ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-685/2016 от 09.12.2016 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-685/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2016 года город Норильск

Норильский городской суд в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края

в составе председательствующего судьи Бурхановой Ю.О.,

при секретаре судебного заседания Шпилёвой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шаповалову А.А., Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования и запрете эксплуатации маломерного судна,

установил:

Норильский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Шаповалову А.А. о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования, признании недействительным акта первичного технического освидетельствования и запрете эксплуатации маломерного судна, указав в обоснование заявленных требований, что при проведении прокурорской проверки исполнения законодательства при освидетельствовании маломерных судов на предмет пригодности их к плаванию установлено, что без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, Дудинским инспекторским участком Центра ГИМС принимаются решения о годности к плаванию маломерных судов. Так, ДД.ММ.ГГГГ в Дудинский инспекторский участок Центра ГИМС МЧС России по Красноярскому краю с заявлением о регистрации маломерного судна обратился Шаповалов А.А., одновременно представив справку-счет , подтверждающий приобретение им лодочного мотора, копию паспорта гражданина РФ, выданного на его имя, копии судового билета и других документов. На основании представленных ответчиком документов государственным инспектором по маломерным судам Дудинского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Красноярскому краю без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов был составлен и подписан акт первичного технического освидетельствования маломерного судна, с которым ознакомлен Шаповалов А.А., тем самым принято решение о годности к плаванию принадлежащего Шаповалову А.А. маломерного судна наименование заводской , изготовленного в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с., что позволяет Шаповалову А.А. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование по истечении 5-ти лет, т.е. не ранее 2021 года. Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровью судоводителя, его пассажиров, других лиц, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц. Просит суд признать маломерное судно наименование имеющее заводской , изготовленное в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с., принадлежащее на праве собственности Шаповалову А.А. и зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером , не прошедшим ДД.ММ.ГГГГ первичного технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению; признать составленный и подписанный государственным инспектором Дудинского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» акт технического освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ о годности к плаванию указанного маломерного судна недействительным; запретить Шаповалову А.А. эксплуатировать указанное маломерное судно, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

В судебном заседании помощник Норильского транспортного прокурора Артеменко Е.И. исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям, дополнительно пояснив, что проведение первичного технического освидетельствования и принятие решения о годности принадлежащего Шаповалову А.А. судна к плаванию должно осуществляться компетентным органом, в данном случае – соответствующим подразделением ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю», по результатам фактически проведенного технического освидетельствования с использованием поверенных измерительных приборов, позволяющих установить, что заявленные в представленных документах технические параметры соответствуют характеристикам представленного на освидетельствование судна. Однако требования нормативно-правовых актов, касающиеся проведения первичного технического освидетельствования, при регистрации судна Шаповалова А.А. Дудинским инспекторским участком соблюдены не были, первичное техническое освидетельствование с использованием специального оборудования и измерительных приборов фактически не проводилось, как не проводилось испытаний плавучести маломерного судна, поскольку в мае спустить судно на воду не возможно по природно-климатическим условиям, т.к. не сошел лед. Отсутствие в Дудинском инспекторском участке измерительного оборудования подтверждается как объяснениями старшего государственного инспектора Жумака В.В., полученными при проведении проверки, так и представленными ответчиком материалами, свидетельствующими о его периодических обращениях в вышестоящую инстанцию по вопросу обеспечения участка необходимым оборудованием. Принадлежащее Шаповалову А.А. маломерное судно изготовлено в 1979 году, с момента изготовления оно могло подвергаться техническим изменениям, модернизации, в маломерном судне возможно наличие скрытых дефектов, обнаружить которые по результатам визуального осмотра без производства соответствующих измерений невозможно. Эксплуатация Шаповаловым А.А. не прошедшего в установленном законом порядке технического освидетельствования судна создает угрозу неопределенному кругу лиц. Просит исковые требования удовлетворить.

Ответчик Шаповалов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, о чем в деле имеются письменные доказательства, об уважительности причин неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства, рассмотрении дела в его отсутствие не просил, письменных возражений по существу заявленных требований суду не представил. По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Представитель ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Парчевская И.П., действующая на основании доверенности в пределах предоставленных ей полномочий, просила рассмотреть дела в отсутствие представителя ответчика, представив суду письменные возражения, в которых исковые требования не признала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в Дудинский инспекторский участок Центра ГИМС Шаповаловым А.А. было предоставлено маломерное судно для прохождения первичного технического освидетельствования и регистрации маломерного судна и документы, подтверждающие приобретение им маломерного судна «Обь-М», лодочного мотора и другие документы. Первичное техническое освидетельствование маломерного судна наименование имеющего заводской , изготовленного в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с. было проведено в полном объеме и в соответствии с требованиями, указанными в приказе МЧС России от 29 июня 2005 года № 501 «Об утверждении правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами», п. 2.3 которого предусматривает, что первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна путем проверки технической документации на судно, установления его вместимости, грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количества двигателей (подвесных моторов), района плавания, минимальной высоты надводного борта, высоты волны, при которой судно может плавать, оснащения спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и иным оборудованием. Действия государственного инспектора по маломерным судам Дудинского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС», проводившего техническое освидетельствование и регистрацию принадлежащего Шаповалову А.А. маломерного судна наименование соответствуют установленным требованиям нормативных документов, регламентирующих деятельность подразделений ГИМС по предоставлению данной государственной услуги, в части, касающейся прохождения первичного технического освидетельствования и регистрации маломерного судна. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассматривается судом в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца, оценив доводы ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) маломерные суда, подлежащие государственной регистрации (за исключением указанных в п. 1.1 ст. 16 КВВТ РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, судов массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей до 8 киловатт включительно, а также парусных спортивных судов длинной не более 9 метров, не имеющих двигателей и не оборудованных местами для отдыха) и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России № 500 от 29 июня 2005 года, государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п. 15 указанных Правил после государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна, который в силу ч. 10 ст. 14 КВВТ РФ удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, а также годность судна к плаванию.

Государственная регистрация судна по смыслу п. 30 Правил производится в случаях изменения параметров, занесенных в судовой билет, вследствие переоборудования корпуса судна (в том числе изменения параметров мотора (двигателя) судна, сведения о котором в обязательном порядке включаются в судовой билет).

По смыслу п. 3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России № 502 от 29 июня 2005 года, пользование маломерными судами разрешается только после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Согласно пп. 4 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 835 от 23 декабря 2004 года, классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда в установленном порядке осуществляет государственная инспекция по маломерным судам. Согласно пп. 7 п. 5 Положения государственная инспекция по маломерным судам устанавливает также в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и требования по количеству людей на маломерном судне, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может плавать, осадке, минимальному надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

В силу п. 6 данного Положения, указанные функции государственная инспекция по маломерным судам осуществляет через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие технический надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение технических освидетельствований (осмотров) маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.

Единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами установлен Правилами технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденными Приказом МЧС России № 501 от 29 июня 2005 года.

В соответствии с п. 1.2 указанных Правил, технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России (далее - подразделения ГИМС МЧС России) в порядке, определяемом МЧС России и включает в себя согласно п. 2.2 Правил осуществление контроля за техническим состоянием маломерных судов в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров, по результатам которых осуществляется классификация маломерных судов.

Согласно пункту 2.3 Правил первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.

Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее - технический талон) установленного образца.

В силу п. 2.4 Правил ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.

Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование:

- при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года;

- в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются.

На основании п. 2.5 Правил техническое освидетельствование проводится по месту регистрации маломерного судна на пункте технического осмотра соответствующего подразделения ГИМС МЧС России или непосредственно по месту базирования (стоянки) маломерного судна с предъявлением судового билета.

В соответствии с п. 2.6 Правил техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам (далее именуется - государственный инспектор) вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.

В силу п. 2.7 Правил оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам.

В соответствии с приказом МЧС России «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» № 618 от 9 августа 2005 года для осуществления технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар.

Таким образом, с учетом приведенного выше нормативно-правовым регулированием при прохождении технического освидетельствования маломерных судов проводятся испытания их технического состояния (с использованием специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов), результаты которых отражаются в акте технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.

Наряду с вышеуказанными нормативными актами со 2 июня 2013 года порядок проведения освидетельствования маломерных судов регулируется также Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденный Приказом МЧС России № 608 от 18 октября 2012 года, определяющим последовательность действий заявителей, а также государственных инспекций по маломерным судам и их должностных лиц, осуществляемых в целях освидетельствования маломерного судна, проводимого, в том числе, перед государственной регистрацией маломерного судна в ГИМС МЧС России (освидетельствование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества).

