ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-738/2017 от 23.05.2017 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2-738/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кропоткин 23 мая 2017 года

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Егоровой С.А.,

при секретаре Рыбкиной Е.Е.,

с участием помощника Кавказского транспортного прокурора южной транспортной прокуратуры - Попсуй Е.П.,

представителя ответчика по доверенности Машканцева С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кавказского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Кавказской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД об обязании ОАО "РЖД" устранить выявленные нарушения правил эксплуатации и содержания железнодорожных путей,

УСТАНОВИЛ:

Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Кавказской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД об обязании ОАО "РЖД" устранить выявленные нарушения правил эксплуатации и содержания железнодорожных путей.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что, Кавказской транспортной прокуратурой в соответствии с п. 7 плана работы на 2 полугодие 2016 г. проведена проверка соблюдения Кавказской дистанцией пути структурным подразделением Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее – Кавказская дистанция пути) законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при содержании объектов транспортной инфраструктуры. Проверкой, проведенной в сентябре-октябре 2016 года, выявлены нарушения положений действующего законодательства по содержанию железнодорожных путей общего пользования, находящихся в ведении Кавказской дистанции пути. В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых, в том числе организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Статьей 3 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте состоит из Закона и других федеральных законов. Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции. Из ч. 1 ст. 15 Закона следует, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возложено на владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузоотправителей (отправителей) и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции (ч. 2 ст. 20 Закона). Согласно ч. 1 ст. 1 Закона железнодорожный транспорт в РФ является составной частью единой транспортной системы РФ. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории РФ. Положениями п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона установлено, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Согласно п. 1 Приложения № 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), утвержденных приказом Министра транспорта РФ от 21.12.2010 № 286, при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке. Пунктом 16 главы 4 ПТЭ предусмотрено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии. Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие. Пунктом 13 приложения № 1 ПТЭ предусмотрено, что рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов). Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются нормами и правилами. В соответствии с п.п. 3.2, 3.3 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 02.05.2012 № 857р, капитальный ремонт железнодорожного пути на новых материалах предназначен для полной замены выработавшей ресурс рельсошпальной решетки на путях 1 и 2 классов (стрелочных переводов на путях 1 - 3 классов) и восстановления несущей способности балластной призмы, и в отличие от реконструкции (модернизации) железнодорожного пути включает в себя только работы по верхнему строению пути, а также восстановлению водопропускной способности водоотводов. Капитальный ремонт пути на старогодных материалах предназначен для замены рельсошпальной решетки на более мощную или менее изношенную на путях 3-5 классов (стрелочных переводов на путях 4 и 5 классов), смонтированную из старогодных рельсов, новых и старогодных шпал и скреплений. Согласно п. 1.1 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути (далее - Инструкция), утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 № 2791р, железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов. Железнодорожный путь (далее - путь) состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). В соответствии с таблицей 6.1 (Среднесетевые нормы периодичности капитальных ремонтов пути на новых и старогодных материалах и ремонтные схемы) Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 02.05.2012 № 857р (далее - Положения), периодичность проведения капитального ремонта железнодорожных путей на деревянных брусьях – при наработке норматива тоннажа 600 млн. тонн. Также указанной таблицей предусмотрено проведение капитального ремонта звеньевого пути на деревянных шпалах 1 раз в 18 лет. Пунктом 3.1.14 Инструкции установлено, что по мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, усталостные дефекты, вследствие чего снижается надежность рельсов, чаще происходят их отказы, вызывающие необходимость уменьшения скоростей и прекращение движения поездов. Основными видами повреждений, деформаций и дефектов рельсов являются: трещины, отслоения, выкрашивания, смятия, истирания, наплывы, коррозия металла, механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, выкола подошвы, головки, внутренние усталостные дефекты в металле рельса и др. В ходе проверки установлено, что Кавказской дистанцией пути до сих пор эксплуатируются следующие железнодорожные пути, находящиеся на балансе дистанции, с просроченным сроком капитального ремонта, по направлению станция Ростов-Главный – станция Минеральные Воды:

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1591 км ПК 5+42 – 1591 км ПК 10 протяженностью 0,458 км (год капитального ремонта - 1997).

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1592 км ПК 1+89 – 1592 км ПК 8+69 протяженностью 0,680 км (год капитального ремонта - 1997).

Не проведение капитального ремонта железнодорожных путей, по которым перемещаются, в том числе скорые пассажирские поезда и опасные грузы, в установленный техническими требованиями срок угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям. Таким образом, нарушения требований безопасности движения влекут угрозу возникновения резонансных происшествий, чрезвычайных ситуаций, причинение ущерба окружающей среде, а также создают потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Просит возложить обязанность на ОАО «Российские железные дороги» устранить выявленные нарушения правил эксплуатации и содержания железнодорожных путей, находящихся в ведении Кавказской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», а именно провести капитальный ремонт железнодорожных путей, общей протяженностью 1,14 км, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

По направлению станция Ростов-Главный – станция Минеральные Воды:

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь) 1591 км ПК 5+42 – 1591 км ПК 10 протяженностью 0,458 км.

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь) 1592 км ПК 1+89 – 1592 км ПК 8+69 протяженностью 0,680 км.

В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района южной транспортной прокуратуры Попсуй Е.П. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске. Просила возложить обязанность на ОАО «Российские железные дороги» устранить выявленные нарушения правил эксплуатации и содержания железнодорожных путей, находящихся в ведении Кавказской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», а именно провести капитальный ремонт железнодорожных путей, общей протяженностью 1,14 км, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

По направлению станция Ростов-Главный – станция Минеральные Воды:

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь) 1591 км ПК 5+42 – 1591 км ПК 10 протяженностью 0,458 км.

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь) 1592 км ПК 1+89 – 1592 км ПК 8+69 протяженностью 0,680 км.

Представитель ответчика Машканцев С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен, и пояснил, что действующее законодательство не содержит императивных ном, положения которых обязывают субъектов транспортной инфраструктуры проводить капитальный ремонт железнодорожных путей и обеспечивать запас верхнего строения пути с целью соблюдения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Основополагающие принципы и требования к содержанию и эксплуатации железнодорожных путей закреплены в ФЗ от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ». В соответствии с ч. 1 ст. 15 вышеназванного Закона железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающим требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам. Во исполнение требования вышеуказанной нормы Закона Кавказской дистанцией пути Северо - Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» осуществляется постоянный мониторинг состояния спорных участков железнодорожных путей, проведение планово - предупредительной выправки, путей, а также замена верхнего строения путей (рельс, шпал, скрепляющих элементов и т.п.).В 2016 году на 1591 км ПК 1-10 произведены работы по среднему ремонту пути силами ОПМС -27.Произведена смена негодных деревянных шпал в 2016 году на 1591 км в количестве 718 шт., на 1592 км - 354 шт., в 2017 году на 1591 км - 42 шт., на 1592 км - 101 шт. По результатам осеннего комиссионного осмотра 2016 года комплексная оценка километров составила: 1591 км – хорошо; 1592 км - удовлетворительно. По результатам весеннего комиссионного осмотра 2017 года комплексная оценка километров составила: 1591 км – хорошо; 1592 км - удовлетворительно. По данным прохода вагона-путеизмерителя балловая оценка в 2017 году на данных километрах составляет:

1591 км - январь - 40 баллов (хор.), февраль - 10 баллов (отл.), март - 40 баллов (хор.), апрель - 40 баллов (хор.).

1592км - январь - 40 баллов (хор.), февраль - 40 баллов (хор.), март - 40 баллов (хор.), апрель - 40 баллов (хор.).

По последнему проходу вагона - путеизмерителя ПС-018 17 мая 2017 года балловая оценка на данных километрах составила:

1591км. - 40 баллов (хор.).

