ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-681/20 от 08.07.2020 Калининского районного суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июля 2020 года город Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Василенко Е.К.,

при ведении протокола судебного заседания в письменной форме и аудиопротоколирования секретарем Шредер Ю.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Калининского района Тверской области Вершинской И.А., представителя третьего лица без самостоятельных требований УФСБ России по Тверской области по доверенности Блинова А.А., представителя третьего лица без самостоятельных требований ОНД и ПР по Калининскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области Костылева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании (с перерывом с 08 июля 2020 года на 09 июля 2020 года на основании части 3 статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) дело по исковому заявлению прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культурно - досуговый центр «Щербининский» о возложении обязанности провести обследование и категорирование, разработать и согласовать паспорт безопасности объекта, оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-то типа,

установил:

Прокурор Калининского района Тверской области обратился в Калининский районный суд Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культурно - досуговый центр «Щербининский» (далее по тексту – МКУ КДЦ «Щербининский», ответчик) с исковым заявлением, в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму в здании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

- провести обследование и категорирование объекта, разработать паспорт безопасности объекта и согласовать его с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тверской области, ОВО по городу Твери – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области»,

- оборудовать помещения здания учреждения, автоматической пожарной сигнализацией (за исключением помещения холла), системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-то типа.

Исковое заявление основано на положениях статей 1,3, 37, 38 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», подпункта «а» пункта 4, пункта 6 статьи 3 Федерального закона 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176, Приложения А (обязательное), таблица А1, подпункт 9 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные и введенные в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 № 175, статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», и мотивировано выявленными по прокуратуры района с привлечением ОНД и ПР по Калининскому району ГУ МЧС по Тверской области нарушениями законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму по результатам проверки здания МКУ КДЦ «Щербининский», расположенного по адресу: <адрес> Установлено, что здание, эксплуатируемое МКУ КДЦ «Щербининский» не оборудовано, автоматической пожарной сигнализацией (за исключением помещения холла), системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-то типа, не проведено обследование и категорирование объекта, паспорт безопасности объекта не разработан и не согласован в установленном порядке, что послужило основанием для обращения в суд.

Помощник прокурора Калининского района Тверской области Вершинская И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Ответчик МКУ КДЦ «Щербининский», извещалось надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе публично, в соответствии с нормами части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации на официальном сайте суда www.kalininsky.twr.sudrf.ru, в судебном заседании участия не приняло. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица– директор МКУ КДЦ «Щербининский» Трофимова Л.М., требования признала в полном объеме, о чем представлено письменное заявление. Последствия признания иска разъяснены и понятны.

В судебном заседании представитель третьего лица без самостоятельных требований УФСБ России по Тверской области по доверенности Блинов А.А., полагал, что исковые требования обоснованны, подлежат удовлетворению.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований администрация муниципального образования «Щербининское сельское поселение» Калининского района Тверской области, своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, в соответствии с нормами части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации на официальном сайте суда www.kalininsky.twr.sudrf.ru. В письменном заявлении Глава Щербининского сельского поселения Семаков А.А. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, одновременно отмечено следующее. Постановлением администрации поселения от 18 февраля 2020 года № 3 создана комиссия по обследованию и категорированию здания МКУ КДЦ «Щербининский» - дома культуры А.Д. Дементьева по адресу: <адрес>. Ориентировочный срок работ по обследованию и категорированию до 30 сентября 2020 года. В рамках программы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, утвержденной постановлением администрации поселения от 30 декабря 2019 года № 109, в текущем году планируется устройство и модернизация пожарной сигнализации и системы оповещения здания МКУ КДЦ «Щербининский» - дома культуры А.Д. Дементьева.

ОВО по городу Твери – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области» после перерыва в судебное заседание 09 июля 2020 года явку представителя не обеспечило, в судебном заседании 08 июля 2020 года представитель по доверенности Карачаров П.С. возражений против удовлетворения исковых требований не высказал. Согласно пояснениям и.о. начальника юридического отдела ОВО по городу Твери – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области», 06 февраля 2020 года в адрес Главы поселения было направлено письмо о выделении сотрудника в состав комиссии по обследованию и категорированию объекта МКУ КДЦ «Щербининский», инспектора ОКЗО и ОООПОО ОВО по городу Твери –филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области» лейтенанта полиции Ижмякова А.П.. Однако после направления данного сообщения, соответствующих действий по исполнению требований Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176 со стороны ответчика не последовало.

В судебном заседании представитель третьего лица без самостоятельных требований ОНД и ПР по Калининскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области Костылев А.А. пояснил, что зал МКУ КДЦ «Щербининский» рассчитан на 150 человек, относится ко 2 типу объектов. Действующим законодательством предусмотрена альтернатива, либо МКУ КДЦ «Щербининский» оборудует помещение здания учреждения по адресу: <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией (за исключением помещения холла), системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-то типа, либо заказывает соответствующей организации заключение и исследует процент рисков при пожаре.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, не являлась препятствием для рассмотрения дела.

