ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-735/2022 от 23.05.2022 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2- 735/2022

УИД 33RS0002-01-2021-007565-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2022 года г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи И.Н. Мысягиной

при секретаре Я.М. Ивановой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шепотайловой Ирины Анатольевны к АО «Россельхозбанк» о взыскании убытков, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, морального вреда, штрафа,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО9» о взыскании убытков, причиненных незаконным списанием денежных средств, в сумме 1 566 00 рублей, неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 1 566 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 41 567 руб. 93 коп., морального вреда в сумме 100 000 руб., штрафа на основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей». (###).

В ходе рассмотрения данного гражданского дела истец уточнил заявленные исковые требования, в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит взыскать с ответчика убытки, причиненные незаконным списанием денежных средств в сумме 1 566 000 рублей, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ сумме 5 731 500 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 41 57 руб. 93 коп., моральный вред в сумме 100 000 руб., штраф на основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей». (т.###

В обосновании заявленных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО2 и ФИО13» заключен договор ### об открытии вклада «Классический» в валюте Российской Федерации.

На основании данного договора в ФИО10» был открыт дебетовый счет вклада ###, срок вклада 180 дней, размещенная сумма 1 280 000 руб., денежные средства ФИО2 были размещены под <данные изъяты> % годовых.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась в ФИО11» с заявлением ### о присоединении к Условиям размещения физическими лицами банковских вкладов в ФИО12» (срочный вклад), согласно которому истец просила открыть вклад «Пенсионный плюс» на условиях: сумма вклада равна 1 400 000 руб., срок размещения вклада <данные изъяты> календарных дней, процентная ставка <данные изъяты> % годовых.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась в ФИО14» с заявлением ### о присоединении к Условиям размещения физическими лицами банковских вкладов в ФИО15» (срочный вклад), согласно которому истец просила открыть ей вклад «Пенсионный плюс» на условиях: сумма вклада равна 1 403 594, 18 руб., срок размещения вклада <данные изъяты> календарных дней, процентная ставка <данные изъяты> % годовых, номер счета ###. Днем возврата вклада установлено ДД.ММ.ГГГГ. К данному вкладу была выпущена банковская карта ### для начисления банковского процента со счета вклада, к указанной банковской карте был привязан номер телефона (+###).

С ДД.ММ.ГГГГ. (пятница) в период времени с 17.35 час. мин. до ДД.ММ.ГГГГ. (суббота) неизвестные лица (лицо) осуществили снятие денежных средств ФИО4 в размере 1 384 931 руб. со счета вклада ###, открытого в АО «Россельхозбанк», о чем ДД.ММ.ГГГГ. истцом было написано заявление о возбуждении уголовного дела по факту хищения денежных средств в УМВД России по <...> (КУСП ### от ДД.ММ.ГГГГ.).

В результате доследственной проверки, проведенной по данному заявлению ИТТ СУ УМВД России по <...>, было возбуждено уголовное дело ### по факту совершения неустановленным лицом преступления (кражи), предусмотренного п. б ч. 4 ст. 158 УК РФ.

Постановлением старшего следователя отдела по расследованию преступлений, совершенных с использованием ИТТ СУ УМВД России по городу Владимиру майором юстиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2 признана потерпевшей по вышеуказанному уголовному делу.

Общая действительная сумма ущерба, возникшая в результате хищения денежных средств составляет 1 566 000 руб., снятие денежных средств происходило в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

Из объяснений ФИО2, которые последняя дала в ходе проведения следственных действий следует, что ДД.ММ.ГГГГ. истец находилась на рабочем месте в Ледовом дворце (адрес: <...>, пр-кт Ленина, <...>), где она трудоустроена администратором. В 16 час. 45 мин. ФИО2 поступил звонок с ранее неизвестного номера (+ ###), звонившая женщина представилась сотрудником ФИО16» и сообщила, что на счете истца накопился кеш-бек на сумму 5 741 руб., который необходимо получить до ДД.ММ.ГГГГ., для чего необходимо прийти с картой в один из сети магазинов «Пятерочка» или «Магнит», назвать промо-код, а также код списания денежных средств. Звонившая назвала последние цифры банковской карты ФИО2, а также тип карты «золотая», продиктовала ряд кодов, которые совпадали с теми, что поступили в SMS -сообщениях на подключенный к карте телефонный номер истца ДД.ММ.ГГГГ). При этом, ФИО2 никаких кодов звонившей не сообщала, а также не называла какие-либо реквизиты своей банковской карты, реквизиты счета или свои персональные данные, так как сама банковская карта хранится в банковской ячейке истца. На следующий день ФИО2 обратилась на горячую линию ФИО17» где ей сообщили, что она стала жертвой мошенников, в связи с чем, ею было написано заявление в полицию.

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в ФИО18» с заявлением о проведении неправомерной операции и возврате незаконно списанных денежных средств, на что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО19» ФИО2 был дан ответ, что приложение «Мобильный банк» ФИО20» было активировано на устройстве IPhone 6s, путем ввода пароля направленного на зарегистрированный номер телефона (+ ###). С устройства IPhone 6s была выпущена цифровая карта, на которую в последствие через приложение были переведены средства с последующим снятием через банкомат. Таким образом, ФИО21» указывает на вину истца в утрате денежных средств, выразившуюся по мнению банка, в сообщении кодов и паролей, направленных на ее номер телефона третьим лицам.

Согласно п. ### Условий комплексного банковского обслуживания держателей карт ФИО22» (далее по тексту - Условий) банк осуществляет комплексное банковское обслуживание держателя, в том числе обслуживание карты и/или счета держателя в соответствии с настоящими Условиями и Тарифами.

Согласно п. ### Условий Банк обязан гарантировать тайну счета, операций по счету и сведений о держателе. Информация о держателе, состоянии счета, операциях по счету может быть предоставлена третьим лицам только в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно п. ### Условий Банк не несет ответственности за несанкционированное использование третьими лицами информации, указанной в Push-уведомлении/SМS-уведомлении/3-D пароле, в случае если данная информация стала известна третьим лицами не по вине Банка.

Однако учитывая, что истец не использовала карту ФИО23» для совершения каких-либо операций по оплате товаров и услуг, и что данная карта находилась у ФИО2 дома, а данные карты никаким образом не передавались третьим лицам, единственным источником информации для хищения денежных средств с карты может быть только неправомерная передача информации со стороны Банка, в том числе информации о номере карты ФИО2, виде карты «золотая», номере телефона, привязанном к карте, фамилии имени и отчестве истца.

Обязанность доказывать отсутствия вины в потере данных клиента и передаче данных кодов и PUSH-уведомлений третьим лицом должен доказывать именно ответчик.

За ненадлежащее совершение операций по счету (в том числе необоснованное списание денежных средств) Банк несет ответственность на основании ст.ст. 393, 856 ГК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ. истец направил ответчику претензию с требованием возместить, причиненные убытки в размере похищенной со счета суммы денежных средств и компенсировать моральный вред, однако ответчик отказал в удовлетворении законного требования потребителя, Таким образом, по истечении 10 дней на добровольное удовлетворение требований потребителя, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. у истца возникло право требовать с ответчика неустойку, до момента фактического выполнения требований потребителя (возврата денежной суммы).

С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 15, 150, 393, 404, 845, 846, 854, 1098 ГК РФ, ст.ст. 15, 23, 28, 32 Закона «О защите прав потребителей», п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ### «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета», п.п. 2, 3, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ### «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», просит взыскать с ответчика убытки, причиненные незаконным списанием денежных средств в сумме 1 566 000 рублей, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 5 731 500 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 41 567 руб. 93 коп., моральный вред в сумме 100 000 руб., штраф на основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».

Истец ФИО2 в полном объеме поддержала заявленные исковые требования с учетом их уточнений, в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.

Представитель истца ФИО6 в полном объеме поддержала заявленные ФИО2 исковые требования с учетом их уточнений, в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.

Представители ответчика ФИО6, ФИО7 с заявленными исковыми требованиями не согласны, просят отказать истцу в их удовлетворении по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ в ФИО24» на основании заявления ### о присоединении к Условиям размещения физическими лицами банковских вкладов ФИО26» был размещён вклад «Пенсионный плюс». Сумма вклада 1 400 000 рублей. Срок размещения вклада <данные изъяты> календарных дней, процентная ставка <данные изъяты> % годовых. ДД.ММ.ГГГГ вклад был пролонгирован на тот же срок в соответствии с условиями по вкладу «Пенсионный плюс».

Согласно условиям по вкладу «Пенсионный плюс», утверждённым приказом ФИО25» ДД.ММ.ГГГГ. ###-ОД, по вкладу предусмотрены расходные операции при условии сохранения неснижаемого остатка. Истцу была выпущена банковская карта.

В соответствии с п. 3 ст. 834 ГК РФ (договор банковского вклада), к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или не вытекает из существа банковского вклада.

Как следует из статьи 845 ГК РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступившие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом (статья 847 ГК РФ).

При совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт идентификация держателя карты осуществляется на основе реквизитов платежной (банковской карты), а также кодов (паролей). Данные разъяснения содержатся в пункте 3.3 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России ДД.ММ.ГГГГг. ###-П.

Согласно положениям ч. ч. 11 - 15 ст. 9 ФЗ «О национальной платежной системе», в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу средств уведомления о совершенной операции.

Обслуживание держателей банковских карт ФИО28Россельхозбанк» осуществляется в соответствии с Условиями комплексного банковского обслуживания держателей карт ФИО29», утвержденными решением Правления ФИО30» от ДД.ММ.ГГГГ. (далее- Условия комплексного банковского обслуживания).

В соответствии с п. ### Условий комплексного банковского обслуживания держатель обязуется неукоснительно выполнять требования данных Условий и Памятки при совершении операций с использованием платежной карты/ реквизитов карты/ проведении операций по счету без использования платежной карты, а также при использовании дополнительных услуг и банковских продуктов, предоставляемых держателю в рамках комплексного банковского обслуживания.

В соответствии с п. ### Условий комплексного банковского обслуживания держатель обязуется предоставлять в Банк достоверные сведения о номерах мобильных телефонов, необходимые для направления SMS-уведомлений и/или 3-D паролей. В случае изменения номеров мобильных телефонов незамедлительно предоставить в Банк актуальные сведения в форме письменного заявления, переданного в подразделение Банка, обслуживающее счет, либо посредством дистанционных каналов обслуживания. Информировать Банк о прекращении использования SIM-карты номера мобильного телефона для 3-D паролей. В случае изменения SIM- карты мобильного телефона для 3-D паролей держателю/держателю дополнительной карты необходимо незамедлительно направить в Банк соответствующее уведомление, обратившись в службу поддержки подразделения Банка, обслуживающее счет, или уведомить в устной форме работника Банка, позвонившего держателю/держателю дополнительной карты для подтверждения авторства операции по карте, в соответствии с пунктом ### настоящих Условий.

В соответствии с п. ### Условий комплексного банковского обслуживания держатель обязуется не передавать карту/сведения о реквизитах платежной карты третьим лицам (за исключением случаев передачи карты сотрудникам торгово- сервисных предприятий и в пунктах выдачи наличных), сохранять в тайне ПИН-код, кодовое слово, а также 3-D пароль, предоставленный по запросу держателя для совершения операций в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

В случае обнаружения утраты карты, проведения операций по платежной карте без согласия, а также в случае компрометации сведений о реквизитах платежной карты/ ПИН-коде /3- D пароле, держатель карты должен незамедлительно обратиться в службу поддержки Банка, для получения консультаций и/или проведения блокировки карты, в соответствии с пунктом ### Условий (п. ### Условий комплексного банковского обслуживания).

В соответствии с п. ### Условий комплексного банковского обслуживания стороны договорились, что все операции, совершенные с использованием данных микропроцессора платежной карты или с использованием реквизитов платежной карты и подтвержденные ПИН- кодом, 3-D паролем, не могут быть заявлены держателем как совершенные без его ведома и оспорены им как неправомерные, так как совершение операций указанным неуполномоченным держателем лицом является следствием нарушения держателем настоящих Условий.

ДД.ММ.ГГГГ было осуществлено подключение к системе дистанционного банковского обслуживания.

Согласно Условиям дистанционного банковского обслуживания физических лиц в ФИО31» с использованием системы «Интернет-банк» и «Мобильный банк», утвержденным решением Комитета по управлению активами и пассивами ФИО32» ### от ДД.ММ.ГГГГ. (далее - Условия ДБО), присоединение клиента к указанным условиям осуществляется посредством предоставления клиенту полного доступа к системе дистанционного банковского обслуживания «Интернет-банк» и «Мобильный банк» и с обязательным подключением метода SMS-аутентификации (п. ### Условий ДБО).

Согласно п. ### Условий ДБО до момента присоединения к Условиям клиент знакомится с Условиями, Дополнительными условиями, Тарифами и Памяткой по использованию системы и Регламентом валютного контроля, являющимися неотъемлемой частью настоящих Условий, одним из следующих способов: на официальном сайте Банка в сети Интернет по адресу: www.rshb.ru или информационных стендах в офисах Банка, в местах непосредственного обслуживания клиентов. Несоблюдение пользователем требований настоящих Условий, включая Приложения к Условиям, является нарушением порядка использования системы.