1592км. - 40 баллов (хор.).

Спорные железнодорожные пути находятся в надлежащем техническом состоянии, что подтверждается прилагаемыми сводными таблицами комплексной оценки километров и ведомостями оценки качества содержания путей в период осеннего осмотра 2016 года и весенного осмотра 2017 года. Учитывая постоянное проведение ОАО «РЖД» работ по обеспечению транспортной безопасности на спорных участках путей, обязание ОАО «РЖД» провести их капитальный ремонт, при том, что на это нет прямого указания закона, является вмешательством во внутреннюю хозяйственную деятельность Компании. Более того, истечение сроков службы верхнего строения пути не влияет на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, если физическое состояние пути соответствует установленным нормативам. В целях повышения качества содержания пути, определения эффективности мероприятий по его техническому обслуживанию и ремонтам, оперативного назначения работ по фактическому состоянию технических средств объектов пути на основе данных диагностических средств и результатов генеральных осмотров Распоряжением ОАО «РЖД» от 14 декабря 2009 г. № 2536р «О комплексной оценке состояния пути» утверждено «Руководство по комплексной оценке состояния участка пути (килoмefpa) на основе данных средств диагностики и генеральных осмотров пути» (далее - Руководство). Согласно разделу 2 Руководства Комплексная оценка состояния объекта пути производится по перечню параметров, приведенных в табл. 2.1 и подразделяется на уровни:

Отличная и хорошая оценка состояния объекта пути, при которой:

Отсутствует необходимость ограничения скорости по состоянию ГРК, параметрам кривых участков пути, рельсов и металлических частей стрелочных переводов, скреплений, шпал и стрелочных брусьев, бакласта, земляного полотна, ИССО.