В соответствии с указанным Административным регламентом, предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества осуществляется на оборудованных для этих целей пунктах освидетельствования маломерных судов, включающих в себя, в том числе, водную акваторию, безопасную для проведения испытаний мореходных качеств; оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна; газоанализатор; специально оборудованную площадку для определения главных размерений маломерного судна (п. 2.30).

Тестирование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества предусматривает такие процедуры, как проведение осмотра маломерного судна; испытание маломерного судна на мореходные качества; проверку состояния корпуса, надстроек, оборудования и устройств маломерного судна и иные процедуры (п.п. 3.10-3.17.2).

В соответствии с п. 3.49 Административного регламента заключение о годности маломерного судна к плаванию в определенном районе безопасного плавания маломерного судна в морских, прибрежных морских и внутренних водах является основанием для получения отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию.

В силу п. 3.20 Административного регламента маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.

Таким образом, не отменяя действия вышеуказанных нормативных актов, предусматривающих порядок осуществления технического надзора за маломерными судами, Административный регламент повторно устанавливает необходимость проведения технического освидетельствования (тестирования) маломерного судна при его государственной регистрации с целью установления его годности к плаванию.

Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании справки-счета Шаповаловым А.А. в ООО «Сибирский тракт» был приобретен лодочный мотор наименование с серийным номером 04005-510931.

ДД.ММ.ГГГГ Шаповалов А.А. обратился в Дудинский инспекторский участок Центра ГИМС МЧС России по Красноярскому краю, являющийся обособленным подразделением Центра ГИМС МЧС России по Красноярскому краю, уполномоченным на осуществление технического надзора за маломерными судами в зоне его ответственности, с заявлением о регистрации принадлежащего ему маломерного судна «наименование и вышеуказанного двигателя с одновременным предоставлением справки-счета, ранее выданного судового билета и иных документов.

На основании заявления Шаповалова А.А. государственным инспектором по маломерным судам Дудинского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Гуркиным С.Н. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт технического освидетельствования (первичного) маломерного судна, согласно которому принадлежащее Шаповалову А.А. маломерное судно наименование имеющее заводской , изготовленное в 1979 году, с установленным на нем двигателем (мотором) наименование максимальной мощностью 40 л.с. признано годным к использованию и зарегистрировано в реестре маломерных судов за регистрационным номером ДГ с выдачей Шаповалову А.А. судового билета серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с указанием в нем условий и норм первичного технического освидетельствования.

Как следует из письменного заявления Шаповалова А.А., поданного ДД.ММ.ГГГГ в Дудинский инспекторский участок ГИМСЧ, маломерное судно наименование он намерен использовать в личных целях.

Из письменного объяснения старшего государственного инспектора по маломерным судам Дудинского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Жумака В.В., данного 23 сентября 2016 года при проведении прокурорской проверки, следует, что в должностные обязанности старшего государственного инспектора по маломерным судам Дудинского инспекторского отделения входят, в том числе, проведение в установленном порядке классификации, государственной регистрации, учета, первичного технического освидетельствования и ежегодного технического освидетельствования и осмотров маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдача судовых билетов; установление в зависимости от конструкции судна и внесение в судовой билет обязательных условий, норм и технических требований по грузоподъемности и пассажировместимости, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. В соответствии с регламентирующими порядок проведения технического освидетельствования нормативными актами освидетельствование (технический надзор) за маломерными судами осуществляется с использованием оборудования и мерительных инструментов, каковыми являются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Инфракар. Однако Дудинский инспекторский участок не обеспечен указанным оборудованием и инструментами на протяжении всего периода работы. При таких обстоятельствах техническое освидетельствование маломерных судов сведено к сравнению данных, указанных в технической документации, с представленными номерными агрегатами маломерных судов и визуальным осмотром корпуса и других механизмов на повреждения. В 2016 году отметки (специальный штамп) в судовых билетах о годности маломерного судна к плаванию проставлялись при регистрации маломерных судов, в том числе, при предоставлении копий сертификатов и договоров купли-продажи катеров и лодок, а также экспертных заключений. В период с 26 февраля по 5 сентября 2016 года Дудинским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» признаны годными к плаванию 38 маломерных судов, зарегистрированных под номерами с Р 75-45 ДГ по Р 75-83 ДГ (т.е. в том числе и маломерное судно, принадлежащее Шаповалову А.А. и зарегистрированное под номером ).

