ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-805/17 от 25.05.2017 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-805\2017РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 25 мая 2017 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Константиновой М.Г.

при секретаре Алиевой К.В.

с участием представителя истца Козловой О.А.

представителя третьего лица Избаш А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края к Синкевич Т.А. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд Хабаровского края,

установил:

Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края обратилось в Хабаровский районный суд с иском к Синкевич Т.А. о принудительном изъятии для государственных нужд Хабаровского края земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (описание местоположения): <адрес> – под пашню; <адрес> – под сенокосы; <адрес> – под пастбища; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованный из земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Синкевич Т.А. (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ), с выплатой Синкевич Т.А. возмещения за изымаемый земельный участок в размере <данные изъяты>. В обосновании требований указав следующее, п 1 ст. 279 ГК РФ определено, что изъятие земельного участка для государственных нужд осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В соответствии с абз. 9 п.2 ст. 49 ЗК РФ основанием для изъятия земельных участков для государственных нужд является, в том числе, строительство автомобильных дорог регионального значения.

Порядок изъятия земельных участков для государственных нужд установлен главой VII.1 ЗК РФ.

Согласно п.2 ст.56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд) осуществляется на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по изъятию земельных участков для государственных нужд края является Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (подпункт ДД.ММ.ГГГГ п. 3.6 Положения о министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, утвержденного постановлением правительства края от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 1 ст. 56.3 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства объектов регионального значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Распоряжением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 – км 42» в городском округе «Город Хабаровск» и Хабаровском районе Хабаровского края.

В целях строительства объекта капитального строительства «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 – км. 42» распоряжением министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для государственных нужд Хабаровского края земельных участков в целях строительства I, II этапа объекта «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 – км 42» в городском округе «Город Хабаровск» и Хабаровском районе Хабаровского края» (в ред. Распоряжения министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края от ДД.ММ.ГГГГ) на основании ходатайства министерства экономического развития Хабаровского края об изъятии земельного участка для государственных нужд принято решение об изъятии для государственных нужд края земельного участка с кадастровым номером , расположенного в Хабаровском муниципальном районе, собственником которого является Синкевич Т.А..

В силу п.1 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных нужд может быть принято в отношении земельного участка, подлежащего образованию.

Как следует из «обобщения судебной практики Арбитражного суда <адрес> об изъятии земельных участков для государственных муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной президиумом Арбитражного суда <адрес>, в случае необходимости изъятия части земельного участка для государственных или муниципальных нужд должна быть произведена процедура раздела исходного земельного участка с последующим образованием нового (необходимого для соответствующих нужд) земельного участка требуемых параметров с присвоением такому участку кадастрового номера.

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером образован земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., подлежащий изъятию для государственных нужд края.

Руководствуясь подп. 5 п.1 ст.56.7, ст. 56.8 ЗК РФ, в целях определения размера возмещения в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд проведена оценка изымаемого недвижимого имущества и определен размер возмещения в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ.

Величина размера возмещения за изымаемый земельный участок определена на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером и заключения о размере возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных нужд, включая рыночную стоимость земельных участков, причиненных изъятием, и составляет <данные изъяты> руб., в том числе рыночная стоимость земельного участка – <данные изъяты> рублей, величина убытков, причиненных изъятием земельного участка – <данные изъяты> рублей.

Также на Отчет об оценке получено положительное экспертное заключение НП СРО «ФИО2» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 56.7, 56.9 ЗК РФ министерством экономического развития края совместно с министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики края подготовлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд между министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики края, министерством экономического развития края и Синкевич Т.А.

Проект соглашения, Отчет об оценке, копия положительного экспертного заключения, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером получены Синкевич Т.А. ДД.ММ.ГГГГ лично, что подтверждается распиской.

Согласно п. 10 ст.56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (то есть по истечении девяноста дней со дня получения проекта Соглашения») Синкевич Т.А. ни в министерство экономического развития края, ни в министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Хабаровского края.

В судебном заседании представитель истца Козлова О.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что назначенная экспертиза, по инициативе суда, не была проведена, поскольку ответчик не предоставил доступ к земельному участку, чем уклонилась от проведения экспертизы. От ответчика не поступили возражения на данное исковое заявление, не представлено доказательств, что рыночная стоимость по результатам проведенной оценки не соответствует.

В судебное заседание ответчик Синкевич Т.А. не явилась, о судебном заседании извещена, причины неявки суду не сообщила, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, просила настаивала на проведении экспертизы.

Представитель третьего лица Избаш А.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в отзыве на иск, в котором указала, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., часть указанного участка площадью <данные изъяты> кв.м. входит перечень земельных участков (в том числе подлежащих образованию), изымаемых для государственных нужд Хабаровского края в целях строительства I, II этапа объекта «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 – км. 42». В целях подготовки соглашения об изъятии проведена процедура раздела земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., в результате которой образованы новые земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., подлежащий изъятию. Проектом соглашения за изъятие спорного земельного участка предусмотрено возмещение в сумме <данные изъяты> руб. (из которых: рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб., причиненные изъятием убытки составляют <данные изъяты> руб.). Размер возмещения определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка и заключения о размере возмещения на земельные участки, изымаемые для государственных нужд, включая рыночную стоимость земельных участков и объектов недвижимости, подлежащих изъятию, а также убытков, причиненных изъятием.