По параметрам п. 2.1.1. отсутствуют показатели, превышающие указанные в табл. 2.1 уровни состояния, требующие ограничения скоростей, закрытия движения по ЦП-774 или назначения ремонта. Таким образом, прокурором неверно истолкованы требования Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», согласно которым главным принципом обеспечения транспортной безопасности является эксплуатация путей в состоянии, отвечающем требованиям безопасности, при этом, прокурором не установлены факты неудовлетворительного состояния путей, а также объективная необходимость проведения капитального ремонта. Прокурорская проверка проведена лишь на основании представленных обществом документов без выезда на участок местности, без осмотра и оценки железнодорожных путей с применением специального оборудования. При этом, работники прокуратуры, равно как и суд не обладают специальными познаниями в области оценки состояния железнодорожных путей требованиям безопасности. Обязание ОАО «РЖД» провести капитальный ремонт на основании внутренних нормативно - технических документов является неправомерным и несоответствующим статье 131 ГПК РФ. Истец в своих требованиях ссылается на Распоряжение ОАО «РЖД» от 2 мая 2012 г. № 857р «Об утверждении и введении в действие Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги».Указанные Положения являются нормативно-техническими документами, определяющими общие принципы, технические параметры и нормативно-технические требования к системе ведения путевого хозяйства в современных и перспективных условиях эксплуатации пути, связанных с повышением грузонапряженности, степенью заполнения графика движения, с введением в обращение грузовых поездов с повышенной массой и длиной, осевыми нагрузками, скоростных пассажирских поездов, а также оптимизацию использования материально-технических ресурсов на текущее содержание железнодорожного пути. В силу ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истцом не доказан факт нарушения ОАО «РЖД» конкретных законных интересов неопределенного круга лиц, а также отсутствует ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Таким образом, отсутствие доказательств и ссылок на закон или иной нормативный правовой акт, имеющий императивный характер, в обоснование требований прокурора является обстоятельством, исключающим законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Ввиду отсутствия технической (реальной) необходимости проведения капитального ремонта путей, а также отсутствии прямого указания закона, удовлетворение исковых требований, при соответствии состояния железнодорожных путей требованиям безопасности движения, напротив, может привести к нарушению охраняемых законом общественных и государственных интересов, ввиду государственного, социального и экономического значения пассажирских и грузовых перевозок. В соответствии с пунктом 7.6 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги» от 2 мая 2012 года № 857р на реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт пути на новых и старогодных материалах и усиленный средний ремонт главных путей 1-4 классов, а также горочных и подгорочных путей 3-4 классов проектная документация разрабатывается проектными организациями. На эти виды работ также разрабатываются проекты организации работ, в которых устанавливаются сроки их выполнения и порядок организации движения поездов во время «окна» с учетом усиления пропускной способности участка, по которому будет осуществляться двухстороннее движение (пакетный пропуск поездов, соединенные поезда и др.) В соответствии с пунктом 7.21 вышеуказанного Положения производства ремонтных работ должны предоставляться «окна» оптимальной продолжительности, при которой приведенные совокупные расходы, учитывающие собственно расходы на проведение работ и стоимость "окна", зависящую от потерь в поездной работе при предоставлении минимальны. При экономической целесообразности работы проводиться на закрытых перегонах. Таким образом, прокурором не учтены обстоятельства, при которых обязание ОАО «РЖД» исполнить заявленные требования в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, напротив, может привести к нарушению охраняемых законом общественных и государственных интересов, ввиду незапланированного ОАО «РЖД» ограничений или прекращения движения пассажирских и грузовых поездов на спорных участках путей в целях исполнения решения суда. Не учтена специфика проведения работ по капитальному ремонту, которая включает установление сроков их выполнения и порядок организации движения поездов во время «окна» с учетом усиления пропускной способности участка. ОАО «РЖД», как единый хозяйствующий субъект имущества федерального железнодорожного транспорта, вправе самостоятельно принимать решения в области эксплуатации и ремонта объектов транспортной инфраструктуры. Понуждение к проведению капитального ремонта в установленные сроки напрямую нарушает баланс финансовых возможностей Компании, а: также процесс государственного регулирования деятельности, поскольку, ОАО «РЖД» является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство Российской Федерации. Предъявление прокурором настоящего иска является вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД». Согласно Федеральному закону от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является единым хозяйствующим субъектом, созданным в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта. Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу, Правительство Российской Федерации руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами. Правительством Российской Федерации определены приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасли, а также утверждена инвестиционная программа Компании на 2015 - 2017 годы. В частности, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2015 - 2017 направлена на реализацию таких проектов как развитие Восточного полигона (БАМа и Транссиба), развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, обновление парка подвижного состава, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса. Выполнять инвестиционную программу Компании и осуществлять капитальный ремонт путей, отвечающих требованиям безопасности движения, одновременно невозможно и нецелесообразно. Таким образом, изложенное подтверждает позицию о том, что прокурор, предъявляя настоящий иск, вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», подменяя тем самым Правительство Российской Федерации. Просил отказать Кавказскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает, что иск подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Судом установлено, что Кавказской транспортной прокуратурой в соответствии с п. 7 плана работы на 2 полугодие 2016 г. проведена проверка соблюдения Кавказской дистанцией пути структурным подразделением Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее – Кавказская дистанция пути) законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при содержании объектов транспортной инфраструктуры.

Проверкой, проведенной в сентябре-октябре 2016 г., выявлены нарушения положений действующего законодательства по содержанию железнодорожных путей общего пользования, находящихся в ведении Кавказской дистанции пути.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых, в том числе организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Статьей 3 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте состоит из Закона и других федеральных законов. Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Из ч. 1 ст. 15 Закона следует, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возложено на владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузоотправителей (отправителей) и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции (ч. 2 ст. 20 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона железнодорожный транспорт в РФ является составной частью единой транспортной системы РФ. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории РФ.

Положениями п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона установлено, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

Согласно п. 1 Приложения № 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), утвержденных приказом Министра транспорта РФ от 21.12.2010 № 286, при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.

