ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-677/18 от 06.12.2018 Среднеканского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-677/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Сеймчан 06 декабря 2018 года

Среднеканский районный суд Магаданской области

в составе председательствующего судьи Чернецова А.И.

при секретаре Ткецишвили Е.А.,

с участием прокурора Среднеканского района Калашникова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Среднеканского районного суда, исковое заявление Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности провести эколого-орнитологическое обследование,

У С Т А Н О В И Л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» (далее ФКП «Аэропорты Севера») о возложении обязанности провести эколого-орнитологическое обследование, указав в обоснование требований, что ФКП «Аэропорты Севера» осуществляет аэропортовую деятельность, в том числе, по организации и обеспечению авиационной безопасности в аэропорту Сеймчан, зарегистрированном в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации аэропортом Российской Федерации за реестровым .

Проведенной проверкой установлено непроведение на протяжении длительного времени обследования орнитологической обстановки аэродрома Сеймчан и прилегающей к нему территории с участием специалистов биологического учреждения. В адрес ответчика направлено требование о предоставлении информации о состоянии организации орнитологического обеспечения полетов. Из ответа, представленного ФКП «Аэропорты Севера» следует, что обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Сеймчан с привлечением специалистов местных биологических учреждений не проведено ввиду отсутствия биологических учреждений в п. Сеймчан. Графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику из перелетов в районе аэродрома ответчиком не представлены. Указывает, что ответчиком не исполняются требования законодательства Российской Федерации о безопасности полетов.

Считает, что бездействие ответчика и непринятие мер, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц, которые могут находиться на воздушных судах в момент взлета и посадки, на охрану жизни и здоровья.

В связи с чем, просит суд обязать ФКП «Аэропорты Севера» провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Сеймчан с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 16 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В отзыве на исковое заявление ФКП «Аэропорты Севера» указывает, что эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Сеймчан с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков предприятием не проводилось. Из-за с отсутствия прибыли и заранее запланированных расходов на проведение эколого-орнитологического обследования аэродромов исполнить решение суда и провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Сеймчан с привлечением специалистов биологического учреждения с составлением орнитологических карт-схем и графиков в срок, установленный в исковом заявлении, не имеет возможности. В связи с чем, просило установить срок исполнения решения – в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик ФКП «Аэропорты Севера» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил обязать ФКП «Аэропорты Севера» провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Сеймчан с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Выслушав прокурора, исследовав имеющиеся в деле доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что «Аэропорт Сеймчан» является филиалом ФКП «Аэропорты Севера» и имеет сертификат оператора аэродрома гражданской авиации , выданный ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Уставом ФКП «Аэропорты Севера», Положением о филиале «Аэропорт Сеймчан», сертификатом .

Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Согласно ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 № 14645).

Пунктом 8.24 Правил установлено, что орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

На аэродромах принимаются меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полетов (п. 8.26 Правил).

Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209 (далее Приказ) утверждено Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации.

В соответствии с п. 4.1.1 Руководства эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц.

Для обеспечения и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия (п. 4.1.2 Руководства).

Для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц: зимний (конец ноябрь-февраль) – характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой; весенний (март-май) – период массовой миграции птиц; раннелетний (середина мая- первая половина июля) – период гнездования до появления летающих птенцов; позднелетний (вторая половина июля – август) – период массового вылета птенцов; осенний (сентябрь – ноябрь) – период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого их этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы.

Затем, раз в 2-3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее «птицеопасные» участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно изменится (п.4.1.12 Руководства).

Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно (п. 4.1.14 Руководства).

Пунктом 4.1.15. Руководства, предусмотрено, что результаты обследования дополняются сведениями, полученными при визуальных наблюдениях за птицами на аэродромах, а также при радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой. На основании этой информации составляются специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки (масштаба 1:30000 или крупнее) и вспомогательные графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Оригиналы указанных карт-схем и графиков находятся в штурманской, а копии - в службе движения, летной и аэродромной службах.

Из материалов дела следует, что Магаданской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований воздушного законодательства, в ходе которой установлено, что ФКП «Аэропорты Севера» не проводится обследование орнитологической обстановки аэродрома Сеймчан.

Данный факт ответчиком не оспаривается, подтверждается пояснениями, данными в отзыве на исковое заявление, а также сообщением от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории филиала «Аэропорт Сеймчан» осуществляется силами работников филиала.

Документы, подтверждающие обследование приаэродромной территории филиала «Аэропорт Сеймчан», а также карт-схемы и графики ответчиком в суд не представлены.

Исходя из изложенного, суд считает, что требование Магаданского транспортного прокурора о возложении обязанности на ФКП «Аэропорты Севера» провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Сеймчан с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда решение суда должно быть исполнено.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - для организаций 6 000 рублей.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государственная пошлина в размере 6 000 руб. подлежит взысканию с ответчика – ФКП «Аэропорты Севера», не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» обязанность провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Сеймчан с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» в доход бюджета Среднеканского городского округа государственную пошлину в размере 6 000 руб. (шесть тысяч рублей).

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий А.И. Чернецов