№2-718/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2017 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кузьминовой И.И.
с участием помощника прокурора Советского района г.Ростова-на-Дону Панарина Р.А.
при секретаре Литвиновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО«Росфармснаб» об обязании установить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства.
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Росфармснаб» о понуждению к совершению действий, ссылаясь на то, что <адрес> на основании обращения ФИО3 инвалида 1 группы по зрению проведена проверка помещении аптеки, расположенной по адресу :<адрес>.66.
Помещение, в котором расположена аптека, принадлежит на праве собственности ООО»ИРФС», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №№.
Фармацевтическую деятельность в вышеуказанном помещении осуществляет ООО «Росфармснаб » (ИНН № ) на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой установлено, что ООО«Росфармснаб» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-61-02-001749.Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания. В соответствии с п.2 ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Пунктом 4 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 55 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа лекарственных препаратов.Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее- Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории
Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 указанного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
На основании п. 47 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» предусмотрено, что фармацевтической деятельностью является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими и индивидуальными предпринимателями, в сфере предназначенных для медицинского применения лекарственных препаратов определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее- положение о лицензировании). Законом о лицензировании установлено понятие лицензионных требований совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании подп. «а» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1081 (далее-положения о лицензировании) лицензионными требованиями являются, в том числе, наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
В соответствии со ст. ст. 4,6,46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее- ФЗ № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) и Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О национальных стандартах Российской Федерации» нормы СНиП, СП являются обязательным и к применению.
Согласно статье 12 ФЗ № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ст. 30 ФЗ № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ здания и сооружения любого назначения, а также связанные с ними процессы проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), монтажа, эксплуатации (все этапы жизненного цикла здания) должны отвечать требованиям безопасности для пользователей, в том числе требованиям доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения (пп. 6 п. 6 ст. 3).
Согласно п. 7 ст.30 указанного Технического регламента доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона № 181 -ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Таким образом, вышеуказанная аптека относится к объектам социальной инфраструктуры.
Исходя из вышесказанного, положения вышеуказанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее- Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Однако, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ и вышеуказанного Свода правил вход не оборудован тактильной информационной вывеской, содержащей информацию о наименовании, контактных телефонах и графике работы, не соответствует п. 4.1.3. и п. 6.21.1 ФИО6 51671 -2000, а для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, что не соответствует п.7.1.12ФИО6 51671-2000.
При этом, учитывая невозможность полностью приспособить для нужд инвалидов действующее учреждение, руководством объекта не представлены документы, подтверждающие выполнение мер, гарантирующих соответствие требованиям по предупреждению причинения вреда здоровью граждан, относящихся к маломобильным группам населения, в порядке установленном ст. 2,18, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «О техническом регулировании», тем самым на объекте не исполнены требования ч. 4 ст. 15, ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Указанное выше, в силу несоответствия помещения аптеки установленным требованиям в части обеспечения доступности, создает угрозу причинения вреда и не обеспечивает выполнение лицензионных требований, предъявляемых к организациям осуществляющим фармацевтическую деятельность.
Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку неисполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с настоящим заявлением.
На основании изложенного, с учетом уточненного иска, прокурор просит обязать ООО «Росфармснаб » создать для маломобильных групп населения условия для беспрепятственного доступа в помещение аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, а именно:Установить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика-ФИО5 в судебное заседание явился, просил в иске отказать.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что <адрес> на основании обращения ФИО3 инвалида 1 группы по зрению проведена проверка помещении аптеки, расположенной по адресу :<адрес>.66.
Помещение, в котором расположена аптека, принадлежит на праве собственности ООО»ИРФС», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №№.
Фармацевтическую деятельность в вышеуказанном помещении осуществляет ООО «Росфармснаб » (ИНН № ) на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой установлено, что ООО«Росфармснаб» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-61-02-001749.
В нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ и вышеуказанного Свода правил для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, что не соответствует п. ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, учитывая невозможность полностью приспособить для нужд инвалидов действующее учреждение, руководством объекта не представлены документы, подтверждающие выполнение мер, гарантирующих соответствие требованиям по предупреждению причинения вреда здоровью граждан, относящихся к маломобильным группам населения, в порядке установленном ст. 2,18, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «О техническом регулировании», тем самым на объекте не исполнены требования ч. 4 ст. 15, ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Указанное выше, в силу несоответствия помещения аптеки установленным требованиям в части обеспечения доступности, создает угрозу причинения вреда и не обеспечивает выполнение лицензионных требований, предъявляемых к организациям осуществляющим фармацевтическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку неисполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
В соответствии с п.2 ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Пунктом 4 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 55 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа лекарственных препаратов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее- Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 указанного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
На основании п. 47 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» предусмотрено, что фармацевтической деятельностью является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими и индивидуальными предпринимателями, в сфере предназначенных для медицинского применения лекарственных препаратов определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее- положение о лицензировании). Законом о лицензировании установлено понятие лицензионных требований совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании подп. «а» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1081 (далее-положения о лицензировании) лицензионными требованиями являются, в том числе, наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
В соответствии со ст. ст. 4,6,46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее- ФЗ № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) и Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О национальных стандартах Российской Федерации» нормы СНиП, СП являются обязательным и к применению.
Согласно статье 12 ФЗ № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ст. 30 ФЗ № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ здания и сооружения любого назначения, а также связанные с ними процессы проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), монтажа, эксплуатации (все этапы жизненного цикла здания) должны отвечать требованиям безопасности для пользователей, в том числе требованиям доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения (пп. 6 п. 6 ст. 3). Согласно п. 7 ст.30 указанного Технического регламента доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона № 181 -ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Таким образом, вышеуказанная аптека относится к объектам социальной инфраструктуры.
Исходя из вышесказанного, положения вышеуказанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.
Правоотношения в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который в ч.1 ст.2 гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п.7.4.3 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№ для акцентирования внимания покупателей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Свода правил, места для лиц с дефектами слуха следует размещать на расстоянии не более 3 м. от источника звука или оборудовать специальными персональными приборами усиления звука. Допускается применять в залах индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства. Эти места следует располагать в зоне хорошей видимости сцены и переводчика жестового языка. Необходимость выделения дополнительной (с индивидуальным освещением) зоны для переводчика устанавливается заданием на проектирование.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
К объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, аптеки.
Соответствующие требования, предъявляемые к помещениям социальной инфраструктуры, с целью обеспечения их доступности для маломобильных групп населения установлены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Свода правил установлено, что места для лиц с дефектами слуха следует размещать на расстоянии не более 3 м от источника звука или оборудовать специальными персональными приборами усиления звука.
Допускается применять в залах индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства. Эти места следует располагать в зоне хорошей видимости сцены и переводчика жестового языка. Необходимость выделения дополнительной (с индивидуальным освещением) зоны для переводчика устанавливается заданием на проектирование. Как установлено судом, помещение аптеки по адресу: <адрес> приведенным выше нормативным требованиям не соответствует, чем для маломобильных групп населения (инвалидов) создаются неоправданные препятствия в доступе к объекту социальной инфраструктуры.
Доказательств отсутствия заявленных прокурором <адрес> нарушений «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», их фактического устранения к моменту рассмотрения дела, либо не возможности устранения в силу объективных и непреодолимых причин - ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, а потому настоящие исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО«Росфармснаб» создать для маломобильных групп населения условия для беспрепятственного доступа в помещение аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: установить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Советский районный суд <адрес> в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10. 05.2017 г.
Судья: