ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-69/18 от 05.03.2018 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 5 марта 2018 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р.,

при секретаре Варнаковой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-69/2018 по иску Управления Роспотребнадзора по Иркутской области к МУП «Байкал-Ольхон» об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Байкал-Ольхон» об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства.

Просит обязать ответчика выполнить оба пункта предписания 002356 должностного липа, уполномоченною осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор от 06.10.2017 г., получить на водные объекты - артезианские скважины по ул. Советская, 14 в п. Хужир Ольхонского района, по ул. Байкальская, 48 «а» в п. Хужир Ольхонского района, санитарно-эпидемиологическою заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасною для здоровья населения использования водного объекта, согласно п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13, территории 1-х поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения по ул. Советская. 14 в п. Хужир Ольхонского района, по ул. Байкальская, 48 «а» в п. Хужир Ольхонского района оборудовать ограждениями, спланировать для отвода поверхностных стоков за их пределы, дорожки к сооружениям оборудовать твердым покрытием в соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.

В обоснование заявленных требований указали, что 31.08.2015 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области проведена внеплановая, выездная проверка муниципального унитарного предприятия «Байкал-Ольхой» с целью проверки выполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 001953 от 04.09.2014 г. В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации. По результатам проверки составлен акт проверки № 001661 от 31.08.2015 г., выдано предписание № 001661 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Предписание № 001661 содержало 4 пункта мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний людей, сроками исполнения до 01.07.2016 г.

29.07.2016 г. Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области проведена внеплановая, выездная проверка МУП «Байкал-Ольхон», с целью проверки выполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 001395 от 29.07.2016 г., срок исполнения которого - 01.09.2017 г. В ходе проверки выявлены нарушения санитарно- эпидемиологическою законодательства Российской Федерации. По результатам проверки составлен акт проверки от № 001395 от 29.07.20l6 г., выдано предписание № 001395 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В ходе проведенной проверки установлено, что из 4 пунктов не выполнено два пункта предписания:

пункт № 2 (срок исполнения до 01.07.2016 г.) не выполнен не оформлено санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважин) по ул. Байкальская, 48 «а» и по ул. Советская, 14 в п. Хужир Ольхонского района санитарным правилам и условиям безопасного для населения использования водного объекта, нарушение п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;

пункт № 3 (срок исполнения до 01.07.2016 г.) не выполнен территории 1-х поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных по адресам: п. Хужир, ул. Советская, 14, ул. Байкальская, 48 «а» не ограждены, не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, дорожки к сооружениям не оборудованы твердым покрытием, нарушение п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.11 10-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

06.10.2017 г. Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области проведена внеплановая выездная проверка МУП «Байкал-Ольхон» по выполнению пунктов предписания № 001395, срок- исполнения которых был установлен до 01.09.2017 г. и истек на момент проверки.

В ходе проведенной проверки установлено, что из 2 пунктов не выполнено оба пункта предписания:

пункт № 1 (срок исполнения до 01.09.2017 г.) не выполнен - не оформлено санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважин) по ул. Байкальская, 48 «а» и по ул. Советская. 14 в п. Хужир Ольхонского района санитарным правилам и условиям безопасного для населения использования водного объекта, нарушение п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;

пункт № 2 (срок исполнения до 01.09.2017 г.) не выполнен - территории 1-х поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных по адресам: п. Хужир, ул. Советская. 14. ул. Байкальская. 48 «а» не ограждены, не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, дорожки к сооружениям не оборудованы твердым покрытием, нарушение п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

По результатам проверки составлен акт проверки № 002356 от 06.10.2017 г. По факту невыполнения предписания в отношении МУП «Байкал-Ольхон» составлен протокол № ЮЛ/К- 1432/17-07 об административном правонарушении от 06.10.2017г. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен для рассмотрения в мировой судебный участок № 79 Ольхонского района по Иркутской области.

Санкция ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Неисполненные пункты предписания № 001395 и № 001661 основаны на требованиях санитарно - эпидемиологического законодательства: ч. 3, 4, 5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения п водопроводов питьевого назначения».

