ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-738/17 от 11.01.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2-738/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,

при секретаре Тицкой О.А.,

с участием представителя Свободненского транспортного прокурора - Соколова В.В., третьего лица Унжукова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свободненского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ДВ Транссервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности ж/д движения,

УСТАНОВИЛ:

Свободненский транспортный прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, указав в обоснование, что Свободненской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения владельцами и арендаторами железнодорожных путей необщего пользования, расположенных на поднадзорной территории. В ходе проведения проверки указанной проверки установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права *** от 08.08.2014 года в собственности ООО «ДВ Транссервис» находится опасный производственный объект - путь необщего пользования, протяженностью 424,95 м, инв. ***, расположенный по адресу: Амурская область Свободненский район станция Усть-Пера. В ходе непосредственного проведения обследования 01 ноября 2016 года совместно с инспектором Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта указанного пути необщего пользования, находящегося в собственности ООО «ДВ Транссервис», выявлены следующие грубые нарушения при его, эксплуатации и содержании железнодорожного пути протяженностью 424,95 м., инв. ***, расположенный по адресу: Амурская область Свободненский район станция Усть-Пера, а именно: 1) Путь № 19а. У тупикового упора выгруженный в колее пути груз (бетонные блоки) нарушает габарит приближения строений, находясь на расстоянии менее 2,5 м от наружной грани головки рельса при высоте до 1,2 м. Нарушены требования: п.1 ст.16 ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 № 17-ФЗ; п.21 «Правил технической эксплуатации железных дорог РФ», утвержденных Приказом МинтрансаРФ от 21.12.2010 № 286. 2) Путь № 19а. У восточного ангара слева и справа уложены дефектные рельсы. Длинна рельс менее 4,5 метров, выявлено 2 м. Нарушены требования: п.1 ст.16 ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, п.3.1.17 «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути», утверждённой МПС РФ 01.07.2000 № ЦП-774. На путь необщего пользования, находящийся в собственности ООО «ДВ Транссервис», подаются железнодорожные вагоны. Ненадлежащее содержание пути необщего пользования может повлечь сход подвижного состава. В свою очередь сход подвижного состава может привести к травмированию неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ст. 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании изложенного истец просил суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «ДВ Транссервис» устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения, выявленные при эксплуатации пути необщего пользования, протяженностью 424,95 м., инв. ***, расположенный по адресу: Амурская область Свободненский район станция Усть-Пера, а именно: 1.1 Путь № 19а. У тупикового упора убрать выгруженный в колее пути груз (бетонные блоки). 1.2 Путь № 19а. У восточного ангара слева и справа заменить дефектные рельсы.

В судебном заседании представитель Свободненского транспортного прокурора – помощник прокурора Соколов В.В. пояснил, что на исковых требованиях настаивает только по части 1.2, а именно, в части возложения обязанности на ООО «ДВ Транссервис» заменить дефектные рельсы у восточного ангара слева и справа на Пути №19а, поскольку бетонные блоки на указанном Пути уже убраны ответчиком.

Третье лицо Унжуков А.В., привлеченный к участию в деле судьёй 11.01.2017 года, суду пояснил, что бетонные блоки были убраны, против требований о замене рельсов не возражают, но просил предоставить время, когда снег растает. Указал что, это Пути необщего пользования, там поезда очень редко ходят, дефекты нельзя заметить визуально. Просил рассмотреть вопрос об отсрочке исполнения решения суда.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «ДВ Транссервис», третьего лица Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

При таких обстоятельствах и на основании правил ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов дела, Свободненской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения владельцами и арендаторами железнодорожных путей необщего пользования, расположенных на поднадзорной территории.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права *** от 08.08.2014 года в собственности ООО «ДВ Транссервис» находится производственный объект – ж/д путь с эстакадой протяженностью 424,95 м, инв. ***, расположенный по адресу: Амурская область, Свободненский район, станция Усть-Пера, ж/д путь с эстакадой от стыка рамного рельса стрелочного перевода №44 до упора.

Указанный ж/д путь является путем необщего пользования, что не оспаривалось сторонами по делу.

17.12.2014 года между ОАО «Российские железные дороги» («Перевозчик») и ООО «ДВ Транссервис» («Владелец») заключен договор эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования №19, примыкающего к пути №6 через стрелочный перевод №7 станции Усть – Пера Забайкальской железной дороги, обслуживаемого локомотивом Перевозчика.

Положениями Федерального закона от 10.01.2003 года№ 17-ФЗ «О Железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) установлены правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона «О Железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из принципов функционирования железнодорожного транспорта является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Железнодорожном транспорте в Российской Федерации», законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов.

Согласно ст.2 Федерального закона «О Железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно ст.16 Федерального закона «О Железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.

Согласно ч.2 ст.20 Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Согласно ст.80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Согласно п.2, 3 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, данные правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования, и обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками.

В силу п.21 вышеназванных Правил, погруженные в железнодорожный подвижной состав грузы, контейнеры с грузом или порожние должны быть размещены и закреплены в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. Выгруженные или подготовленные к погрузке около железнодорожного пути грузы должны быть уложены и закреплены так, чтобы габарит приближения строений не нарушался. Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте до 1200 мм должны находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2,0 м, а при большей высоте не ближе 2,5 м.

Согласно п.3.1.17 «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути», утверждённой МПС РФ 01.07.2000 № ЦП-774 признаками дефектных рельсов в станционных путях являются рельсы короче 4,5 м (исключая рельсы на стрелочных переводах, длина которых установлена эпюрой).

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В рамках проверки 01 ноября 2016 года Свободненской транспортной прокуратурой совместно с инспектором Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта указанного ж/д пути необщего пользования, находящегося в собственности ООО «ДВ Транссервис», выявлены нарушения при его эксплуатации и содержании, а именно на пути № 19а у тупикового упора выгруженный в колее пути груз (бетонные блоки) нарушает габарит приближения строений, находясь на расстоянии менее 2,5 м от наружной грани головки рельса при высоте до 1,2 м.; у восточного ангара слева и справа уложены дефектные рельсы. Длина рельс менее 4,5 метров, выявлено 2 м., что подтверждается актом проверки от 01.11.2016 года и не оспаривалось ответчиком.

Вместе с тем, в настоящем судебном заседании судом достоверно установлено и не оспаривалось истцом, что нарушения в действиях ООО «ДВ Транссервис» выявленные в ходе проверки Свободненской транспортной прокуратуры в части наличия у тупикового упора выгруженного в колее пути груза - бетонных блоков, находящихся на расстоянии менее 2,5 м от наружной грани головки рельса, в настоящий момент полностью устранены ответчиком, груз убран.

Таким образом, заявленные требования истца в части возложения обязанности на ООО «ДВ Транссервис» устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения, выявленные при эксплуатации пути необщего пользования, протяженностью 424,95 м., инв. ***, расположенный по адресу: Амурская область Свободненский район станция Усть-Пера, а именно: Путь № 19а., у тупикового упора убрать выгруженный в колее пути груз (бетонные блоки), не подлежат удовлетворению. В этой части искового заявления истцу необходимо отказать.

При этом, в рамках рассмотрения настоящего дела, стороной ответчика в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств устранения выявленных нарушений в части замены на пути №19а у восточного ангара слева и справа дефектных рельс.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить на Общество с ограниченной ответственностью «ДВ Транссервис» обязанность устранить нарушения требований законодательства о безопасности ж/д движения, выявленные при эксплуатации ж/д пути необщего пользования с эстакадой, протяженностью 424,95 м., инв. ***, расположенного по адресу: Амурская обл., Свободненский р-н, станция Усть-Пера, от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 44 до упора, а именно, на пути 19а, у восточного ангара, слева и справа, заменить дефектные рельсы, длинной, составляющей 2 м., т.е. менее 4,5 м.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина – 300 рублей.

Требования третьего лица о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не могут быть удовлетворены судом в рамках настоящего судебного заседания, поскольку в силу положений норм ГПК РФ указанные вопросы могут быть разрешены только после вынесения судебного постановления.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Свободненского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «ДВ Транссервис» обязанность устранить нарушения требований законодательства о безопасности ж/д движения, выявленные при эксплуатации ж/д пути необщего пользования с эстакадой, протяженностью 424,95 м., инв. ***, расположенного по адресу: Амурская обл., Свободненский р-н, станция Усть-Пера, от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 44 до упора, а именно, на пути 19а, у Восточного ангара, слева и справа, заменить дефектные рельсы, длинной, составляющей 2 м., т.е. менее 4,5 м.

В остальной части требований Свободненскому транспортному прокурор - отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ДВ Транссервис» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 300 рублей.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.В. Кастрюков

Решение в окончательной форме принято 18 января 2017 года.