Дело № 2-7578/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 08 ноября 2018 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.,
с участием ст. помощника Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры Волковой А.А., представителя ответчика Есипчук И.А.,
при секретаре Меняковой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ «Администрация Амурского бассейна Внутренних водных путей» об обязании совершить действия,
установил:
и.о.Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ «Администрация Амурского бассейна Внутренних водных путей» об обязании совершить действия.
В обоснование заявленных требований указав, что в ходе проверки, проведенной Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на территории муниципального образования Смидовичский муниципальный район ЕАО, в акватории <данные изъяты>, на 42,6 км. в затопленном состоянии, у правого берега, находится судно без названия. Также, в акватории данного водоема, на 30 км., в полузатопленном состоянии у правого берега <данные изъяты>, находится баржа без названия. Владельцы затопленных объектов не установлены. В ходе мониторинга официального сайт ФБУ «Администрация Амурводпуть» установлено, что в перечне бесхозяйных судов в ФБУ «Администрация Амурводпуть» на ДД.ММ.ГГГГ спорные объекты не числятся. Из информации Амурского территориального управления «Тунгусский межрайонный отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны» Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ следует, объект (судно, баржа) находящийся у правого берега <данные изъяты>, на 42,6 км., предположительно принадлежала Волочаевскому совхозу и затонуло, приблизительно в <данные изъяты>. Объект (судно, баржа) находящийся у правого берега р.<данные изъяты>, на 30 км, предположительно принадлежало сельскохозяйственному производственному кооперативу Волочаевского совхоза, приблизительно затонуло в <данные изъяты>. Согласно информации администрации Смидовичского муниципального района, сведениями о затонувших объектах в реке, расположенных на территории Смидовичского района, администрация не располагает. Согласно письма ОГБУ «Государственный архив Еврейской автономной области» от ДД.ММ.ГГГГ, в поступивших документах Волочаевского совхоза сведений о принадлежности запрашиваемых объектов к имуществу совхоза не обнаружено. Документы СПК «Волочаевский» на хранение в архив не поступали. В связи с чем, ОГБУ «Государственный архив Еврейской автономной области» не может предоставить информацию о собственниках объектов. По информации ФБУ «Администрация Амурводпуть» от ДД.ММ.ГГГГ публикация о затонувших неизвестно когда судах в <данные изъяты><данные изъяты>, не имеющих названия, не подходящих по описанию к существующим на сегодняшний день проектам судов внутреннего водного плавания, не принесет ожидаемого результата, так как для судовладельцев затонувших объектов должно быть адресовано его описание, по которому можно идентифицировать судно. Так как все указанное затонувшее имущество находится за пределами судовых ходов, не влияет на безопасность судоходства, не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и выполнению путевых работ, их подъем силами ФБУ «Администрация Амурводпуть» не осуществлялся. В свою очередь, по правилам п. 5 ст. 47.1 КВВТ РФ в случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их. Находясь в воде, затопленные: судно и баржа как технологические объекты, оказывают негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы, и затрудняет их использование, что, в силу п. 11 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, не допустимо. Ответчик мер по проведению мероприятий, в соответствии с Правилами учета бесхозяйных судов, по информированию судовладельцев в случае идентификации судов с целью подъема затонувших судов и их утилизации, а также по подъему затопленных судов силами ФБУ «Администрация Амурводпуть», в случае неустановления собственников затонувших объектов, не приняло. Из информации ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ЕАО» следует, что в соответствии с Правилами пользования маломерными судами на водных объектах РФ, маломерные суда, поднадзорные ГИМС МЧС России, как правило, используются за пределами судового хода. При падении уровня воды в <данные изъяты> ниже 570 см и осадке используемого маломерного судна более 0,5 м, указанные затопленные объекты представляют потенциальную угрозу для маломерных судов, осуществляющих судоходство в акватории р<данные изъяты> в районе 30 и 42 км, в случае их движения за пределами судового хода. Кроме того, согласно предоставленным Хабаровским филиалом ФГБНУ «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» сведениям, затопленное судно без названия у правого берега р.<данные изъяты> на 42,6 км и полузатопленная баржа без названия на 30 км. оказывают негативное воздействие на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания и наносит им определенный вред. Таким образом, нахождение затопленных объектов в акватории водного объекта длительное время (предположительно около 18 лет), является нарушением требованием природоохранного законодательства. Бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку продолжительное нахождение затонувших судов в водном объекте р.