Для подтверждения определенной оценщиком рыночной стоимости спорного земельного участка, а также проверки соответствия Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, проведена его экспертиза в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». По результатам экспертизы отчета получено положительное заключение НП СРО «ФИО2». Проект соглашения об изъятии спорного земельного участка вручен ответчику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской в получении. Одновременно с проектом соглашения в соответствии с п.4 ст. 56.10 ЗКРФ ответчиком были получены: Отчет (подлинник), копия положительного заключения экспертизы и кадастровый паспорт спорного земельного участка). До настоящего времени (по истечении девяноста дней со дня получения ответчиком проекта соглашения) подписанное ответчиком соглашение в Министерство не поступило. На основании чего исковые требования подлежат удовлетворению.

Заслушав представителя истца, представителя третьего лица исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 9 п.2 ст. 49 ЗК РФ основанием для изъятия земельных участков для государственных нужд является, в том числе, строительство автомобильных дорог регионального значения.

Порядок изъятия земельных участков для государственных нужд установлен главой VII.1 ЗК РФ.

Согласно п.2 ст.56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд) осуществляется на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 56.3 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства объектов регионального значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Синкевич Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (описание местоположения): <адрес> – под пашню, <адрес> – под сенокосы, <адрес> – под пастбище (право собственности ответчика зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ).

В целях строительства объекта капитального строительства «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 – км. 42» распоряжением министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для государственных нужд Хабаровского края земельных участков в целях строительства I, II этапа объекта «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 – км 42» в городском округе «Город Хабаровск» и Хабаровском районе Хабаровского края» (в ред. Распоряжения министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края от ДД.ММ.ГГГГ) на основании ходатайства министерства экономического развития Хабаровского края об изъятии земельного участка для государственных нужд принято решение об изъятии для государственных нужд края земельного участка с кадастровым номером расположенного в Хабаровском муниципальном районе, собственником которого является Синкевич Т.А..

В силу п.1 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных нужд может быть принято в отношении земельного участка, подлежащего образованию.

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером образован земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., подлежащий изъятию для государственных нужд края.

Руководствуясь подп. 5 п.1 ст.56.7, ст. 56.8 ЗК РФ, в целях определения размера возмещения в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд проведена оценка изымаемого недвижимого имущества и определен размер возмещения в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ.

Величина размера возмещения за изымаемый земельный участок определена на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером и заключения о размере возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных нужд, включая рыночную стоимость земельных участков, причиненных изъятием, и составляет <данные изъяты> руб., в том числе рыночная стоимость земельного участка – <данные изъяты> рублей, величина убытков, причиненных изъятием земельного участка – <данные изъяты> рублей.

Также на Отчет об оценке получено положительное экспертное заключение НП СРО «ФИО2» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 56.7, 56.9 ЗК РФ министерством экономического развития края совместно с министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики края подготовлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд между министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики края, министерством экономического развития края и Синкевич Т.А.

Проект соглашения, Отчет об оценке, копия положительного экспертного заключения, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером получены Синкевич Т.А. ДД.ММ.ГГГГ лично, что подтверждается распиской.

Согласно п. 10 ст.56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

До настоящего времени Синкевич Т.А. ни в министерство экономического развития края, ни в министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Хабаровского края.

ДД.ММ.ГГГГ по инициативе суда назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка и определения величины убытков, причиненных изъятием земельного участка. Проведение экспертизы поручено КГУП «ФИО8. На ответчицу Синкевич Т.А. возложена обязанность обеспечить доступ эксперта к объекту исследования.

ДД.ММ.ГГГГ в Хабаровский районный суд Хабаровского края поступили материалы гражданского дела без исполнения. Согласно сообщению КГУП ФИО8 ответчиком Синкевич Т.А. не был предоставлен доступ к объекту недвижимости, по причине болезни ответчика, представители Синкевич Т.А. также не смогли показать объект недвижимости в связи с нахождением в командировке.

Согласно ч.3 ст. 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Не доверять указанному отчету об оценки и заключения о размере возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных нужд, представленному истцом, оснований не имеется, поскольку он соответствуют предъявляемым законом требованиям.

Доказательств, опровергающих выводы отчета об оценки и заключения о размере возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных нужд, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.

Ответчиком не представлено мотивированных возражений на исковое заявление. Согласно телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик Синкевич Т.А. настаивала на проведение экспертизы, при этом надлежаще составленного и мотивированного ходатайства о проведении экспертизы суду не представила.

Требования истца основаны на законе, подтверждаются материалами дела, поэтому иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края к Синкевич Т.А. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд Хабаровского края, удовлетворить.

Изъять у Синкевич Т.А. земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (описание местоположения): <адрес> – под пашню; <адрес> – под сенокосы; <адрес> – под пастбища; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованный из земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Синкевич Т.А. (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ), для государственных нужд Хабаровского края с выплатой Синкевич Т.А. возмещения за изымаемый земельный участок в размере <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Хабаровский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 01.06.2017 г.

Судья: М.Г. Константинова