ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-66/19 от 02.04.2019 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2-66/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Косматенко О.А.,

при секретаре судебных заседаний Горниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городском поселении Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа 02 апреля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению заместителя Магаданского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» о возложении обязанности совершить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Магаданского транспортного прокурора обратилась в Анадырский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» (далее – ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)») с иском о возложении обязанности получить сертификат оператора аэродрома гражданской авиации аэропорта Анадырь (Угольный) в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Свои требования обосновал тем, что в ходе проведённой Магаданской транспортной прокуратурой проверки было выявлено нарушение требований законодательства в сфере обеспечения безопасности полётов, а именно: в нарушение статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктов 2, 58 Федеральных авиационных правил, утверждённых приказом Министерства транспорта России от 25.09.2015 № 286 «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документов, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил) далее ФАП-286), ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» при отсутствии сертификата оператора аэродрома гражданской авиации осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома аэропорта Анадырь и его оборудования, что может повлечь наступление общественно опасных последствий, связанных с эксплуатацией аэродрома гражданской авиации.

На основании изложенного просит суд обязать ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу получить сертификат оператора аэродрома гражданской авиации аэропорта Анадырь (Угольный) (л.д.1-4).

Стороны в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о чём в деле имеются уведомления о вручении, просили дело рассмотреть в своё отсутствие, истец поддерживает заявленные требования в полном объёме (л.д.75-79).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся сторон.

Как следует из отзыва на иск ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» ответчик признаёт исковые требования истца о необходимости получения сертификата оператора аэродрома гражданской авиации, однако просит предоставить им срок для исполнения решения суда не как просит прокурор 1 месяц с момента вступления решения в законную силу, а до 31 октября 2019, в связи со следующим. Согласно акту проверки оператора аэродрома Анадырь (Угольный) от 31.10.2018 года комиссией был выявлен ряд обстоятельств, которые не позволили Федеральному агентству воздушного транспорта выдать требуемый сертификат. Комиссией вынесены замечания, которые необходимо устранить для повторной подачи документов для получения сертификата оператора аэродрома гражданской авиации. В настоящее время ответчиком для устранения замечаний осуществлены следующие действия:

- издан приказ от 23.01.2019 № 10 о внесении изменений в штатное расписание, согласно которому введены должности пожарного в количестве 2-х единиц и должности водителя пожарного автомобиля (дополнительные) в количестве 2-х единиц. Указанные изменения штатного расписания были осуществлены с целью выполнения дежурства СПАСОП аэропорта в круглосуточном режиме с 09.00 до 09.00 следующих суток. Для введения дежурств издан приказ от 24.01.2019 № 13 об изменении графика работы и установлении дежурств пожарно-спасательных расчётов ВПО СПАСОП вне регламента ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный);

- заключены договора на поставку холодного ремонтного материала «ХРМ-2» и шнура уплотнительного термостойкого для аэродромных покрытий Д.13 (бухта 1100 п/м); на приобретение грунтовки полимерной «БРИТ» от 11.03.2019 года № 8 СДМ; на приобретение мастики Biguma Arctic Grade от 06.03.2019 года № 25/19 которые необходимы для осуществления ремонта кромок плит летного поля, являющихся его элементами. Поставка будет осуществляться на склад, расположенный в Московской области, для дальнейшей отправки морским путём.

- заключён договор от 11.03.2019 года № 04/03 на приобретение заливщика швов прицепного ТМ 0,5 БЗП, необходимого для выполнения ремонта межплиточных швов ИВПП и перрона аэродрома Анадырь (Угольный), поставка которых будет осуществлена на склад, расположенный в Московской области, для дальнейшей отправки морским путём.

Из чего следует, что ответчик приступил к устранению замечаний для получения сертификата оператора аэродрома, однако, с учётом территориального нахождения ответчика, тяжёлой транспортной схемой и сроков навигации, все требуемое для устранения замечаний будет получено ответчиком только в период выполнения морской навигации с июня 2019 года.

Кроме того, после получения необходимого оборудования и материалов ответчиком будут выполняться ремонтные работы, которые займут длительный период в условиях действующего аэропорта. В связи с указанным, ответчик не имеет возможности в указанные истцом сроки, устранить замечания и получить требуемый сертификат. Также ответчик планирует заключение ряда договоров на приобретение и выполнения работ для устранения замечаний в полном объёме (л.д.33-73).

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» осуществляет аэропортовую деятельность оператора аэродрома гражданской авиации, включающую в себя, в том числе и аэродромное обеспечение, электросветотехническое обеспечение, поисково и аварийно-спасательное обеспечение, что подтверждается Уставом предприятия (п. 2.2.1 Устава) (л.д.18-24, 37-50).

ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц и постановлено на учёт в налоговом органе 12 мая 2014 года (л.д.16-17, 51-52).

В соответствии со статьями 2 и 48 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие обеспечение авиационной безопасности, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Требования, предъявляемые к операторам аэродромов гражданской авиации, а также к форме и порядку выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами № 286 «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 № 286 (далее – ФАП-286).

Согласно пункту 6 раздела 1 ФАП-286 оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Согласно пункту 57 ФАП-286 оператор аэродрома гражданской авиации организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов.

Пунктом 58 указанных выше правил предусмотрено, что оператор аэродрома гражданской авиации не может выполнять работы, для выполнения которых у него на момент проведения работ отсутствует необходимая документация, персонал, оборудование или иные условия, установленные Правилами.

В соответствии с требованиями пункта 64 ФАП-286 оператор аэродрома гражданской авиации заключает договор о выполнении работ по эксплуатации аэродрома с третьим лицом при условии, что оператор аэродрома гражданской авиации несет ответственность за качество выполнения работ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

01.02.2019 заместителем Магаданского транспортного прокурора в адрес ответчика направлено требование о предоставлении информации и документов, а именно о предоставлении копии сертификата оператора аэродрома Анадырь (Угольный) (л.д.5).

Из ответа, представленного директором ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» Б.В.В. от 04.02.2019 № 152 следует, что сертификат оператора аэродрома Анадырь (Угольный) отсутствует, проводится устранение замечаний, отмеченных комиссией Росавиации, указанных в акте проверки оператора аэродрома Анадырь (Угольный) от 31.10.2018. После устранения выявленных замечаний, Росавиацией будет рассмотрена выдача данного сертификата (л.д.6).

Согласно акту проверки аэродрома Анадырь (Угольный) – ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный) от 31.10.2018 установлено, что проверенное предприятие не соответствует требованиям ФАП-286. Сертификат оператора аэродрома гражданской авиации представляется целесообразным выдать после устранения указанных в акте недостатков (л.д.7-15).

Вместе с тем, судом установлено, что ответчиком для устранения выявленных комиссией недостатков предприняты действия, а именно издан приказ от 23.01.2019 № 10 о внесении изменений в штатное расписание, согласно которому введены должности пожарного в количестве 2-х единиц и должности водителя пожарного автомобиля (дополнительные) в количестве 2-х единиц (л.д.54). Указанные изменения штатного расписания были осуществлены с целью выполнения дежурства СПАСОП аэропорта в круглосуточном режиме с 09.00 до 09.00 следующих суток (л.д.55). Для введения дежурств издан приказ от 24.01.2019 № 13 об изменении графика работы и установлении дежурств пожарно-спасательных расчётов ВПО СПАСОП вне регламента ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный) (л.д.56). Также заключены договора на поставку: холодного ремонтного материала «ХРМ-2» и шнура уплотнительного термостойкого для аэродромных покрытий Д.13 (бухта 1100 п/м), на приобретение грунтовки полимерной «БРИТ» от 11.03.2019 года № 8 СДМ, на приобретение мастики Biguma Arctic Grade от 06.03.2019 года № 25/19 которые необходимы для осуществления ремонта кромок плит летного поля, являющихся его элементами (л.д.57-60, 61-64, 65-68), на приобретение заливщика швов прицепного ТМ 0,5 БЗП от 11.03.2019 года № 04/03, необходимого для выполнения ремонта межплиточных швов ИВПП и перрона аэродрома Анадырь (Угольный) (л.д.69-72).

Таким образом, судом установлено, что ответчиком принимаются меры по устранению недостатков, выявленных комиссией при проведении проверки на соответствие требованиям ФАП-286 однако до настоящего времени ими не в полном объёме устранены выявленные недостатки как того требуют вышеуказанные нормы законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» не в полном объёме приняты меры к осуществлению мероприятий, направленных на получение сертификата оператора аэродрома гражданской авиации и при этом осуществление эксплуатации и технического обслуживания аэродрома аэропорта Анадырь (Угольный) и его оборудования без сертификата оператора аэродрома гражданской авиации, может повлечь наступление общественно опасных последствий, связанных с эксплуатацией аэродрома гражданской авиации, что существенно нарушает права неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья.

На основании изложенного, заявленные исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора о возложении обязанности ГП ЧАО Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» получить сертификат оператора аэродрома гражданской авиации аэропорта Анадырь (Угольный), подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец в исковом заявлении просил установить ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» срок для исполнения решения суда в течение 1 месяца с момента его вступления в законную силу, представитель ответчика просил установить ему срок – до 31.10.2019 года для исключения возможности несвоевременного исполнения судебного решения, обосновав свою позицию по данному вопросу и представив соответствующие тому доказательства (л.д.33-72).

Принимая во внимание, что ответчик приступил к устранению замечаний для получения сертификата оператора аэродрома, с учётом территориального нахождения ответчика, тяжелой транспортной схемой и сроков навигации, что все требуемое для устранения замечаний ответчиком будет получено только в период выполнения морской навигации с июня 2019 года, а также что после получения необходимого оборудования и материалов ещё будут выполняться ремонтные работы, которые займут длительный период времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу, о необходимости установления срока его исполнения до 31 октября 2019 года.

Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 88 Гражданско-процессуального кодекса РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Как следует из пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Ответчик от уплаты государственной пошлины не освобождён. Иск прокурором подан неимущественного характера в интересах неопределённого круга лиц, в связи с чем, размер государственной пошлины должен определяться согласно положениям, установленным пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, для физических лиц, который составляет 300 рублей.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление заместителя Магаданского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» о возложении обязанности получить сертификат оператора аэродрома гражданской авиации аэропорта Анадырь (Угольный), удовлетворить.

Обязать Государственное предприятие Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» получить сертификат оператора аэродрома гражданской авиации аэропорта Анадырь (Угольный).

Установить Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» срок для исполнения решения суда – до 31 октября 2019 года.

Взыскать с Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» государственную пошлину в доход бюджета Анадырского муниципального района в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Косматенко

Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2019 года.