ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-817/2016 от 27.06.2016 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело

г. Зима 27 июня 2016 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Горбуновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Божко Н.В.,

с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора В.А.А., действующей на основании поручения Братского межрайонного природоохранного прокурора П.И.Р.,

представителя ответчика - директора Общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный поезд № 196 «Восточно- Сибирских транспортных строителей» С.И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, Зиминского городского муниципального образования, неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный поезд «Восточно- Сибирских транспортных строителей», о возложении обязанностей по соблюдению законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха, запрете (приостановке) деятельности по эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ,

установил:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей», в котором просил обязать ответчика:

1. организовать ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в порядке, установленном Приказом Минприроды РФ от * «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» в срок до *.

2. организовать в установленном порядке его подготовку и (или) подготовку специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в срок до *.

3. запретить (приостановить) ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» деятельность по эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ): помещение котельной с котлом ( твердо-топливный котел КВр-160К(Л) « Теплотрон» ) ; гараж на шесть секций, котором расположены два наждачных станка, сварочный аппарат и газосварочный аппарат, до получения в Министерстве природных ресурсов и экологии ** разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в установленном законом порядке.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» природоохранного законодательства, в том числе в части размещения отходов производства и потребления и об охране атмосферного воздуха. Проверкой установлено, что ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» зарегистрировано *, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за ОГРН . Юридический адрес предприятия: **, промплощадка . Согласно решения учредителей Общества от *, директором Общества является С.И.И.. Одними из видов деятельности, осуществляемой Обществом являются строительно-монтажные работы, реставрационно-технические работы и другие. Указанную деятельность Общество осуществляет на земельном участке категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для производственной деятельности, общей площадью 3354 кв.м., адрес объекта: **. Право пользования земельным участком осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации права от *. * осмотром, с участием начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи администрации Зиминского городского муниципального образования С.А.Р., производственной территории ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» установлено следующее. На данной территории расположены и используются предприятием для осуществления хозяйственной деятельности: сторожка; офисное помещение; гараж на 6 секций, в котором расположены 2 наждачных станка, сварочный аппарат и газосварочный аппарат; помещение котельной с котельной установкой. Расположенная в котельной котельная установка используется для отопления всех вышеуказанных помещений, топится древесными отходами и углем. В силу требования ч.1 ст. 19 Федерального закона от * N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Минприроды РФ от * «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. В нарушение указанных норм данные учета в области обращения с отходами у ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» отсутствуют. В силу требования ст. 73 федерального закона от * N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающее среды и экологической безопасности. В нарушение указанных норм директор и специалисты ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» не имеют профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Экологическая безопасность- система предотвращения существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом, состоянию атмосферы, гидросферы, литосферы ближней космосферы, видовому составу животного и растительного мира, также опасности истощения не возобновляемых природных ресурсов в результате различных видов деятельности человека. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Экологическая безопасность производства нацелена на снижение техногенного воздействия на природу и минимизацию экологических рисков. Кроме того, экологическая безопасность является важным фактором качества окружающей среды. Отсутствие у соответствующих сотрудников обучения в области экологической безопасности влечет невозможность экологически и экономически рационального управления природоохранными и ресурсосберегающими сторонами деятельности предприятий и организаций. Неведение учета в области обращения с отходами не позволяет сформировать достоверные статистические сведения, предоставляемые в уполномоченные органы, что в свою очередь нарушает права Российской Федерации на ведение государственной политики в области обращения с отходами в соответствии с принципами, закрепленными в ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления", так как невозможно достоверно установить их количество, способ и вид обезвреживания и утилизации отходов, что может повлечь загрязнение почвы отходами, а также их несанкционированное размещение на территории муниципального образования **. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствие со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Таким образом, хозяйственная деятельность ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» осуществляется без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Вместе с тем, на указанном земельном участке также располагаются и эксплуатируются ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: помещение котельной с котлом ( твердотопливный котел КВр-160К(Л) « Теплотрон» ) ; гараж на шесть секций, котором расположены два наждачных станка, сварочный аппарат и газосварочный аппарат. Указанная котельная используется для отопления всех имеющихся на вышеуказанном земельном участке помещений; имеющиеся станки и аппараты используются для ремонта техники, оборудования, осуществления хозяйственной деятельности. При осуществлении деятельности по сжиганию коро-древесных отходов и угля, переработке таким способом отходов лесопиления образуются следующие выбросы в атмосферный воздух: зола, коксовые остатки (сажа), диоксиды серы, бенз(а)пирен и другие. Проведенная природоохранной прокуратурой проверка показала, что в нарушение Федерального закона от * № 7-ФЗ (ред. от *) «Об охране окружающей среды», Федерального закона от * № 96-ФЗ (ред. от *) «Об охране атмосферного воздуха» и Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от *, разрешительная документация на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от источников: помещения котельной с котлом ( твердотопливный котел КВр-160К(Л) « Теплотрон» ) ; гаража на шесть секций, котором расположены два наждачных станка, сварочный аппарат и газосварочный аппарат у ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» отсутствует, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не проводилась, нормативы ПДВ не разрабатывался, разрешение на выбросы не выдавалось, с заявлением о выдачи такого разрешения предприятие в органы власти не обращалось, производственный контроль за выбросами вредных веществ в атмосферу не осуществляется. Согласно требованиям ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от * № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. По требованиям ст. 14 Федерального закона от * № 96-ФЗ (ред. от *) «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно пункту 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от * N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). В соответствии с п. 9 указанного Положения выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу п.п 7 п. 7 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии **, утвержденного Постановлением ** от * N 392/171-пп, одной из функций министерства является выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в соответствии с законодательством. Согласно п. 2 Приказа Минприроды РФ от * N 650 (в ред. от *) "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)", государственная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Учитывая, что ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», утвержденный Постановлением Правительства РФ от * N 285 не подпадает, предприятию надлежало получить соответствующее разрешение в указанном исполнительном органе государственной власти **, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды. В соответствии с требованиями п. 7 ст. 15 Федерального закона от * № 96-ФЗ (ред. от *) «Об охране атмосферного воздуха», запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. Статьей 3 Федерального закона от * № 7-ФЗ (ред. от *) «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. На основании ст. 34 указанного Закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. В соответствии со ст. 80 этого же Закона, требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. Неполучение ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» вышеуказанных документов ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможному превышению источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов, так как для ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве он имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, и что это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, деятельность указанного предприятия по эксплуатации помещения котельной с котлом ( твердотопливный котел КВр-160К(Л) « Теплотрон» ) ; гаража на шесть секций, котором расположены два наждачных станка, сварочный аппарат и газосварочный аппарат без разрешения на выброс и без проекта предельно допустимых выбросов, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Тем самым нарушены интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан, неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством. Данные факты подтверждаются объяснением директора ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» С.И.И., актом проверки от * Изложенные выше нарушения федерального законодательства, явились основанием для обращения прокуратуры в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, **, муниципального образования **, неопределенного круга лиц. В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 12 ГК РФ установлено, что присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.