Отсутствие в Дудинском инспекторском участке необходимого для проведения технического освидетельствования маломерных судов оборудования и мерительных инструментов по существу ответчиком не оспаривается и подтверждается также ежемесячно направляемыми ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» запросами об обеспечении его соответствующими приборами и инструментами, копии которых представлены суду истцом.

Таким образом, объективно подтвержденное вышеуказанными объяснениями Жумака В.В. и иными материалами дела отсутствие в Дудинском инспекторском участке необходимых для проведения технического освидетельствования маломерных судов приборов, оборудования и инструментов позволяет суду прийти к выводу, что обязанность по проведению технического освидетельствования с использованием специальных технических средств и оборудования при первичном техническом освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ маломерного судна, принадлежащего Шаповалову А.А., должностным лицом ФКУ «Центр ГИМС» не исполнена и фактическая годность маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями не установлена. При указанных обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что первичное техническое освидетельствование маломерного судна «Обь-М» было проведено в полном объеме и соответствии с требованиями действующего законодательства, не могут быть признаны судом обоснованными. Напротив, без фактического проведения первичного технического освидетельствования маломерного судна с соблюдением установленных действующими нормативными актами процедур, без использования необходимых для этого измерительных приборов была произведена государственная регистрация принадлежащего Шаповалову А.А. маломерного судна с выдачей последнему судового билета. Также без проведения технического освидетельствования инспектором ГИМС был составлен акт технического освидетельствования судна с отраженным в нем заключением о признании судна годным к эксплуатации.

Как следует из представленных суду материалов, сведения о регистрации маломерного судна, принадлежащего Шаповалову А.А., внесены в соответствующий реестр моторных и парусно-моторных судов, ответчику выдан судовой билет, при этом какие-либо отметки о запрещении эксплуатации маломерного судна или установленных при его эксплуатации ограничениях, предусмотренные п.п. 2.9-2.10, 2.12.5 Правил технического надзора за маломерными судами, в оформленных при регистрации принадлежащего Шаповалову А.А. маломерного судна документах отсутствуют.

Выдача Шаповалову А.А. судового билета, подтверждающего в силу ч. 10 ст. 14 КВВТ РФ право собственности ответчика на маломерное судно, а также годность маломерного судна к плаванию, позволяет ответчику использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного суда по истечении установленного законом срока.

Вместе с тем, в силу п. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России № 502 от 29 июня 2005 года, управление маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра), запрещено. Эксплуатация собственником маломерного судна, фактическая годность которого к плаванию не была установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажиров и других лиц, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о признании маломерного судна наименование имеющего заводской , изготовленного в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с., принадлежащего на праве собственности Шаповалову М.А. и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным номером , не прошедшим ДД.ММ.ГГГГ первичного технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению; о признании недействительным соответствующего акта технического освидетельствования (первичного) маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ; о запрете Шаповалову М.А. эксплуатировать указанное маломерное судно, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Принимая во внимание положения п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчиков Шаповалова А.А. и ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» государственную пошлину в размере по 150,00 рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Норильского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать маломерное судно наименование имеющее заводской , изготовленное в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с., принадлежащее на праве собственности Шаповалову А.А. и зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером , не прошедшим ДД.ММ.ГГГГ первичного технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению.

Признать составленный и подписанный государственным инспектором Дудинского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» акт технического освидетельствования маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ о годности к плаванию маломерного судна наименование имеющего заводской , изготовленного в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с., принадлежащего на праве собственности Шаповалову А.А. и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным номером , недействительным.

Запретить Шаповалову А.А. эксплуатировать маломерное судно наименование имеющее заводской , изготовленное в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с., зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номеров Р 75-52 ДГ, в том числе, передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

Взыскать с Федерального казенного учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» и Шаповалова Александра Анатольевича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме по 150 (сто пятьдесят) рублей в каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Норильский городской суд в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края.

Судья Ю.О. Бурханова

Решение суда в окончательной форме принято 12 декабря 2016 года.