Пунктом 16 главы 4 ПТЭ предусмотрено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.

Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие.

Пунктом 13 приложения № 1 ПТЭ предусмотрено, что рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов). Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются нормами и правилами.

В соответствии с п.п. 3.2, 3.3 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 02.05.2012 № 857р, капитальный ремонт железнодорожного пути на новых материалах предназначен для полной замены выработавшей ресурс рельсошпальной решетки на путях 1 и 2 классов (стрелочных переводов на путях 1 - 3 классов) и восстановления несущей способности балластной призмы, и в отличие от реконструкции (модернизации) железнодорожного пути включает в себя только работы по верхнему строению пути, а также восстановлению водопропускной способности водоотводов.

Капитальный ремонт пути на старогодных материалах предназначен для замены рельсошпальной решетки на более мощную или менее изношенную на путях 3-5 классов (стрелочных переводов на путях 4 и 5 классов), смонтированную из старогодных рельсов, новых и старогодных шпал и скреплений.

Согласно п. 1.1 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути (далее - Инструкция), утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 № 2791р, железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов. Железнодорожный путь (далее - путь) состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).

В соответствии с таблицей 6.1 (Среднесетевые нормы периодичности капитальных ремонтов пути на новых и старогодных материалах и ремонтные схемы) Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 02.05.2012 № 857р (далее - Положения), периодичность проведения капитального ремонта железнодорожных путей на деревянных брусьях – при наработке норматива тоннажа 600 млн. тонн. Также указанной таблицей предусмотрено проведение капитального ремонта звеньевого пути на деревянных шпалах 1 раз в 18 лет.

Пунктом 3.1.14 Инструкции установлено, что по мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, усталостные дефекты, вследствие чего снижается надежность рельсов, чаще происходят их отказы, вызывающие необходимость уменьшения скоростей и прекращение движения поездов.

Основными видами повреждений, деформаций и дефектов рельсов являются: трещины, отслоения, выкрашивания, смятия, истирания, наплывы, коррозия металла, механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, выкола подошвы, головки, внутренние усталостные дефекты в металле рельса и др.

В ходе проверки установлено, что Кавказской дистанцией пути до сих пор эксплуатируются следующие железнодорожные пути, находящиеся на балансе дистанции, с просроченным сроком капитального ремонта, по направлению станция Ростов-Главный – станция Минеральные Воды:

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1591 км ПК 5+42 – 1591 км ПК 10 протяженностью 0,458 км (год капитального ремонта - 1997).

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь, деревянные шпалы) 1592 км ПК 1+89 – 1592 км ПК 8+69 протяженностью 0,680 км (год капитального ремонта - 1997).

Не проведение капитального ремонта железнодорожных путей, по которым перемещаются, в том числе скорые пассажирские поезда и опасные грузы, в установленный техническими требованиями срок угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям.

Таким образом, нарушения требований безопасности движения влекут угрозу возникновения резонансных происшествий, чрезвычайных ситуаций, причинение ущерба окружающей среде, а также создают потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

При установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу, что ОАО «РЖД» нарушает требования законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта.

Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта, влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан РФ, в связи с чем исковые требования Кавказского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кавказского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Кавказской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД об обязании ОАО "РЖД" устранить выявленные нарушения правил эксплуатации и содержания железнодорожных путей-удовлетворить.

Возложить обязанность на ОАО «Российские железные дороги» устранить выявленные нарушения правил эксплуатации и содержания железнодорожных путей, находящихся в ведении Кавказской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», а именно провести капитальный ремонт железнодорожных путей, общей протяженностью 1,14 км, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

По направлению станция Ростов-Главный – станция Минеральные Воды:

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь) 1591 км ПК 5+42 – 1591 км ПК 10 протяженностью 0,458 км.

- перегон Кавказская – Гирей (четный путь) 1592 км ПК 1+89 – 1592 км ПК 8+69 протяженностью 0,680 км.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий