ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-791/2016 от 20.06.2016 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Гражданское дело <...>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<...> 2016 года <...>

<...> суд <...> в составе:

Председательствующего судьи ФИО10

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием представителя истца – старшего помощника <...> прокурора ФИО7; представителя ответчика – заведующей ФИО1 сад <...><...>ФИО4; представителей ответчика Администрации Муниципального образования <...> по доверенности – ФИО8, ФИО5, представителя ответчика – заместителя начальника управления образования по вопросам дошкольного образования администрации МО <...> по доверенности – ФИО6, представителя третьего лица – Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <...> управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <...> по доверенности – старшего дознавателя ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <...> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 сад <...><...>, Администрации МО <...>, Управлению образования администрации МО <...> об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,

Установил:

Изначально, <...> прокурор обратился в суд с иском к ФИО1 сад <...><...>, Администрации МО <...> об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Впоследствии, по ходатайству представителя ответчика Администрации МО <...> к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управления образования администрации МО <...>.

В обоснование своих требований, <...> прокурор указывает, что по результатам проверки в деятельности учреждения для детей - ФИО1 сад <...><...>, <...> прокуратурой были выявлены следующие нарушения в области законодательства о пожарной безопасности: наружные лестницы в здании ФИО1 сада выполнены с нарушениями строительных норм и правил. СНиП <...> на путях эвакуации в общих коридорах на полу допущено применение материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум) СНиП <...> наружная пожарная лестница для подъема на кровлю выполнена с нарушениями строительных норм и правил. СНиП <...>

Также установлено, что контролирующим органом – Отделом надзорной деятельности <...> ранее при проведении планового мероприятия в <...> году в деятельности образовательной организации выявлялись аналогичные нарушения законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем ФИО1 образовательной организации привлекалась к административно ответственности, выдавалось предписание об устранении нарушений. В ходе внеплановой проверки по контролю устранения ранее выявленных нарушений контролирующим органом по результатам проверки учреждения, что выявленные нарушения не устранены, в связи с чем на ФИО1 образовательной организации составлен протокол об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, невыполнением вышеуказанных мероприятий в ходе осуществления образовательной деятельности, ФИО1 сад <...><...> нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пребывают в учреждении.

В соответствии с уставом образовательной организации, её учредителем выступает администрация МО <...>. Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств, то от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию школы.

Просит суд обязать администрацию МО <...> принять дополнительные меры по необходимому финансированию ФИО1 сад <...><...> для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности. Обязать ФИО1 сад <...><...> устранить нарушения противопожарного законодательства путем: установки наружных лестниц в здании ФИО1 сада с выполнением соответствующих требований СНиП <...>*; исключения эксплуатации на путях эвакуации материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум); выполнения наружной пожарной лестницы для подъема на кровлю в соответствии требованиями СНиП <...>

В судебном заседании представителя истца – старший помощник <...> прокурора ФИО7 полностью поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить.

Он дополнил, что в ходе проверки выявлено, что ФИО1 сад <...> более пяти лет не исполняет требования пожарной безопасности в связи, с чем ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - детей. ФИО1 сад <...> привлекался к административной ответственности за неисполнение предписаний, но ничего не изменилось. В связи с этим, в настоящее время прокуратура вынуждена обратиться в суд с иском об устранении выявленных нарушений.

Представителя ответчика – заведующая ФИО1 сад <...><...>ФИО4 исковые требования Лабинского межрайонного прокурора признала в полном объеме, о чем подала в суд письменное заявление. Она пояснила суду, что ранее действительно выдавались предписания об устранении многочисленных нарушений. Они прилагают все возможные усилия, для того чтобы их устранить. На сегодняшний день лишь 3 пункта остались неисполненными.

Представитель ответчика – заместитель начальника управления образования по вопросам дошкольного образования администрации МО <...>ФИО6, также в полном объеме признала исковые требования <...> прокурора, о чем подала в суд письменное заявление. Она пояснила суду, что ранее расчеты пожарного риска они не делали, так как расчеты риска в дошкольных учреждениях было принято делать в <...> года. Прежде чем заказать расчет пожарного риска, они вызвали специалиста, который пояснил, что расчет пожарного риска сделать возможно, что позволит в имеющихся у них условиях эвакуировать детей без проблем. Заключение расчета рисков они ждут в течение двух месяцев, затем предоставят его в суд. Если ничего не получится, то будут выполнять все предписанные пункты по решению суда.

Представитель ответчика Администрации МО <...>ФИО5 не согласилась с исковым заявлением. Она пояснила суду, что считает заявленные прокурором в рамках ГПК РФ требования подлежащими рассмотрению по нормам КАС РФ, как оспаривание бездействий органа местного самоуправления, муниципального учреждения, а не в порядке искового производства. Прокурор считает, что нарушены требования законодательства о противодействии терроризму, однако заявляет требования о несоответствии зданий и сооружений требованиям СНиП <...>, которые определяют и устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, то есть требования заявлены в связи с невыполнением требований, установленных Федеральным законом «О пожарной безопасности». При этом, Лабинский межрайонный прокурор указал норму закона, подлежащую применению – Федеральный закон <...> «О противодействии терроризму» и СНиП <...>*. Однако, при введении в действие СНиП <...> распространение их действия на ранее введённые в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом, соответствующие требования СНиП <...>*, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП <...>, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.

В соответствии с техническим паспортом, здание ФИО1 сада построено до принятия СНиП <...> в связи с чем этот СНиП не может быть применен. Следовательно, учреждения, эксплуатирующие здания, построенные до введения в действие СНиП <...>*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП <...>*, что свидетельствует о незаконности требований Лабинского межрайонного прокурора.

Однако, администрация муниципального образования <...> полностью согласна с доводами истца, что безопасность детей в дошкольных учреждениях является главной задачей государства, и в том числе органа местного самоуправления. В целях исполнения возложенных обязанностей по исполнению требований действующего законодательства о противопожарной безопасности, учреждение ФИО1 сад <...> заказало расчет пожарного риска здания ФИО1 сада. Расчеты пожарного риска применительно к конкретному объекту защиты могут иметь значение для подтверждения факта обеспечения на этом объекте пожарной безопасности с учетом соблюдения на данном объекте требований пожарной безопасности установленных техническими регламентами

Кроме того, в соответствии со ст. 179 БК РФ, объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу. Таким образом, в рамках компетенции, установленной статьей 34 Устава, администрация муниципального образования администрация муниципального образования <...> утвердила долгосрочную целевую программу, а главными распорядителями средств местного бюджета и подведомственными им учреждениями осуществляется его исполнение до окончания текущего бюджетного <...> года. В соответствии с указанной программой за ее реализацию отвечает главный распорядитель бюджетных средств – управление образования муниципального образования <...>. Контроль реализации Программы осуществляет администрация муниципального образования <...> и Совет муниципального образования <...>. Финансирование муниципальных целевых программ осуществляется только в объеме, запланированном Представительным органом местного самоуправления в решении о местном бюджете на текущий финансовый год. Сам факт принятия администрацией МО <...> программы, не указывает на то, что программа должна быть профинансирована в полном объеме. С учетом изложенного, в соответствии со статьёй 34 Устава муниципального образования <...> администрация может только разработать проект бюджета и внести его на рассмотрение в Совет муниципального образования <...>. Поэтому в данном случае незаконно требовать выделения дополнительных средств на реконструкцию объектов недвижимого имущества.

Отсюда следует, что требования <...> прокурора необоснованны, администрация муниципального образования <...> является ненадлежащей стороной по данному делу с учетом полномочий администрации муниципального образования <...> предусмотренных уставом МО <...>. Просит суд в удовлетворении заявленных требований Лабинского межрайонного прокурора отказать полностью.

Представитель ответчика Администрации МО <...>ФИО8 также возражала в удовлетворении исковых требований. Она пояснила суду, что есть определенные положения бюджетного кодекса, которые определяют порядок планирования бюджета и выделения из него финансовых средств на те или иные цели. Данная проблема возникла не только в ФИО1 саду <...>, но и в других дошкольных учреждениях. Все выписанные ОНД предписания влекут за собой миллионные расходы из районного бюджета. К сожалению, параметры местного бюджета не позволяют единовременно выделить денежные средства и устранить все имеющиеся нарушения. В связи с чем, данные учреждения будут рассматриваться в течение ряда лет, пока поэтапно не ликвидируют данные нарушения. На сегодняшний день, сумма предписаний прокурора и решений суда составляет более 60 000 0000 рублей. Они понимают, что отсутствие средств - это не основание для невыполнения предписаний, но на данный момент бюджет районов в полном объеме по всем учреждениям не в состоянии выполнить данные мероприятия. Кроме того, предписание ОНД в течение финансового года, когда из дополнительных источников выделить денежные средства уже невозможно, и сроки, которые устанавливаются в течении финансового года, после распределения и утверждения бюджета не могут быть соблюдены. С каждым годом бюджет ухудшается, на сегодняшний день дефицит бюджета составляет 25 000 000 рублей, на заработную плату уходит больше 360 000 000 рублей. Дополнительных средств в бюджете нет, и по мере сил экономия всех бюджетных средств направляется учреждениям на выполнение предписаний.