В судебное заседание от и.о. Братского межрайонного природоохранного прокурора М.О.Р. поступило заявление, в котором прокурор отказался от исковых требований:

- о запрете ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» (приостановлении) деятельности по эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ): помещения котельной с котлом ( твердо-топливный котел КВр-160К(Л) « Теплотрон» ) ; гаража на шесть секций, котором расположены два наждачных станка, сварочный аппарат и газосварочный аппарат, до получения в Министерстве природных ресурсов и экологии ** разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в установленном законом порядке;

- о возложении на ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» обязанности в установленном порядке организовать подготовку директора и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Отказ от вышеуказанных исковых требований мотивирован тем, что ответчиком- ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» приняты меры к заключению договора о проведении работ по инвентаризации источников негативного воздействия и разработке проекта предельно- допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также ответчиком предоставлен акт о прохождении обучения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Определением Зиминского городского суда от * гражданское дело в части вышеуказанных исковых требований было прекращено в связи с отказом прокурора от данных требований.

В остальной части исковые требования были уточнены прокурором следующим образом: обязать ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей»

1. организовать ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в порядке, установленном Приказом Минприроды РФ от * «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» в срок до *.

2. получить в Министерстве природных ресурсов и экологии ** разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в установленном законом порядке на имеющиеся источники выбросов вредных ( загрязняющих) веществ: помещение котельной с котлом ( твердо-топливный котел КВр-160К(Л) « Теплотрон» ) ; гараж на шесть секций, котором расположены два наждачных станка, сварочный аппарат и газосварочный аппарат в срок до *.

Представитель ответчика - директор ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» С.И.И. уточненные исковые требования признала, указав, что последствия признания иска ей известны и понятны.

В соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Принимая во внимание, что представитель ответчика С.И.И. признала заявленные исковые требования, что подтверждается ее письменным заявлением от * и признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требование.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, по требованию неимущественного характера согласно подп. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ составит <данные изъяты>

Согласно ст. 333.17 п.2 подпункта 2 и ст. 333.18 п.1 подпункта 2 НК РФ- государственная пошлина подлежит уплате ответчиком в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 214 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, **, Зиминского городского муниципального образования, неопределенного круга лиц, к ООО Строительно-монтажный поезд № 196 « Восточно- Сибирских транспортных строителей» удовлетворить.

1.Обязать ООО Строительно-монтажный поезд № 196 « Восточно- Сибирских транспортных строителей» (. Юридический адрес предприятия: ** организовать ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в порядке, установленном Приказом Минприроды РФ от * «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» в срок до *.

2. Обязать ООО Строительно-монтажный поезд № 196 « Восточно- Сибирских транспортных строителей» . Юридический адрес предприятия: **, **) получить в Министерстве природных ресурсов и экологии ** разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в установленном законом порядке на имеющиеся источники выбросов вредных ( загрязняющих) веществ: помещение котельной с котлом ( твердотопливный котел КВр-160К(Л) « Теплотрон» ); гараж на шесть секций, котором расположены два наждачных станка, сварочный аппарат и газосварочный аппарат в срок до *.

Взыскать с Обязать ООО Строительно-монтажный поезд « Восточно- Сибирских транспортных строителей» в бюджет Зиминского городского образования государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Копию судебного решения не позднее пяти дней со дня его вынесения направить Братскому межрайонному природоохранному прокурору.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.В. Горбунова