<данные изъяты> приводит к образованию следов коррозии металла, что может способствовать загрязнению р.<данные изъяты>, то есть создает угрозу негативного воздействия на водный объект, оказывает угрозу для маломерных судов, в случае их движения за пределами судового хода. Выявленные нарушения прямо противоречат требованиям законодательства РФ, а также нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также затрудняет использование внутренних водных путей маломерными судами и иным водным транспортом. Невыполнение ответчиком перечисленных выше требований природоохранного законодательства влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, т.е. права, которые в силу ст.ст. 17, 18 и 42 Конституции РФ являются неотчуждаемым, непосредственно действующим, гарантированы и соответственно защищаются действующим законодательством, а также может привести к истощению, ухудшению качественных и количественных показателей окружающей природной среды в целом. Просит обязать ответчика провести мероприятия по идентификации бесхозяйных судов, расположенных в акватории реки Тунгуска: на 42.6 км у правого берега судно без названия, на 30 км у правого берега баржу без названия, с составлением описи основных параметров и характеристик судна, в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу, обязать ответчика по его представлению сделать официальную публикацию о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или его собственником. Просит обязать ответчика поставить на учет бесхозяйные судна, расположенные в акватории реки Тунгуска: на 42,6 км. у правого берега судно без названия, на 30 км. у правого берега баржу без названия путем внесения соответствующих записей в журнал учета бесхозяйных судов и формирования картотеки описей бесхозяйных судов.
В судебном заседании ст. помощник Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО7., поддержала исковые требования, настаивая на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что по поручению суда, составлен акт осмотра объектов с уточнением их координат. Но идентифицировать объекты не удалось, поскольку они полностью затонувшие. Не согласна, что данные судна являются промышленными отходами. Затопленные судна относятся к затонувшему имуществу. Обязанность у администрации Смидовичского муниципального района отсутствует. Выявление бесхозяйных судов осуществляют администрации бассейнов внутренних водных путей.
Представитель ответчика Есипчук И.А., исковые требования не признала, появив, что при выявлении бесхозяйного судна администрация в силу закона, осуществляет мероприятия по подготовке материалов для идентификации бесхозяйного судна, которые можно установить путем визуального осмотра выявленного бесхозяйного судна, а именно: наименование судна, идентификационный номер судна (в том числе номер Международной морской организации), бортовой номер, позывной сигнал, тип судна, материал корпуса судна, основные измерения, цвет корпуса судна, конструктивные особенности судна, информация о координатах местонахождения судна, а также обстоятельства, указывающие на наличие угрозы безопасности судоходства и/или пожарной, экологической безопасности. Учет бесхозяйного судна осуществляется администрацией на основании данных, приведенных в описи бесхозяйного судна, путем внесения соответствующих записей в журнал учета бесхозяйных судов и формирования картотеки описей бесхозяйных судов. После учета бесхозяйного судна Администрация принимает меры по установлению владельца такого судна, а в случае установления владельца, выдает предписания. В данном случае, идентифицировать суда невозможно, имеются следы сильной коррозии и они утратили свой потребительский вид и ни одно действие, предписанное описью бесхозяйного судна, осуществить невозможно. Понятие судоходство, внутренние водные пути и судно определено Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного плавания, паром, дноуглубительный или дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Содержание внутренних водных путей заключается в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов). Содержание судовых ходов в зависимости от установленной категории внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в обрасти транспорта», а работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования. Судовой ход часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом, а путевые работы – дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые для содержания судовых ходов. Организация обеспечивает выполнение путевых работ по содержанию водных путей (судовых ходов) и обеспечению безопасности судоходства на ВВП реки Тунгуска. С открытием навигации выставлены и обеспечивается действие средств навигационного оборудования – береговых и плавучих знаков обозначения судовых ходов, а также информационных знаков. Учреждение систематически выполняет тральные и промерные работы на судовых ходах на полуторной гарантированной ширине судового хода (30м), а данные о границах участка водного пути, результатах промеров габаритов судового хода, выполненных тральных и дноочистительных работах, установленных габаритах пути, а также о схеме расстановки знаков судоходной обстановки доводятся до сведения судовладельцев