ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7037/2013 от 09.12.2013 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-7037/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2013 года г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края РФ в составе:

Председательствующего: судьи Гарбушиной О.В.,

при секретаре: Лопушенко А.И.,

с участием заместителя прокурора г. Владивостока Елькина А.Ю.,

представителя администрации г. Владивостока Бакулиной А.А.,

представителя Думы г. Владивостока Власовой Ю.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <адрес>, Думе <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> разработать и организовать выполнение муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Владивостокского городского округа; возложении обязанности на Думу <адрес> предусмотреть мероприятия по обеспечению пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией <адрес> законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в границах Владивостокского городского округа, по результатам которой установлено следующее. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов разрабатываются и реализуются органами местного самоуправления. Проверка показала, что администрацией <адрес> вопросы организационно-правового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования реализуются не должным образом. Так, администрацией города не разработана муниципальная целевая программа по вопросу обеспечения пожарной безопасности. Планы и программы развития территории не включают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Таким образом, администрацией <адрес> нарушаются нормы законодательства о пожарной безопасности. Согласно информации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 2011 году на территории Российской Федерации произошло <данные изъяты>, прямой ущерб от которых составил более 17 млрд. рублей. В январе-сентябре 2012 года на территории Российской Федерации произошло <данные изъяты>, прямой ущерб от которых составил более 10 млрд. рублей. Принимая во внимание высокую значимость вопроса пожарной безопасности, нарушение норм и правил пожарной безопасности является недопустимым и может повлечь существенное нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей Владивостокского городского округа, а также муниципальных органов <адрес>. Просит суд возложить на администрацию <адрес> обязанность надлежащим образом организовать обеспечение пожарной безопасности Владивостокского городского округа: принять меры к разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности - которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории. Разработать и организовать выполнение муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Владивостокского городского округа.

Истцом неоднократно уточнялись исковые требования. Согласно уточненных требований 15.11.2013г. в судебном заседании, истец просит суд: обязать администрацию <адрес> разработать и организовать выполнение муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Владивостокского городского округа, осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, предусмотрев их в следующих муниципальных программах по вопросам развития <адрес>: 1) муниципальная программа «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории Владивостокского городского округа на 2014-2018 годы», утвержденная постановлением администрации Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № 2704; 2) муниципальная программа «Содержание жилищного фонда Владивостокского городского округа на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2709; 3)муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в <адрес> на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2702. Обязать Думу <адрес> предусмотреть мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, в Стратегии и стратегическом плане развития <адрес> до 2020 года, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 728. На исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель администрации <адрес> не согласилась с требованиями, представив мотивированные письменные возражения, просила в иске отказать.

Представитель Думы <адрес> не согласилась с требованиями, изложив доводы в мотивированном отзыве, просила суд в иске отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Согласно статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 21 Закона о пожарной безопасности меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

При этом меры пожарной безопасности для населенных пунктов разрабатываются и реализуются органами местного самоуправления.

В силу статьи 1 Закона о пожарной безопасности, профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к первичным мерам пожарной безопасности отнесено осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий. Кроме этого, к первичным мерам пожарной безопасности отнесена разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Стратегия и стратегический план развития <адрес> до 2020 года основой для реализации которых является комплекс муниципальных программ, направленных в том числе на комфортные и безопасные условия жизни населения.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» является расходным обязательством муниципального образования согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В силу ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией. Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно муниципальным правовым актом местной администрации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» вводится в действие новая редакция статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая правовые основания для формирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.

Одновременно с этим понятие «долгосрочная целевая программа», равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ вышеуказанным Федеральным законом из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключены.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия решений о разработке, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в администрации <адрес>.

Пунктом 3.1 Порядка принятия решений о разработке, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в администрации <адрес> предусмотрено, что муниципальные программы разрабатываются в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1662-р, ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2094-р, Стратегией социально-экономического развития <адрес> до 2025 года, утвержденной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 324-K3, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Стратегией и стратегическим планом развития <адрес> до 2020 года, утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 728, Уставом <адрес>, иными муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1662-р, необходимо сменить приоритеты в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера - вместо «культуры реагирования» на чрезвычайные ситуации на первое место должна выйти «культура предупреждения», в том числе при создании системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации - аудита безопасности.

В судебном заседании установлено, что администрацией <адрес> предусмотрены первичные меры пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности лишь в отдельных муниципальных программах «Развитие муниципальных детских школ искусств «Владивосток. Культура. Дети» на 2012 - 2015 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № 2540, а также «Безопасность муниципальных образовательных учреждений <адрес>» на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1156, представленных ответчиком в обоснование своих возражений.

Вместе с тем, судом установлено, что администрацией <адрес> на территории городского округа реализуются иные муниципальные программы, утвержденные постановлениями администрации <адрес>, направленные на безопасность и защищенность жизни и здоровья граждан, их имущества, муниципального имущества, однако которыми не предусмотрены реализация мероприятий по первичной пожарной безопасности, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в <адрес> на 2014-2018 годы», предусматривающая модернизацию спортивной материально-технической базы муниципальных общеобразовательных учреждений <адрес> и учреждений дополнительного образования детей <адрес>.

Муниципальной программой «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории Владивостокского городского округа на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено общее благоустройство территории Владивостокского городского округа.

Реализация мероприятий по обеспечению проживания граждан в многоквартирных домах, отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства Российской Федерации предусмотрено муниципальной программой «Содержание жилищного фонда Владивостокского городского округа на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2709.

Проанализировав указанные программы, установлено, что ни одна из указанных муниципальных программ не содержит мероприятий, направленных как на обеспечение пожарной безопасности граждан, так и зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм администрацией <адрес> вопросы организационно-правового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования реализуются не должным образом, чем нарушаются нормы законодательства о пожарной безопасности.

Доводы представителя администрации <адрес> о том, что отсутствуют правовые основания для включения мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в утвержденные муниципальные программы, суд находит не состоятельными, поскольку реализация мероприятий по первичной пожарной безопасности находится в компетенции органа местного самоуправления городского округа.

Исковые требования заявлены в пределах полномочий, предоставленных истцу Федеральным законом «О прокуратуре в РФ», в связи с чем, доводы представителя Думы <адрес> в данной части являются необоснованными.

С учетом изложенного, конкретных обстоятельств по делу, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

По изложенному, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> к администрации <адрес>, Думе <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> разработать и организовать выполнение муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Владивостокского городского округа; возложении обязанности на Думу <адрес> предусмотреть мероприятия по обеспечению пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности – удовлетворить.

Возложить на администрацию <адрес> обязанность разработать и организовать выполнение муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Владивостокского городского округа, осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, предусмотрев их в следующих муниципальных программах по вопросам развития <адрес>: 1) муниципальная программа «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории Владивостокского городского округа на 2014-2018 годы», утвержденная постановлением администрации Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № 2704; 2) муниципальная программа «Содержание жилищного фонда Владивостокского городского округа на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2709; 3)муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в <адрес> на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2702.

Возложить обязанность на Думу <адрес> предусмотреть мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, в Стратегии и стратегическом плане развития <адрес> до 2020 года, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 728.

На решение может быть подана жалоба в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда 16.12.2013г.

Судья О.В.Гарбушина

Резолютивная часть решения суда

Дело № 2-7037/2013

Р Е Ш <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>