Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации дело №2- 705/16
город Омск 29 февраля 2016 года
Ленинский районный суд города Омска
председательствующий Небольсин Л.В.
секретарь Грибкова О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Зенкову А.Н., Зеленко Э.Г., Понкратьеву П.А. о запрете эксплуатации воздушного судна, суд
У С Т А Н О В И Л:
Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Зенкову А.Н., Зеленко Э.Г., Понкратьеву П.А. запретить эксплуатировать воздушное судно <данные изъяты> в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до получения в установленном законом порядке сертификата летной годности.
Свои требования мотивировал тем, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов при эксплуатации воздушного судна <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности Зеленко Э.Г., находящегося во владении Зенкова А.Н. и эксплуатируемого Понкратьевым П.А., по результатам которой установлено следующее. Согласно свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно от 24.04.2014 Зеленко Э.Г. является собственником воздушного судна <данные изъяты>. На основании доверенности № от 15.02.2014 собственник ВС <данные изъяты> Зеленко Э.Г. уполномочил Зенкова А.Н. управлять, эксплуатировать, обслуживать и распоряжаться воздушным судном в соответствии с Воздушным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми документами, следить за его техническим состоянием, с правом прохождения соответствующих технических осмотров, с правом подачи заявки в компетентную организацию о сертификации, с правом продажи, подписания договора купли - продажи, с правом подачи заявления о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними, в том числе о смене собственника. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ВС <данные изъяты> систематически эксплуатируется Зенковым А.Н., Понкратьевым П.А. в отсутствие сертификата летной годности, что создает потенциальную угрозу безопасности полетов.
Помощник Омского транспортного прокурора Пугаев В.С. исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Зенков А.Н., Понкратьев П.А. исковые требования признали. Суд в соответствии со ст. 173 ГПК РФ принял признание иска.
Зеленко Э.Г. в суд не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации каждый обязан соблюдать законодательство Российской Федерации.
Воздушное законодательство Российской Федерации, на основании ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу ст. 11 ВК РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Порядок использования воздушного пространства определяется государством.
На основании ст. 35 ВК РФ требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее -требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.
Согласно ст. 36 ВК РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами.
Кроме того, в силу ст. 67 ВК РФ каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту судовые документы: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации, соответствующие документы на каждого члена экипажа; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Из материалов дела следует, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов при эксплуатации воздушного судна <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности Зеленко Э.Г., находящегося во владении Зенкова А.Н. и эксплуатируемого Понкратьевым П.А., по результатам которой установлено следующее.
Согласно свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно от 24.04.2014 Зеленко Э.Г. является собственником воздушного судна <данные изъяты>
На основании доверенности №<адрес>8 от 15.02.2014 собственник ВС <данные изъяты> Зеленко Э.Г. уполномочил Зенкова А.Н. управлять, эксплуатировать, обслуживать и распоряжаться воздушным судном в соответствии с Воздушным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми документами, следить за его техническим состоянием, с правом прохождения соответствующих технических осмотров, с правом подачи заявки в компетентную организацию о сертификации, с правом продажи, подписания договора купли - продажи, с правом подачи заявления о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними, в том числе о смене собственника.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ВС <данные изъяты> систематически эксплуатируется Зенковым А.Н., Понкратьевым П.А. в отсутствие сертификата летной годности, что создает потенциальную угрозу безопасности полетов.
Данная доверенность выдана сроком на три года с правом передоверия полномочий, при этом представитель, передавший полномочия другому лицу не утрачивает соответствующие полномочия.
В 2014 году на основании доверенности Зенков А.Н. уполномочил Понкратьева П.А. на право управления ВС <данные изъяты> сроком на 3 года без права передоверия.
Проверкой установлено, что ВС <данные изъяты> систематически эксплуатируется Зенковым А.Н., Понкратьевым П.А. в отсутствие сертификата летной годности, что создает потенциальную угрозу безопасности полетов.
В нарушение вышеизложенных норм воздушного законодательства, Понкратьев П.А. совершил 15.11.2015 и 13.12.2015 полеты (взлеты - посадки) с целью десантирования парашютистов АНО ДПО «Полет» и АНО ДПО «Омский аэроклуб» с посадочной площадки «<адрес>, на ВС <данные изъяты> с сертификатом летной годности, срок действия которого истек.
Согласно сертификату летной годности ВС <данные изъяты>№ от 15.10.2013, данное воздушное судно считается годным к полетам, если оно содержится и эксплуатируется в соответствии с указанными документами и установленными эксплуатационными ограничениями. Срок действия сертификата летной годности до 14.10.2015, т.е. на момент осуществления полетов истек.
Из объяснений Понкратьева П.А. следует, что последний систематически задействуется Зенковым А.Н. для совершения полетов на ВС <данные изъяты> на безвозмездной основе с целью десантирования парашютистов АНО ДПО «Полет» и АНО ДПО «Омский аэроклуб», при эксплуатации данного воздушного судна не касается заполнения и обеспечения наличия на него необходимой судовой документации, поскольку данным вопросом занимается Зенков А.Н. как правомочный представитель собственника воздушного судна.
Согласно полученной из Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта информации следует, что какие - либо юридические или физические лица в ЗС МТУ Росавиации для получения нового действующего сертификата летной годности на ВС <данные изъяты> не обращались.
Обеспечить безопасную практику эксплуатации воздушного судна без надлежащей его сертификации невозможно.
Эксплуатация такого судна создает потенциальную опасность как пользователям воздушного пространства (субъектам, оказавшимся в поле воздействия воздушного судна <данные изъяты>), так и для парашютистов АНО ДПО «Полет» и АНО ДПО «Омский аэроклуб», несет угрозу их жизни и здоровью, экологической безопасности, нарушает интересы неопределенного круга лиц.
Учитывая собранные по делу доказательства, в их совокупности, признание иска ответчика, суд считает исковые требования обоснованными с подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить.
Запретить Зенкову А.Н., Зеленко Э.Г., Понкратьеву П.А. эксплуатировать воздушное судно <данные изъяты>, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до получения в установленном законом порядке сертификата летной годности.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В.Небольсин
Мотивированное решение составлено 04 марта 2016 года