Согласно п. ### Условий ДБО, пользователь несет ответственность за все действия, произведенные в системе.

Обязанности пользователя предусмотрены п. ### Условий ДБО. Так пользователь обязуется: не предоставлять третьим лицам полномочия на использование ДБО и не раскрывать информацию, которая может быть использована для доступа к ДБО (п. ### Условий ДБО); лично совершать в системе действия, предусмотренные настоящими Условиями, и не передавать (уступать) третьим лицам права, предусмотренные настоящими Условиями (п. ### Условий ДБО); соблюдать доводимые Банком до пользователей посредством размещения информации на официальном сайте Банка меры безопасности при работе в ДБО, в том числе указанные в Памятке по использованию системы. Несоблюдение вышеуказанных мер безопасности также является нарушением порядка использования ДБО (п. ДД.ММ.ГГГГ. Условий ДБО); устанавливать «Мобильный банк» исключительно на мобильные устройства, находящиеся в индивидуальном пользовании пользователя, защищать паролем доступ к мобильному устройству с установленным приложением «Мобильный банк» и активированным генератором паролей, в том числе с включенной функцией входа по отпечатку пальца, не передавать третьим лицам для временного использования мобильное устройство с приложением «Мобильный банк» и активированным генератором паролей, в том числе с включенной функцией входа по отпечатку пальца, не разглашать и не хранить на любых носителях информацию о ПИН-коде к генератору паролей. (п. ДД.ММ.ГГГГ Условий ДБО); при подозрении на компрометацию (возникновение подозрений на утечку информации) или утрате: логина; пароля (в т.ч. временного пароля); одноразового пароля; устройства, привязанного к учетной записи пользователя; ПИН-кода к генератору паролей; отпечатка пальца; сканирования лица; кода активации; кода подтверждения, также после обнаружения факта совершения в системе операции без согласия пользователя, но не позднее дня, следующего за днем получения от Банка уведомления о совершении такой операции, и/или после получения SMS-уведомления/Рush-уведомления/Е- mai уведомления/телефонного звонка от работника Банка, в соответствии с пунктом ### Условий, пользователю необходимо незамедлительно направить в Банк соответствующее уведомление, обратившись в Контакт-центр Банка или в любое подразделение Банка. (п.ДД.ММ.ГГГГ Условий ДБО).

В соответствии с и### Условий ДБО Банк не несет ответственности за убытки, понесенные пользователем, вследствие нарушения пользователем порядка использования ДБО, установленного в настоящих Условиях, в Памятке по использованию системы, а также в инструкциях, размещенных на официальном сайте Банка в сети Интернет по адресу: www.rshb.ru.

Банк также не несет ответственности по операциям, совершенным по банковскому счету, по вкладу пользователя, вследствие неполучения/несвоевременного получения пользователем SMS-уведомления/Рush-уведомления не по вине Банка (п. ДД.ММ.ГГГГ. Условий ДБО), также за несанкционированное использование третьими лицами информации, указанной в SMS-уведомления/Рush-уведомления, в случае если данная информация стала известна третьим лицами не по вине Банка (п. ДД.ММ.ГГГГ Условий ДБО, ###. Условий комплексного банковского обслуживания).

В соответствии с п. ### Условий комплексного банковского обслуживания, Банк не несет ответственность за последствия исполнения распоряжений, сформированных от имени держателя, в случаях, когда Банк, в соответствии с предусмотренным настоящими Условиями и банковскими правилами, порядком и процедурами идентификации держателя при совершении операции по счету, в том числе с использованием платежной карты/реквизитов карты, не мог установить факта подачи распоряжения лицом, неуполномоченным держателем.

Как следует из истории транзакций, предоставленных <данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ. в 16-45 на телефонный номер истца поступил входящий звонок с телефонного номера (+7 ###), затем в 16-55 поступили SMS - сообщения от ФИО33», а также в 16-55 поступил входящий звонок с телефонного номера (+###). Таким образом, принимая звонки с телефонного номера (+###) и общаясь с абонентом номера, истец могла прямо или косвенно сообщить третьим лицам сведения (коды), полученные от в SMS-сообщениях, после чего указанные лица, получив доступ к мобильному банку истца, осуществили действия, причинившие истцу материальный ущерб.

Так, ДД.ММ.ГГГГ. в 16-55 приложение «Мобильный банк» было активировано на устройстве путем ввода пароля, направленного на зарегистрированный номер телефона истца (+ ###).

В 16-56 на устройстве iPhon 6s были подключены Push-уведомления. В это же время на телефонный номер истца было доставлено SMS-сообщение следующего содержания: «Вы подключили Push-уведомления. Если Вы не подключали Push-уведомления, позвоните в банк на ###».

Согласно истории транзакций, предоставленных <данные изъяты>», после получения сообщения, истец в Банк не обращалась.

В 16-59 на телефонный номер истца было доставлено SMS-сообщение следующего содержания: «РСХБ токен к карте *### успешно зарегистрирован в Apple Рау».

В 17-00 на телефонный номер истца было доставлено SMS-сообщение: «Отключена услуга «Уведомления по счету *###».

В 17-21 на телефонный номер истца было доставлено SMS-сообщение: «Банком одобрена заявка на выпуск карты. Начните ей пользоваться уже сейчас! Войдите в Мобильный банк и добавьте карту *### в кошелек на смартфоне (при наличии технической возможности)».

В 17-22 на телефонный номер истца было доставлено SMS-сообщение: «РСХБ токен к карте *### успешно зарегистрирован в Apple Рау».

После подключения Push-уведомления, SMS-сообщения о производимых операциях по счету истцу не поступали.

Сведения об SMS-сообщениях, доставленных истцу, а также Push-уведомлениях, отражены SMS/ Push сообщений клиента ### за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, а также то, что после получения указанных выше SMS-сообщений истец незамедлительно в Банк не обратилась, у ответчика не было оснований сомневаться в операциях, производимых через «Мобильный банк» истца, сведения о том, что данные операции осуществляются третьими лицами у ответчика отсутствовали. ФИО35» выполнил свои обязательства перед истцом в полном объеме, без нарушения требований законодательства РФ.

По результатам рассмотрения заявления от клиента Банка ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. ошибок, сбоев и фактов некорректной работы систем Банка не выявлено.