Представитель третьего лица – Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <...> управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <...> старший дознаватель ФИО9 полностью поддержал исковое заявление и просил его удовлетворить. Он пояснил суду, что нарушения в ФИО1 сад <...> имеются с <...> года. Одним из условий пожарной безопасности является выполнение расчета оценки пожарного риска, когда, в том числе, рассчитывается время эвакуации людей, детей безопасную от воздействия пожара зону. В настоящий момент заключения оценки рисков нет, а нарушения имеют место. В ФИО1 саду <...> выявлены нарушения: наружные лестницы в здании ФИО1 сада выполнены с нарушениями строительных норм и правил. СНиП <...><...> на путях эвакуации в общих коридорах на полу допущено применение материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум) СНиП <...> наружная пожарная лестница для подъема на кровлю выполнена с нарушениями строительных норм и правил. СНиП <...>

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования Лабинского межрайонного прокурора, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушения приобрело особое общественное значение, прокурор в праве предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Защита гражданских прав, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Истцом заявлены требования к ответчикам в рамках гражданского процессуального законодательства, а не административного судопроизводства, поскольку, как пояснил в судебном заседании старший помощник Лабинского межрайонного прокурора, им не ставится вопрос о признании незаконными действий или бездействий муниципальных органов. Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ответчикам об устранении выявленных нарушения правил пожарной безопасности, что не относится к категории дел, рассматриваемым по нормам КАС РФ.

Как установлено в судебном заседании, <...> прокуратурой была проведена проверка в части обеспечения безопасности пребывания детей в дошкольных образовательных организациях <...>, по результатам которой в деятельности ФИО1 сад <...><...>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противопожарной безопасности.

По результатам проверки в деятельности ФИО1 сад <...><...> выявлены следующие нарушения в области законодательства о пожарной безопасности:

- наружные лестницы в здании ФИО1 сада выполнены с нарушениями строительных норм и правил. СНиП <...>

- на путях эвакуации в общих коридорах на полу допущено применение материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум) СНиП <...>

- наружная пожарная лестница для подъема на кровлю выполнена с нарушениями строительных норм и правил. СНиП <...>

Также установлено, что контролирующим органом – Отделом надзорной деятельности <...> ранее при проведении планового мероприятия в <...> году в деятельности образовательной организации выявлялись аналогичные нарушения законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем ФИО1 образовательной организации привлекалась к административно ответственности, выдавалось предписание об устранении нарушений. В ходе внеплановой проверки по контролю устранения ранее выявленных нарушений контролирующим органом по результатам проверки учреждения, что выявленные нарушения не устранены, в связи с чем на ФИО1 образовательной организации составлен протокол об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, невыполнением вышеуказанных мероприятий в ходе осуществления образовательной деятельности, ФИО1 сад <...><...> нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пребывают в учреждении.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от <...> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФИО1 организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Основные принципы противодействия терроризму закреплены в статье 2 Федерального закона от <...> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которой, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, одними из которых являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Среди основных принципов противодействия терроризму особое место занимает принцип приоритета мер предупреждения терроризма.

Поскольку соблюдение мер противопожарной безопасности рассматривается как составляющая часть антитеррористической защищенности объектов и является неотъемлемой частью обязанностей всех государственных органов, органов местного самоуправления и ФИО1 хозяйствующих субъектов, то их неисполнение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

В Федеральном законе от <...> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», дано понятие террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятия решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Таким образом, в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности, ФИО1 образовательной организации минимизация последствий террористического акта на территории ФИО1 сада не будет достигнута.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.

В соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона от <...> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе и создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от <...> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от <...> «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Кроме того, исходя из положений п. 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от <...><...> «Об образовании в Российской Федерации», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий также относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии со ст. 4, 9 Федерального закона от <...> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с уставом образовательной организации, её учредителем выступает администрация МО <...>.

Исходя их положений ст. 9 Федерального закона от <...> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, учредитель устанавливает нормативы финансирования данного образовательного учреждения, а также несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.

Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств, то от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию школы.

При таких условиях, суд удовлетворяет исковые требования, и обязывает администрацию МО <...> принять дополнительные меры по необходимому финансированию ФИО1 сад <...><...> для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности; обязывает ФИО1 сад <...><...> устранить нарушения противопожарного законодательства, указанные прокурором в исковом заявлении.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление <...> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 сад <...><...>, Администрации МО <...>, Управлению образования администрации МО <...> об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.

Обязать администрацию МО <...> принять дополнительные меры по необходимому финансированию ФИО1 сад <...><...> для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Обязать ФИО1 сад <...><...> устранить нарушения противопожарного законодательства путем:

- установки наружных лестниц в здании ФИО1 сада с выполнением соответствующих требований СНиП <...>

- исключения эксплуатации на путях эвакуации материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум);

- выполнения наружной пожарной лестницы для подъема на кровлю в соответствии требованиями СНиП <...>

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию <...> суда, через <...> суд.

Судья:___________________________ФИО11