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон № 52-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ - использование водною объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ - для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Ч. 5 с. 18 Федерального закона № 52-ФЗ - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местною самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Пунктом 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 закреплено, что разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Пунктом 3 2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 закреплено, что территория первого пояса зон санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Вместе с тем, на сегодняшний день невыполненные пункты предписаний ответчик так и не исполнил, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и требования санитарного - эпидемиологического законодательства, а также создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

МУП «Байкал-Ольхон» является юридическим лицом, целью которого, согласно Устава, является содействие реализации социально - экономических программ развития Хужирского муниципального образования, эффективного использования и приращения муниципального имущества, получения прибыли, выполнения задач, стоящих перед местным самоуправлением, удовлетворении потребностей населения о. Ольхон в товарах и услугах, реализуемых Предприятием в соответствии с Уставом (п. 2.1).

Таким образом, на МУП «Байкал-Ольхон» возложена обязанность по соблюдению требований санитарного - эпидемиологического законодательства Российской Федерации в связи с осуществляемой деятельностью.

В судебное заседание истец Управление Роспотребнадзора по Иркутской области не явился, своего представителя в суд не направили, извещены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика МУП «Байкал-Ольхон» директор Борсоева А.В. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суду представила письменные возражения, из которых следует, что исковые требования не признает, считает их необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям:

Водные объекты расположенные по ул. Байкальская, 48 «а» и по ул. Советская, 14 п. Хужир, Ольхонского района являются нецентрализованными. Сотрудники Роспотребнадзора составляют предписания за отсутствие проекта зоны санитарной охраны для нецентрализованного водоснабжения. При этом ссылаются на статью 18 ФЗ № 52 от 30 марта 1999 г., а также п. 3.7 СП 3.1.3146- 13, где указано, что использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» указано что водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Границы первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. В п. 10.12. СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и Статья 10. «Границы поясов зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения и водопроводных сооружений, использующих подземные источники водоснабжения». Специальный технический регламент «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» указано что граница первого пояса подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора или от крайних водозаборных сооружений группового водозабора на расстояниях 30 м при использовании защищенных подземных вод, 50 м при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Примечание 1 Для водозаборов, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, а также для водозаборов, расположенных на благоприятных санитарных, топографических и гидрогеологических условиях, размеры первого пояса зоны допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарно- эпидемиологической службы, но должны быть не менее 15 и 25 м соответственно.

Считает зону 1 пояса ЗСО для нецентрализованного водоснабжения невозможно организовать, так как водный объект расположенный по ул. Байкальская, 48 «а» п. Хужир, Ольхонского района была пробурена в 1996 году, расположена она в центральной части п. Хужир. Площадка пологая, ровная свободная от посторонних строений, за исключением северо-восточной части, где на расстоянии 5 м от скважины расположен забор частной территории. Водный объект расположенный по ул. Байкальская, 48 «а» п. Хужир, Ольхонского района была пробурена в 2004 году расположена в жилой застройке п. Хужир. Площадка пологая, ровная свободная от посторонних строений, за исключением забора частной территории, находящегося на расстоянии 20 м к северу от скважины. Считает, что Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области, поставлены заведомо невыполнимые условия эксплуатации нецентрализованного водоснабжения, а именно - разработку проектов ЗСО.

В судебное заседание 3 лицо администрация Хужирского муниципального образования не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Суду представили письменные возражения, из которых следует, что исковые требования считают не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в административном деле письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 5 п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В силу п. 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

В соответствии с п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Согласно п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Согласно предписанию № 002356 должностного липа, уполномоченною осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор от 06.10.2017 г., МУП «Байкал-Ольхон» предписаны мероприятия по устранению нарушений:

- получить на водные объекты - артезианские скважины по ул. Советская, 14 в п. Хужир Ольхонского района, по ул. Байкальская, 48 «а» в п. Хужир Ольхонского района, санитарно-эпидемиологическою заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасною для здоровья населения использования водного объекта, согласно п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13,

- оборудовать территории 1-х поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения по ул. Советская. 14 в п. Хужир Ольхонского района, по ул. Байкальская, 48 «а» в п. Хужир Ольхонского района, ограждениями, спланировать для отвода поверхностных стоков за их пределы, дорожки к сооружениям оборудовать твердым покрытием в соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.

В судебном заседании установлено, что в собственности Хужирского муниципального образования находятся объекты коммунальной инфраструктуры, в состав которых входят в том числе:

- Водонапорная башня по ул. Советская, 14 в п. Хужир Ольхонского района,

- Водонапорная башня по ул. Байкальская, 48 «а» в п. Хужир Ольхонского района.

Данные объекты используются для водоснабжения населения Хужирского муниципального образования.

На основании распоряжения главы Хужирского муниципального образования от 04.02.2011 г. № 10, постановления главы Хужирского муниципального образования от 10.01.2017 г. № 9, постановления главы Хужирского муниципального образования от 12.02.2018 г. № 39 указанные объекты коммунальной инфраструктуры Хужирским муниципальным образованием переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Байкал-Ольхон».

Из Устава МУП «Байкал-Ольхон» следует, оно является юридическим лицом, целью которого является содействие реализации социально - экономических программ развития Хужирского муниципального образования, эффективного использования и приращения муниципального имущества, получения прибыли, выполнения задач, стоящих перед местным самоуправлением, удовлетворении потребностей населения о. Ольхон в товарах и услугах, реализуемых Предприятием в соответствии с Уставом (п. 2.1).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Таким образом, на МУП «Байкал-Ольхон» возложена обязанность по соблюдению требований санитарного - эпидемиологического законодательства Российской Федерации в связи с осуществляемой деятельностью.

Доводы возражения ответчика относительно невозможности установления границы первого пояса зоны санитарной охраны на расстоянии не менее 30 м., не могут быть приняты в качестве оснований для отказы в иске, поскольку для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Так, согласно представленной пояснительной записке по результатам обследования водозаборов в Ольхонском районе с целью рассмотрения возможности разработки проектов зоны санитарной охраны, выполненное ООО НПФ «Аквастрим», возможно сокращение первого пояса зоны санитарной охраны до 5 метров. Вместе с тем, гидрогеологического обоснования, согласованного с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора, не имеется и согласно представленным материалам дела, работа в этом направлении ответчиком не выполнялась.

Также в пояснительной записке указаны способы реализации и возможности выполнения санитарно-эпидемиологических требований.

Таким образом, доводы возражений относительно невыполнимости условий эксплуатации водоснабжения, а именно разработку проектов зон санитарной охраны, носит субъективный характер и подлежит отклонению.

Доводы возражения относительно отсутствия денежных средств для выполнения предписаний, также не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с государственной программой Иркутской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 N 446-пп, в целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей установленным требованиям безопасности и безвредности, утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях финансирования мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и положение об отборе муниципальных образований Иркутской области в целях софинансирования из областного бюджета мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Сведений о том, чтобы подавались заявки для получения софинансирования, не представлено.

Таким образом, учитывая, что невыполнение предписания создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым и нарушает права неопределенного круга лиц.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями по предъявлению исков в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ срок в течение, которого необходимо устранить допущенные нарушения, следует определить – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку суд принимает во внимание длительность периода времени, необходимого для проведения мероприятий по разработке проектов ЗСО, то полагает установленный срок исполнения решения суда в части разработки проектов ЗСО, разумным.

Таким образом, выше указанные обстоятельства, дают основание для удовлетворения иска в полном объеме.

Управление Роспотребнадзора по Иркутской области как государственный орган при предъявлении иска на основании ст. 333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 6000,00 руб. взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области к МУП «Байкал-Ольхон» об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства, удовлетворить в полном объеме.

Обязать МУП «Байкал-Ольхон» выполнить оба пункта предписания 002356 должностного липа, уполномоченною осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор от 06.10.2017 г.

Обязать МУП «Байкал-Ольхон» получить на водные объекты - артезианские скважины по ул. Советская, 14 в п. Хужир Ольхонского района, по ул. Байкальская, 48 «а» в п. Хужир Ольхонского района, санитарно-эпидемиологическою заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасною для здоровья населения использования водного объекта, согласно п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13.

Обязать МУП «Байкал-Ольхон» территории 1-х поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения по ул. Советская. 14 в п. Хужир Ольхонского района, по ул. Байкальская, 48 «а» в п. Хужир Ольхонского района оборудовать ограждениями, спланировать для отвода поверхностных стоков за их пределы, дорожки к сооружениям оборудовать твердым покрытием в соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд, в течение месяца со дня вынесения.

Судья: Р.Р. Сыроватская