Операции проведены в соответствии с условиями дистанционного банковского обслуживания физических лиц в ФИО34» с использованием системы «Интернет-банк» и «Мобильный банк». Банк надлежащим образом направлял истцу уведомления о запрашиваемых операциях.

Доказательств виновных действий ответчика по необоснованному списанию денежных со счета истца не представлено, напротив, ответчик действовал в соответствии со ст. 845 ГК РФ, выполняя надлежащим образом оформленное распоряжение о списании денежных средств.

Оспариваемые истцом операции были совершены с использованием персональных средств доступа к системе. Банк выполнил обязательные для него распоряжения по списанию денежных средств со счета истца.

Истец подтвердил свои распорядительные действия электронным эквивалентом рукописной подписи (введя или сообщив третьим лицам цифровой код, направленный ответчиком), в связи с чем, у Банка не возникло сомнений, что распоряжение на перевод денежных средств дано полномочным лицом, оснований для отказа в совершении операций у Банка не имелось.

У Банка имелись основания считать, что распоряжение на осуществления операций по банковской карте дано уполномоченным лицом, установленные банковскими правилами и договором процедуры позволяли банку идентифицировать выдачу распоряжения уполномоченным лицом.

По заявлению ФИО2 в отношении неустановленного следствием лица возбуждено уголовное дело ### по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б» ч.4 ст. 158 УК РФ. Постановлением старшего следователя отдела по расследованию преступлений, совершенных с использованием ИТТ СУ УМВД России по городу <...> майором юстиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 признана потерпевшей.

ДД.ММ.ГГГГ. старшим следователем отдела по расследованию преступлений, совершенных с использованием ИТТ СУ УМВД России по <...> майором юстиции ФИО5 вынесено постановление о приостановлении предварительного следствия, в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (по основанию, предусмотренному п. 1 ч.1 ст. 208 УПК РФ).

Таким образом, доводы истца являются несостоятельными, вина Банка в причинении истцу материального вреда отсутствует.

Поскольку истцом не представлены доказательства вины Банка в причинении материального вреда, в том числе нарушения Банком положений действующего законодательства, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Кроме того указали, что истец поспособствовала совершению в отношении нее мошеннических действий.

ДД.ММ.ГГГГ. в 16-08 на телефонный номер истца поступило сообщение от ФИО36» следующего содержания: «Никому не говорите код ### для активации Мобильного банка. Если это не Вы, позвоните в банк: ###». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также историей транзакций <данные изъяты>».

Полагают, что в указанное время была первая попытка активации Мобильного банка. Получив указанное сообщение, истец не позвонила в Банк и не сообщила о том, что ей данные действия не осуществлялись.

Затем, как следует из истории транзакций <данные изъяты>» в 16-45 на телефонный номер истца поступил входящий звонок с телефонного номера ###). Время разговора составило 10 мин. 05 сек.

В 16-55 поступило SMS - сообщение от ФИО38» следующего содержания: «Никому не говорите код ### для активации Мобильного банка. Если это не Вы, позвоните в банк: ###». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также историей транзакций <данные изъяты>».

Согласно истории транзакций <данные изъяты>» в 16-55 истцу поступил входящий звонок с телефонного номера (+###). Время разговора составило 8 мин. 37 сек.

В 16-56 поступило SMS - сообщение от ФИО37» следующего содержания: «Вы подключили Push-уведомления на устройство iPhon 6s. Если Вы не подключали Push-уведомления, позвоните в банк: на короткий ###». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также распечаткой SMS/PUSH сообщений клиента ### (номер телефона +###), предоставленных ответчиком.

В 17-00 поступило SMS - сообщение от ФИО39» следующего содержания: «Отключена услуга «Уведомления» по счету *###». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также распечаткой SMS/PUSH сообщений клиента ### (номер телефона ###), предоставленных ответчиком.

В 17-21 поступило SMS - сообщение от ФИО40» следующего содержания: «Банком одобрена заявка на выпуск карты. Начните ей пользоваться уже сейчас! Войдите в Мобильный банк и добавьте карту *### в кошелек на смартфоне (при наличии технической возможности)». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также распечаткой SMS/PUSH сообщений клиента ### (номер телефона ###), предоставленных ответчиком.

В 17-22 поступило SMS - сообщение от ФИО41» следующего содержания: «РСХБ токен к карте *### успешно зарегистрирован в Apple Рау». Это подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также распечаткой SMS/PUSH сообщений клиента ### (номер телефона ###), предоставленных ответчиком.

После получения указанных выше сообщений истец не обращалась в Банк и не сообщала, что производимые в ее Мобильном банке действия осуществлялись не ей, в связи с чем, у Банка отсутствовали основания сомневаться в правомерности действий, производимых в Мобильном Банке истца, так и дальнейших операциях по счету истца.

Доказательств виновных действий ответчика по необоснованному списанию денежных средств со счета истца истцом не представлено, напротив, ответчик действовал в соответствии со ст. 845 ГК РФ, выполняя надлежащим образом оформленное распоряжение о списании денежных средств.

Оспариваемые истцом операции были совершены с использованием персональных средств доступа к системе. Банк выполнил обязательные для него распоряжения по списанию денежных средств со счета истца.

Истец подтвердил свои распорядительные действия электронным эквивалентом рукописной подписи (введя или сообщив третьим лицам цифровой код, направленный ответчиком), в связи с чем, у Банка не возникло сомнений, что распоряжение на перевод денежных средств дано уполномоченным лицом, оснований для отказа в совершении операций у Банка не имелось.

У Банка имелись основания считать, что распоряжение на осуществления операций по банковской карте дано уполномоченным лицом, установленные банковскими правилами и договором процедуры позволяли банку идентифицировать выдачу распоряжения уполномоченным лицом.

С учетом изложенного, просят отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом.

Из отзыва на исковое заявление следует, что <данные изъяты>» на основании подпункта 2 пункта 2 ст. 64 ФЗ от 07.07.2003г. ### ФЗ «О связи», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ### «Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи (голосовой информации, изображений, звуков, видео - и иных сообщений пользователей услугами связи», осуществляет накопление, хранение и защиту указанных данных от несанкционированного доступа. Оператор связи обязан обеспечить тайну связи, вследствие чего не создает программно- технических средств, не предусмотренных законодательством РФ, для доступа к ее содержанию. Поскольку хранение указанной информации осуществляется в интересах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, то доступ к ней возможен только посредством средств содействия оперативно- розыскным мероприятиям.

Основываясь на нормах п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, суд определил рассмотреть данное гражданское дело на основании положений ст.167 ГПК РФ при данной явке, о чем вынесено протокольное определение.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В силу статей 847 и 848 ГК РФ, договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

В соответствие с пунктом 1 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

При этом банк, как это следует из п. 3 ст. 845 ГК РФ, не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом (ст. 845 ГК РФ).

Пунктом 3 статьи 847 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Согласно статье 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств (часть 1).

Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа (часть 2).

Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (часть 4).

В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции (часть 11).

После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления (часть 12).

В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (часть 13).

В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента (часть 14).

В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица (часть 15).

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что обязанность по возврату суммы операции лежит на операторе в случае не информирования клиента о совершенной им операции, совершения операции без согласия клиента, направления клиентом оператору в установленный срок уведомления о проведенной операции средств без его согласия, не предоставления доказательств нарушения клиентом порядка использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в ФИО42» на основании заявления ### о присоединении к Условиям размещения физическими лицами банковских вкладов ФИО44ФИО43» (срочный вклад) ФИО2 был размещён вклад «Пенсионный плюс». Сумма вклада 1 400 000 рублей. Срок размещения вклада <данные изъяты> календарных дней, процентная ставка <данные изъяты> % годовых. ДД.ММ.ГГГГ вклад был пролонгирован на тот же срок в соответствии с условиями по вкладу «Пенсионный плюс». (т.1, л.д. ###).

В соответствии с ч.3 ст. 834 ГК РФ (договор банковского вклада) к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или иное не вытекает из существа договора банковского вклада.

В соответствии с условиями договор определяет условия и порядок предоставления клиенту комплексного банковского обслуживания.

Согласно условиям по вкладу «Пенсионный плюс», утверждённым приказом ФИО45» от ДД.ММ.ГГГГ. ###-ОД, по вкладу предусмотрены расходные операции при условии сохранения неснижаемого остатка в сумме 500 000 рублей. Истцу открыт депозитный счет ###, счет вкладчика по обслуживанию вклада ###, выпущена банковская карта (т###).

В Заявлении ФИО2 своей подписью подтвердила, что ознакомлена и согласна с условиями договора банковского вклада, Тарифами и Условиями размещения физическими лицами банковских вкладов в ФИО46».

Обслуживание держателей банковских карт ФИО47» осуществляется в соответствии с Условиями комплексного банковского обслуживания держателей карт ФИО49, утвержденными решением Правления ФИО48» от ДД.ММ.ГГГГ. (далее - Условия комплексного банковского обслуживания). ( т###).

В соответствии с п. ### Условий комплексного банковского обслуживания держатель обязуется неукоснительно выполнять требования данных Условий и Памятки при совершении операций с использованием платежной карты/ реквизитов карты/ проведении операций по счету без использования платежной карты, а также при использовании дополнительных услуг и банковских продуктов, предоставляемых держателю в рамках комплексного банковского обслуживания.

В соответствии с п. ###. Условий комплексного банковского обслуживания держатель обязуется предоставлять в Банк достоверные сведения о номерах мобильных телефонов, необходимые для направления SMS-уведомлений и/или 3-D паролей. В случае изменения номеров мобильных телефонов незамедлительно предоставить в Банк актуальные сведения в форме письменного заявления, переданного в подразделение Банка, обслуживающее счет, либо посредством дистанционных каналов обслуживания. Информировать Банк о прекращении использования SIM-карты номера мобильного телефона для 3-D паролей. В случае изменения SIM- карты мобильного телефона для 3-D паролей держателю/ держателю дополнительной карты необходимо незамедлительно направить в Банк соответствующее уведомление, обратившись в службу поддержки подразделения Банка, обслуживающее счет, или уведомить в устной форме работника Банка, позвонившего держателю/держателю дополнительной карты для подтверждения авторства операции по карте, в соответствии с пунктом 7.3.9 настоящих Условий.

В соответствии с п. ### Условий комплексного банковского обслуживания держатель обязуется не передавать карту/сведения о реквизитах платежной карты третьим лицам (за исключением случаев передачи карты сотрудникам торгово- сервисных предприятий и в пунктах выдачи наличных), сохранять в тайне ПИН-код, кодовое слово, а также 3-D пароль, предоставленный по запросу держателя для совершения операций в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

В случае обнаружения утраты карты, проведения операций по платежной карте без согласия, а также в случае компрометации сведений о реквизитах платежной карты/ ПИН-коде /3- D пароле, держатель карты должен незамедлительно обратиться в службу поддержки Банка, для получения консультаций и/или проведения блокировки карты, в соответствии с пунктом ### Условий (п. ### Условий комплексного банковского обслуживания).

В соответствии с п. ### Условий комплексного банковского обслуживания стороны договорились, что все операции, совершенные с использованием данных микропроцессора платежной карты или с использованием реквизитов платежной карты и подтвержденные ПИН- кодом, 3-D паролем, не могут быть заявлены держателем как совершенные без его ведома и оспорены им как неправомерные, так как совершение операций указанным неуполномоченным держателем лицом является следствием нарушения держателем настоящих Условий.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом было произведено подключение к системе дистанционного банковского обслуживания.

Согласно Условиям дистанционного банковского обслуживания физических лиц в ФИО51» с использованием системы «Интернет-банк» и «Мобильный банк», утвержденными решением Комитета по управлению активами и пассивами ФИО50» ### от ДД.ММ.ГГГГ. (далее - Условия ДБО) (т###), присоединение клиента к указанным условиям осуществляется посредством предоставления клиенту полного доступа к системе дистанционного банковского обслуживания «Интернет-банк» и «Мобильный банк» и с обязательным подключением метода SMS-аутентификации (п. ###3 Условий ДБО).

Согласно п. ### Условий ДБО до момента присоединения к Условиям клиент знакомится с Условиями, Дополнительными условиями, Тарифами и Памяткой по использованию системы и Регламентом валютного контроля, являющимися неотъемлемой частью настоящих Условий, одним из следующих способов: на официальном сайте Банка в сети Интернет по адресу: www.<данные изъяты>.ru или информационных стендах в офисах Банка, в местах непосредственного обслуживания клиентов. Несоблюдение пользователем требований настоящих Условий, включая Приложения к Условиям, является нарушением порядка использования системы.

Согласно п. ### Условий ДБО, пользователь несет ответственность за все действия, произведенные в системе.

Обязанности пользователя предусмотрены п. ### Условий ДБО. Так пользователь обязуется: не предоставлять третьим лицам полномочия на использование ДБО и не раскрывать информацию, которая может быть использована для доступа к ДБ (п. ### Условий ДБО); лично совершать в системе действия, предусмотренные настоящими Условиями, и не передавать (уступать) третьим лицам права, предусмотренные настоящими Условиями (п. ### Условий ДБО); соблюдать доводимые Банком до пользователей посредством размещения информации на официальном сайте Банка меры безопасности при работе в ДБО, в том числе указанные в Памятке по использованию системы. Несоблюдение вышеуказанных мер безопасности также является нарушением порядка использования ДБО (п. ### Условий ДБО); устанавливать «Мобильный банк» исключительно на мобильные устройства, находящиеся в индивидуальном пользовании пользователя, защищать паролем доступ к мобильному устройству с установленным приложением «Мобильный банк» и активированным генератором паролей, в том числе с включенной функцией входа по отпечатку пальца, не передавать третьим лицам для временного использования мобильное устройство с приложением «Мобильный банк» и активированным генератором паролей, в том числе с включенной функцией входа по отпечатку пальца, не разглашать и не хранить на любых носителях информацию о ПИН-коде к генератору паролей. (п. ### Условий ДБО); при подозрении на компрометацию (возникновение подозрений на утечку информации) или утрате: логина; пароля (в т.ч. временного пароля); одноразового пароля; устройства, привязанного к учетной записи пользователя; ПИН-кода к генератору паролей; отпечатка пальца; сканирования лица; кода активации; кода подтверждения, также после обнаружения факта совершения в системе операции без согласия пользователя, но не позднее дня, следующего за днем получения от Банка уведомления о совершении такой операции, и/или после получения SMS-уведомления/Рush-уведомления/Е- mai уведомления/телефонного звонка от работника Банка, в соответствии с пунктом ### Условий, пользователю необходимо незамедлительно направить в Банк соответствующее уведомление, обратившись в Контакт-центр Банка или в любое подразделение Банка. (п.ДД.ММ.ГГГГ Условий ДБО).

В соответствии с п. ### Условий ДБО Банк не несет ответственности за убытки, понесенные пользователем, вследствие нарушения пользователем порядка использования ДБО, установленного в настоящих Условиях, в Памятке по использованию системы, а также в инструкциях, размещенных на официальном сайте Банка в сети Интернет по адресу: www.<данные изъяты>.ru.

В соответствии с п.п.### Условий ДБО, Банк также не несет ответственности по операциям, совершенным по банковскому счету/счету по вкладу пользователя, вследствие неполучения/несвоевременного получения пользователем SMS-уведомления/Рush-уведомления не по вине Банка, а также за несанкционированное использование третьими лицами информации, указанной в SMS-уведомления/Рush-уведомления, в случае если данная информация стала известна третьим лицами не по вине Банка.

В соответствии с п. ### Условий комплексного банковского обслуживания, Банк не несет ответственность за последствия исполнения распоряжений, сформированных от имени держателя, в случаях, когда Банк, в соответствии с предусмотренным настоящими Условиями и банковскими правилами, порядком и процедурами идентификации держателя при совершении операции по счету, в том числе с использованием платежной карты/реквизитов карты, не мог установить факта подачи распоряжения лицом, неуполномоченным держателем.

Из представленных суду документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в 16-45 на телефонный номер истца ###) поступил входящий звонок с телефонного номера (+7 ###), затем в 16-55 поступили SMS – сообщения ФИО52», а также в 16-55 поступил входящий звонок с номера (+###). (т###

По утверждению представителей ответчика, принимая звонки с телефонного номера ###) и общаясь с абонентом номера, истец могла прямо или косвенно могла сообщить третьим лицам сведения (коды), полученные от ФИО53» в SMS-сообщениях, после чего указанные лица, получив доступ к мобильному банку истца осуществили действия, причинившие истцу материальный ущерб.

В ходе судебного заседания истец не оспаривала то обстоятельство, что действительно ДД.ММ.ГГГГ. в 16 ч. 45 мин. на принадлежащий ей абонентский номер (+###) поступил телефонный звонок с ранее не известного ей абонентского номера (+7 917 957 74 57). Звонила женщина, представившееся сотрудником ФИО56» и сообщившая, что на счету ФИО2 накопился кеш- бек на сумму 5 741 руб. и его необходимо срочно получить до ДД.ММ.ГГГГ. Для этого, ФИО2 должна была с банковской картой прийти в сеть магазинов «Пятёрочка» и «Магнит», назвать промо-код, а также код списания. Для контакта женщина оставила ФИО2 номер своего телефона ###). Через час ФИО2 попыталась позвонить по указанному телефонному номеру, но телефон был выключен. После чего она также позвонила по абонентскому номеру ###), но телефон также был выключен. Указала, что в процессе общения с данной женщиной ей приходили сообщения из ФИО55». Однако по утверждению истца, приходившие на ее абонентский номер сообщения с ФИО54» она никому не сообщала.

Вышеизложенное истец ФИО2 сообщила старшему следователю отдела по расследованию преступлений, совершенных с использованием ИТТ СУ УМВД России по городу <...> майору юстиции ФИО5 при допросе в качестве потерпевшей ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается протоколом допроса потерпевшей ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. (т###).

Из Условий комплексного банковского обслуживания держателей карт ФИО57», утвержденных решением Правления ФИО58» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в рамках договора на выпуск и обслуживание платежной карты клиентам предоставляется возможность осуществления операций по своим счетам с использованием услуг «Мобильный банк», системы «Интернет-банк».

Услуга «Мобильный банк» - автоматизированная банковская система, обеспечивающая через сеть Интернет дистанционное банковское обслуживание держателя и предоставляемая в виде мобильного приложения для установки на мобильное устройство держателя карт.

Услуга «Интернет – банк» - автоматизированная банковская система, обеспечивающая через сеть Интернет дистанционное банковское обслуживание держателя карты и предоставляемая в виде мобильного приложения для установки на мобильное устройство держателя карт.

Условиями также предусмотрено, что предоставление услуг «Мобильный банк» осуществляется на основании полученного Банком распоряжения в виде SMS- сообщения, направленного с использованием средств мобильной связи с номера телефона, указанного держателем при подключении услуги «Мобильный банк».

Установлено и не оспаривалось в ходе рассмотрения данного гражданского дела сторонами, что к банковской карте ФИО2 была подключена услуга «Мобильный банк» на номер телефона (+ ###), в связи с чем на указанный абонентский номер поступали SMS- сообщения о проводимых клиентом операциях.

Из представленных документов следует, что операции были совершены посредством сети Интернет. При проведении операций были использованы реквизиты банковской карты, мобильного телефона истца и одноразовых паролей, направленных на телефон. При проведении вышеуказанных операций также были использованы реквизиты банковской карты истца, а также одноразовые SMS - пароли, направленные в виде SMS/PUSH сообщений на номер телефон (+ ###) в рамках действующей услуги «Мобильный банк», что подтверждается сведениями <данные изъяты>», ( ###34).