и судоводителей. В соответствии с лоцманской картой реки Тунгуска от истока до устья издания <данные изъяты><данные изъяты>. на указанных в иске местах за пределами судовых ходов, находятся подводные препятствия (объекты): на 30 км у правого берега в 20 м от оси судового хода или в 5 м от правой кромки судового хода, ограждено правым плавучим знаком опасности; на 42,6 км. в 30 м от оси судового хода или в 15 м от правой кромки судового хода, ограждено правым плавучим знаком опасности. До судовладельцев и судоводителей информация о положении подводных препятствий (объектов) за пределами судовых ходов на 42,6 км и 30 км <адрес> доведена. В иске указано судно и баржа находящиеся на 42.6 км и 30 км <адрес> с <данные изъяты>. Фактически находившиеся на 43,2 кв. <адрес> останки теплохода «Тис» ранее зарегистрированного как бесхозяйное, по сведениям, поступившим в учреждение из администрации <адрес> утилизированы, по этой причине бесхозяйное имущество снято с учета. В <данные изъяты>. на 42,6 км. у правого берега за пределами судового хода при выполнении путевых работ было обнаружено неопознанное подводное препятствие похожее на понтон, в <данные изъяты>. на 30 км. <адрес> за пределами судового хода впервые было обнаружено подводное препятствие в виде останка баржи или понтона. В связи с тем, что указанные подводные объекты в течение всей навигации находятся в затопленном или полузатопленном состоянии, а также подвержены разрушению и коррозии, ни одно действие, предписанное описью бесхозяйного судна, осуществить невозможно и как указанные в иске бесхозяйные «суда» или/и «баржа» их идентифицировать невозможно. В соответствии со ст. 45 КВВТ РФ, как указано в иске эти подводные объекты, относятся к затонувшему имуществу – потерпевшим крушение судам, их обломкам или другим предметам и иному затонувшему имуществу. Затонувшее имущество на 42,6 км и 30 км <адрес> серьезной и непосредственной угрозы безопасности судоходства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводим на ВВП путевым работам не создает. Оно не препятствует осуществлению рыболовства, так как в местах их затопления нет рыбопромысловых участков, которые в соответствии с п. 7 ст. 10 КВВТ РФ должны быть согласованы с учреждением, для использования в целях рыболовства. Непосредственной угрозы причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением затонувшее имущество также не создает. Достоверных, подтвержденных экспертизой сведений о причинении ущерба затонувшим имуществом в исковом заявлении не имеется. В полномочия Амурского бассейна входит обследование только внутренних водных путей и обнаружение различного рода угроз для безопасности судоходства, определение границы внутреннего водного пути и безопасностью судового хода. Учитывая отсутствие действие каких-либо физических или юридических лиц, направленных на получение затопленного имущества, а также учитывая, что имущество находится на территории муниципального образования Администрация Смидовичского муниципального района ЕО, данное имущество имеет признаки бесхозяйного имущества в соответствии со ст. 225 ГК РФ и обязанность по дальнейшему распоряжению, а также утилизации бесхозяйного имущества в полном объеме лежит на органе местного самоуправления. Прокурором выбран неверный способ защиты, поскольку в данном случае, органы местного самоуправления должны обеспечивать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, к которым относятся данные останки. Собственниками отходов в данном случае будут органы местного самоуправления. Указанные останки имущества уже невозможно отнести к судну. Данные объекты представляют собой лишь останки от прежних судов, утратившие качества судна, способность к судоходству, утратили свои потребительские свойства, использованию и эксплуатации не подлежат, в связи с чем не могут рассматриваться как судно и не подлежат постановке на учет в качестве бесхозяйных судов, так как таковыми не являются, а фактически являются промышленным отходом по смыслу ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данное подтверждается многочисленной судебной практикой.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, помимо других: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе, поверхностные и подземные воды.
В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;
- судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;
- судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
В силу статьи 7 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень внутренних водных путей включает в себя перечень внутренних водных путей федерального значения и перечень внутренних водных путей регионального значения. Порядок формирования перечня внутренних водных путей, в том числе основания включения внутренних водных путей в указанный перечень, их исключения из указанного перечня и отказа во включении внутренних водных путей в указанный перечень, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Бассейны внутренних водных путей определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации, осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям на участках пограничных зон Российской Федерации регулируется международными договорами Российской Федерации.
