположена от полосы отвода на расстоянии 34,90 м. Заезд на АГЗС осуществляется из полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга», в полосе отвода в районе заезда установлено три указательных знака. На приложении № 2 (фотоплан на 2009 год) отражено отсутствие СПВК Кольцо-2 и заезд на АГЗС осуществлялся с автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга». На приложении № 3 (фотоплан на 2017 год) отражено СПВК Кольцо-2 и полоса разгона от автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» пунктиром синего цвета. СПВК Кольцо-2 расположено до поворота на АГЗС на расстоянии 51 м. От СПВК Кольцо-2 установлена полоса разгона, ограниченная сплошной полосой, то есть при въезде и выезде на заправку и с заправки АГЗС автомобильный транспорт в нарушение Правил дорожного движения будет пересекать сплошную линию. На момент проведения экспертизы у ООО «Газпром сжиженный газ» отсутствует возможность оборудовать подъезды на АГЗС и выезды с АГЗС, расположенной <адрес>, переходно-скоростной полосой, так как согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» длину отгона полосы торможения и длину полосы торможения следует принимать для I-II категории дорог 180 м. Согласно экспертизе СПВК Кольцо-2 размещено на расстоянии 51 м. Следовательно, оборудовать АГЗС переходно-скоростной полосой возможно только после переноса СПВК Кольцо-2 в другое место, согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В данном случае объекты АГЗС расположены не в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга», а за пределами полосы отвода.

По второму вопросу: по сведениям публичной кадастровой карты придорожная полоса автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» на участке 823+234 км-883+230 км Пестречинского района Республики Татарстан отсутствует, то есть постановка на государственный кадастровый учет придорожной полосы на данном участке дороги не осуществлена. В представленной схеме расположения границ придорожных полос автомобильных дорог общего пользования отсутствуют координаты поворотных точек границ придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга». Кроме того, отсутствует масштаб представленной схемы. В связи с изложенным, эксперту не представляется возможным однозначно отразить на карте (плане) местоположение придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» на участке 823+234 км-883+230 км Пестречинского района Республики Татарстан. Следовательно, АГЗС, принадлежащая ООО «Сжиженный газ», расположена не в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» на участке 823+234 км-883+230 км Пестречинского района Республики Татарстан. Кроме того, объекты АГЗС расположены не в полюсе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга», а за пределами полосы отвода. По земельному участку с кадастровым номером допущена реестровая ошибка или при строительстве АГЗС произошло смещение объектов от границ земельного участка с кадастровым номером , установленных по сведениям государственного кадастра недвижимости. Таким образом, объекты АГЗС (операторская, заправка, технический блок, емкость воды, ТБО), расположены на землях сельскохозяйственного назначения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Кощаковского сельского поселения, с кадастровым номером . Фактическая площадь АГЗС составляет 1 308,20 кв. м.

Суд считает, что выводы экспертного заключения о том, что автомобильная газозаправочная станция расположена не в границах придорожной полосы и не в полосе отвода автомобильной дороги, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт нарушений в области дорожной деятельности при использовании объекта дорожного сервиса нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела, и в соответствии с положениями действующего законодательства эти нарушения подлежат устранению владельцем объекта дорожного сервиса – ООО «Газпром сжиженный газ».

Нахождение автомобильной газозаправочной станции не в границах придорожной полосы и не в полосе отвода автомобильной дороги, а также наличие реестровой ошибки (смещения объектов от границ земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости), установка поблизости пункта весового контроля (СПВК Колько-2) не свидетельствуют о возможности эксплуатации АГЗС с нарушением требований действующего законодательства. В таком случае ответчику необходимо предпринять необходимые меры в целях устранения имеющихся нарушений.

Установлено, что выявленные и зафиксированные в акте проверки от 17 февраля 2017 года нарушения пожарной безопасности (в части, касающейся не представления инструкции о мерах пожарной безопасности, не представления документов о прохождении работниками АГЗС обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума, не закрепления к полу напольных дорожек, расположенных на пути эвакуации, допущения применения на путях эвакуации горючих отделочных материалов, отсутствия жесткой буксировочной штанги длиной не менее трех метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС, размещения на территории воздушной линии электропередач) ответчиком устранены.

Согласно акту начальника ОНД по Пестречинскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ ФИО11, по состоянию на 13 декабря 2017 года выявлено одно нарушение пожарной безопасности: АГЗС, принадлежащая ООО «Газпром сжиженный газ», расположенная по адресу: <адрес>, подлежит оснащению наружным противопожарным водоснабжением.

Таким образом, в настоящее время при эксплуатации ответчиком АГЗС имеются следующие нарушения: не осуществлены действия по согласованию съезда с автомобильной дороги общего пользования (присоединению АГЗС к автомобильной дороге); по согласованию и оборудованию переходно-скоростных полос, стационарного электрического освещения; установке дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу»; установке наружного противопожарного водоснабжения.

Поскольку выявленные нарушения являются существенными, могут причинить вред участникам дорожного движения, в целях предупреждения причинения вреда, суд считает необходимым запретить эксплуатацию АГЗС, принадлежащей ООО «Газпром сжиженный газ», расположенной <адрес> до устранения вышеуказанных нарушений.

Учитывая то, что в связи с устранением части выявленных нарушений представитель прокурора заявленные требования не уменьшил, соответственно, заявление прокурора Пестречинского района Республики Татарстан подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах Российской Федерации, Республики Татарстан, Пестречинского муниципального района РТ и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром сжиженный газ» о запрете эксплуатации автомобильной газозаправочной станции до устранения выявленных нарушений удовлетворить частично.

Запретить эксплуатацию Автомобильной газозаправочной станции, принадлежащей ООО «Газпром сжиженный газ», расположенной <адрес> до устранения выявленных нарушений, а именно осуществления действий: 1) по согласованию съезда с автомобильной дороги общего пользования (присоединению автомобильной газозаправочной станции к автомобильной дороге); 2) согласованию и оборудованию переходно-скоростных полос; 3) согласованию и оборудованию стационарного электрического освещения; 4) установке дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу»; 5) установке наружного противопожарного водоснабжения.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.