ДД.ММ.ГГГГ. в 16-08 на телефонный номер истца поступило сообщение от ФИО59» следующего содержания: «Никому не говорите код ### для активации Мобильного банка. Если это не Вы, позвоните в банк: 88002006099». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца (###), а также историей транзакций <данные изъяты>» (т.###).

Из представленных документов следует, а также по утверждению представителей ответчика, в указанное время была первая попытка активации услуги «Мобильный банк». Однако получив указанное сообщение, истец не позвонила в Банк и не сообщила о том, что она данные действия не осуществляла. Данное обстоятельство в ходе судебного заседания истец не оспаривала.

Как следует из истории транзакций <данные изъяты>», в 16-45 на телефонный номер истца поступил входящий звонок с номера ###). Время разговора составило 10 мин. 05 сек. (###).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в 16-55 приложение «Мобильный банк» было активировано на устройстве iPhon 6s путем ввода пароля, направленного на зарегистрированный номер телефона истца (+ ###).

В 16-55 на зарегистрированный номер телефона истца (+ ###) поступило SMS – сообщение от ФИО60» следующего содержания: «Никому не говорите код ### для активации Мобильного банка. Если это не Вы, позвоните в банк: ###». Это подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца (т.###), а также историей транзакций МТС (т###).

Согласно истории транзакций МТС (###) в 16-55 истцу поступил входящий звонок с телефонного номера ###). Время разговора составило 8 мин. 37 сек. (###).

В 16-56 на устройстве iPhon 6s были подключены Push-уведомления. В это же время на телефонный номер истца было доставлено SMS-сообщение следующего содержания: «Вы подключили Push-уведомления. Если Вы не подключали Push-уведомления, позвоните в банк на ###». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также распечаткой SMS/PUSH – сообщений клиента ###, номер телефона (+ ###). ( т.###-34).

После подключения Push-уведомления, SMS-сообщения о производимых операциях по счету истцу не поступали.

Сведения об SMS-сообщениях, доставленных истцу, а также Push-уведомлениях, отражены SMS/ PUSH сообщений клиента ### за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ###).

Согласно истории транзакций, предоставленных <данные изъяты>», после получения сообщения, истец в Банк не обращалась. Данное обстоятельство в ходе судебного заседания истец не оспаривала, указав, что только на следующий день – ДД.ММ.ГГГГ. обратилась на горячую линию ФИО62» и ДД.ММ.ГГГГ. в отделение ФИО61», расположенное по адресу: <...>, с заявлением о проведенной неправомерной операции и возврате незаконно списанных денежных средств.

В 16-59 на телефонный номер истца было доставлено SMS-сообщение следующего содержания: «РСХБ токен к карте *### успешно зарегистрирован в Apple Рау». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также распечаткой SMS/PUSH – сообщений клиента ###, номер телефона (+ 7 ###). (###).

В 17-00 на телефонный номер истца от ФИО63» было доставлено SMS-сообщение: «Отключена услуга «Уведомления по счету *5016». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также распечаткой SMS/PUSH – сообщений клиента ###, номер телефона ###). (т.######).

В 17-21 на телефонный номер истца от ФИО64» было доставлено SMS-сообщение: «Банком одобрена заявка на выпуск карты. Начните ей пользоваться уже сейчас! Войдите в Мобильный банк и добавьте карту *### в кошелек на смартфоне (при наличии технической возможности)». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также распечаткой SMS/PUSH – сообщений клиента ###, номер телефона (+ ###). (т###).

В 17-22 на телефонный номер истца от ФИО65» было доставлено SMS-сообщение: «РСХБ токен к карте *### успешно зарегистрирован в Apple Рау». Данное обстоятельство подтверждается фотографией экрана мобильного телефона истца, а также распечаткой SMS/PUSH – сообщений клиента ###, номер телефона (+ ######). (т.###).

После получения указанных выше сообщений истец не обращалась в Банк и не сообщала, что произведенные в ее Мобильном банке действия производила не она. Данное обстоятельство в ходе судебного заседания истец не оспаривала, указав, что только на следующий день – ДД.ММ.ГГГГ. обратилась на горячую линию ФИО67» и ДД.ММ.ГГГГ. в отделение ФИО66», расположенное по адресу: <...>, с заявлением о проведенной неправомерной операции и возврате незаконно списанных денежных средств.

Учитывая изложенное, а также то, что после получения указанных выше SMS/ PUSH - сообщений истец незамедлительно в Банк не обратилась, у ответчика не было оснований сомневаться в операциях, производимых через «Мобильный банк» истца, сведения о том, что данные операции осуществляются третьими лицами у ФИО69» отсутствовали.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ФИО68» отсутствовали основания сомневаться в правомерности действий, производимых в Мобильном Банке истца, а также в дальнейших операциях по счету истца.

Из представленных суду документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. со счета истца ###, размещенного в АО «Россельхозбанк», были списаны следующие денежные средства: перевод денежных средств через ДБО – 50 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 110 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 50 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 50 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 50 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 150 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 100 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 25 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 40 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 25 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 26 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 55 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 10 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 100 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 150 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 50 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 150 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 150 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 100 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 25 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 25 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 50 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО - 25 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 25 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 20 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 50 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 50 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 100 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 5 000 руб.; перевод денежных средств через ДБО – 50 000 руб. ###).

По утверждению представителей ответчика, по результатам рассмотрения заявлений от клиента Банка ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. ошибок, сбоев и фактов некорректной работы систем Банка не выявлено. Данное обстоятельство подтверждено также ответом ФИО70» от ###. за ###. (т.###).

В ходе рассмотрения данного гражданского дела не нашли свое подтверждение доводы истца о виновных действий ответчика по необоснованному списанию денежных с ее счета. Из представленных суду документов следует, что ответчик действовал в соответствии со ст. 845 ГК РФ, выполняя надлежащим образом оформленное распоряжение о списание денежных средств. Оспариваемые истцом операции были совершены с использованием персональных средств доступа к системе. ФИО71» выполнило обязательные для него распоряжения по списанию денежных средств со счета истца. Истец подтвердил свои распорядительные действия электронным эквивалентом рукописной подписи, в связи с чем, у Банка не возникло сомнений, что распоряжение на перевод денежных средств дано полномочным лицом, оснований для отказа в совершении операций у Банка не имелось. В связи с чем, у ответчика имелись основания считать, что распоряжение на осуществления операций по банковской карте дано уполномоченным лицом, установленные банковскими правилами и договором процедуры позволяли Банку идентифицировать выдачу распоряжения уполномоченным лицом.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите обязательства по выполнению распоряжений клиента и по его информированию об операциях по счету» со стороны ответчика были полностью выполнены в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» и Условиями использования, в частности, информационной системой Банка были сформированы и направлены SMS/ PUSH – сообщения на номер мобильного телефона клиента ФИО2

В соответствии с п. 15 ст. 7 ФЗ от 27.06.2011г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в части 10 ст. 7 Закона.

Поскольку, оспариваемые истцом операции были совершены с использованием персональных средств доступа к системе, то ответчик выполнил обязательное для него распоряжение по списанию денежных средств со счета истца. У Банка имелись основания считать, что распоряжение на снятие денежных средств дано уполномоченным лицом, а установленные банковскими правилами и договором процедуры позволяли Банку идентифицировать выдачу распоряжения уполномоченным лицом.

Таким образом, Банком были получены и корректно исполнены распоряжения клиента на перевод денежных средств со вклада и карты на счета, указанные в распоряжении.

В соответствии с п.9.5 Условиями комплексного банковского обслуживания держателей карт ФИО72», утвержденными решением Правления ФИО74 «ФИО73» от ДД.ММ.ГГГГ., стороны договорились, что все операции, совершенные с использованием данных микропроцессора платежной карты или с использованием реквизитов платежной карты и подтвержденные ПИН- кодом или 3- D паролем, не могут быть заявлены держателем как совершенные без его ведома и согласия и оспорены им как неправомерные, так как совершение операций указанным способом неуполномоченным держателем лицом является следствием нарушения держателем настоящих Условий.

В силу положений статьи 858 ГК РФ при получении распоряжения о списании денежных средств Банк не имел оснований для отказа в их перечислении.

Доказательств, подтверждающих, что операции по перечислению денежных средств произведены в результате неправомерных действий ответчика, суду не представлено.

Согласно п. 1.25 Положения ЦБ РФ от 19.06.2012г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

С учетом изложенного, Банк не несет ответственность за последствия компрометации всех данных кредитной карты клиента и мобильного телефона, а также за убытки, понесенные клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц, в случаях необоснованного или ошибочного перечисления клиентом средств получателям через Интернет. Ответственность Банка за совершение третьими лицами операций с использованием идентификатора пользователя клиента не предусмотрена ни договором, ни нормами действующего законодательства. Противоправные действия третьих лиц, являются основанием для наступления уголовной ответственности, гражданско-правовой ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда либо неосновательного обогащения, но не гражданско-правовой ответственности Банка.

Ссылка истца на то, что она не могла контролировать списание денежных средств, поскольку не получала SMS – сообщения, несостоятельна и противоречит собранным по делу доказательствам.

Установлено, что по заявлению ФИО2 в отношении неустановленного следствием лица возбуждено уголовное дело ### по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б» ч.4 ст. 158 УК РФ. Данное обстоятельство подтверждено постановлением о возбуждении уголовного дела ### и принятии его к производству от ДД.ММ.ГГГГ ( т.###).

Постановлением старшего следователя отдела по расследованию преступлений, совершенных с использованием ИТТ СУ УМВД России по <...>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. истец ФИО2 признана потерпевшей. ( т###).

Постановлением старшего следователя отдела по расследованию преступлений, совершенных с использованием ИТТ СУ УМВД России по <...>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ предварительное следствие по указанному уголовному делу приостановлено по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ, в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. ( т###).

В силу пунктов 1, 3, 5 статьи 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N2300-1 «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению исполнителем. Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования услуги.

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (часть 4). В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (часть 13). В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица (часть 15).

Вместе с тем в соответствии с пунктом ### Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Центральным Банком РФ ДД.ММ.ГГГГ N 383-П, удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с пунктом ### настоящего Положения.

Согласно пункту ### Положения распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

По смыслу изложенных выше положений закона и подзаконных актов, а также правил использования банковской карты, подлежат установлению обстоятельства ненадлежащего предоставления банком услуги, невыполнения требований Условий и непринятия мер, направленных на обеспечение безопасности использования банковской карты и перевода денежных средств.

Не подлежат в данном случае применению положения Федерального закона от 27.06.2011г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», положения которого не предоставляли технической возможности отзыва соответствующего платежа.

Содержащиеся в ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011г. N 161-ФЗ положения о возложении на оператора платежной системы обязанности возмещения клиенту суммы операции, совершенной без согласия клиента после получения уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, не могут быть применены в данном случае, поскольку материалам дела не установлено направление указанного уведомления до совершения соответствующей операции, совершенной без согласия клиента.

Доводы истца о том, что причиной несанкционированного списания денег в данном случае могла явиться недостаточная техническая защищенность вклада, объективно ничем не подтверждены.

Обращение истца в правоохранительные органы доказательством осуществления списания денежных средств с вклада по вине ответчика, не является.

Доказательства подтверждающие, что операции по перечислению денежных средств произведены в результате неправомерных действий ответчика, суду не представлено.

Доказательств неисполнения Банком обязанности по информированию истца о совершении каждой операции путем направления соответствующего уведомления в материалы дела не представлено.

Напротив, в ходе рассмотрения дела установлено, что совершение оспариваемых операций производилось путем ввода одноразовых паролей, направленных на номер телефона, указанный при регистрации карты истца. Таким образом, о совершении операций перевода денежных средств истец была информирована Банком непосредственно после их совершения. Банк, выполнил операции по счету истца, руководствуясь распоряжением клиента в электронной форме, подтвержденными паролями, являющимися аналогом собственноручной подписи клиентом бумажных документов.

Доказательств того, что списание денежных средства со счета истца произведено в результате неправомерных действий ответчика, суду не представлено, обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ответчиком условий договора или исполнения иных обязательств ненадлежащим образом в ходе рассмотрения данного гражданского дела не установлено.

Доказательств выбытия мобильного телефона, сим- карты из обладания истца, ее восстановление в этой связи, возможности пользования услугами связи с абонентского номера истца иным лицом без ее ведома, не имеется, о данном факте истцом не заявлено.

С учетом изложенного, суд считает возможным отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании с ответчика убытков, причиненных незаконным списанием денежных средств, а также производных требований о взыскании с ответчика неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, морального вреда, штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных исковых требований к ФИО75» о взыскании убытков, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, морального вреда, штрафа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во <...> суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.Н. Мысягина

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Стороны вправе ознакомиться с решением суда ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.Н. Мысягина