Исходя из Перечня внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 № 1800-р, <адрес> (верхняя граница течения – слияние рек Кур и Урми, нижняя граница течения – устье <адрес>) протяженностью 90 км., является внутренними водными путями Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Кодекса внутренних водных путей Российской Федерации содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.
Содержание судовых ходов на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и пунктам отстоя, а также проведение работ по устройству и содержанию рейдов в этих портах осуществляется за счет владельцев этих портов или причалов и пунктов отстоя.
Содержание судовых ходов в зависимости от установленной категории внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования.
Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта № ВО-344-р от 15.12.2017 «О перечне судовых ходов с установленными гарантированными габаритами судовых ходов, категориями средств навигационного оборудования и сроками их работы, а также сроками работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2018 г.», установлен Перечень судовых ходов в навигацию 2018 г., в т.ч. для Амурского бассейна внутренних водных путей. Для водных путей реки Тунгуска от слияния рек Кур и Урми до устья протяженностью 90 км распоряжением по перечню судовых ходов установлена 3-я категория ВВП с неосвещенными средствами навигационного оборудования (навигационными знаками) и установлены гарантированные габариты судовых ходов: глубина 100 см., ширина 20 м и радиус закругления 120 м.
ФБУ «Администрация Амурводпуть» в соответствии с установленной категорией и гарантированными габаритами судовых ходов на основании государственного задания №№ на <данные изъяты> и уставных функций обеспечивает выполнение путевых работ по содержанию водных путей (судовых ходов) и обеспечению безопасности судоходства на ВВП реки Тунгуска.
В полномочия Амурского бассейна входит обследование только внутренних водных путей и обнаружение различного рода угроз для безопасности судоходства, определение границы внутреннего водного пути и безопасностью судового хода.
В соответствии со статьей 34 Кодекса внутреннего водного транспортна РФ судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.
Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей, в том числе: 1) содержание внутренних водных путей; 8) государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов;
Исходя из Устава ФБУ «Администрация Амурводпуть» целями деятельности администрации являются, в том числе, обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений (п.п. 2 п. 3.1 Устава). Администрация в бассейне внутренних водных путей для достижения установленных целей осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и путевые работы на внутренних водных путях (пп.1 п.3.2.1), выявление и учет бесхозяйных судов, установление их владельцев (пп.12 п. 3.2.1). Администрация имеет право поднимать, удалять или уничтожать затонувшее имущество в случаях, установленных законодательством РФ (пп.12 п. 6.3). Согласно пп. 2 п. 6.4 Устава, администрация обязана принимать все необходимые меры по организации обеспечения безопасности судоходства в границах ее деятельности.
В соответствии с п. 2 Правил учета бесхозяйных судов, утвержденных приказом Минтранса России от 02.10.2014 № 278 «Об утверждении Правил учета бесхозяйных судов и о внесении изменений в Правила государственной регистрации судов, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.09.2001 № 144» судно, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался, выявленное в соответствующем бассейне внутренних водных путей, подлежат учету в качестве бесхозяйного судна администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункта 4 Правил выявление бесхозяйных судов осуществляется администрацией, путем проведения мониторинга текущей судоходной обстановки бассейна внутренних водных путей с использованием информации об их обнаружении при выполнении работ по содержанию внутренних водных путей, осуществлении государственного портового контроля и иных функций, возложенных на Администрацию в соответствии с Кодексом, а также по результатам проверки информации об обнаружении бесхозяйных судов, полученной от физических и юридических лиц.
При выявлении бесхозяйного судна, администрация соответствующего бассейна осуществляет мероприятия по подготовке материалов для идентификации бесхозяйного судна, для чего составляется опись основных параметров и характеристик судна, которые можно установить путем визуального осмотра выявленного бесхозяйного судна (п.5).
В перечень сведений, которые вносятся в опись бесхозяйного судна, включается: наименование судна, идентификационный номер судна, бортовой номер, позывной сигнал, тип судна и т.д. Учет бесхозяйного судна осуществляется на основании данных, приведенных в описи бесхозяйного судна, путем внесения соответствующих записей в журнал учета бесхозяйны судов и формирования картотеки описей бесхозяйных судов (п.6).
После учета бесхозяйного судна администрация бассейна принимает меры по установлению владельца такого судна путем проверки наличия совпадений данных описи бесхозяйного судна с информацией о зарегистрированных судах в информационной системе централизованного учета зарегистрированных судов (п.7).
В случае если владелец бесхозяйного судна установлен, администрация бассейна направляет ему предписание с требованием осуществить транспортировку такого судна в установленный пункт отстоя. В случае получения администрацией бассейна подтверждения выполнения указанного требования, такое судно снимается с учета (п.8).
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав. Должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для осуществления необходимых действий.
Пункт 2 статьи 45 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ дает определение затонувшего имущества, к которому относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.
Обращаясь с исковыми требованиями, прокурор ссылается на то, что в ходе проверки, проведенной Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на территории муниципального образования Смидовичский муниципальный район ЕАО, в акватории реки Тунгуска, на 42,6 км. в затопленном состоянии, у правого берега, находится судно без названия. Также, в акватории данного водоема, на 30 км., в полузатопленном состоянии у правого берега реки Тунгуска, находится баржа без названия.
В соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона обязана доказать обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Данная норма процессуального права в полной мере распространяется и на иски прокурора, который в обоснование своих требований о проведении мероприятий в отношении бесхозяйного имущества, обязан в силу закона, предоставить доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, то есть, применительно к рассматриваемому делу, доказательства тому, что затопленные объекты относятся к бесхозяйным судам, в отношении которых ответчик обязан провести мероприятия, заявленные прокурором.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что перечисленные объекты либо один из них, относится к объекту, подлежащему учету в качестве бесхозяйного судна, в процессе рассмотрения дела, прокурором не предоставлено, в связи с чем, по поручению суда, сторонами был проведен осмотр объектов, в результате которого установлены иное место их расположение, а также не подтверждена возможность идентифицировать объекты как бесхозяйное судно с возможностью их учета в качестве бесхозяйных.
Доводы прокурора, что в любом случае, ответчик обязан принять меры к затонувшему имуществу, к которому относятся бесхозяйные суда, основаны на неверном толковании норм как материального, так и процессуального законодательства, учитывая отсутствия в материалах дела доказательств, что объекты относятся к судам, при том, что каких-либо изменений оснований либо предмета иска, прокурором в процессе рассмотрения дела не заявлено и он настаивал на отнесения затонувших объектов к судам.
Согласно п. 11 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.
Статья 45 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определяет, что действие правил, установленных главой VIII настоящего Кодекса, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других, находившихся на судне предметов, на собственников иного затонувшего имущества.
Сведениями о владельцах в отношении затопленных объектов, ответчик ФБУ «Администрация «Амурводпуть» не располагает и данных сведений в процессе рассмотрения дела не добыто. В перечне бесхозяйных судов данные объекты не числятся.
В соответствии с ч.6 ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не известен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.
В соответствии с п. 5 ст. 47.1 КВВТ РФ в случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.
Согласно ст. 48 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 47.1 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущества определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ администрация бассейна водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.
Согласно ч.1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено понятие отходов производства и потребления как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В процессе рассмотрения дела установлена невозможность идентифицировать данные объекты, заявленные в иске, как «судно», поскольку указанные подводные объекты в течение всей навигации находятся в затопленном или полузатопленном состоянии, а также подвержены разрушению и коррозии, ни одно действие, предписанное описью бесхозяйного судна, осуществить невозможно.
Данный вывод подтверждается представленным Актом, составленным сторонами по поручению суда от 19.10.2018 г.
Исходя из акта, по результатам проведения выездной проверки установлено, что подводные препятствия, находятся на 29,8 км., примерно в 30 м от оси судового хода к правому берегу. Над препятствием наблюдается завихрение водного потока. Подводное препятствие полностью затоплено, нет видимых частей затопленного объекта над водой при рабочем уровне воды +589 см по гидропосту Архангеловка. Подводное препятствие ограждено буем опасности правой кромки № 30. Фактическая глубина судового хода в районе подводного препятствия 240 см на ширине 30м.