С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств.

Согласно сведениям с официального сайта ФНС России (сайт http://www.nalog.ru) МКУ КДЦ «Щербининский», имеет ОГРН 1066949002427 и зарегистрировано с 26 апреля 2012 года как юридическое лицо, осуществляющее, в том числе вид деятельности – «деятельность в области отдыха и развлечений». Учредителем юридического лица, собственником имущества МКУ КДЦ «Щербининский» является администрация МО «Щербининское сельское поселение» калининского района Тверской области.

Данное обстоятельство в силу части 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района 14 февраля 2020 года с привлечением ОНД и ПР по Калининскому району ГУ МЧС по Тверской области проведена проверка состояния антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в МКУ КДЦ «Щербининский» по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что здание, эксплуатируемое МКУ КДЦ «Щербининский» не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (за исключением помещения холла), системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-то типа, не проведено обследование и категорирование объекта, паспорт безопасности объекта не разработан и не согласован в установленном порядке (т.1, л.д.10-24).

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек (пункт 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму»).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176.

Данные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Указанными требованиями установлена ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), которая возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий) (пункт 3 Требований).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий) (пункт5). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (пункт7). Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (пункт 18). На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования». Копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) направляется в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории) после завершения его актуализации направляется для согласования в территориальный орган безопасности, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории), признанный по результатам его актуализации нуждающимся в замене и (или) утратившим силу, хранится на объекте (территории) в установленном порядке в течение 5 лет (пункты 41-47).

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ).

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федеральный закон от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В силу статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

В частях 1, 4 и 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ определено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, приведен в СП 3.13130.2009 и СП 5.13130.2009.

В силу требований пункта 9 таблицы А1 приложения А (обязательное) «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 № 175 (далее - СП 5.13130.2009.) здание МКУ КДЦ «Щербининский» должно быть защищено автоматической пожарной сигнализацией.

Частью 2 статьи 54 Технического регламента; раздела 7 таблицы 2 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 № 173 в здании МКУ КДЦ «Щербининский» должна быть предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

На основании статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ по функциональной пожарной опасности здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе: театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях отнесены к классу Ф2.1

В соответствии с частью 1 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, только при наличии этих двух условий пожарная безопасность объекта считается обеспеченной.

Материалами дела подтверждается, и сторонами не оспаривается факт того, что ответчик осуществляет деятельность по эксплуатации здания по адресу: <адрес>.

Постановлением инспектора отдела надзорной деятельности и профилактики работы по Калининскому району тверской области управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по тверской области № 32 от 01 апреля 2020 года о привлечении директора МКУ КДЦ «Щербининский» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждаются факты не оборудования здания МКУ КДЦ «Щербининский» по адресу: <адрес> автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа.

Кроме того, ответчиком в материалы дела не было представлено доказательств того, что по результатам категорирования и обследования им был разработан паспорт безопасности объекта МКУ КДЦ «Щербининский» по адресу: <адрес> согласован с уполномоченными органами.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (часть 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку материалами дела подтверждается, что на момент рассмотрения дела акт обследования и категорирования не составлен в порядке, предусмотренном Требованиями, паспорт безопасности объекта МКУ КДЦ «Щербининский» по адресу: <адрес> не был разработан и согласован с уполномоченными органами, здание, эксплуатируемое МКУ КДЦ «Щербининский» не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа и не защищено автоматической пожарной сигнализацией, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку выполнение данных требований необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья посетителей МКУ КДЦ «Щербининский».

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности клиентов, посетителей комплекса, работников организации во время отдыха, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Осуществление ответчиком деятельности по эксплуатации указанного здания с нарушением требований правил пожарной безопасности несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем продолжение работы указанного объекта может нанести существенный вред охраняемым интересам неопределенного круга лиц. Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности означает и наличие опасности причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения возгорания.

Изложенные прокурором в иске обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью не только сотрудников, и посетителей организации, а также и иных лиц, круг которых определить невозможно.

Правомерность предъявления прокурором Калининского района настоящего иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 27, статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Проанализировав представленные сторонами доказательства, учитывая признание ответчиком требований прокурора, суд приходит к выводу, что по настоящему делу с достоверностью установлено нарушение обязательных требований по противодействию терроризму, пожарной безопасности, в связи с чем, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Поскольку установленное судом бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, оно должно быть устранено путём возложения на ответчика обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Калининского района Тверской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культурно - досуговый центр «Щербининский» удовлетворить.

Возложить на муниципальное казенное учреждение культурно - досуговый центр «Щербининский», ОГРН 1066949002427 обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование и категорирование объекта, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности, разработать и направить для согласования паспорт безопасности объекта в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тверской области, ОВО по городу Твери – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области» в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», оборудовать помещения здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией (за исключением помещения холла), системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-то типа.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Е.К. Василенко

Решение в окончательной форме составлено 13 июля 2020 года.

1версия для печатиДело № 2-681/2020 ~ М480/2020 (Решение)