При обследовании района 43 км установлено, что подводное препятствие находится на 42,7 км., примерно в 30 м вверх против течения от знака «Якоря не бросать!» и примерно в 20 м от оси судового хода к правому берегу. Над препятствием наблюдается завихрение водного потока. Подводное препятствие полностью затоплено, нет видимых частей затопленного объекта над водой при рабочем уровне воды +589 см по гидропосту Архангеловка. Фактическая глубина судового хода в районе подводного препятствия 230 см при ширине 30 м.
Выездная проверка подтвердила, что на одном объекте – <адрес>, находятся два затонувших объекта, которые обозначены на Лоцманских картах реки Тунгуска на 29,8 и 42,7 км., но установить типы затопленных объектов и их размерные характеристики при выездной проверке не представилось возможным, в связи с их полным затоплением.
Фотофиксация места обследования, с достоверностью подтверждает выводы, зафиксированные в представленном акте о полном затоплении объектов.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела, прокурором с достоверностью не подтвержден факт того, что данные объекты относятся по своим техническим идентификационным критериям к определению «судно», что препятствует его идентификации как объект, подлежащий принятию на учет в качестве бесхозяйного.
Вместе с тем, именно объекты, подлежащие идентификации, должны быть в силу указанных выше положений закона приняты на учет, что подтверждается не только нормами материального права, но и формами установленного образца, в которых объекты фиксируются по идентификационным признакам, позволяющим их выделить из объектов материальных вещей.
В соответствии со ст. 45 КВВТ РФ, данные подводные объекты, относятся к затонувшему имуществу – потерпевшим крушение судам, их обломкам или другим предметам и иному затонувшему имуществу.
Доводы прокурора о том, что данное затонувшее имущество, в любом случае, подлежит учету как бесхозяйное и все вытекающие из данного обязанности, в том числе, по утилизации, возлагаются на ответчика, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку на основании Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и Правил учета бесхозяйных судов по ФБУ «Администрация Амурводпуть» затонувшее имущество не подлежит учету в качестве бесхозяйного судна, работа с затонувшим имуществом осуществляется в порядке, установленном Главой 8 КВВТ РФ.
Между тем, никаких иных требований, помимо заявленных в иске, в виде проведения мероприятий по идентификации бесхозяйных судов с составлением описи основных параметров и характеристик судна, обязать вынести представления, сделать официальную публикацию о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или собственников и поставить на учет бесхозяйные судна, прокурором к ответчику не предъявляется, соответственно, суд рассматривает дело, в порядке положений ст. 196 ГПК РФ по заявленным истцом требованиям.
Кроме того, затонувшее имущество на 42,6 км и 30 км <адрес> серьезной и непосредственной угрозы безопасности судоходства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводим на ВВП путевым работам не создает. Оно не препятствует осуществлению рыболовства, так как в местах их затопления нет рыбопромысловых участков, которые в соответствии с п. 7 ст. 10 КВВТ РФ должны быть согласованы с учреждением, для использования в целях рыболовства.
Непосредственной угрозы причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением затонувшее имущество также не создает.
Достоверных, подтвержденных экспертизой сведений о причинении ущерба затонувшим имуществом в исковом заявлении не имеется.
Доказательств иному в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, прокурором суду не предоставлено, несмотря на то, что обстоятельства, которые должны подтверждаться определенными средствами доказывания, в виде существенного ущерба окружающей среде, не могут быть доказаны посредством письменного сообщения лицами, квалификация которых не подтверждена.
Таким образом, судом не может быть принято в качестве допустимых доказательств письменное сообщение об оказании негативного воздействия на состояние водным биоресурсам и среду их обитания и нанесения ущерба, составленное ФГБНУ «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку исчисление размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, возможно только при применении соответствующей Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам.
Учитывая, что указанные останки имущества невозможно отнести по своим характеристикам к судам, поскольку качества судов, способность к судоходству у них утрачена, что и не оспаривалось представителем прокуратуры в процессе рассмотрения дела, то есть, потребительские свойства не сохранены, использование и эксплуатация их невозможна, то данные останки не могут быть поставлены на учет в качестве бесхозяйных судов, не являясь таковыми ввиду установленных фактических данных.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований и.о. Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ «Администрация Амурского бассейна Внутренних водных путей» об обязании совершить действия, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 13.11.2018.
Судья: О.С.Белоусова